Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Воспитание
  3. Статья "Сущность и особенности организации воспитательного процесса в детском коллективе учреждения дополнительного образования"

Статья "Сущность и особенности организации воспитательного процесса в детском коллективе учреждения дополнительного образования"

Поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года отразили нововведения государственной политики в области воспитания и закрепили на законодательном уровне механизмы организации воспитания в федеральном законе. Для усиления воспитательной работы в системе образования в дополненном законе зафиксировано несколько основных новшеств: расширилось само понятие «воспитание»; воспитательная работа стала частью образовательных программ; внедрены Рабочие программы воспитания. Приёмы, методы, формы, содержание и сущность воспитания в различных видах и типах образовательных организаций специфичны и многообразны.

Предметы

Воспитание

Категория

Воспитание
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Сущность и особенности организации воспитательного процесса в детском творческом коллективе учреждения дополнительного образования

Поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года отразили нововведения государственной политики в области воспитания и закрепили на законодательном уровне механизмы организации воспитания в федеральном законе. Для усиления воспитательной работы в системе образования в дополненном законе зафиксировано несколько основных новшеств: расширилось само понятие «воспитание»; воспитательная работа стала частью образовательных программ; внедрены Рабочие программы воспитания. Приёмы, методы, формы, содержание и сущность воспитания в различных видах и типах образовательных организаций специфичны и многообразны.

Воспитательная работа учреждений дополнительного образования осуществляется по следующим приоритетным направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

 гражданско-патриотическому направлению, которое способствует формированию патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам России, малой родине, представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа;

 духовно-нравственному направлению, формирующему ценностные представления об основных понятиях этики и морали, духовных ценностях народов России, уважительном отношении культуре, языкам и традициям народов России;

 направлению профессионального самоопределения, формирующему знания, представления о трудовой деятельности; способствующему выявлению творческих способностей и предпрофессиональной ориентации;

 интеллектуально-познавательному направлению, развивающему любознательность, познавательные способности, общую эрудицию, умение анализировать, критическое, логическое и абстрактное мышления;

 здоровьесберегающему (профилактическому) направлению, которое содействует побуждению к здоровому образу жизни, развитию ценностного отношения к своему здоровью, воспитанию силы воли, укреплению здоровья;

 культуротворческому (эстетическому) направлению, способствующему формированию культурной личности, выявлению способностей детей в различных видах деятельности и раскрытию их творческого потенциала;

 направлению формирования коммуникативной культуры, которое содействует безопасности общения, совершенствованию коммуникативной компетенции; даёт ценностные представления о родном языке, его особенностях и месте в мире;

 направлению воспитания семейных ценностей, которое формирует убеждение о важности и роли семьи в жизни человека, воспитывает культуру семейных отношений, прививает трудолюбие.

. В сфере дополнительного образования детский коллектив рассматривается как модель общества, которая отражает присущие ему отношения. Творческое объединение по интересам является для ребёнка социальной средой, так же, как и школьный класс общеобразовательного учреждения. Но, в отличие от школьного класса, детский коллектив организации дополнительного образования базируется на общей идее, совместном творчестве. Понятия «дружба», «взаимовыручка», «взаимопомощь» для такого объединения не просто слова, а условие эффективности совместно деятельности. Главной целью творческого коллектива является реализация творческого потенциала его участников.

Педагог дополнительного образования является руководителем детского коллектива и выполняет несколько функций:

  • – профессиональную, как образец выбранного ребёнком вида деятельности;

  • – образовательную, как учитель, ответственный за овладение обучающимися комплексом знаний, умений и навыков

  • – воспитательную, как наставник, ответственный за формирование личности воспитанников;

  • – организационную, как лидер детского коллектива, который призван способствовать социальному становлению каждого его участника.

Набор в детский творческий коллектив дополнительного образования осуществляется без специального отбора на основе интереса ребёнка к какому-либо виду деятельности. В основном это дети, не имеющие навыков совместной творческой деятельности, их уровень развития, воспитания и культуры тоже различен. Направить их интересы в одно общее русло педагогу нелегко. Совместные творческие дела, например, подготовка к концерту, могут вызвать в коллективе напряжение, нервную обстановку, споры, конфликты, выяснение отношений и т.п. Дети сближаются, устанавливают дружеские отношения, помогают друг другу, а через некоторое время обижаются, ревнуют, ссорятся. Таким образом, перед педагогом дополнительного образования с первых занятий встаёт проблема сплочения новообразованного коллектива сверстников, необходимость проектировать совместно с социальным педагогом и педагогом-психологом работу по командообразованию, целью которой будет сплочённая дружная группа, способная к совместной деятельности на коллективный результат, готовая вместе решать воспитательные и творческие задачи. Несмотря на то, что концепция командообразования пришла в педагогику из бизнеса, идея объединения отдельных членов группы в дружные эффективные команды детского коллектива актуальна для образовательных организаций.

План воспитательной работы по сплочению группы состоит из нескольких этапов, соответствующих стадиям развития детского коллектива:

  • первый этап - знакомство участников нового коллектива, включающий осмысление возможностей и перспектив сближения;

  • второй этап - формирование системы отношений, самосознания группы и выявление актива;

  • третий этап – процесс выработки правил и традиций, начало функционирования мнения коллектива, первые проявления сплочённости в действиях;

  • четвёртый этап – консолидация группы, появление «чувства локтя», демонстрация умения работать на совместный результат.

Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия:

  • деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;

  • выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно:

  • содержание и формы работы детского объединения могут, при необходимости, варьироваться.

В сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью. Названные объективные условия могут рассматриваться лишь как предпосылки создания детского коллектива. Решающим же фактором является субъективное желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности каждого ребенка. Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:

  • создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;

  • создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;

  • использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся сможет приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;

  • создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.

При формировании детского коллектива педагоги дополнительного образования используют описанные ниже педагогические приемы.

  • Организация знакомства, которое станет основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Начать эту работу можно уже с первых занятий, когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга. Педагогу недостаточно ограничиться обычной перекличкой детей, а следует провести небольшую игру-знакомство, во время которой каждый из присутствующих (включая педагога) расскажет всем немного о себе.

  • Совместная разработка правил поведения и взаимодействия в детском объединении, например. «Устав детского объединения» или «Кодекс члена детского объединения». Правила коллектива, обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога.

  • Договоренность между членами детского объединения и педагогом о системе передачи информации, которая будет формировать у каждого ответственность не только за собственную деятельность, но и за действия других.

  • Выбор лидера. Первоначально это может быть староста учебной группы, который будет помогать педагогу в организационных вопросах: проверке присутствующих на занятии, выяснении причин отсутствия, передаче информации, ведении группы в социальных сетях.

  • Введение системы временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такие поручения (несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, т. к. именно для всех поручение будет выполняться. В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться, например, проверка готовности всех ребят к занятию (наличие необходимых инструментов, материалов, элементов одежды и др.), организация дежурства во время занятия или после занятия, раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка учебного кабинета к занятию, подготовка какой-либо информации к определенной учебной теме и т. д.

  • Организация воспитательных мероприятий различных форм.Это могут быть познавательные, развлекательные, театрализованные программы, игры и квесты различной тематики. Важно, чтобы в организации и подготовке мероприятия у каждого участника коллектива было задание, поручение, ответственность. Это значительно повышает интерес детей к коллективному делу и способствует формированию ответственности каждого за общий результат.

  • Выездные мероприятия. Нравятся детям любого возраста. Весной и осенью можно организовать выезды на природу, в том числе, совместные с родителями. В холодное время года можно организовать экскурсии на выставки, в театр, в кино с последующим обсуждением.

Воспитательная работа в детском творческом коллективе – процесс сложный и многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических мер, каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Важность организации воспитательной работы в детском творческом коллективе определяется тем, что именно здесь закладываются основы создания добрых традиций, благоприятного психологического микроклимата, атмосферы товарищества, формирования межличностных отношений участников и управления этим процессом, развитие общественных начал и т.д. Словом, создаются условия для многогранного воспитательного воздействия на личность, для формирования общего кругозора, культуры общения и творческой активности. Работа такого коллектива будет протекать успешно только при условии правильной организации различных форм и видов его деятельности. Образовательный процесс творческого объединения устроен так, что в нём заложено единство учебной, воспитательной и творческой деятельности, а целевой установкой обучения является разностороннее развитие личности, дающее каждому участнику возможность реализации своих творческих способностей, овладению практическими умениями и навыками, дальнейшему профессиональному росту.

Но главное состоит в том, что в процессе учебно – воспитательной деятельности каждый участник коллектива может определить для себя такое положение, при котором он способен приложить максимум усилий и способностей для достижения и собственных целей, и коллективных задач. Грамотный подбор педагогом конкретных приёмов, способов, техник и методов осуществления учебно-воспитательной деятельности способствует развитию и творческому росту коллектива и его участников.

Решая специфические задачи воспитания средствами направленности деятельности коллектива, педагог рассматривает их как составную часть комплексного воспитательного процесса, который ведется в обществе. Однако средством воспитания участников коллектива может стать только высококвалифицированная педагогическая деятельность в сочетании с нравственными, эстетическими и другими направлениями воспитания.

Организация педагогической деятельности в коллективе имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности, специфику и принципы реализации. Без их познания, понимания и анализа невозможна эффективная и результативная организация деятельности, и обеспечение педагогического процесса в целом.

Основной формой учебно–воспитательного процесса в организации дополнительного образования является занятие, на котором участники коллектива практическим путем осваивают и закрепляют все необходимые знания и навыки. Каждое занятие решает определённые цели и задачи, которые сводятся к обучению, воспитанию, формированию, развитию, сотрудничеству между педагогом и участниками.

Образовательный процесс основывается на принципах активности; единства теории и практики; наглядности; доступности; систематичности; прочности усвоения знаний; индивидуального подхода. Помимо принципов в учебно-воспитательном процессе, используется еще ряд педагогических инструментов, основными среди которых являются методы обучения и методы воспитания. Для успешного применения методов и приемов педагогического взаимодействия особенно важно уметь предвидеть тот воспитательный эффект, который может быть достигнут в той или иной ситуации. Варианты организации воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания можно обозначить как формы воспитания.

Формывоспитания представляют собой различные способы организации воспитательного процесса в коллективе. За многовековую практику воспитания сложились индивидуальные, групповые, массовые формы воспитания. Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм. Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для обучающихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Выбор форм воспитательной работы в детском коллективе определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих признаков: цели воспитания, содержания и направленности воспитательных задач, возраста участников, уровня их воспитанности и личного социального опыта, особенностей детского коллектива и его традиций, особенностей и традиций региона, технических и материальных возможностей коллектива, уровня профессионализма педагога.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года отразили нововведения государственной политики в области воспитания и закрепили на законодательном уровне механизмы организации воспитания в федеральном законе. Для усиления воспитательной работы в системе образования в дополненном законе зафиксировано несколько основных новшеств: расширилось само понятие «воспитание»; воспитательная работа стала частью образовательных программ; внедрены Рабочие программы воспитания. Приёмы, методы, формы, содержание и сущность воспитания в различных видах и типах образовательных организаций специфичны и многообразны.
0 ₽