Особенности развития патриотических чувств младших школьников
Грамотная работа по воспитанию и развитию патриотических чувств младших школьников является залогом успешного будущего нашей страны. Итогом данной деятельности будет выступать патриотически сформированная личность, отражающая в себе умение использовать общечеловеческие нормы нравственности и моральные установки общества, умение проводить анализ своих поступков и поведения, которые непосредственно будут связаны с чувствами к своей Родине.
Воспитание патриотических чувств берёт своё начало ещё в семье (А. Ю. Гранкин, Н. З. Гасанов и др.), продолжает развитие в детском дошкольном учреждении (Т. В. Козлова и др.), но именно школа будет являться наиболее благоприятной средой по организации данного процесса (И. В. Бестужев-Лада, Б. Т. Лихачев и др.). В учебном заведении деятельность по этому направлению носит массовый характер и происходит комплексно. Психологи особое внимание уделяют зарождению так называемых «ростков патриотизма». Таким образом, если в семье ребёнка научили сочувствовать другим, иметь уважение к родителям, почитать старшее поколение, делать осознанные поступки и получать удовлетворение от положительного исхода, то можно с уверенностью говорить о том, что заложен прочный фундамент развития высших чувств.
В.А. Сухомлинский рекомендовал родителям очень внимательно относиться к этому периоду. Он обращал внимание на то, что сначала необходимо научить ребёнка чувствовать красоту окружающего его мира, а уже затем переходить на восприятие человеческих поступков и их адекватное оценивание. Любовь к России начинается, прежде всего, с любви к своей семье, школе, природе.
Суть воспитания патриотизма заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному краю и семье, к истории и культуре страны, и к окружающим людям в целом. В содержание патриотического воспитания включают привитие любви к Отечеству, преданность своей малой Родине, гордость за её прошлое, настоящее и будущее, готовность служить её интересам и при первой необходимости защищать её. Содержание отражает в первую очередь развитие самосознания, которое проявляется в уважении к другим народам, их обычаям и культуре, в сохранении культурных и исторических наследий страны, в готовности подчинять свои интересы интересам Родины.
Главной целью данного процесса, несомненно, является воспитание гражданина и патриота, знающего ценностные ориентации и нормы поведения в обществе. В процессе патриотического воспитания учеников приобщают к нравственным принципам, которые заложены в современном мире.
Достижение указанной цели осуществляется через реализацию следующих задач:
утверждение социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
изучение истории родного края, сведений о своём народе (географическое расположение, особенности климата; сведения о традициях, культуре и быте и др.);
воспитание любви и уважения к своей Родине и людям, которые нас окружают (эмоциональная отзывчивость на события в мире; почтительное отношение к культурному и историческому наследию и к народам другой национальности);
формирование чувства ответственности за свою страну;
создание условий, способствующих детям включаться в практическую деятельность патриотической направленности (участие в общественных организациях).
В младшем школьном возрасте только формируются основы патриотизма, которые опираются на уже полученные знания о своей Родине – это и является особенностью патриотического воспитания в начальной школе. Исходя из требований ФГОС НОО к личностным результатам образования и опираясь на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, результаты патриотического воспитания должны отражать:
формирование основ гражданской общности; осознание учащимися понятия «Родина»;
знание государственной символики Российской Федерации;
уважительное отношение к культурному и историческому наследию России;
почтительное отношение к старшему поколению;
бережное отношение к окружающему миру.
Младший школьник не имеет возможности самостоятельно усвоить всю суть общественных событий, именно поэтому реализация деятельности по развитию патриотизма считается одной из важных задач школы. Этот педагогический процесс довольно трудоёмкий и предполагает собой системную работу во всех видах деятельности. В этот период очень важно сформировать личное отношение ребёнка к окружающему миру, а также нравственные принципы и устои, которые будут являться основой становления достойного гражданина Российской Федерации.
Учитывая возрастные возможности и психологические особенности учеников младшего школьного возраста, педагогу удаётся достичь нужных результатов в сфере воспитания патриотизма. В младшем школьном возрасте происходит кардинальная перестройка мира ребёнка. У ребёнка возникают противоречия, ведь школа предъявляет к нему другие требования относительно речи, мышления, уровня его развития. По мере роста этих требований, личность школьника развивается до необходимого уровня.
В данном возрасте ребёнок уже контролирует своё поведение, подчиняет свои действия правилам, которые ему предъявляют. В школе ребёнок будет делать не только то, что он хочет, но и то, что будут требовать школьные учителя. Знания, которые преподают детям, требуют от них не только решения, но и поиска тех средств, которыми оно будет осуществляться.
Ш.А. Амонашвили, В.А. Крутецкий, А.А. Люблинская и другие выделяют такие особенности психического развития личности ребёнка данного возраста: импульсивность (неполноценный контроль за своими действиями, зависимость от эмоционального состояния); повышенная эмоциональность; чрезмерная активность; доверчивость и внушаемость; значимость роли учителя.
Младший школьный возраст характеризуется безусловной отзывчивостью, любознательностью и открытостью. Дети этого возраста умеют искренне сопереживать и всегда готовы помочь в любой ситуации. Именно этот отрезок времени является самым оптимальным для зарождения основы духовно-нравственных чувств. Для получения успешных результатов, важно учесть каждую особенность этого возраста.
Дети уже в начальной школе начинают анализировать и давать оценку своим учебным действиям, активно принимать участие в общественной деятельности класса, так и школы в целом. Выполняя общественные дела, у ребёнка меняются взгляды и установки по поводу того, что происходит в окружающем его мире. Педагогу важно построить эту деятельность на доступных ребёнку событиях и фактах, выстраивая логические связи между ними. Также стоит обратить внимание на то, как учащиеся переносят это эмоционально. Если же ребёнок не испытал никаких эмоций от этого процесса, то вероятность того, что у него останется глубокий след в душе, невелика.
Ещё одной особенностью является конкретность мышления, что не позволяет младшим школьникам понимать всю сущность явлений и событий, которые происходят в общественной жизни. Понятие Родины у детей сужается до окружения, в котором они находятся. Именно поэтому рекомендуют любовь к своей Родине прививать с любви к своим близким, дому и традициям семьи, к окружающим его людям и природе. Это и является Родиной для сознания младшего школьника – место, близкое, понятное и родное.
Организуя работу по патриотическому воспитанию, стоит учесть и такую особенность, как активность. Дети всегда готовы к активным действиям, к поиску новых друзей и впечатлений. Они открыто расположены к любой продуктивной деятельности. Детям данного возраста приходится по душе групповая деятельность, которая непосредственно оценивается и имеет значение в обществе. Важно не упустить этот момент и дать возможность каждому ребёнку принять участие в коллективной деятельности и занять активную позицию в организации какого-либо процесса.
Стоит отметить и особенности, которые определяют сущность патриотического воспитания младших школьников:
Авторитет учителя. И.П. Подласый отмечает, что такие особенности учащихся, как доверчивость, склонность к подражанию и авторитет учителя создают благоприятную среду для формирования высших чувств личности. Всё, что будет делать и преподносить детям учитель, и будет являться образцом для подражания. Такая работа должна исходить от сердца учителя.
Преобладание игровой деятельности. Поскольку дошкольная жизнь не за горами, учащимся легче воспринимать информацию в игровой деятельности. Так и при воспитании патриотических чувств важно использовать игровые ситуации, подвижные игры, участие в общественных мероприятиях, которые будут активно влиять на восприятие младшего школьника.
Реализуя работу по воспитанию патриотических чувств, следует учесть принцип историзма, который раскрывается через хронологию событий и выражается в двух временных аспектах: прошлое (то, что произошло давно) и настоящее (то, что происходит сейчас). Это объясняется тем, что младшие школьники ещё не способны выстроить последовательность исторических явлений и определить своё место на ней. Большое влияние на детей при организации такой деятельности осуществляет учитель, что в свою очередь требует от него осторожности в действиях и словах.
Работа по патриотическому воспитанию играет важную роль в жизни ребёнка и развивается постепенно от воспитания любви к близким до любви к своей Родине. Этот процесс довольно сложный, так как педагогу необходимо учесть все особенности младшего школьного возраста. Полноценная и основательная работа по развитию нравственных чувств младших школьников является базой для формирования любви к своей Родине.