Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Иностранные языки
  3. Теория множественного интеллекта – как инструмент развития функциональной грамотности.

Теория множественного интеллекта – как инструмент развития функциональной грамотности.

Вы наверняка замечали, что ученики по-разному проявляют себя: кто-то хорош в языках, кто-то в математике, а кто-то во всём сразу. Это заметил и американский психолог Говард Гарднер, который разработал на этом наблюдении теорию множественного интеллекта. В статье рассматривается возможность применения данной теории для развития функциональной грамотности.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Иностранные языки

Категория

Иностранные языки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Теория множественного интеллекта – как инструмент развития функциональной грамотности.

Некрасова Ю.А.

учитель английского языка

МБОУ «СОШ №10»

г. Нефтеюганск ХМАО-Югры

Главные вопросы, которые мы сегодня должны задать себе:

Какая информация и знания нам сейчас могут действительно пригодиться в жизни?
Как эти знания на нас влияют?
Для чего нужна школа в XXI веке, когда от информации тяжелее защититься, чем ее получить?

Что нам может помочь в нашей работе?

Наука семиотика –наука о знаках разной природы .

На ее основе была разработана

Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера:

Вы наверняка замечали, что ученики по-разному проявляют себя: кто-то хорош в языках, кто-то в математике, а кто-то во всём сразу. Это заметил и американский психолог Говард Гарднер, который разработал на этом наблюдении теорию множественного интеллекта.

В начале восьмидесятых Гарднер изучал когнитивные способности и академические успехи людей разных возрастов. Среди исследуемых были как высоко одарённые, так и люди, имеющие мозговые повреждения. Психолог обнаружил, что результаты многих учащихся зависят не только от природных талантов и интересов, но и от того, как они усваивают информацию.

Например, если ученик не понял грамматическую конструкцию иностранного языка на слух, то это ещё не означает, что у него нет лингвистических способностей. Возможно, нужно было использовать другой подход — например, визуализировать информацию в таблице.

Спустя какое-то время Гарднер предположил, что с точки зрения устройства интеллекта мозг — это не единое целое, а множество независимых «блоков», каждый из которых отвечает за разные навыки и умения.

Первоначально Гарднер выделил семь типов интеллекта. Потом их стало 9 .

  • Вербальный. Помогает усваивать материал в текстовом формате и изучать языки.

  • Логико-математический. Легко анализирует информацию и обрабатывает данные, представленные в графиках, таблицах и диаграммах.

  • Интеллект естествоиспытателя. Отвечает за способность изучать и понимать природу, окружающую среду. Этот интеллект, как считает автор теории, совершенствуют исследования и эксперименты.

  • Визуально-пространственный. Отвечает за воображение и способность ориентироваться в пространстве. Этот интеллект помогает легко запоминать изображения, поэтому такие люди любят получать информацию в формате картинок.

  • Телесно-кинестетический. Влияет на осязание и координацию. Людям, у которых доминирует этот тип, по словам Гарднера, важна окружающая обстановка, тактильный контакт и перерывы, чтобы свободно подвигаться.

  • Аудио - Музыкальный. Способствует восприятию информации на слух и через чувство ритма. Позволяет легко учиться играть на музыкальных инструментах, петь и сочинять мелодии.

  • Межличностный. Позволяет эффективно работать в командах и устанавливать крепкие социальные связи. Развитый тип этого интеллекта говорит о высокой эмпатии.

  • Внутриличностный. Отвечает за анализ собственных чувств, эмоций и действий. По утверждению Гарднера, нередко люди, у которых преобладает этот интеллект, — интроверты, которым комфортно работать и учиться в уединении. А ещё психолог считает, что развитию внутриличностного интеллекта помогает создание индивидуальных проектов и написание рефлексивных эссе.

  • Экзистенциальный. По мнению психолога, этот тип наиболее отличает людей от животных, так как заставляет задумываться о смысле и причинах собственного существования и других философских проблемах.

Психолог утверждает, что обычно у человека хорошо развиты несколько типов интеллектов, но некоторые из них могут сильно отставать от «главных». Из-за этого люди, которые блестяще показывают себя в одной дисциплине, порой не всегда в состоянии освоить даже школьную программу в другой.

Теория Гарднера приводит к выводу, что можно стать замечательным музыкантом или врачом, имея не самый высокий IQ. Однако этих людей ещё в школе списывают со счетов, ведь традиционный подход к образованию заточен преимущественно на логику и вербальную информацию.

Так же он говорит еще об одном типе интеллекта  — педагогическом. Его, легко обнаружить даже у четырёхлетних детей — уже в этом возрасте некоторые подбирают разные слова, объясняя одну и ту же тему взрослому и сверстнику.

Среди наиболее интересных продолжений теории Гарднера можно отметить попытку дополнить список цифровым интеллектом. Этот тип также получил название «метаинтеллект» — он объединяет другие типы и отвечает за взаимодействие человека с цифровой средой и технологиями.

«Цифровой интеллект — это совокупность социальных, эмоциональных и когнитивных способностей, которые позволяют людям противостоять вызовам и адаптироваться к требованиям цифровой жизни».

Теорию множественного интеллекта порой путают со стилями обучения,.

Не раз доказывалось, что если условному аудиалу давать больше информации на слух, то это не гарантирует его высокие результаты в обучении. Не стоит думать, что человека с сильно развитым визуально-пространственным интеллектом нужно обучать только с помощью картинок. Такой подход, по его словам, способен лишь ухудшить эффективность обучения и снизить развитие других интеллектов.

Например, если ученик не может усвоить таблицу умножения классическим способом, это не обязательно значит, что у него слабо развит логико-математический интеллект. Возможно, ему просто нужен другой подход к запоминанию таблицы. В то же время, учитывая индивидуальные особенности ученика, важно не зацикливаться на одних и тех же подходах обучения для него.

Вербально-лингвистический интеллект

Люди с сильным вербально-лингвистическим интеллектом способны хорошо использовать слова как при письме, так и в устной речи. Эти люди, как правило, очень хороши в написании рассказов, запоминании информации и чтении.1

  • Запоминание письменной и устной информации

  • Наслаждайтесь чтением и письмом

  • Дискутируйте или произносите убедительные речи

  • Способны хорошо объяснять вещи

  • Используйте юмор при рассказывании историй

Логико-математический интеллект

Люди с сильным логико-математическим интеллектом хороши в рассуждениях, распознавании закономерностей и логическом анализе проблем. Эти люди склонны мыслить концептуально о числах, взаимосвязях и закономерностях.6

Анализ проблем и математических операций

  • Обладаете превосходными навыками решения проблем

  • Наслаждайтесь размышлениями об абстрактных идеях

  • Нравится проводить научные эксперименты

  • Может решать сложные вычисления

Визуально-пространственный интеллект

Люди, обладающие сильным визуально-пространственным интеллектом, хороши в визуализации вещей. Эти люди часто хорошо ориентируются в направлениях, а также в картах, схемах, видео и рисунках.5

Визуальное и пространственное суждение

  • Читайте и пишите для удовольствия

  • Умеют складывать головоломки вместе

  • Хорошо интерпретируйте рисунки, графики и графические схемы

  • Наслаждайтесь рисованием и другими видами изобразительного искусства

  • Легко распознавать паттерны

Телесно-кинестетический интеллект

Считается, что те, кто обладает высоким телесно-кинестетическим интеллектом, хороши в движениях тела, выполнении действий и физическом контроле. Люди, сильные в этой области, как правило, обладают отличной зрительно-моторной координацией и ловкостью.6

Физическое движение, контроль моторики

  • Искусны в танцах и спорте

  • Получать удовольствие от создания вещей своими руками

  • Обладают отличной физической координацией

  • Запоминайте, делая, а не слыша или видя

Музыкальный интеллект

Люди с развитым музыкальным интеллектом хорошо мыслят образами, ритмами и звуками. Они высоко ценят музыку и часто хороши в сочинении музыки и исполнении.7

  • Любите петь и играть на музыкальных инструментах

  • Легко распознавать музыкальные паттерны и тона

  • Запоминайте песни и мелодии

  • Обладаете глубоким пониманием музыкальной структуры, ритма и нот

Межличностный интеллект

Те, кто обладает сильным межличностным интеллектом, хорошо понимают других людей и взаимодействуют с ними. Эти люди искусны в оценке эмоций, мотиваций, желаний и намерений окружающих.7

Понимание других людей и взаимоотношения с ними

  • Хорошо общаться устно

  • Владеете навыками невербального общения

  • Смотрите на ситуации с разных точек зрения

  • Создавайте позитивные отношения с другими людьми

  • Разрешайте конфликты в групповой обстановке

Внутриличностный интеллект

Люди, обладающие сильным внутриличностным интеллектом, хорошо осознают свои собственные эмоциональные состояния, чувства и мотивации. Они склонны получать удовольствие от саморефлексии и анализа, включая мечтания наяву, изучение взаимоотношений с другими людьми и оценку своих личных сильных сторон.7

Самоанализ и саморефлексия

  • Хорошо проанализируйте их сильные и слабые стороны

  • Наслаждайтесь анализом теорий и идей

  • Обладают превосходным самосознанием

  • Понять основу своих собственных мотиваций и чувств

Интеллект естествоиспытателя

Поиск закономерностей и связей с природой

  • Интересуетесь такими предметами, как ботаника, биология и зоология

  • Легко классифицируйте и каталогизируйте информацию

  • Наслаждайтесь кемпингом, садоводством, пешими прогулками и прогулками на свежем воздухе

  • Не любит изучать незнакомые темы, которые не имеют никакого отношения к природе

Экзистенциальный интеллект

Экзистенциальный интеллект - способность вникать в более глубокие вопросы о жизни и экзистенции. Люди с этим типом интеллекта размышляют над "большими" вопросами о таких темах, как смысл жизни и о том, как действия могут служить более масштабным целям.

Способность видеть общую картину

  • Иметь долгосрочную перспективу

  • Рассмотрим, как текущие действия влияют на будущие результаты

  • Интерес к вопросам о смысле жизни и смерти

  • Сильный интерес и забота о других

  • Способность видеть ситуации со стороны

Какой вывод мы можем сделать;

  1. Индивидуализируйте обучение как можно больше. Вместо того чтобы применять один универсальный подход ко всем, внимательно изучайте каждого ученика и старайтесь подбирать наиболее эффективные и комфортные способы обучения для конкретного человека.

  2. В то же время учите разнообразно. То есть не стоит ограничиваться одним индивидуальным способом обучения для каждого конкретного ученика, даже если вы твёрдо убеждены, что знаете все сильные и слабые стороны этого человека. Подавайте информацию разными способами — используйте сторителлинг, иллюстрации и графики, ролевые игры. Подобный подход, по мнению Гарднера, развивает сразу несколько интеллектов человека.

  1. Однако можно представить сценарий, когда учитель объясняет новую тему классу, используя разнообразные способы — текст, иллюстрации, интерактивные упражнения, — а для закрепления даёт ученикам индивидуальные задания: например, кто-то пишет эссе, кто-то рисует схему, кто-то готовит доклад в паре с одноклассником.

Но несмотря на возможную псевдонаучность концепции, в одном Гарднер однозначно прав — не существует универсального подхода к обучению. Даже если человеческий интеллект — цельная единица, точно не лишним будет учитывать особенности каждого учащегося и преподносить информацию разными способами. Это поможет ученикам усвоить материал и повысит эффективность обучения — и наука с этим согласна.

Литература:

Великолепная пятерка: Мыслительные стратегии, ведущие к успеху Говард Гарднер Год издания: 2008 Издательство: Альпина Бизнес Букс Язык: Русский

Структура разума: теория множественного интеллекта Говард Гарднер Год издания: 2007 Издательство: Захаров Язык: Русский

Мышление будущего. Пять стратегий, ведущих к успеху в жизни Говард Гарднер Год издания: 2016 Издательство: Альпина Паблишер Язык: Русский

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Вы наверняка замечали, что ученики по-разному проявляют себя: кто-то хорош в языках, кто-то в математике, а кто-то во всём сразу. Это заметил и американский психолог Говард Гарднер, который разработал на этом наблюдении теорию множественного интеллекта. В статье рассматривается возможность применения данной теории для развития функциональной грамотности.
0 ₽