Специфика организации баскетбольной секции в общеобразовательной школе
Цель работы школьной баскетбольной секции – это приобщение учащихся к регулярным занятиям базовыми видами спорта и соревновательной деятельности средствами спортивных игр. Достижение цели осуществляется через решение основных задач:
расширение двигательной деятельности учащихся за счет выполнения более сложных и разнообразных упражнений на базе спортивных игр;
улучшение показателей физической и функциональной подготовки;
приобретение опыта элементарной соревновательной деятельности;
пропаганда и популяризация спортивных игр;
образование позитивного климата общения.
При образовании баскетбольной секции тренеру-преподавателю необходимо обязательно получить разрешение от родителей и врачебную справку-допуск.
Известно, что подготовка младших школьников в баскетболе должна основываться на общей физической подготовке. Быстрота рывка, выносливость, ловкость, сила, быстрота реакции — основной список физических качеств баскетболиста, развить которых можно исключительно путем специальных упражнений и имея хорошую базу общей физической подготовленности. На упражнения, развивающие физические качества, отводятся до 50 процентов тренировки. Только регулярность в тренировке на протяжении нескольких лет приводят к достижению хороших результатов.
Тренировки в баскетбольной секции по возможности проводятся трижды в неделю. Для младших школьников основной мотивирующий фактор для тренировок – это эмоции, участие в забавных играх, упражнения с мячиком, коммуникация с другими детьми. Работа секции на первоначальном этапе состоит из физкультурно-оздоровительного наполнения. Секция может иметь до 25 юных спортсменов.
А.В. Горбунов, говоря о структуре тренировки, писал: «В общем виде тренировка должна делиться на три фазы. Целью первой (подготовительной) фазы является постепенная подготовка игроков к основной части тренировки. В первую фазу надо включать разминочные упражнения без мяча, такие, как бег, упражнения на гибкость, координацию и т.д., простые упражнения с мячом (с низкой физической и психологической нагрузкой).
Во второй фазе (основной) тренер работает над главным содержанием тренировки - подбором упражнений, требующих больших физических и психологических усилий.
В третьей (заключительной) фазе он должен постепенно снижать физическую и психологическую нагрузку. Вначале можно выполнять интенсивные упражнения, требующие невысокой концентрации внимания, например беговые упражнения для повышения физической формы или провести игру без специального задания. Возможно выполнение упражнений с высокой психологической нагрузкой и с невысокой физической (например, соревнования в бросках). Полезно завершить тренировку упражнениями, требующими малых физических и психологических усилий, например упражнениями на растяжение.
Таким образом, задачи тренировки могут быть сгруппированы в четыре основных блока:
изучение (изучение новых элементов или закрепление ранее изученных);
работа над техникой (передачи, ведение, броски и т.д.) или тактикой (игра 1x1, 2x2, 3x3 и т.д.);
повторение (повторение изученных приемов с целью их совершенствования и уверенного выполнения);
специфическая подготовка к игре, т.е. игра в условиях, максимально приближенных к предстоящим соревнованиям».
Тренер-преподаватель перед началом тренировки должен четко и понятно объяснить школьникам каждое упражнение, сначала его теоретическую часть, затем практическую (показывая лично элементы упражнения, либо задействовав для этого некоторых учеников). Простые упражнения проще усваиваются, при сложных упражнениях младшие школьники начинают отвлекаться и не могут сконцентрироваться на главной задаче.
По окончанию занятия тренеру следует прокомментировать тренировку, отмечая все минусы и плюсы игровой и тренировочной деятельности юных спортсменов.
Таким образом, резюмируя все вышесказанное, отметим: в школьную баскетбольную секцию принимаются дети не моложе 8-летнего возраста, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий баскетболом. Тренировочный процесс должен учитывать индивидуальные особенности ребенка. Необходимо постепенно подводить учащихся к параметрам тренировочной нагрузки. Не форсировать объем и интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок, оставлять резерв адаптационных возможностей систем организма к нагрузкам.