Класс: 1
УМК Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века»
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
Учебник: «Букварь» 1 класс, часть 1, Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова
Тема урока: «Знакомство с буквой Ц»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала
Задачи урока:
Образовательные: - познакомить с новой буквой и новым звуком, которая его обозначает; выделять звук [ц] в речи; научить читать слоги и слова с буквой ц;
Развивающие: - развивать фонематический слух детей; развивать речь; логической мышление, воображение:
- развивать умение работать в паре и самостоятельно.
Воспитательные: - формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знают этапы выполнения звукобуквенного анализа слов, умеют самостоятельно читать слоги, слова, предложения, получат возможность научиться выделять звук [ц]
Метапредметные:
Познавательные УУД: сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков, моделирование звуковой схемы, доказательство выбора фишки при обозначении звука.
Регулятивные: умеет держать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу;
Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; учитывать разные мнения и формулировать собственное и аргументировать его.
Личностные: выражают положительные отношение к учебному процессу; проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний и умений.
Материально – техничное обеспечение урока:
- мультимедийный проектор
- презентация
- предметные картинка
- фишки для обучения звуков
- касса букв
- образцы печатных букв «Ц», «ц».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация к деятельности Актуализация опорных знаний и поставка учебной задачи Открытие нового знания Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала Первичное закрепление Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой Рефлексия | - Прозвенел звонок веселый! все готовы? Все готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем! - Сегодня на уроке нас ждет интересна работа. Покажите сигнальными значками (желтый и черный), какое у вас настроение. Настроение у всех хорошее. - Много ли мы с вами изучили букв? (Да) - А куда поселим изученные буквы? (На ленту) - Для чего нужны буквы? (Для обозначения звуков) - На какие группы делятся звуки? (гласные, согласные) - Что вы знаете о согласных звуках? - Все мы буквы изучили? (Нет) - Какую учебную задачу поставили на уроке? Что должны сделать, чему научиться? - Чтобы узнать, над чем мы будем работать сегодня на уроке предлагаю вам отгадать загадки: 1. На кормушке возле нашей форточки Сидела удивительная птица: В черной шапочке она, и в желтой кофточке Птица называется … (синица) 2. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат (цапля) - Что вы знаете об этих птицах? - Произнесите эти слова и скажите, что общего у этих слов? - Определите тему нашего урока. Назовите слова, в которых встречается звук [ц]. А я знаю девочку в нашем классе, в фамилии которой встречается звук [ц]. А вы знаете? - Произнесите еще раз звук [ц] и охарактеризуйте его. Какой он? - А давайте узнаем, где находится звук [ц] в наших словах – отгадках «синица» и «цапля». В каком домике по счету? - В каком звуковом домике по счету находится звук [ц]? - Обозначьте звуки буквами. - Почему звук [ц] не обозначили буквой? (не знакомы) - Давайте с ней познакомимся. Знакомство с буквой Ц. - Пофантазируйте, на что похожу букв Ц (Слайд 2, 3) - Запомнили, как выглядит буква Ц? Обозначьте в словах «синица» и «цапля» звук [ц] буквой ц. - А теперь смоделируйте букву Ц самостоятельно и проверьте друг у друга. - Что за ужас, что за хлам? Везде буквы по углам. Посмотрите вокруг и найдите букву Ц. Где она спряталась в классе? - Буквы любят играть друг с другом, играли и заигрались. Потерялась среди них буква Ц. Букву нужную найдем И в овал ее возьмем. КБАЗБУЦАИШЦКБЛНЦ - Сколько раз подчеркнули букву? Проверьте друг у друга. - Итак, какую работу мы выполнили? - А теперь научимся произносить звук [ц] в словах. Для этого разучим скороговорку «Ученица – озорница получила единицу». - А вы хотите быть такими, как эта ученица? - Чтобы не получать единицу, надо научиться хорошо читать. Чтение слогов с буквой Ц. (слайд 4)
Прочитайте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного? Мягко или твердо прозвучал звук [ц]? Почему? Работа по учебнику.
- Почему эти слова объединены в пары?
Чтение следующих 2 – х столбиков слов.
Физминутка Видим, скачут по опушке Две веселые лягушки Прыг – скок, прыг – скок – Прыгать с пятки на носок На болоте две подружки Две зеленые лягушки Рано утром умывались, Полотенцем растирались Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. - Мы читали слова с буквой Ц. А теперь вы будете угадывать слова с этой буквой и печатать их. Прочитайте загадки, а отгадки впишите в кроссворд. Какие умения вам понадобятся? (умение печатать слова и определять какой буквой обозначается звук) Проверьте себя по образцу (слайд 6) Слайд 5 - Почитайте пары слов по строчкам. Что у вас получилось? (Чепуха) - Подберите к словам из левого столбика подходящие по смыслу слова из правого столбика. Чтение рассказа «Цыпленок Цып» (учителем) - О ком рассказ? - Что вы о нем узнали? - Кто запомнил слова цапли? - А что бы вы сказали цыпленку? Проводит беседу по вопросам: - Какую учебную задачу ставили перед собой на уроке? - Мы ее достигли? - Как называется буква, которую мы изучили? - Какой звук она обозначает? - Еще раз охарактеризуйте его. - Научились читать слова с буквой Ц? - Что понравилось? - А что показалось трудным? - А какое сейчас у вас настроение? У вас на столе смайлики. Нарисуйте свое настроение. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Высказывают предположения, что на уроке будут изучать новый звук и новую букву, читать слова с этой буквой. Принимают учебную задачу. Разгадывают загадки, выделяют звук, высказывают свои предположения. Формулируют тему урока. Отмечают, что новый звук согласный, твердый, глухой. Делают звукобуквенный анализ слов «синица» и «цапля» (два ученика у доски) оставленные самостоятельно. Заменяют фишки в моделях слов буквами. Знакомятся с новой буквой Конструируют букву. Осуществляют самопроверку и проверку в парах. Выполняют задание Узнают букву среди других букв. Контролируют действие в паре. Делают выводы о результатах работу. Познакомились со звуком [ц]. Обозначили его буквой Ц. Проговаривают скороговорку несколько раз. Читают слоги. Звук [ц] всегда твердый. Читают слова. Выбирают слова по заданному критерию. Выполняют физминутку. Читают загадки. Печатают слова отгадки в кроссворде. Проверяют работу по образцу. Оценивают результат. Читают слова Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Регулятивные УУД: - нацеливание на успешную деятельность; ЛичностныеУУД: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание изучать новое Коммуникативные: - формировать умение слушать и слышать Регулятивные УУД: - планирование - определение последовательности промежуточных целей с четом конечного результата Познавательные УУД: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - формирование темы Коммуникативные УУД: - владение монологической и диалогической формами речи; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные УУД: - моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель. Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД: - владение монологической и диалогической формами речи; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные УУД: - проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности; - планирование своих действий в соответствии с постоянной задачей Познавательные УУД: Общеучебные: - формировать смысловое чтение; - формировать умение извлекать необходимую информацию из текстов. Личностные УУД: - умение применять правила охраны своего здоровья. Регулятивные УУД: - самооценка результатов Коммуникативные УУД: - умение работать в паре - учитывать разные мнения, - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: - умение применять простейшие приемы и анализы текста. Личностные УУД: - умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции Регулятивные УУД: - оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |