Тема «Поведение в общественных местах. В дороге.»
Цель:
- Расширить у детей представления о правилах поведения в общественных местах.
Задачи:
- Формировать осознанное отношение к правилам поведения в общественных местах.
- Закреплять названия цифр и порядковый счет в пределах 5.
- Побуждать детей к использованию в речи вежливых форм обращения.
- Воспитывать уважительное отношение к незнакомым взрослым и сверстникам.
Материал:
В группе из стульев моделируется салон автобуса, и зал кинотеатра, «билеты» в кинотеатр, атрибуты к игре «Автобус».
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2. Основная часть.
- Ребята, вы любите сказки. Тогда я вас приглашаю в кинотеатр, посмотреть сказку «Цветик - семицветик». Так как кинотеатр находится далеко, то мы поедем с вами на транспорте. А вам хочется, узнать на каком же мы транспорте отправимся? Тогда отгадайте загадку.
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих, тонких ножках.
А в резиновых сапожках.
Правильно, это автобус.
- Прежде, чем отправиться на автобусную остановку, надо сначала дойти до неё по улице.
- Представьте, что стоит солнечная погода. Мы взялись за руки и вышли на улицу ( показ картинки). Чтобы дойти до светофора, мы должны пройти по специальной дорожке, как она называется? (Тротуар)
- А как называется дорога, по которой движется транспорт?
(Шоссе или проезжая часть) Вот мы подошли к светофору:
" Должен помнить пешеход:
Перекресток - переход".
Самый строгий - красный свет.
Чтение стих. А.Северного.
"Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет
Путь для всех закрыт
Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет.
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он:
" Препятствий нет, Смело в путь иди!"
- Итак, ребята, запомнил ли вы правила перехода улицы? Нет.Тогда повторим все вместе. (Дети повторяют правила)
- А дальше мы пойдем по пешеходной дорожке на другую сторону улицы.
- Ребята, у нас в городе много разных улиц и домов, среди них можно заблудиться, как в лесу. Где вы обычно гуляете с друзьями. (Во дворе. )
Беседа "Что делать если потерялся?"
- Дети, скажите, где мы должны играть? (У дома. )
Почему нельзя далеко уходить от дома? (Ответы детей).
- Знаете ли вы, как называется улица? Какой номер квартиры? Помните ли вы свою фамилию? (ответы детей).
- Вот послушайте одну историю.
«Девочка Машенька этого не знала, и однажды, когда мама была в магазине, она потерялась и не смогла найти дорогу домой. Люди спрашивали у нее, где живет, как фамилия, но она только молчала, и незнала, что ответить. А потом, ее нашла мама. Вот ребята, если вы случайно потерялись, нужно знать, что делать, если забыли свой адрес.
- Мама тебя никогда не бросит!
- Она тебя уже ищет!
- Надо стоять, где потерялся!
- Нельзя никуда и ни с кем уходить!
- Нужно набраться терпения и ждать, так маме легче вас найти!
- Давайте вместе еще раз повторим, что нужно делать, если потерялся? (ответы детей).
Этюд "Маме улыбнемся"
- Ребята, когда мама нашла Машеньку, она была очень-очень рада, что они встретились. Давайте покажем, как и мы обрадовались бы мамочке.
Песня В. Агафонникова "Маме улыбнемся".
Ой лады, лады, лады
(дети хлопают в ладоши)
Не боимся мы воды,
(разводят руки в стороны)
Чисто умываемся – вот так!
(гладят свои щеки)
Маме улыбаемся - вот так!
(опускают руки и улыбаются)
А теперь побежим к своему месту, как к своей мамочке.
- Ребята послушайте одну историю:
«. прибежала зайчиха
И закричала: - Ай, ой!
Мой зайчик попал под трамвай!
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!"
- Скажите, почему зайчик попал под трамвай? (ответы детей)
- Зайчик нарушил правила дорожного движения: играл на дороге, или перебегал дорогу перед близко идущим транспортом. Давайте еще раз вспомним, какой свет у светофора запрещающий? Какой разрешающий?
- Когда мы переходим улицу, все - равно нужно внимательно следить за машинами, сначала посмотреть налево, а дойдя до середины дороги - направо. А лучше переходить там, где специальный переход, который называется "зебра".
Ходить нужно только по тротуарам, нельзя выходить на дорогу, она для транспорта. Нельзя кататься на санках, играть на дороге, где машины.
- Нельзя бежать за игрушкой, если она попала на дорогу, сначала нужно посмотреть, нет ли рядом машин.
- Нужно быть внимательным и осторожным, проходя мимо ворот. Оттуда может выехать машина.
- Ребята, давайте повторим как вести себя на улице?!
- Какие сигналы подает светофор? Что означает каждый сигнал?
- Где должен ходить пешеход на улице?
- Почему нельзя играть на дороге?
- В каких местах нужно переходить улицу?
(ответы детей на вопросы)
Давайте послушаем стихотворение об этих правилах вместе с Машенькой.
На улице будьте внимательны, дети.
Твердо запомните правила эти.
И выполняйте их строго всегда,
Чтоб не случилась большая беда:
Эти правила запомни
И ребятам расскажи:
Тротуар - для пешеходов,
А дорога для машин
Не везде играть в футбол
Можно. Это ясно.
На дорогу выбегать
За мячом - опасно!
До беды - один шажок,
Бейте все тревогу
Мчаться в санках хорошо,
Но не на дорогу.
Не послушались - беда,
Сами виноваты.
Не катайтесь никогда у дорог, ребята!"
- Вот и дошли мы с вами и дошли до остановки. Пока ждём автобус давайте поговорим о правилах поведения в автобусе.
Сейчас подумайте и скажите, какие вы знаете правила поведения в общественном транспорте? (ответы детей с аргументацией):
1. Ожидая транспорт на остановке, не выходить на проезжую часть - можно попасть под колеса.
2. При входе в автобус не торопиться и не толкать всех локтями.
3. Уступать место родителям с маленькими детьми, пожилым людям, инвалидам.
4. Не останавливаться у входа (если не выходишь на следующей остановке, а пройти в середину салона
5. Не сорить.
6. Не кричать, не следует громко смеяться, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышание с друзьями, чтобы не мешать окружающим.
7. Не отвлекать водителя – может произойти авария.
8. Не есть мороженое, можно кого-нибудь испачкать. Лучше ничего не есть – прикусишь язык или уронишь на свою одежду.
9. Нельзя рисовать, писать на обивке сидений, резать их. Пассажирам неприятно ехать в таком транспорте, сидения будут испорчены.
- Мы вспомнили правила поведения, а теперь попробуем применить их.
Ситуация: Дети идут по тротуару и два мальчика бросают фантики от конфет.
Воспитатель: Что же вы делаете? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор.
(Ответы детей) (Рома и Саша подбирают фантики)
- Вот теперь, вы поступили правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, давайте с вами мусор складывать в эти корзины. Тогда наш город будет всегда чистым и красивым. А вот и наш автобус.
- Скажите, пожалуйста, как правильно входить в автобус? (ответы детей). Правильно, необходимо встать справа или слева от двери, пропустить вперед родителей с маленькими детьми, инвалидов, пожилых людей. Дать сначала людям выйти и автобуса, а потом спокойно, никого не толкая войти в автобус.
Ситуация:
Герои ситуации: мамы с дочками, бабушка, остальные дети: мужчины и женщины. Задание: показать, как будут садиться в автобус и вести себя там.
После того, как дети войдут в автобус, предлагается еще одна ситуация: У окна свободное место, а с краю занято. Вы хотите сесть у окна….
- Наш автобус отправляется, следующая остановка «Магазин». Ребята, обратите внимание, что в автобус зашел пожилой человек.
Как должен поступить воспитанный человек?
- Осторожно, двери закрываются.
Следующая остановка наша - Кинотеатр «Мир»
При выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете? (Ответы детей). Давайте вспомним некоторые правила поведения в кинотеатре.
- Для того чтобы попасть на кинофильм, мы должны купить билеты. Можно ли опаздывать к началу киносеанса? Разговаривать громко? Разворачивать конфеты?
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются,
За вежливое слово
Добрый день!
Уважаемый кассир.
Я бы очень попросил,
Дайте лучшие места.
Вот мое «пожалуйста»
Игра«Вежливое слово».
Дети покупают билеты за вежливые слова.
- Ребята, посмотрите на свои билеты и скажите какой у каждого из вас ряд и место. Дети называют (закрепление цифр и порядкового счета а пределах 5)
- Я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим.
- Во время просмотра сказки можно разговаривать? Ногами стучать об кресло, вставать?
(показ сказки «Цветик семицветик».)
3. Заключительная часть.
- Молодцы, ребята, вы не подвели меня, стали более воспитанными, культурными и нам, взрослым, никогда не придется за вас краснеть.