Сущность и особенности организации воспитательного процесса в детском творческом коллективе учреждения дополнительного образования
Поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года отразили нововведения государственной политики в области воспитания и закрепили на законодательном уровне механизмы организации воспитания в федеральном законе. Для усиления воспитательной работы в системе образования в дополненном законе зафиксировано несколько основных новшеств: расширилось само понятие «воспитание»; воспитательная работа стала частью образовательных программ; внедрены Рабочие программы воспитания. Приёмы, методы, формы, содержание и сущность воспитания в различных видах и типах образовательных организаций специфичны и многообразны.
Воспитательная работа учреждений дополнительного образования осуществляется по следующим приоритетным направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:
гражданско-патриотическому направлению, которое способствует формированию патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам России, малой родине, представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа;
духовно-нравственному направлению, формирующему ценностные представления об основных понятиях этики и морали, духовных ценностях народов России, уважительном отношении культуре, языкам и традициям народов России;
направлению профессионального самоопределения, формирующему знания, представления о трудовой деятельности; способствующему выявлению творческих способностей и предпрофессиональной ориентации;
интеллектуально-познавательному направлению, развивающему любознательность, познавательные способности, общую эрудицию, умение анализировать, критическое, логическое и абстрактное мышления;
здоровьесберегающему (профилактическому) направлению, которое содействует побуждению к здоровому образу жизни, развитию ценностного отношения к своему здоровью, воспитанию силы воли, укреплению здоровья;
культуротворческому (эстетическому) направлению, способствующему формированию культурной личности, выявлению способностей детей в различных видах деятельности и раскрытию их творческого потенциала;
направлению формирования коммуникативной культуры, которое содействует безопасности общения, совершенствованию коммуникативной компетенции; даёт ценностные представления о родном языке, его особенностях и месте в мире;
направлению воспитания семейных ценностей, которое формирует убеждение о важности и роли семьи в жизни человека, воспитывает культуру семейных отношений, прививает трудолюбие.
. В сфере дополнительного образования детский коллектив рассматривается как модель общества, которая отражает присущие ему отношения. Творческое объединение по интересам является для ребёнка социальной средой, так же, как и школьный класс общеобразовательного учреждения. Но, в отличие от школьного класса, детский коллектив организации дополнительного образования базируется на общей идее, совместном творчестве. Понятия «дружба», «взаимовыручка», «взаимопомощь» для такого объединения не просто слова, а условие эффективности совместно деятельности. Главной целью творческого коллектива является реализация творческого потенциала его участников.
Педагог дополнительного образования является руководителем детского коллектива и выполняет несколько функций:
– профессиональную, как образец выбранного ребёнком вида деятельности;
– образовательную, как учитель, ответственный за овладение обучающимися комплексом знаний, умений и навыков
– воспитательную, как наставник, ответственный за формирование личности воспитанников;
– организационную, как лидер детского коллектива, который призван способствовать социальному становлению каждого его участника.
Набор в детский творческий коллектив дополнительного образования осуществляется без специального отбора на основе интереса ребёнка к какому-либо виду деятельности. В основном это дети, не имеющие навыков совместной творческой деятельности, их уровень развития, воспитания и культуры тоже различен. Направить их интересы в одно общее русло педагогу нелегко. Совместные творческие дела, например, подготовка к концерту, могут вызвать в коллективе напряжение, нервную обстановку, споры, конфликты, выяснение отношений и т.п. Дети сближаются, устанавливают дружеские отношения, помогают друг другу, а через некоторое время обижаются, ревнуют, ссорятся. Таким образом, перед педагогом дополнительного образования с первых занятий встаёт проблема сплочения новообразованного коллектива сверстников, необходимость проектировать совместно с социальным педагогом и педагогом-психологом работу по командообразованию, целью которой будет сплочённая дружная группа, способная к совместной деятельности на коллективный результат, готовая вместе решать воспитательные и творческие задачи. Несмотря на то, что концепция командообразования пришла в педагогику из бизнеса, идея объединения отдельных членов группы в дружные эффективные команды детского коллектива актуальна для образовательных организаций.
План воспитательной работы по сплочению группы состоит из нескольких этапов, соответствующих стадиям развития детского коллектива:
первый этап - знакомство участников нового коллектива, включающий осмысление возможностей и перспектив сближения;
второй этап - формирование системы отношений, самосознания группы и выявление актива;
третий этап – процесс выработки правил и традиций, начало функционирования мнения коллектива, первые проявления сплочённости в действиях;
четвёртый этап – консолидация группы, появление «чувства локтя», демонстрация умения работать на совместный результат.
Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия:
деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно:
содержание и формы работы детского объединения могут, при необходимости, варьироваться.
В сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью. Названные объективные условия могут рассматриваться лишь как предпосылки создания детского коллектива. Решающим же фактором является субъективное желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности каждого ребенка. Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:
создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся сможет приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;
создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.
При формировании детского коллектива педагоги дополнительного образования используют описанные ниже педагогические приемы.
Организация знакомства, которое станет основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Начать эту работу можно уже с первых занятий, когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга. Педагогу недостаточно ограничиться обычной перекличкой детей, а следует провести небольшую игру-знакомство, во время которой каждый из присутствующих (включая педагога) расскажет всем немного о себе.
Совместная разработка правил поведения и взаимодействия в детском объединении, например. «Устав детского объединения» или «Кодекс члена детского объединения». Правила коллектива, обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога.
Договоренность между членами детского объединения и педагогом о системе передачи информации, которая будет формировать у каждого ответственность не только за собственную деятельность, но и за действия других.
Выбор лидера. Первоначально это может быть староста учебной группы, который будет помогать педагогу в организационных вопросах: проверке присутствующих на занятии, выяснении причин отсутствия, передаче информации, ведении группы в социальных сетях.
Введение системы временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такие поручения (несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, т. к. именно для всех поручение будет выполняться. В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться, например, проверка готовности всех ребят к занятию (наличие необходимых инструментов, материалов, элементов одежды и др.), организация дежурства во время занятия или после занятия, раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка учебного кабинета к занятию, подготовка какой-либо информации к определенной учебной теме и т. д.
Организация воспитательных мероприятий различных форм.Это могут быть познавательные, развлекательные, театрализованные программы, игры и квесты различной тематики. Важно, чтобы в организации и подготовке мероприятия у каждого участника коллектива было задание, поручение, ответственность. Это значительно повышает интерес детей к коллективному делу и способствует формированию ответственности каждого за общий результат.
Выездные мероприятия. Нравятся детям любого возраста. Весной и осенью можно организовать выезды на природу, в том числе, совместные с родителями. В холодное время года можно организовать экскурсии на выставки, в театр, в кино с последующим обсуждением.
Воспитательная работа в детском творческом коллективе – процесс сложный и многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических мер, каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Важность организации воспитательной работы в детском творческом коллективе определяется тем, что именно здесь закладываются основы создания добрых традиций, благоприятного психологического микроклимата, атмосферы товарищества, формирования межличностных отношений участников и управления этим процессом, развитие общественных начал и т.д. Словом, создаются условия для многогранного воспитательного воздействия на личность, для формирования общего кругозора, культуры общения и творческой активности. Работа такого коллектива будет протекать успешно только при условии правильной организации различных форм и видов его деятельности. Образовательный процесс творческого объединения устроен так, что в нём заложено единство учебной, воспитательной и творческой деятельности, а целевой установкой обучения является разностороннее развитие личности, дающее каждому участнику возможность реализации своих творческих способностей, овладению практическими умениями и навыками, дальнейшему профессиональному росту.
Но главное состоит в том, что в процессе учебно – воспитательной деятельности каждый участник коллектива может определить для себя такое положение, при котором он способен приложить максимум усилий и способностей для достижения и собственных целей, и коллективных задач. Грамотный подбор педагогом конкретных приёмов, способов, техник и методов осуществления учебно-воспитательной деятельности способствует развитию и творческому росту коллектива и его участников.
Решая специфические задачи воспитания средствами направленности деятельности коллектива, педагог рассматривает их как составную часть комплексного воспитательного процесса, который ведется в обществе. Однако средством воспитания участников коллектива может стать только высококвалифицированная педагогическая деятельность в сочетании с нравственными, эстетическими и другими направлениями воспитания.
Организация педагогической деятельности в коллективе имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности, специфику и принципы реализации. Без их познания, понимания и анализа невозможна эффективная и результативная организация деятельности, и обеспечение педагогического процесса в целом.
Основной формой учебно–воспитательного процесса в организации дополнительного образования является занятие, на котором участники коллектива практическим путем осваивают и закрепляют все необходимые знания и навыки. Каждое занятие решает определённые цели и задачи, которые сводятся к обучению, воспитанию, формированию, развитию, сотрудничеству между педагогом и участниками.
Образовательный процесс основывается на принципах активности; единства теории и практики; наглядности; доступности; систематичности; прочности усвоения знаний; индивидуального подхода. Помимо принципов в учебно-воспитательном процессе, используется еще ряд педагогических инструментов, основными среди которых являются методы обучения и методы воспитания. Для успешного применения методов и приемов педагогического взаимодействия особенно важно уметь предвидеть тот воспитательный эффект, который может быть достигнут в той или иной ситуации. Варианты организации воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания можно обозначить как формы воспитания.
Формывоспитания представляют собой различные способы организации воспитательного процесса в коллективе. За многовековую практику воспитания сложились индивидуальные, групповые, массовые формы воспитания. Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм. Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для обучающихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Выбор форм воспитательной работы в детском коллективе определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих признаков: цели воспитания, содержания и направленности воспитательных задач, возраста участников, уровня их воспитанности и личного социального опыта, особенностей детского коллектива и его традиций, особенностей и традиций региона, технических и материальных возможностей коллектива, уровня профессионализма педагога.