Тестирование как один из способов контроля знаний учащихся в начальной школе
Одной из важных составляющих образовательного процесса является контроль знаний и умений обучающихся. Общедидактические требования к контролю знаний включают: систематичность, углубленность, всесторонность, объективность, индивидуализацию, гласность, дифференцируемость оценок. С этой точки зрения традиционные средства контроля знаний имеют достаточно много недостатков. К ним относятся, например, следующие:
-использование четырехбальной шкалы оценок;
- большие затраты труда и времени на успешные опросы, проверку письменных контрольных работ;
- низкая оперативность в использовании результатов контроля для управления ходом учебного процесса;
-недостаточная объективность оценки знаний обучающихся;
-изменение формы итоговой аттестации в старших классах.
Поиски повышения эффективности контроля знаний обучаемых ведутся педагогами постоянно, что приводит к возрастанию интереса к тестовому контролю знаний.
Тестовый контроль знаний требует очень больших усилий со стороны педагога. Педагог должен знать, как правильно подбирать тесты и как их составлять, должен обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его психическое и физическое развитие, его интересы и такие данные, как уровень усвоения знаний. Учитывая возрастающую роль тестирования в нашей стране, на своих уроках я все чаще стараюсь применять этот метод и при текущем контроле, и при итоговом. Хочется отметить, что большинство обучающихся пока не готово к тестовому виду контроля, он для них не традиционен, они не имеют навыков и умений выполнения тестовых заданий. Кроме того, практика показывает, что учащиеся не готовы и психологически: они переживают, нервничают, путают правильные и неправильные ответы, порой неспособны даже дочитать текст до конца. Однако сегодня тесты являются одной из распространенных форм контроля знаний. На вступительных экзаменах в ВУЗ тоже очень часто применяется эта форма проверки знаний, поэтому в школе просто необходимо внедрять тесты уже на первой ступени обучения, чтобы учащиеся могли ими пользоваться, чтобы был преодолен психологический барьер.
Чем же привлекательны тесты как способ контроля знаний учащихся?
Главное достоинство тестовой проверки - скорость обратной связи. Однако в практике работы начальной школы тестирование должного места еще не занимает, хотя применяется на различных уроках и этапах урока. Контроль такого вида обеспечивает хорошую обратную связь преподавателя с учащимися. Тесты можно проводить так часто, как это необходимо преподавателю, каждый испытуемый проходит тест с такой скоростью, с какой ему удобнее. В конце теста выставляется оценка, не зависящая от настроения преподавателя, его отношения к конкретному учащемуся, впечатления от его ответов на предыдущие вопросы. Тесты экономят время преподавателя (имеется ввиду только проведение самого теста).
В то же время тесты имеют свои недостатки:
- если результаты своей работы учащийся представляет только номером ответа, учитель не видит характера хода решения. Мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. К недостаткам тестов также относят возможность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два варианта ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие тестовые задания можно угадать.
Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого. Задания с выбором ответа особенно ценны тем, что каждому учащемуся дается возможность четко представить себе оббьем обязательных требований к овладению знаниями курса, объективно оценить свои успехи. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно применять наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащихся.
В ходе контроля знаний я составляю и применяю тесты разных видов:
1. Тесты с однозначным выбором ответа. На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный.
2.Тест с многозначным ответом. В варианты ответа может быть внесено более одного венного ответа, но в разных видах, либо среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должны быть выставлены номера правильных ответов или прочерк.
3.Тесты на дополнение. В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено учащимися.
4.Тесты идентификации. В ходе их выполнения формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах. Они более интересны для учащихся видами деятельности, для учителя – наполненностью содержания.
Случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом, поэтому при составлении тестов я опираюсь на следующие требования:
1)Надежность контрольного задания – это его способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать исследуемый показатель.
2)Валидность (или адекватность целям проверки) обеспечивается заданиями теста, которые соответствуют выявленному уровню усвоения – уровню, заданному образовательным стандартом. При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ.
3)Определенность. После прочтения заданий каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащиеся после прочтения задания правильно действуют, но верные ответы дают менее 70% учащихся, то тест необходимо проверить на определенность.
4)Простота. Формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.
5) Однозначность. Задание должно иметь единственный правильный ответ – эталон.
6)Равнотрудность. При составлении тестов в разных вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.
Тестовый вид контроля позволяет выдержать все требования, предъявляемые к контролю знаний и умений учащихся. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учащихся критериям. Это позволяет определить, кто из учащихся не овладел программным материалом; кто овладел им на минимальном уровне; кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; кто из учащихся не только полностью овладел необходимыми знаниями, но может применить их в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.
Тесты позволяют оценить успешность обучения группы учащихся на основе поэтапного анализа знаний учащихся. Для проведения такого анализа целесообразно составить таблицу, отмечая правильные ответы на вопросы знаком «+», а ошибочные ответы знаком «-».
№ п/п | Фамилия учащегося | Контрольные вопросы | Верных ответов | Отметка | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
1. | Иванов | + | + | - | + | - | - | - | + | - | - | 4 | |
2. | Петров | - | - | + | + | + | + | - | + | + | - | 6 | |
3. | |||||||||||||
Всего правильных ответов | 29 | 33 | |||||||||||
% правильных ответов | 83 | 86 |
Анализ результатов, представленных в таблице, позволяет по каждому вопросу определить процент учащихся класса, давших правильный ответ. Если доля правильных ответов превышает 75%, то можно считать, что данный элемент знаний (умений) усвоен и в дальнейшем не нуждается в отработке со всеми учащимися. При более низких результатах по отдельным вопросам задания необходимо провести работу со всем классом, анализируя характерные ошибки.
Приведенная таблица дает информацию об усвоении темы каждым учащимся, выявляет характерные ошибки. Это позволяет дать необходимую консультацию каждому ученику. Кроме того, каждый ученик имеет возможность четко представить себе объем обязательных требований по каждой теме, объективно оценить свои успехи.
В результате применения тестового контроля знаний я наблюдаю положительную динамику успеваемости учащихся, возрастание интереса к процессу обучения, преодоление психологического барьера перед поставленными заданиями.