Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Обобщение опыта
  3. Статья "Почему ребёнок не понимает прочитанное?" (ответы на вопрос для родителей)

Статья "Почему ребёнок не понимает прочитанное?" (ответы на вопрос для родителей)

Эта статья послужит хорошим подспорьем для родителей дошкольников и младших школьников, а также молодым специалистам в вопросе осознанности чтения детей младшего школьного возраста. В данной статье указаны "сигналы", говорящие о непонимании ребенком прочитанного текста. Рассказывается о проблемах,способствующих этому. А также предлагаются пути решения в возникшей ситуации.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Обобщение опыта

Категория

Обобщение опыта
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Статья на тему: «Почему ребёнок не понимает прочитанное?»

(ответы на вопрос для родителей)

Ребёнок читает, но не понимает текст. В последние несколько лет эта проблема стала одной из самых распространённых. И не только ученикам в начальной школе, но и старшеклассникам, и даже студентам порой приходится по несколько раз перечитывать материал, чтобы понять, о чём там идет вообще речь.

Чтение — это не просто механическое преобразование букв в слова, но и это еще и способ принятия и обработки информации, дальнейший ее пересказ. Важно, как можно раньше распознать, что ребенок не понимает прочитанное, пока объем текстов и заданий не велик.  

Как понять, что ребёнок не понимает прочитанное? Иногда родители и не знают даже, что проблема именно в этом. Подсказки, по которым вы поймете, что Ваш ребёнок плохо понимает прочитанное:

  • после прочтения текста, ребёнок не может ответить на вопросы;

  • ребёнок не может пересказать;

  • если текст сухой (например, задача по математике), то ребёнок не может понять условие задачи;

  • иногда ребёнок может прийти к Вам и сказать: “Мама, я не понимаю, что тут делать”. И когда Вы читаете условие задания, всё чудесным образом становится понятно.

Понимание прочитанного текста — сложный процесс, который включает в себя:

- уровень развития когнитивной сферы (уровень произвольного внимания, памяти, мышления);

- умение видеть и выделять критическую (полезную) информацию из текста;

- навыки формулировки, построения и проверки гипотез как поиска решения проблемы.

Кроме того, наблюдаются трудности чисто в «механической» структуре понимания и осмысления текста:

- понимание значений отдельных слов (активный и пассивный словарный запас);

- понимание смысла предложения (слияние отдельных слов в предложение);

- понимание и восприятие текста из предложений (элементарные представления о тексте как единой целостной ткани).

Также могут быть и такие проблемы:

- снижена концентрация внимания: ребёнок либо физически всё время прерывается, либо мысленно уходит куда-то в грёзы и другие мысли. Естественно, если он постоянно отвлекается, то имеет только очень отрывочное представление о том, что говорилось в тексте;

-СДВГ: здесь ещё более утрированный вариант сниженной концентрации внимания. Такому ребёнку сложно читать долгое время (при чём понятие “долгое” у них весьма специфическое - некоторые ребятишки и 5 минут не могут усидеть на месте).

- маленькое периферийное зрение.

Что делать, если ребенок не понимает прочитанное?
Для начала родитель должен четко понимать, что ребенку тяжело, он не создает проблем намеренно, а действительно не понимает, что он читает. Далее:
- убедитесь, что ребенок уверенно знает все буквы алфавита (не по азбуке или кубиками, а по тексту, где нет картинок, способных подсказать);
- не подгоняйте ребенка, как бы медленно он ни читал. Наоборот, можно останавливать ребенка и задавать ему уточняющие вопросы, особенно по поводу слов и фраз, чтение которых вызвало затруднения;
- после прочтения текста обязательно обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы, чтобы удостовериться, что ребенок понял, что прочитал;
- при заучивании наизусть стихов также уточняйте, понимает ли ребенок их смысл. При необходимости объясняйте непонятные слова;
- пусть ребенок читает, как ему удобнее: подчеркивая линию текста линейкой, листом или пальцем. Ребенок может просто сбиться и запутаться в обилии текста;
- предлагайте ребенку книги с крупным текстом, короткими фразами, интересным сюжетом.

Как ещё формировать осознанность чтения? Для этого нужно:

- тренировать память;

- улучшать межполушарное взаимодействие, чтобы левое и правое полушария быстрее общались между собой;

- работать над улучшением концентрации внимания;

- повышать многозадачность, поскольку чтение - это очень многозадачный процесс и состоит он из многих аспектов, как бы нам взрослым не казалось, что это не так сложно.

Для успеха важны два момента:

  • система (то есть задания должны быть составлены от простого к сложному);

  • регулярность (заниматься нужно постоянно).

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Эта статья послужит хорошим подспорьем для родителей дошкольников и младших школьников, а также молодым специалистам в вопросе осознанности чтения детей младшего школьного возраста. В данной статье указаны "сигналы", говорящие о непонимании ребенком прочитанного текста. Рассказывается о проблемах,способствующих этому. А также предлагаются пути решения в возникшей ситуации.
0 ₽