Возраст |
Старшие классы, Средние классы |
Предметы |
Религия |
Категория |
Религия |
Формат | Текстовые документы |
Конспект урока на тему
«Священнослужители – духовные лидеры в истории России»
Цель:познакомить с самыми известными лидерами православия, повлиявшими на развитие России в духовной сфере.
Задачи:
1. Способствовать формированию духовного воспитания учащихся через рассказ о благодатном пути Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского;
2. Расширить знания учащихся о священнослужителях, ставших почитаемыми духовниками при жизни.
Методы и приемы:
Словесные (пояснение, объяснение, рассказ).
Наглядные (слайды, иллюстрационный материал)
План урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы с указанием цели (2 минуты)
2. Объяснение материала (33 минуты)
3. Итог урока – закрепление полученных знаний (5 минут)
Общее время – 40 минут.
Оборудование и материалы:
для учителя: компьютер, слайды, карточки
для учащихся: тетрадь, ручка
Ход урока
Организационная часть.
Приветствие. Установление дисциплины. Проверка готовности к уроку. Объяснение нового материала.
Учитель объявляет тему урока. Ставит цели и задачи урока. Объяснение нового материала проходит при помощи контрольного текста, приведенного ниже.
Учитель: На каждом этапе истории страны появляются лидеры, оказывающие большое влияние на ход политических и духовных процессов, происходящих в обществе. Сегодня мы познакомимся с самыми почитаемыми духовными деятелями Русской православной церкви и с их бесценным вкладом в духовное богатство нашей страны.
Сергий Радонежский (1314 или 1322-1392)
ВXIV веке одним из таких несомненных лидеров был преподобный Сергий Радонежский, который вошел в отечественную историю как выдающийся духовный авторитет, эталон нравственной чистоты и мудрый общественно-политический деятель. Жизненный путь преподобного Сергия (в миру - Варфоломей) описан в Житии, которое составил в 1406-1419 гг. его ученик Епифаний Премудрый. Житие рисует образ истинного православного подвижника, освященного Божией благодатью.
Он родился под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии (позднее причисленных к лику святых). В отрочестве, чудесным образом, после явления ему некого старца, он овладел грамотой. Юность отрока Варфоломея совпала по времени с одним из трудных моментов в истории России. В те годы, в борьбе между Москвой и Тверью за ярлык на великое княжение, Ростов поддерживал Тверь. Поэтому, после победы московского князя Ивана Даниловича Калиты, ростовское боярство подверглось преследованиям, и семью Варфоломея переселили под Москву – в город Радонеж.
После смерти отца, Варфоломей со своим братом Стефаном ушёл в монастырь, располагавшийся возле подмосковного Хотьково. Однако, стремясь к подвигам во имя Христа, братья покинули монастырь и стали монахами-отшельниками. В подмосковных лесных чащобах они обустроили скит, построили церковь, посвященную Святой Троице, а Варфоломей принял иноческий постриг под именем Сергия.
К началу 40-х гг. XIV века подвижничество Сергия и Стефана получает известность. К Сергию тянется монашеская братия, и вскоре он основывает Троицкий монастырь. Сергий при монастыре исполнял игуменские обязанности. Во второй половине XIV – начале XV в. преподобный Сергий и его ученики основывают несколько новых монастырей, самым известным из которых стал Спасо-Андроников в Москве. Троицкий монастырь приобретает широкую известность, а Сергий Радонежский становится духовным авторитетом как для простых людей, так и для высшего общества.
Сергий не раз, в наиболее драматичные моменты истории помогал князьям услышать друг друга, убеждал прекратить усобицы. В 1380 году к нему приехал великий князь Дмитрий Иванович, чтобы получить благословение на битву с полчищами Мамая. Троицкий игумен благословил русское воинство, отправил на поле сражения двух монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Самому князю он сказал: «Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». Русское воинство на Куликовом поле одолело врага в тяжелом бою.
Подвижническая деятельность Сергия Радонежского повлияла на общественно-политическую мысль в России. Духовник внес для всего русского национального сознания важные религиозно-философские идеи. В первую очередь, он вел идею «высокого жития» как пример нравственного совершенства, как общечеловеческий идеал. Немаловажным условием его высокой идеи были смирение и любовь.
Учащиеся:на основе рассказа учителя делают записи в тетради.
Учитель(задает вопрос):Можно ли о Сергии Радонежском сказать, что он оставил след не только в духовной сфере, но и политической?
Учащиеся: отвечают
Серафим Саровский (1754-1833)
Серафим Саровский – одно из ярких имен российской церковной и культурной истории. Он был не только духовным наставником для многих современников, но и образовательным лидером. Жизнь и подвиги духовника делают его одним из наиболее интересных и изучаемых религиозных лидеров России.
Преподобный Серафим Саровский (в миру – Прохор) родился 19 июля 1754 г. в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. Рано потерял отца. В возрасте 7 лет Прохор упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского кафедрального собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим.
Сам Серафим считал, что ему помогала Богородица. Когда он заболел, во время Крестного хода мимо его дома проносили икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла мальчика, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел. В 1776 г. совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг – Саровскую пустынь. В 1778 г. он стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 г. принял монашество и был посвящен в иеродиаконы. В 1793 году принял монашеский постриг с именем Серафим.
Заслуги Серафима Саровского, дошедшие до наших дней – это его духовные подвиги перед Русской православной церковью. В 1806 году духовник возложил на себя тяжкий монашеский подвиг молчальничества и пребывал в безмолвии около трёх лет. Один из самых тяжелых монашеских подвигов – затворничество – преподобный Серафим принял на себя в 1810 году. Условия подвига были очень суровыми: в келье не было никаких удобств, не было практически никаких вещей, только обрубок пня (стол), икона Богородицы и лампада. Света в келье преподобный не зажигал и ни с кем не общался. По воспоминаниям современников, когда Серафим вышел из затвора, то был совершенно седым, согбенным, но с просветлённым лицом.
Начиная с 1815 года, он всецело посвятил себя новому, самому важному подвигу – старчеству. Важность подвига состояла в том, что монах входил в общение с людьми – духовно врачевал иноков и мирян, помогал советом и молитвой, благословлял. Преподобный решился на старчество после долгого пройденного пути духовного наставления. Это его отличало от многих других старцев и духовных учителей, которые учили и требовали что-то в категоричной форме от своих прихожан, не имея должного духовного опыта.
Серафим Саровский оставил нам наследие в виде учений и достижений, которые стали важным источником нашей православной веры. Вот некоторые его учения о том, как жить верующему в мире:
Сердцевину смысла жизни составляет труд на благо ближнего;
Никогда не сдаваться в борьбе с жизненными трудностями;
Любовь к Богу – это любовь ко всему живому и все творение божье;
Духовное общение помогает сохранить веру и найти наставника.
Учащиеся:на основе рассказа учителя делают записи в тетради.
Учитель(задает вопрос):Актуальны учения Серафима Саровского в наши дни?
Учащиеся: отвечают
Амвросий Оптинский (1812-1891)
Амвросий Оптинский, (в миру – Александр Михайлович Гренков) – великий оптиский старец, духовный наставник. Среди духовных благодатных дарований старца Амвросия, привлекавших к нему многие тысячи людей, следует в первую очередь упомянуть о прозорливости: он глубоко проникал в душу собеседника и читал в ней как в раскрытой книге.
Родился в 1812 году в семье пономаря Михаила Федоровича Гренкова и жены его Марфы Николаевны. При крещении было дано имя Александр в честь святого благоверного князя Александра Невского. Шестой из восьмерых детей, воспитывался в строгой церковной атмосфере: учился грамоте по часослову и псалтири, вместе с отцом пел и читал на клиросе. В 12 лет Александра отдали в Тамбовское духовное училище. По окончании его в 1830 году как первый ученик, он был принят на казенный счет в Тамбовскую духовную семинарию и в июле 1836 года успешно ее окончил.
Полтора года был учителем в помещичьей семье, в 1838 году занял место наставника Липецкого духовного училища. Еще во время учебы в семинарии Александр опасно заболел и дал обет постричься в монахи, но по выздоровлении откладывал его исполнение. Осенью 1839 года он прибыл в Свято-Введенскую Оптину пустынь и нашел для себя духовника Макария. Осенью 1842 года был пострижен и наречен Амвросием. В декабре 1845 года он тяжело заболел и по-настоящему поправиться уже не смог. Последующие несколько десятилетий будет служить на благо людей, преодолевая физическую боль.
Именно Амвросию Божиим промыслом полагалось стать одним из 14 старцев. В течение 30 лет он окормлял страждущие души. Старец принимал ежедневно множество паломников, помогал им духовно, говорил с ними о вере и жизни, отвечал на десятки писем. Особый дар Амвросия Оптинского состоял в том, что он мог разговаривать с каждым человеком на его языке. Духовные дарования старца привлекали к нему тысячи людей. Его посещали Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой. В наследие потомкам отец Амвросий оставил мудрые, духовные поучения.
Учитель раздает учащимся карточки с поучениями Амвросия Оптинского. Дети знакомятся с ними.
«Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».
«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем».
«Скука — унынию внука, а лени — дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпение и смирение прибавишь, то от многих зол себя избавишь».
«Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».
Учитель:Как характеризуют старца Амвросия его поучения?
Учащиеся:отвечают
Итог урока – закрепление нового материала методом «мозгового штурма». Учащиеся начинают со слов: «На уроке я узнал…», «В ходе урока я сделал(а) вывод…»