Обновлённый ФГОС НОО ориентирует начальную школу на формирование универсальных учебных действий, важнейшими из которых является смысловое чтение. Современный человек читает быстро, но чтение становится поверхностным, неглубоким и невнимательным. Наиболее критично отсутствие вдумчивого чтения в школе в тот период, когда ребенок только начинает взаимодействовать с книгой. Также лишенное смысла чтение противоречит требованиям современных ФГОС, где подчеркиваются, что, читая, обучающиеся должны как можно правильнее и наиболее полно понимать содержание текста, осознавать практическое применение полученной из него информации.
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе.
В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
Процесс чтения рассматривали многие ученые Светловская Н.Н., Клычникова З.И., по их общему мнению, работа с текстом начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном.
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения понимать текст, анализировать, сравнивать, видоизменять и генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи). Работа над формированием навыков смыслового чтения проходит на основных предметах: литературном чтении, русском языке, окружающем мире, математике.
Для решения задачи формирования смыслового чтения можно использовать технологию эффективного чтения. В её основе лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями.
С точки зрения лингвистики (теория лингвиста Гальперина И.Р.) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д.
Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д.
Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем. Конечно, текст – это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке – в исследовательских, а на практике – в учебных целях.
С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом.
Хочется отметить, что обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых обучающимся могут понадобиться данные умения. Чтение информативных текстов научно-популярного и общественно-политического характера, таких как: страничка в Интернете, статья в газете, доклад на научной конференции, как правило, начинается с ознакомления с их общим содержанием. Для того чтобы определить основную идею текста, читателю необходимо применить умение ознакомительного чтения (просмотровое чтение).
Часто в повседневной жизни нам важно получить подробную информацию об интересующем нас явлении или событии, что требует владения умением читать с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение). Обычно, таким образом, мы читаем художественную литературу (рассказы, стихи, сказки и т.п.), научно-популярные статьи, инструкции, рецепты, письма и т.п. Данный вид предполагает, что читатель может остановиться на заинтересовавших его отрывках, перечитать и проанализировать их, сделать вывод.
Умение поискового чтения в реальной жизни мы используем, когда просматриваем телевизионную программу или рекламный проспект, знакомимся с меню, оглавлением книги, ищем незнакомое слово в словаре, номер телефона в справочнике, товар в каталоге, информацию о прибытии поезда на табло железнодорожного вокзала и т.п.
Некоторые из существующих приёмов работы при обучении различным видам чтения авторов: Омороковой М. И., Минько А. А. были систематизированы и используются в работе учителя начальных классов:
вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;
восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы. Это происходит потому, что мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное – это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста. Поскольку есть прямая зависимость между вероятностным прогнозированием графического шрифтового материала и частотой встречаемости его в текстах, нас в первую очередь интересуют условия, при которых одни и те же обороты речи, фразы, слова повторяются наиболее часто. Эффективное управление процессом антиципации держится на понимании стереотипности текстов.
упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста.
исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.
сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.
перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.
«мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.
называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.).
составление списка – приём работы, заключающийся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).
множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)
деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.
составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.
предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста.
викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.
логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.
заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.
верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.
Очевидно, что вышеуказанные приёмы работы могут быть широко использованы для развития смыслового чтения младших школьников. На уроках литературного чтения по учебнику Э.Э. Кац в начальных классах необходимо чаще создавать условия для формирования у младших школьников навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладеет навыками смыслового чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями. В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами.
Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.
Формированию читательского кругозора и приобретению опыта самостоятельной читательской деятельности, умения работать с художественными, научно-популярными текстами способствуют уроки внеклассного чтения. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник литературного чтения (автор Э.Э. Кац) первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно даётся система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.
Игра является неотъемлемой частью развития человека, для гармоничного становления личности она необходима. В процессе игры навык смыслового чтения формируется эффективно и естественно для обучающихся. Приведу пример таких игр, которые можно использовать в четвертых классах.
1. Для этапа мотивации подойдёт игра, составленная по аналогу телевизионной программы «Где логика?» Класс делится на две команды. На экран электронной доски выводится несколько картинок, которые отражают то или иное литературное понятие или произведение. Команда, расшифровавшая большее количество заданий, становится победителем. Данный тип заданий формирует развитие памяти и внимания. Эти навыки необходимы для смыслового понимания текста.
2. Игра «Интервью у писателя». Один из обучающихся играет роль знаменитого писателя, второй ученик выступает в образе журналиста, который задаёт вопросы по самым значимым датам жизни, связанным с творчеством автора. Остальные обучающиеся готовят интересующие их вопросы, связанные с темой урока. В это же время несколько учеников задействованы в разработке маршрута на интерактивной карте по знаковым местам знаменитой личности. Таким образом на уроке создается позитивная атмосфера и погружение в историческую атмосферу писателя, формируются метапредметные навыки, реализуется формирование основ к исследовательской деятельности.
Возможно дополнительное задание для обучающихся с высокой мотивацией — составление партитуры текста. Такой вид игровой технологии подразумевает неоднократное прочтение произведения, расставку верных акцентов, соответствующих авторской позиции.
Большую популярность у современных школьников приобретают интерактивные игры, разработанные учителем на различных образовательных платформах. Рассмотрим несколько примеров разработанных на платформе LearningApps:
1. «Узнай писателя по литературному портрету». Обучающимся предлагается сопоставить словесный и художественный портрет писателя;
2. Игра «Особенности святочного рассказа» выполнена в форме пазла, детали которого открываются только при верном ответе на вопрос. Данная технология направлена на повторение теоретического материала;
3. Интерактивный кроссворд может быть составлен на любую тему или произведение литературы.
Стратегии текстовой деятельности:
— Жужжащее чтение. Данная стратегия улучшает технику чтения. По команде учителя обучающиеся начинают читать каждый в своем темпе вслух. Для проверки педагог может сделать внезапную остановку и уточнить, на каком фрагменте остановился тот или иной ученик.
— Чтение по цепочке (попеременное);
— Чтение про себя с вопросами.
— Чтение с остановками. Предварительно учитель делить текст на смысловые фрагменты. По окончании одной часть учитель останавливает читающего и задаёт вопрос по прочитанному. Чаще всего такие вопросы требуют развёрнутого ответа в виде рассуждения на заданную тему. Такая методика считается очень эффективной.
— Чтение с закладками. Учитель предлагает обучающимся прочитать текст и подчеркнуть (выделить) важные для понимания текста детали: портрет героя; описание природы как способ передачи эмоционального мира персонажа; речь действующих лиц; остановка в доме героя и т.д.
— Чтение про себя с пометками. Учитель предлагает обучающимся прочитать текст сделать пометки + всё понятно, — отмечаются противоречия, требующие дополнительного разъяснения, непонятные моменты (термины). Данная стратегия направлена на мониторинг понимания прочитанного.
— Работа в парах (группах) Данная стратегия направлена на взаимопроверку понимания текста в парах(группах). Учителем предлагается перечитать фрагмент текста и обсудить в парах основные вопросы, важные для понимания произведения. Учащиеся должны рассказать друг другу что-то новое, открывшееся для них в этом фрагменте. Затем нужно суммировать вновь открывшиеся факты и пересказать текст с их учётом.
— Подведение итогов (заключительный этап) Цель данной стратегии — мониторинг понимания текста в целом. Педагог заранее готовит вопросы по произведению. Задания носят итоговый характер. Ученики называют тему, идею (проблему) текста. Обучающиеся осознают разницу между темой и идеей произведения. Школьники не искажают авторскую позицию.
— «Синквейн». Цель стратегии — кратко показать отношение к книге.
Формирование смыслового чтения наиболее эффективно посредством применения технологии критического мышления. Наиболее эффективными приемами выступают следующие:
1. Приём «Учимся задавать вопросы». Данный приём включает распределение класса на несколько групп. Одни группы должны составить вопросы, описывающие внешние атрибуты персонажей, их поступки, позволяющие получить полную информацию о месте происходящего, ситуации в целом. Другие группы – формулируют вопросы, связанные с объяснением мотивов, эмоций, поступков, результатов действий персонажей. Затем, группы начинают задавать друг другу подготовленные вопросы.
2. Приём «Нарушение логических цепочек». Младшим школьникам учитель даёт детям распечатки текста, в которых нарушена логическая последовательность повествования. Младшие школьники создают правильную последовательность в тексте. Можно использовать ножницы, клей и картон.
3. Приём «Использование схем и рисунков». Данный приём заключается в подготовке младших школьников с помощью схем и рисунков краткого пересказа текста.
4. Приём «SMS-сообщение». После прочтения текста написать SMS сообщение учителю, передающее тему текста и его основную мысль.
Баскет-метод является эффективной техникой овладения смыслового чтения детьми младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. Баскет-метод – это метод обучения, основанный на моделировании конкретной ситуации. Приведем наиболее интересные, на наш взгляд, примеры использования Баскет-метода в собственной педагогической практике.
Тема: «Обобщение по разделу «Русские писатели»
Урок сегодня будет не совсем обычным. Вчера мы разделились на группы у каждой группы был выбран капитан или точнее заместитель писателя. Каждая группа выбрала писателя. Что же интересного вы узнали о нем и хотите рассказать нам?
Тема: «Произведение В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»
На прошлом уроке первая группа получила задание приготовить рассказ про писателя. Они ответственно отнеслись к заданию и уже готовы, а мы с вами внимательно послушаем и заполним таблицу (Знаю, хочу узнать, узнал). Вторая группа приготовила для нас рабочий лист, который поможет нам закрепить полученные знания. А третья группа – эксперты проверят наши листы и оценят нас.
Применение данного метода способствует не только овладению обучающимися навыками смыслового чтения, но делает процесс обучения более увлекательным и интересным.
Таким образом, были рассмотрены методы и приемы обучения смысловому чтению младших школьников на уроках литературного чтения. Установлено, что в начальных классах наиболее распространенными приемами работы по совершенствованию смыслового чтения являются разделение текста на части, составление плана, подбор пословиц и поговорок к тексту, установление цепочки последовательных событий и многие другие.
Формирование навыков смыслового чтения на данный момент является потребностью современного общества в целом и каждого отдельного человека в частности. Смысловое чтение весьма широкое понятие, понимание которого хоть и имеет определенные особенности у разных ученых в различных областях науки, но все же обладает общей для всех сутью. Смысловое чтение — это понимание прочитанного, способность видеть «между строк» и умение делать собственные выводы на основе изученных текстов.
Новые тенденции при смысловом чтении в начальном общем образовании
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: МГУ, 1985. – 231 с.
Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. – Изд. «Феникс», Ростов: Феникс, 2005. – 250 с.
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Изд. «Аркти», Москва, 1999. – 210 с.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Как научить ребёнка писать сочинение. – М.: Астрель, 2002. – 324 с.
ФГОС. Литературное чтение. Рабочая программа по учебнику Э.Э. Кац. О.В. Архарова.- Волгоград: Учитель, 2014.-144с.
Алиева, Г. М. Овладение техникой смыслового чтения детьми младшего школьного возраста на уроках лиратурного чтения. / Г. М. Алиева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2023. – С. 49-52.