Роль игры в процессе изучения английского языка в школе
Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство.
В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения английскому языку. Бельгийский бизнесмен, наблюдавший за детьми, которые изучали грамматику в процессе игры, сказал: “It isn`t silly at all”, тем самым выражая удивление, что игра может быть забавной и серьезной в одно и то же время. Игры способствуют интенсивной языковой практике. Они могут использоваться в начале урока или в конце для стимуляции, уменьшения напряжения после контрольной, для смены деятельности на уроке. Важно, чтобы игры доставляли радость, помогали в тренировке языковых явлений.
Игра всегда предполагает принятия решения — как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. Однако, для детей игра прежде всего — увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий — всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения — оказывается, я могу говорить наравне со всеми. Игры способствуют выполнению следующих методических задач: - создание психологической готовности детей к речевому общению; - обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; - тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;
Для каждого этапа урока мной используются активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
1. Этап введения в атмосферу иноязычного общения (начало урока, знакомство).
С самого начала урока важно создать благоприятный эмоциональный настрой, в этом помогают следующие активные методы.
o Метод «Поздоровайся локтями»: поздороваться как можно с большим числом членов группы, назвав по-английски свое имя и коснувшись друг друга локтями, что способствует созданию неформальной обстановки в начале урока и установлению контакта между учащимися.
o Очень хорош метод «Комплименты», который позволяет не только выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, но и улучшить его, создать ситуацию успеха. Учитель спрашивает детей, как они себя чувствуют, и просит их поднять карточку, цвет которой соответствует их настроению. Интерпретация цветов дана на слайде или на доске, например:
orange – happy, glad (довольный, радостный) и т. д. После этого учитель говорит, что настроение в группе различное и предлагает улучшить его, сделав соседу по парте комплимент на английском языке.
Игры на работу со звуками.
Учитель читает слова. Даётся команда: хлопните, если услышите такой-то звук. Это упражнение можно усложнить: хлопните, если услышите такой-то звук, топните, если другой. Подходит для дифференциации звуков [a:] [æ]; [n] [ŋ]; [f] [θ] и т.п.
Задание: match sounds with the letters. Необходимо подобрать звуки к выделенным буквам. Такие задания, как правило, выполняются с помощью карточек на доске или в группах на скорость. Следует помнить, что при проверке ученики должны обязатНу и, конечно, на помощь учителю приходит огромное количество скороговорок «tongue twisters». Можно устроить соревнование в классе: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку. Можно попросить ребят проговаривать «tongue twisters» с разной интонацией, тише, громче; от лица какого-либо сказочного персонажа и т.п.
Игры на работу с лексикой.
Игра на отработку ранее изученной лексики – «золотая лихорадка». Класс делится на две команды, которые выстраиваются в две колонны. В руках учителя пластмассовые монеты — goldies (можно вырезать из картона).
Соревнуются по двое участников между собой, затем они возвращаются в хвост колонны. Побеждает та команда, которая наберёт больше «золотых». Задания в такой игре могут быть следующие: переведите слово с русского на английский и наоборот.
При изучении новых слов может использоваться игра «each one teach one». Каждому игроку выдаётся карточка с новым словом и его определением. Здесь важно, чтобы ученики не испытывали трудности в понимании определения слова.
Затем каждый ученик подходит по одному ко всем участникам, называет слово и объясняет его значение. Параллельно весь класс выполняет ту же работу. Ученик должен убедиться, что его собеседник понял и запомнил слово. После выполнения задания учитель проводит контроль и просит учащихся дать определение любому слову.
Такая игра проводится в небольших группах, где учащиеся обладают высоким уровнем владения языка.
Игры на работу с текстом
При работе с текстом учитель обращает внимание на фонетику новых слов, их значение, на грамматические структуры предложений. Поэтому целесообразно использовать выше приведённые примеры игровых упражнений. Кроме этого, если текст небольшой, можно использовать такие упражнения: каждому ученику достаётся по одному предложению.
Задача: за отведённое время составить текст и выстроится по порядку. Могут участвовать две команды на скорость. Можно попросить прочитать текст с разной интонацией: как будто вы очень сердиты, хотите спать, получили радостную весть и т.п. Либо прочесть от лица какого-либо сказочного персонажа.
При этом остальные должны догадаться, что это за персонаж.
Таким образом, игра как средство обучения английскому языку помогает учителю развить творческий потенциал учащихся, научить их самостоятельно приобретать знания, быть продуктивными в сотрудничестве с другими. Игровые формы работы, их разнообразие повышает познавательную активность детей, усиливает мотивацию, способствует лучшему усвоению материала.