Система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике.
Каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки к экзамену в постоянно меняющихся условиях: уровень класса, отдельных учеников.
В своей работе ставлю следующие задачи: адаптировать содержание образования к современным требованиям ОГЭ и ЕГЭ; развивать самостоятельную активность учащихся; сочетать лекции, консультации и самостоятельную работу, поиск информации в сети Интернет, организация практикумов, проводить систематический контроль уровня обученности учащихся и мониторинг выполнения типовых заданий.
Из опыта работы с ОГЭ можно сделать вывод о том, что подготовку нужно вести постоянно, причём не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения на уроках, предметных курсах, начиная, с 6-8 класса.
Т.к. задачи из учебников в большинстве случаев почти никак не связаны с заданиями ОГЭ, следовательно, учитель вынужден по каждой теме подбирать задания, подобные экзаменационным, для включения их в перечень решаемых задач на уроке, чтобы дети могли знакомиться с разными формулировками, и видеть всё разнообразие математических примеров, вопросов и проблем.
Что я считаю самым важным при подготовке к ОГЭ?
1. Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором на экзамене запрещено, поэтому объясняю его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней. На первом этапе урока провожу устную работу с использованием экзаменационных заданий. Ребята читают, считают, проговаривают. На предметной неделе показываю математические фокусы с быстрым счётом.
2. Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5-7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение, в вопросы зачётов включаю формулы по всему разделу. На предметной неделе провожу аукцион знания формул.
3. Постоянное совершенствование учебных навыков на практике. Запомнить все решения всех заданий невозможно, поэтому считаю, что разумнее учить школьников общим универсальным приёмам и подходам к решению задач соответствующих типов. Рассматриваем задания, составляем алгоритм решения. Самостоятельно решаем подобные. Делимся между собой опытом.
4. Проверка знаний и умений учащихся. Объясняю важность выполнения тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме online. Составляю план индивидуальной работы с каждым учащимся, график консультаций. Веду учет выполнения домашних работ и бланк ликвидации пробелов.
5. Принцип дифференцирования. Даю одинаковую нагрузку, как по содержанию, так и по времени, для всех школьников (сильных и слабых) в равной мере. Содержание КИМов ставит всех учеников в равные условия и предполагает объективный контроль результатов, т.е. слабый ученик не получит скидку на то, что он слабый. Дифференциация на ГИА предполагается только при выставлении количества баллов за правильно выполненное задание, а это количество, как известно, зависит от уровня трудности. Поэтому при подготовке к ГИА осуществляю дифференциацию таким же образом. Ребята сами осуществляют контроль и выставляют оценку.
6. Постоянное совершенствование удачных методических приёмов. У каждого учителя они могут быть различными. Например, считаю эффективным приём показа учителем мысленного поиска способа решения задачи. Раскрываю перед учащимися ход своих мыслей, которые возникали, когда готовилась к уроку, консультации, даже если эти мысли были неверными. Иногда специально допускаю ошибки, обращаясь за помощью к ученикам. В процессе решения задачи, в этом случае ученики должны уметь найти место, с которого пошёл «тупиковый» вариант, чтобы, вернувшись к нему, найти другой вариант решения.
7. Считаю необходимым указывать типичные ошибки при выполнении заданий.
Проводим работу над ошибками, обсуждая проблему и пути решения Здесь стараюсь использовать опыт работы экспертом по проверке заданий ГИА по математике. Начиная, с 7 класса использую задания по геометрии из банка данных ОГЭ по математике. Ребята решают задачи с полным оформлением, а также по готовым чертежам.
Начиная с восьмого класса, включаю почти в каждый урок в разной форме «10 минут» подготовки к экзамену, в 9 классе 1 раз в неделю провожу урок по подготовке к ОГЭ
В 9 классе на предметном курсе «Подготовка к ОГЭ по математике» провожу диагностические работы, причем на выполнение всей работы отвожу 45 минут. Дальнейшую работу строю, учитывая ошибки в решении и записи ответов, пробелы в знаниях
Таким образом, основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий (их можно найти в разнообразных пособиях по ГИА и сети Интернет) с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Все тренировочные тесты стараюсь проводить в режиме «теста скорости», то есть с ограничением времени, фиксирую вслух время, чтобы ученик понял, что он успевает или не успевает выполнять за данный промежуток времени.
Предмет математика трудоемкий, требует большой самостоятельной, повседневной работы. Ученику необходимо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах.
Шкалапереводабаллов ОГЭ Математика
«2»: 0-7
«3»: 8-14, не менее 2 баллов получено за выполнение заданий по геометрии
«4»: 15-21, не менее 2 баллов получено за выполнение заданий по геометрии
«5»: 22-31, не менее 2 баллов получено за выполнение заданий по геометрии.
ИзмененияструктурыисодержанияКИМпосравнениюс2023годомотсутствуют.
Справочныйматериал(выдаетсявместесКИМ)