Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Иностранные языки
  3. Теория множественного интеллекта – как инструмент развития функциональной грамотности.

Теория множественного интеллекта – как инструмент развития функциональной грамотности.

Вы наверняка замечали, что ученики по-разному проявляют себя: кто-то хорош в языках, кто-то в математике, а кто-то во всём сразу. Это заметил и американский психолог Говард Гарднер, который разработал на этом наблюдении теорию множественного интеллекта. В статье рассматривается возможность применения данной теории для развития функциональной грамотности.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Иностранные языки

Категория

Иностранные языки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Теория множественного интеллекта – как инструмент развития функциональной грамотности.

Некрасова Ю.А.

учитель английского языка

МБОУ «СОШ №10»

г. Нефтеюганск ХМАО-Югры

Главные вопросы, которые мы сегодня должны задать себе:

Какая информация и знания нам сейчас могут действительно пригодиться в жизни?
Как эти знания на нас влияют?
Для чего нужна школа в XXI веке, когда от информации тяжелее защититься, чем ее получить?

Что нам может помочь в нашей работе?

Наука семиотика –наука о знаках разной природы .

На ее основе была разработана

Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера:

Вы наверняка замечали, что ученики по-разному проявляют себя: кто-то хорош в языках, кто-то в математике, а кто-то во всём сразу. Это заметил и американский психолог Говард Гарднер, который разработал на этом наблюдении теорию множественного интеллекта.

В начале восьмидесятых Гарднер изучал когнитивные способности и академические успехи людей разных возрастов. Среди исследуемых были как высоко одарённые, так и люди, имеющие мозговые повреждения. Психолог обнаружил, что результаты многих учащихся зависят не только от природных талантов и интересов, но и от того, как они усваивают информацию.

Например, если ученик не понял грамматическую конструкцию иностранного языка на слух, то это ещё не означает, что у него нет лингвистических способностей. Возможно, нужно было использовать другой подход — например, визуализировать информацию в таблице.

Спустя какое-то время Гарднер предположил, что с точки зрения устройства интеллекта мозг — это не единое целое, а множество независимых «блоков», каждый из которых отвечает за разные навыки и умения.

Первоначально Гарднер выделил семь типов интеллекта. Потом их стало 9 .

  • Вербальный. Помогает усваивать материал в текстовом формате и изучать языки.

  • Логико-математический. Легко анализирует информацию и обрабатывает данные, представленные в графиках, таблицах и диаграммах.

  • Интеллект естествоиспытателя. Отвечает за способность изучать и понимать природу, окружающую среду. Этот интеллект, как считает автор теории, совершенствуют исследования и эксперименты.

  • Визуально-пространственный. Отвечает за воображение и способность ориентироваться в пространстве. Этот интеллект помогает легко запоминать изображения, поэтому такие люди любят получать информацию в формате картинок.

  • Телесно-кинестетический. Влияет на осязание и координацию. Людям, у которых доминирует этот тип, по словам Гарднера, важна окружающая обстановка, тактильный контакт и перерывы, чтобы свободно подвигаться.

  • Аудио - Музыкальный. Способствует восприятию информации на слух и через чувство ритма. Позволяет легко учиться играть на музыкальных инструментах, петь и сочинять мелодии.

  • Межличностный. Позволяет эффективно работать в командах и устанавливать крепкие социальные связи. Развитый тип этого интеллекта говорит о высокой эмпатии.

  • Внутриличностный. Отвечает за анализ собственных чувств, эмоций и действий. По утверждению Гарднера, нередко люди, у которых преобладает этот интеллект, — интроверты, которым комфортно работать и учиться в уединении. А ещё психолог считает, что развитию внутриличностного интеллекта помогает создание индивидуальных проектов и написание рефлексивных эссе.

  • Экзистенциальный. По мнению психолога, этот тип наиболее отличает людей от животных, так как заставляет задумываться о смысле и причинах собственного существования и других философских проблемах.

Психолог утверждает, что обычно у человека хорошо развиты несколько типов интеллектов, но некоторые из них могут сильно отставать от «главных». Из-за этого люди, которые блестяще показывают себя в одной дисциплине, порой не всегда в состоянии освоить даже школьную программу в другой.

Теория Гарднера приводит к выводу, что можно стать замечательным музыкантом или врачом, имея не самый высокий IQ. Однако этих людей ещё в школе списывают со счетов, ведь традиционный подход к образованию заточен преимущественно на логику и вербальную информацию.

Так же он говорит еще об одном типе интеллекта  — педагогическом. Его, легко обнаружить даже у четырёхлетних детей — уже в этом возрасте некоторые подбирают разные слова, объясняя одну и ту же тему взрослому и сверстнику.

Среди наиболее интересных продолжений теории Гарднера можно отметить попытку дополнить список цифровым интеллектом. Этот тип также получил название «метаинтеллект» — он объединяет другие типы и отвечает за взаимодействие человека с цифровой средой и технологиями.

«Цифровой интеллект — это совокупность социальных, эмоциональных и когнитивных способностей, которые позволяют людям противостоять вызовам и адаптироваться к требованиям цифровой жизни».

Теорию множественного интеллекта порой путают со стилями обучения,.

Не раз доказывалось, что если условному аудиалу давать больше информации на слух, то это не гарантирует его высокие результаты в обучении. Не стоит думать, что человека с сильно развитым визуально-пространственным интеллектом нужно обучать только с помощью картинок. Такой подход, по его словам, способен лишь ухудшить эффективность обучения и снизить развитие других интеллектов.

Например, если ученик не может усвоить таблицу умножения классическим способом, это не обязательно значит, что у него слабо развит логико-математический интеллект. Возможно, ему просто нужен другой подход к запоминанию таблицы. В то же время, учитывая индивидуальные особенности ученика, важно не зацикливаться на одних и тех же подходах обучения для него.

Вербально-лингвистический интеллект

Люди с сильным вербально-лингвистическим интеллектом способны хорошо использовать слова как при письме, так и в устной речи. Эти люди, как правило, очень хороши в написании рассказов, запоминании информации и чтении.1

  • Запоминание письменной и устной информации

  • Наслаждайтесь чтением и письмом

  • Дискутируйте или произносите убедительные речи

  • Способны хорошо объяснять вещи

  • Используйте юмор при рассказывании историй

Логико-математический интеллект

Люди с сильным логико-математическим интеллектом хороши в рассуждениях, распознавании закономерностей и логическом анализе проблем. Эти люди склонны мыслить концептуально о числах, взаимосвязях и закономерностях.6

Анализ проблем и математических операций

  • Обладаете превосходными навыками решения проблем

  • Наслаждайтесь размышлениями об абстрактных идеях

  • Нравится проводить научные эксперименты

  • Может решать сложные вычисления

Визуально-пространственный интеллект

Люди, обладающие сильным визуально-пространственным интеллектом, хороши в визуализации вещей. Эти люди часто хорошо ориентируются в направлениях, а также в картах, схемах, видео и рисунках.5

Визуальное и пространственное суждение

  • Читайте и пишите для удовольствия

  • Умеют складывать головоломки вместе

  • Хорошо интерпретируйте рисунки, графики и графические схемы

  • Наслаждайтесь рисованием и другими видами изобразительного искусства

  • Легко распознавать паттерны

Телесно-кинестетический интеллект

Считается, что те, кто обладает высоким телесно-кинестетическим интеллектом, хороши в движениях тела, выполнении действий и физическом контроле. Люди, сильные в этой области, как правило, обладают отличной зрительно-моторной координацией и ловкостью.6

Физическое движение, контроль моторики

  • Искусны в танцах и спорте

  • Получать удовольствие от создания вещей своими руками

  • Обладают отличной физической координацией

  • Запоминайте, делая, а не слыша или видя

Музыкальный интеллект

Люди с развитым музыкальным интеллектом хорошо мыслят образами, ритмами и звуками. Они высоко ценят музыку и часто хороши в сочинении музыки и исполнении.7

  • Любите петь и играть на музыкальных инструментах

  • Легко распознавать музыкальные паттерны и тона

  • Запоминайте песни и мелодии

  • Обладаете глубоким пониманием музыкальной структуры, ритма и нот

Межличностный интеллект

Те, кто обладает сильным межличностным интеллектом, хорошо понимают других людей и взаимодействуют с ними. Эти люди искусны в оценке эмоций, мотиваций, желаний и намерений окружающих.7

Понимание других людей и взаимоотношения с ними

  • Хорошо общаться устно

  • Владеете навыками невербального общения

  • Смотрите на ситуации с разных точек зрения

  • Создавайте позитивные отношения с другими людьми

  • Разрешайте конфликты в групповой обстановке

Внутриличностный интеллект

Люди, обладающие сильным внутриличностным интеллектом, хорошо осознают свои собственные эмоциональные состояния, чувства и мотивации. Они склонны получать удовольствие от саморефлексии и анализа, включая мечтания наяву, изучение взаимоотношений с другими людьми и оценку своих личных сильных сторон.7

Самоанализ и саморефлексия

  • Хорошо проанализируйте их сильные и слабые стороны

  • Наслаждайтесь анализом теорий и идей

  • Обладают превосходным самосознанием

  • Понять основу своих собственных мотиваций и чувств

Интеллект естествоиспытателя

Поиск закономерностей и связей с природой

  • Интересуетесь такими предметами, как ботаника, биология и зоология

  • Легко классифицируйте и каталогизируйте информацию

  • Наслаждайтесь кемпингом, садоводством, пешими прогулками и прогулками на свежем воздухе

  • Не любит изучать незнакомые темы, которые не имеют никакого отношения к природе

Экзистенциальный интеллект

Экзистенциальный интеллект - способность вникать в более глубокие вопросы о жизни и экзистенции. Люди с этим типом интеллекта размышляют над "большими" вопросами о таких темах, как смысл жизни и о том, как действия могут служить более масштабным целям.

Способность видеть общую картину

  • Иметь долгосрочную перспективу

  • Рассмотрим, как текущие действия влияют на будущие результаты

  • Интерес к вопросам о смысле жизни и смерти

  • Сильный интерес и забота о других

  • Способность видеть ситуации со стороны

Какой вывод мы можем сделать;

  1. Индивидуализируйте обучение как можно больше. Вместо того чтобы применять один универсальный подход ко всем, внимательно изучайте каждого ученика и старайтесь подбирать наиболее эффективные и комфортные способы обучения для конкретного человека.

  2. В то же время учите разнообразно. То есть не стоит ограничиваться одним индивидуальным способом обучения для каждого конкретного ученика, даже если вы твёрдо убеждены, что знаете все сильные и слабые стороны этого человека. Подавайте информацию разными способами — используйте сторителлинг, иллюстрации и графики, ролевые игры. Подобный подход, по мнению Гарднера, развивает сразу несколько интеллектов человека.

  1. Однако можно представить сценарий, когда учитель объясняет новую тему классу, используя разнообразные способы — текст, иллюстрации, интерактивные упражнения, — а для закрепления даёт ученикам индивидуальные задания: например, кто-то пишет эссе, кто-то рисует схему, кто-то готовит доклад в паре с одноклассником.

Но несмотря на возможную псевдонаучность концепции, в одном Гарднер однозначно прав — не существует универсального подхода к обучению. Даже если человеческий интеллект — цельная единица, точно не лишним будет учитывать особенности каждого учащегося и преподносить информацию разными способами. Это поможет ученикам усвоить материал и повысит эффективность обучения — и наука с этим согласна.

Литература:

Великолепная пятерка: Мыслительные стратегии, ведущие к успеху Говард Гарднер Год издания: 2008 Издательство: Альпина Бизнес Букс Язык: Русский

Структура разума: теория множественного интеллекта Говард Гарднер Год издания: 2007 Издательство: Захаров Язык: Русский

Мышление будущего. Пять стратегий, ведущих к успеху в жизни Говард Гарднер Год издания: 2016 Издательство: Альпина Паблишер Язык: Русский

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Вы наверняка замечали, что ученики по-разному проявляют себя: кто-то хорош в языках, кто-то в математике, а кто-то во всём сразу. Это заметил и американский психолог Говард Гарднер, который разработал на этом наблюдении теорию множественного интеллекта. В статье рассматривается возможность применения данной теории для развития функциональной грамотности.
0 ₽