УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
(МБУ ДО «ДДТ»)
Конспект занятия по бисерному рукоделию
Тема:Cтрекоза
педагог дополнительного образования
Рузанова Елена Сергеевна
Цель: изготовить насекомое из бисера «Стрекоза».
Задачи:
образовательные: изучить технологию выполнения изделия (параллельное плетение); добиваться гармоничного сочетания основных и дополнительных цветов.
Развивающие: развивать у обучающихся моторику рук, внимание, память; продолжать развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать.
Воспитательные: воспитывать в обучающихся эстетический вкус, образное видение, любовь к природе.
Оборудование: схемы плетения (на доске и на партах); алгоритм выполнения работы (технологическая карта); образец изделия; цветные иллюстрации; бисер и проволока; музыкальное сопровождение «Вальс цветов».
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, взаимоконтроль, взаимооценка.
Средства: технологическая карта, эталон, бисер и проволока, схема, иллюстрации.
Возраст: младший школьный (3-4 класс)
Ход занятия:
Организация начала занятия.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите , все ли у вас готово для занятия? (проверяют)
II. Актуализация знаний.
- Дорогие друзья, вспомним летнюю солнечную полянку! Красота! Обилие разных трав, цветов, приятных запахов. И, конечно, просто невозможно представить эту поляну без пения птиц и жужжания насекомых! Каких насекомых вы знаете?(ответы детей)
-Верно. А теперь попробуйте отгадать загадку:
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик ,
То самолет, то вертолет,
Так красив ее полет,
Что завораживает взор…
Ее крыло – сплошной узор,
Большие, в сеточку глаза.
Красота в небе…. (стрекоза).
-Молодцы! Вы догадались, кого мы будем плести на сегодняшнем занятии? (ответы детей)
III. Сообщение новых знаний.
(Показывая готовое изделие – стрекозу, анализируем вместе с обучающимися)
- Стрекоза, как и другие насекомые, состоит из нескольких частей. Из скольких, как вы думаете? (из 3-х частей).
Назовите части (показывая иллюстрации, образец).(Голова с огромными глазами, грудка, брюшко).
- Обычно брюшко мы ошибочно называем «хвостом». Брюшко состоит из 7 сегментов. Они узкие и длинные. Поэтому для брюшка лучше использовать либо бусинки удлиненной формы, либо стеклярус черного цвета или темных оттенков синего, коричневого, зеленого.
- Сколько у стрекозы крыльев? (4 крыла)
-Правильно. Задние крепятся к грудке- примерно в середине спинки, ближе к голове.
-Для крыльев какой бисер по цвету возьмете?(прозрачный, белый, можно с перламутровым оттенком)
-Грудка около головы сужена, затем немного расширяется и вновь сужается к брюшку.
-Что расположено на голове у стрекозы? (большие глаза и 2 усика около рта)
-Для чего стрекозе большие глаза? (ответы детей)
- Правильно, чтобы видеть хищника или добычу и сверху и снизу и даже с обеих сторон. Поэтому для глаз обеспечивается обзор почти на 360 градусов.
-Глаза у бисерной стрекозы лучше сделаем из бусинок округлой формы.
- А как вы думаете, могут ли стрекозы складывать крылья на спине во время отдыха? (ответы детей)
- Стрекозы делятся на 2 группы: неравнокрылые , они держат крылья при посадке горизонтально и равнокрылые, они складывают крылья вдоль тела.
(Показ иллюстраций)
-Особое строение крыльев дает возможность стрекозам быть очень маневренными, совершая стремительные повороты в разные стороны. Или же, наоборот, зависать на одном месте. Именно стрекоза послужила конструкторам прообразом для создания вертолета.
-Мы, находясь на занятии, можем смоделировать стрекозу, с другой планеты, включив свое воображение и фантазию.
- Скажите, какими цветами будете пользоваться? (для брюшка – черный, синий, коричневый, зеленый; крылья- белый, прозрачный; грудка – темные цвета).
IV.Практическая часть .
–Давайте вспомним правила ТБ в работе с бисером, проволокой, ножницами, правильную посадку за партой во время работы. (ответы детей)
– А теперь посмотрим на схемы и прочитаем технологическую карту (раздать схемы и технологические карты)– Приложение 1
Гимнастика для глаз – Приложение 2
Теперь приступаем к самостоятельной работе. Берем необходимый бисер, проволоку 50см и выполняем работу. (Под музыкальное сопровождение дети выполняют работу, педагог помогает затрудняющимся детям).
V. Подведение итогов занятия.
- Какое насекомое мы изготовили? (стрекозу)
- Из каких частей состоит стрекоза и каково их количество? (тельце состоит из 3-х частей: голова, грудка, брюшко)
-Как мы выплетали стрекозу? (по схеме: сначала брюшко, затем крылышки, голова)
- Давайте посмотрим, какие у нас получились стрекозы. (отметить «+» и «-» работ обучающихся )
- Кому понравилось занятие? Чем?
- Кто и с какими трудностями столкнулся?
- Благодарю вас за старание, добросовестное выполнение задания.
VII.Уборка рабочих мест.
-Занятие окончено. Приводим рабочие места в порядок.
Приложение 1.
Технологическая карта изготовления стрекозы
Продеть проволоку через 1 бусинку и выровнять концы проволоки, поднимая их вверх, а бусинку опуская вниз.
На соединенные вместе концы проволоки (предварительно сжать их пальцами) надеть 7 бусинок или стеклярус для брюшка.
Разъединить концы проволоки и встречным движением продеть концы через бусинку грудки, подтянуть их. Таким способом нанизать часть бусин грудки по схеме: 1-2-3-2.
На каждый из концов проволоки (по очереди) нанизать по 36 бусинок для задних крылышек, затем изогнуть проволоку в виде петель и закрепить ее концы, продев их встречным движением в следующие 2 бусины грудки.
На каждый конец проволоки нанизать по 36 бусинок для крыльев передних и, изогнув, закрепить в последних 2 бусинах.
Нанизать 1 крупную бусину для головы
Затем 2 крупные бусины для глаз надеть на каждый из концов проволоки, закрепить, продев встречным движением через голову, и спрятать концы проволоки в бусинах.
Приложение 2
Гимнастика для глаз
(в связи с особенностью материала (мелкие отверстия бусин), здоровьесберегающие технологии предусматривают 2 паузы во время практической работы)
Упражнение 1
Очень медленно вращать глазами. Вдыхая, смотреть вправо и затем влево.
Выдыхая, смотреть влево и вниз.
Устремить взор вдаль.
Повторить упражнение в другую сторону(влево-вверх-вправо-вниз). Выполнять по 4-5 раз в каждую сторону.
Упражнение 2.
Посмотреть на кончик носа(несколько секунд)
Перевести взгляд вдаль (несколько секунд). Повторить упражнение 4-5 раз. Оно способствует улучшению фокусировки глаз.
Упражнение 3.
закрыть глаза на несколько секунд.
Открыть глаза на несколько секунд. Повторить 4-5 раз
Упражнение 4.
Не поворачивая голову, перевести взгляд вверх- прямо- вниз.
Перевести взгляд прямо- вправо. Аналогично проделать упражнение по диагонали в правую и левую стороны. Повторить 4-5 раз.