Теория множественного интеллекта – как инструмент развития функциональной грамотности.
Некрасова Ю.А.
учитель английского языка
МБОУ «СОШ №10»
г. Нефтеюганск ХМАО-Югры
Главные вопросы, которые мы сегодня должны задать себе:
Какая информация и знания нам сейчас могут действительно пригодиться в жизни?
Как эти знания на нас влияют?
Для чего нужна школа в XXI веке, когда от информации тяжелее защититься, чем ее получить?
Что нам может помочь в нашей работе?
Наука семиотика –наука о знаках разной природы .
На ее основе была разработана
Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера:
Вы наверняка замечали, что ученики по-разному проявляют себя: кто-то хорош в языках, кто-то в математике, а кто-то во всём сразу. Это заметил и американский психолог Говард Гарднер, который разработал на этом наблюдении теорию множественного интеллекта.
В начале восьмидесятых Гарднер изучал когнитивные способности и академические успехи людей разных возрастов. Среди исследуемых были как высоко одарённые, так и люди, имеющие мозговые повреждения. Психолог обнаружил, что результаты многих учащихся зависят не только от природных талантов и интересов, но и от того, как они усваивают информацию.
Например, если ученик не понял грамматическую конструкцию иностранного языка на слух, то это ещё не означает, что у него нет лингвистических способностей. Возможно, нужно было использовать другой подход — например, визуализировать информацию в таблице.
Спустя какое-то время Гарднер предположил, что с точки зрения устройства интеллекта мозг — это не единое целое, а множество независимых «блоков», каждый из которых отвечает за разные навыки и умения.
Первоначально Гарднер выделил семь типов интеллекта. Потом их стало 9 .
Вербальный. Помогает усваивать материал в текстовом формате и изучать языки.
Логико-математический. Легко анализирует информацию и обрабатывает данные, представленные в графиках, таблицах и диаграммах.
Интеллект естествоиспытателя. Отвечает за способность изучать и понимать природу, окружающую среду. Этот интеллект, как считает автор теории, совершенствуют исследования и эксперименты.
Визуально-пространственный. Отвечает за воображение и способность ориентироваться в пространстве. Этот интеллект помогает легко запоминать изображения, поэтому такие люди любят получать информацию в формате картинок.
Телесно-кинестетический. Влияет на осязание и координацию. Людям, у которых доминирует этот тип, по словам Гарднера, важна окружающая обстановка, тактильный контакт и перерывы, чтобы свободно подвигаться.
Аудио - Музыкальный. Способствует восприятию информации на слух и через чувство ритма. Позволяет легко учиться играть на музыкальных инструментах, петь и сочинять мелодии.
Межличностный. Позволяет эффективно работать в командах и устанавливать крепкие социальные связи. Развитый тип этого интеллекта говорит о высокой эмпатии.
Внутриличностный. Отвечает за анализ собственных чувств, эмоций и действий. По утверждению Гарднера, нередко люди, у которых преобладает этот интеллект, — интроверты, которым комфортно работать и учиться в уединении. А ещё психолог считает, что развитию внутриличностного интеллекта помогает создание индивидуальных проектов и написание рефлексивных эссе.
Экзистенциальный. По мнению психолога, этот тип наиболее отличает людей от животных, так как заставляет задумываться о смысле и причинах собственного существования и других философских проблемах.
Психолог утверждает, что обычно у человека хорошо развиты несколько типов интеллектов, но некоторые из них могут сильно отставать от «главных». Из-за этого люди, которые блестяще показывают себя в одной дисциплине, порой не всегда в состоянии освоить даже школьную программу в другой.
Теория Гарднера приводит к выводу, что можно стать замечательным музыкантом или врачом, имея не самый высокий IQ. Однако этих людей ещё в школе списывают со счетов, ведь традиционный подход к образованию заточен преимущественно на логику и вербальную информацию.
Так же он говорит еще об одном типе интеллекта — педагогическом. Его, легко обнаружить даже у четырёхлетних детей — уже в этом возрасте некоторые подбирают разные слова, объясняя одну и ту же тему взрослому и сверстнику.
Среди наиболее интересных продолжений теории Гарднера можно отметить попытку дополнить список цифровым интеллектом. Этот тип также получил название «метаинтеллект» — он объединяет другие типы и отвечает за взаимодействие человека с цифровой средой и технологиями.
«Цифровой интеллект — это совокупность социальных, эмоциональных и когнитивных способностей, которые позволяют людям противостоять вызовам и адаптироваться к требованиям цифровой жизни».
Теорию множественного интеллекта порой путают со стилями обучения,.
Не раз доказывалось, что если условному аудиалу давать больше информации на слух, то это не гарантирует его высокие результаты в обучении. Не стоит думать, что человека с сильно развитым визуально-пространственным интеллектом нужно обучать только с помощью картинок. Такой подход, по его словам, способен лишь ухудшить эффективность обучения и снизить развитие других интеллектов.
Например, если ученик не может усвоить таблицу умножения классическим способом, это не обязательно значит, что у него слабо развит логико-математический интеллект. Возможно, ему просто нужен другой подход к запоминанию таблицы. В то же время, учитывая индивидуальные особенности ученика, важно не зацикливаться на одних и тех же подходах обучения для него.
Вербально-лингвистический интеллект
Люди с сильным вербально-лингвистическим интеллектом способны хорошо использовать слова как при письме, так и в устной речи. Эти люди, как правило, очень хороши в написании рассказов, запоминании информации и чтении.1
Запоминание письменной и устной информации
Наслаждайтесь чтением и письмом
Дискутируйте или произносите убедительные речи
Способны хорошо объяснять вещи
Используйте юмор при рассказывании историй
Логико-математический интеллект
Люди с сильным логико-математическим интеллектом хороши в рассуждениях, распознавании закономерностей и логическом анализе проблем. Эти люди склонны мыслить концептуально о числах, взаимосвязях и закономерностях.6
Анализ проблем и математических операций
Обладаете превосходными навыками решения проблем
Наслаждайтесь размышлениями об абстрактных идеях
Нравится проводить научные эксперименты
Может решать сложные вычисления
Визуально-пространственный интеллект
Люди, обладающие сильным визуально-пространственным интеллектом, хороши в визуализации вещей. Эти люди часто хорошо ориентируются в направлениях, а также в картах, схемах, видео и рисунках.5
Визуальное и пространственное суждение
Читайте и пишите для удовольствия
Умеют складывать головоломки вместе
Хорошо интерпретируйте рисунки, графики и графические схемы
Наслаждайтесь рисованием и другими видами изобразительного искусства
Легко распознавать паттерны
Телесно-кинестетический интеллект
Считается, что те, кто обладает высоким телесно-кинестетическим интеллектом, хороши в движениях тела, выполнении действий и физическом контроле. Люди, сильные в этой области, как правило, обладают отличной зрительно-моторной координацией и ловкостью.6
Физическое движение, контроль моторики
Искусны в танцах и спорте
Получать удовольствие от создания вещей своими руками
Обладают отличной физической координацией
Запоминайте, делая, а не слыша или видя
Музыкальный интеллект
Люди с развитым музыкальным интеллектом хорошо мыслят образами, ритмами и звуками. Они высоко ценят музыку и часто хороши в сочинении музыки и исполнении.7
Любите петь и играть на музыкальных инструментах
Легко распознавать музыкальные паттерны и тона
Запоминайте песни и мелодии
Обладаете глубоким пониманием музыкальной структуры, ритма и нот
Межличностный интеллект
Те, кто обладает сильным межличностным интеллектом, хорошо понимают других людей и взаимодействуют с ними. Эти люди искусны в оценке эмоций, мотиваций, желаний и намерений окружающих.7
Понимание других людей и взаимоотношения с ними
Хорошо общаться устно
Владеете навыками невербального общения
Смотрите на ситуации с разных точек зрения
Создавайте позитивные отношения с другими людьми
Разрешайте конфликты в групповой обстановке
Внутриличностный интеллект
Люди, обладающие сильным внутриличностным интеллектом, хорошо осознают свои собственные эмоциональные состояния, чувства и мотивации. Они склонны получать удовольствие от саморефлексии и анализа, включая мечтания наяву, изучение взаимоотношений с другими людьми и оценку своих личных сильных сторон.7
Самоанализ и саморефлексия
Хорошо проанализируйте их сильные и слабые стороны
Наслаждайтесь анализом теорий и идей
Обладают превосходным самосознанием
Понять основу своих собственных мотиваций и чувств
Интеллект естествоиспытателя
Поиск закономерностей и связей с природой
Интересуетесь такими предметами, как ботаника, биология и зоология
Легко классифицируйте и каталогизируйте информацию
Наслаждайтесь кемпингом, садоводством, пешими прогулками и прогулками на свежем воздухе
Не любит изучать незнакомые темы, которые не имеют никакого отношения к природе
Экзистенциальный интеллект
Экзистенциальный интеллект - способность вникать в более глубокие вопросы о жизни и экзистенции. Люди с этим типом интеллекта размышляют над "большими" вопросами о таких темах, как смысл жизни и о том, как действия могут служить более масштабным целям.
Способность видеть общую картину
Иметь долгосрочную перспективу
Рассмотрим, как текущие действия влияют на будущие результаты
Интерес к вопросам о смысле жизни и смерти
Сильный интерес и забота о других
Способность видеть ситуации со стороны
Какой вывод мы можем сделать;
Индивидуализируйте обучение как можно больше. Вместо того чтобы применять один универсальный подход ко всем, внимательно изучайте каждого ученика и старайтесь подбирать наиболее эффективные и комфортные способы обучения для конкретного человека.
В то же время учите разнообразно. То есть не стоит ограничиваться одним индивидуальным способом обучения для каждого конкретного ученика, даже если вы твёрдо убеждены, что знаете все сильные и слабые стороны этого человека. Подавайте информацию разными способами — используйте сторителлинг, иллюстрации и графики, ролевые игры. Подобный подход, по мнению Гарднера, развивает сразу несколько интеллектов человека.
Однако можно представить сценарий, когда учитель объясняет новую тему классу, используя разнообразные способы — текст, иллюстрации, интерактивные упражнения, — а для закрепления даёт ученикам индивидуальные задания: например, кто-то пишет эссе, кто-то рисует схему, кто-то готовит доклад в паре с одноклассником.
Но несмотря на возможную псевдонаучность концепции, в одном Гарднер однозначно прав — не существует универсального подхода к обучению. Даже если человеческий интеллект — цельная единица, точно не лишним будет учитывать особенности каждого учащегося и преподносить информацию разными способами. Это поможет ученикам усвоить материал и повысит эффективность обучения — и наука с этим согласна.
Литература:
Великолепная пятерка: Мыслительные стратегии, ведущие к успеху Говард Гарднер Год издания: 2008 Издательство: Альпина Бизнес Букс Язык: Русский
Структура разума: теория множественного интеллекта Говард Гарднер Год издания: 2007 Издательство: Захаров Язык: Русский
Мышление будущего. Пять стратегий, ведущих к успеху в жизни Говард Гарднер Год издания: 2016 Издательство: Альпина Паблишер Язык: Русский