Технологическая карта урока математики в 5 классе
Ф.И.О. учителя | Овчинникова Татьяна Викторовна | ||||
Предмет | Математика | ||||
Класс | 5а | ||||
Тип урока | Урок «открытия новых знаний» | ||||
Тема урока | Перевод неправильной дроби в смешанное число и обратно. | ||||
Цель урока | Формирование умения записывать смешанное число в виде неправильной дроби, и выделять целую часть из неправильной дроби. | ||||
Задачи урока | обучающие: установить связь между смешанным числом и неправильной дробью,вывести алгоритмы перевода смешанных чисел в неправильные дроби и наоборот, сформировать умение выделять целую часть из неправильной дроби, умение переводить смешанное число в неправильную дробь; применять в решении задач.развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать вниманиевоспитательные: развивать познавательный интерес через системно-деятельностный подход, игровые моменты самоконтроля, самопроверки; воспитывать умение высказывать свое мнение, участвовать в диалоге; формировать способность к позитивному сотрудничеству. | ||||
Планируемые результаты | предметные:составить алгоритмы перевода, сформировать умение выделять целую часть из дроби и записывать в виде неправильной дроби смешанные числа; метапредметные: коммуникативные: закрепить умение высказывания суждений с использованием математических терминов; умение работать в парах. регулятивные: закрепить умение анализировать, сравнивать, делать выводы, создать условия для проявления инициативы и самостоятельности; оценивание своей работы на уроке. познавательные:закрепить навык работы с учебником; личностные: способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду, закрепить умение высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую, умение адекватной самооценки и самоконтроля. | ||||
Формы организации образовательного пространства на уроке | Фронтальная беседа с учащимися; моделирование, работа с учебником, самостоятельная работа, работа в парах, самопроверка. | ||||
Средства обучения | Учебник математики 5 класс Муравин, Муравина, мультимедийная презентация, маршрутный лист, проектор. | ||||
Этап урока | Микроцель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
1.Организационный момент (этап мотивации) | Создать благоприятный психологический настрой на работу. Обеспечение мотивации учения. | Приветствует учащихся. Знакома ли вам немецкая поговорка «Попал в дроби». Догадайтесь, что она означает? Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. “Попасть в дроби”, означает попасть в трудное положение. Желаю вам на уроке не испытывать затруднений, связанных с дробями! | Приветствуют учителя и гостей.Высказывают свое мнение | Коммуникативные: Умение слушать учителя и одноклассников Личностные: настрой на работу Познавательные: знакомство со значением поговорки. |
2.Этап актуализации | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Устная работа:
З аполните пропуски, назовите неизвестный компонент в записи:
| Фронтально отвечают:15:9, 1:5, 100:50, 10:10 Неизвестно делимое, 19 Неизвестно неполное частное, 3 Неизвестен остаток, 1 | Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению. | |
3.Открытие нового знания (этап выявления места и причины затруднения) | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: связь между смешанным числом и неправильной дробью. | Практическая работа: Связь между смешанным числом и неправильной дробью? Работа в парах. Предлагается практическая работа 1. Результаты работы ребята заносят в маршрутные листы. Сильным ребятам предлагается выполнить практическую работу 2. Выписываем на доску несколько равенств. Совместное обсуждение: Какая связь между смешанным числом и неправильной дробью? Как можно получить из неправильной дроби смешанное число? Какая тема нашего урока? Какая цель нашего урока? Как можно получить из неправильной дроби смешанное число? Возвращаемся к равенствам на доске: Как получим в этом случае? Догадайтесь, как получить смешанное число в этом случае? Каким действием можно заменить черту дроби? Какая связь между делением с остатком и смешанным числом? Сформулируйте правило (алгоритм) перевода неправильной дроби в смешанное число. Попробуйте догадаться, как перейти от смешанного числа к неправильной дроби Вспомните, как получить делимое при делении с остатком. Сформулируйте правило (алгоритм) перевода смешанного числа в неправильную дробь. | Записывают в маршрутные листы количество долей неправильной дробью, пытаются записать смешанным числом. Отвечают на вопрос:Что вы можете сказать про полученные числа? Смешанное число и неправильная дробь равны. Отмечают точки в маршрутных листах, делают вывод, что интересного заметили. Смешанные числа и неправильные дроби задают одну и ту же точку, значит, они равны. Предлагают варианты ответов: Смешанное число может быть равно неправильной дроби? Узнать правило перевода. Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь: Перевод неправильной дроби в смешанное число и наоборот. Цель нашего урока: Узнать, как из неправильной дроби получить смешанное число и научиться получать данную дробь. Делением. Делением с остатком. Неполное частное записано в целой части, остаток в числитель, знаменатель это делитель. Формулируют алгоритм. Отвечают: Нужно неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток. Формулируют алгоритм. | Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели Личностные: самоопределение |
4.Работа по новой теме: а) этап построения проекта выхода из затруднения; б) этап первичного закрепления; в) этап самостоятельной работы. | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Предлагаю использовать алгоритм перевода неправильной дроби в смешанное число для другого примера. Производит запись на доске Предлагаю использовать алгоритм перевода смешанного числа в неправильную дробь для другого примера. Производит запись на доске Отложите ручки в сторону, после такой мозговой активности нужно отдохнуть. Проводим физминутку. Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. Задания для закрепления Базовый уровень №465. Замените равенством неправильной дроби и смешанного числа запись деления с остатком: 1) 22:5=4(ост.2) 3) 24:7=3(ост.3) №466. Вставьте вместо многоточия пропущенное число: №467. Представьте в виде смешанного числа неправильную дробь: №468. Запишите в виде неправильной дроби числа: Повышенный уровень №472(7). Задача с региональным компонентом: Ежемесячный бюджет семьи Кузнецовых составляет 23501 руб. Сколько рублей приходится на каждого из четырёх членов семьи в месяц? Вопросы: Сколько человек в семье? Что такое «бюджет семьи»? Как узнать, сколько приходится на 1 члена семьи? Высокий уровень № 474(1). Расположите в порядке возрастания числа: Обсуждение задания: 1.Что значит фраза «В порядке возрастания»? 2.Какого вида числа? Каких больше? 3.Как сравнить неправильную дробь и смешанное число? | Записывают пример в тетрадь. Записывают пример в тетрадь. Учащиеся выполняют упражнения с учителем Открывают учебники. Решают, сверяя свои ответы с доской. 1 ученик работает у доски. 1 ) 22:5=4(ост.2)= 3) 24:7=3(ост.3)= Выходят к доске, решают: У ченик решает, проговаривая алгоритм: Ученик решает, проговаривая алгоритм: После обсуждения условия и хода решения сильный ученик записывает решение на доске. 23501:4= руб. Ответ: рублей приходится на каждого члена семьи Сильный ученик работает у доски. Отвечает, если нужно помогает класс: 1.От меньшего числа к большему. 2.Правильная, неправильная дроби, смешанные числа. Больше смешанных. 3.Неправильную дробь перевести в смешанное число. | Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения Коммуникативные: выражение свих мыслей, аргументация своего мнения. Познавательные: построение логической цепи рассуждений Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения |
5.Самостоятельная работа | Выявление степени первоначального усвоения нового материала | Выполнение самостоятельной работы: задания базового уровня, на решение отводится 5-7 минут. | Решают и делают самопроверку, ставят себе графическую оценку. | Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения Коммуникативные: выражение свих мыслей, аргументация своего мнения. Познавательные: построение логической цепи рассуждений Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения | |
6. Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | № 394, № 396 Поясняет выполнение номеров. | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. | Коммуникативные: Умение задать вопрос и выслушать учителя. | |
7. Рефлексия. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | « Рефлексивная мишень» | В маршрутных листах учащиеся отмечают те баллы, на которые оценивают работу на уроке по 4 направлениям (активность, интерес, понимание темы, знания). | Личностные: Осознание (не осознание) того, что научился работать со смешанными числами. |