Класс: 4
Тема: Пасха и пасхальные традиции России
Тип учебного занятия: комплексное применение знаний и умений, полученных на уроке
Формирование
чувства патриотизма и любви к своей Родине, любовь к традициям и обычаям православной культуры;
уважения к культурным и религиозным традициям своего народа.
Метапредметные:
Умение
принимать участие в обсуждении прослушанного материала;
поставить новые цели и преобразовывать практические задачи в познавательные;
прилагать усилия и преодолеть трудности при достижении поставленных целей;
производить взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
организовать и спланировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, определять цели и функции участников и способы взаимодействия.
Предметные
Умение
воспринимать информацию на слух , используя имеющиеся знания по православной культуре;
выполнять предлагаемые задания;
излагать результаты выполненной групповой работы
Межпредметные связи: МХК, культурология, основы православной культуры.
Цель урока:
развитие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;
привитие любви к своей стране, путем религиозного воспитания.
Задачи урока:
образовательные:
дать учащимся представления о христианской религии как одной из значимых религий мира;
познакомить учеников с православной христианской культурой как важной частью исторических и культурных традиций нашей Родины;
расширять и углублять знания учеников о христианских традициях и обычаях православных.
практические:
расширять кругозор учащихся по религиозной теме;
2) научить учащихся высказывать свое мнение по теме;
развивающие:
развить познавательный интерес учеников к православной христианской культуре;
развить интерес учеников к изучению религиозных наук;
развить умения получать необходимую информацию из разнообразных источников, а также систематизировать, обобщать, оценивать полученную информацию, комментировать, делать выводы;
развить логическое мышление, внимание, воображение и память учеников.
воспитательные:
воспитывать нравственные качества учеников - доброта, милосердие, терпимость, толерантность к другим культурам;
воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа, уважение к православным традициям своей страны;
Формы организации познавательной деятельности на уроке:
- фронтальная;
- индивидуальная;
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- метод коллективного взаимодействия;
- метод контроля и оценки.
Оборудование: Компьютер, мультимедиа-проектор, мультимедийная презентация, деревянные ложки, гипсовые яйца и трафареты пасхальных яиц
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап учебного занятия, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемые образовательные ресурсы |
1. Организационный момент 1 минута | Приветствует учеников. Здравствуйте! Я рада вас видеть на уроке. | Приветствуют учителя (встают), проверяют свою готовность к уроку (тетради, учебник, пенал) | |
2. Первичная проверка понимания 2 минуты Постановка цели занятия перед учащимися 5 минуты | Создает эмоциональный настрой на урок, вводит учащихся в речевую ситуацию. Давайте сегодня поговорим о том, что мы больше всего любим, когда украшены дома и города, когда играет музыка, когда все веселы и поздравляют. Я предлагаю вам поговорить о ,,,,,,, Праздники- это своеобразные периоды в нашей жизни, к праздникам мы всегда готовимся и ожидаем их с нетерпением. В праздники мы отвлекаемся от повседневных забот, отдыхаем, семья чаще всего собирается вместе. И дети и взрослые одинаково ждут праздников. В жизни нашего русского народа праздники всегда занимали большое место. Какие праздники вы знаете? Хорошо, молодцы, вы назвали много праздников, а теперь отгадайте мои загадки. Учитель читает загадки. Загадки: 1)Весной наступает, Все её ожидают, Куличи в домах пекут, Песни добрые поют! (ПАСХА). 2)Изюмчатые, пышные, С глазурью белоснежной, Они не будут лишние, Съедят их безмятежно, Они бывают в праздник, От радости кричи, Вкуснейшие, прекрасные, Чудо_.........(КУЛИЧИ) 3)Бывают красными они, Бывают расписными, Бывают синими они, И даже золотыми! (Пасхальные яйца) 4)Когда её зажгут под образами- Она заплачет тихими слезами. Слеза её светла и горяча- То белая пасхальная (Свеча). Учитель читает стихотворение Солнце жмурится с небес, Землю освещает, Этот праздник людям всем Счастье предвещает. Словно чудо из чудес, Словно в дивной сказке, Наступила, наконец, Золотая Пасха! Да, сегодня ребята мы с вами будем говорить о христианских традициях, об одном из самых великих и значимых праздников для всех христиан – о светлом воскресении Господнем – Пасхе. Какая цель нашего урока? Учитель выслушивает учащихся, и затем конкретизирует цели и задачи урока. Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о Великом празднике, познакомимся с историей этого праздника и узнаем, как православные люди празднуют этот день. Откройте ваши тетради и запишите дату, тему урока. | Дети предполагают, что мы будем говорить о ПРАЗДНИКАХ Дети называют разные праздники: государственные, православные, семейные. Отгадывают загадки. Смотрят слайд презентации. Работа учащихся с тетрадью. Тема урока: Православные праздники. Праздник Пасха. | Презентация (слайд 1) Слайд 2 Запись звона колоколов |
3. Введение в тему и беседа о традициях и обычаях празднования 3 минуты | Учитель задаёт вопросы А что вы знаете о традициях и обычаях праздника Пасха? Как в вашей семье отмечают Пасху? Какие способы окрашивания яиц вы знаете? | Дети рассказывают о празднике: Символы пасхи: кулич, пасха, яйцо. Яйца можно окрасить при помощи луковой шелухи, есть краски для окрашивания. На Пасху пекут куличи, красят яйца, освящают трапезу в церкви. Пасхальные игры в семье. Игра «Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашенного яйца об яйцо соперника- древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника. Игра «Вертушка». По команде одновременно раскручивают все крашенные яйца. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель. Пасха- это семейный праздник. В этот день вся семья собирается за большим праздничным столом. Православные христиане разговляются. Разговляться- это вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасху, яйца. После долгого поста пасхальный стол не имеет запретов, как правило в этот день все проводят в кругу семьи. | |
4. Организация восприятия новой информации 10-15 мин. 5. Физминутка 5 мин. 6.Творческое применение знаний 5 минут | На предыдущем уроке мы с вами говорили о казни Христа, но: - История Христа не закончилась Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – он воскрес. - А, какое слово, похожее по звучанию вы знаете? - Что значит слово « воскресение»? - Христа называют Спасителем человечества, потому что он пошел на крест ради спасения людей. 1.Христианская Пасха или еще говорят Светлое Христово Воскресение является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти его на кресте и чудесном воскресении. 2. Православная Пасха. Пасха — самый главный и торжественный христианский праздник. Он совершается каждый год в воскресенье, но в разное время и относится к подвижным праздникам. - Великому празднику предшествует 40 - дневный пост. В такие дни люди одевались очень скромно, старались избегать развлечений, ели только постную пищу, а дети старались не шуметь. За семь дней до Пасхи мы празднуем Вербное воскресенье. Библия нам рассказывает, что в этот день, Господь Иисус Христос вошел в Иерусалим вместе со своими учениками. Его торжественно встречали с пальмовыми ветвями в руках как царя и чудотворца. У нас не растут пальмы, и поэтому мы приходим в храм с веточками вербы. День Светлого Христова Воскресения для христиан — это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы славословить воскресшего Христа. Слово «Пасха» в переводе с еврейского значит «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же , празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование жизни вечной. 3) Традиции празднования. - Ребята, а что вам известно о традициях празднования Пасхи? Рассказ учителя. (обобщение) -Пасхальными традициями - это покраска яиц и приготовление куличей, радостные песни и поздравления, игры. Верующие целуют друг друга трижды. Дети, или младшие по возрасту говорят «Христос воскресе!», а старшие отвечают « Воистину воскресе!» Традиционно пасхальный стол возглавляет пасхальный кулич. Хозяйки готовят творожную пасху и красят яйца. Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус приходил к своим последователям после своего Воскресения и ел с ними пищу. Если кулич приготовить правильно, то он не будет черстветь в течении 40 дней. Кулич – это символ присутствие Бога в мире и в жизни человека. Красота и аромат выражает заботу Господа о всех христианах. Пасхальное яйцо – это крашеные яйца. Согласно легендам их появление связано с Марией Магдалиной, которая пришла во дворец, и рассказала императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена существовала традиция посещать императора, и приносить что-нибудь в дар. Она дала ему яйцо, так как была бедной. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу стало красным. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения. Яйцо – это символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. С яйцом связаны пасхальные игры, в которые мы обязательно играем. Например 1. Игра « катание яиц». Устраивали эту игру так : чьё яйцо дальше прокатится, тот и выигрывает. 2.Чьё яйцо дольше прокрутится. Ставят яйца парами и раскручивают их. Чьё яйцо дольше крутится, тот забирает яйцо проигравшего. 3.Чоканье яйцами. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло. Для разминки я предлагаю вам поиграть в пасхальную игру «Пасхальное гнездышко»: Две команды, соревнуются, нося яйца на деревянных ложках в «гнездышко». Побеждают те, кто быстрее выполнит задание. Очень давно стали люди украшать яйца. Сначала их только красили в разные цвета, а потом начали разрисовывать узорами. Расписывали яйца строго в один день - Чистый четверг. С тех пор разрисованные, расписные куриные яйца стали называть - писанками. Роспись писанок считалась обрядом магическим, поэтому к инструментам и яйцам никто не смел прикасаться, кроме мастерицы. Полотняную салфетку, которой снимали воск с готовых писанок, святили в церкви наравне с куличом и яйцами. Я раздаю вам трафареты пасхальных яиц, приготовьте фломастеры и цветные карандаши. Предлагаю вам раскрасить трафареты пасхальных яиц. Вы можете стать дизайнерами и предложить свой вариант и зарисовать его. | Ребята слушают рассказ учителя. Дети предполагают, что воскресенье Дети сообщают информацию. На Пасху пекут куличи, красят яйца, освящают трапезу в церкви, посещают службу. Ребята выполняют физкульт минутку. Им предлагается взять деревянную ложку и пронести яйцо по очереди. Ребята раскрашивают трафареты яиц разноцветными карандашами или фломастерами | Слайд 3 Слайд 4,5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8,9 |
7. Обобщение изучаемого на уроке и контроль за результатами учебной деятельности 5 минут | Итак, сегодня мы с вами поговорили об очень важным для каждого православного человека празднике – Пасхе. это самыЙ любимым, самый почитаемый праздник православных христиан. Пасха- это воскресение, оживление, победа жизни над смертью. В России Пасху называют Великий День. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник, это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости. В конце нашего урока я предлагаю вам закончить предложения о пасхе, чтобы я смогла понять, как вы поняли тему нашего урока. Для этого надо соединить первую чать предложения с концовкой 1.Пасха – это праздник ...(весны, радости и света) 2. Православные отмечают этот праздник под…( звон колоколов) 3. Во всех православных храмах проходят…( праздничные службы) 4. Перед праздником люди…( пекут куличи и красят яйца) 5. Люди покупают свечи и идут в церковь на …(Крестный ход) 6. Священники одеты в праздничную одежду и … (освещают яйца и куличи) | Ребята получают тест и соединяют начало предложения с концовкой | |
8. Домашнее задание к следующему уроку 2 минуты 9.Рефлексия 2 минута | Ваше домашнее задание к следующему уроку прочитать в учебнике для закрепления Урок № 8 на стр 39-44. Ребята, а какое у вас настроение после нашего урока? - у меня есть корзинка, которую нужно заполнить вашими раскрашенными яйцами. Если вам было интересно на уроке – то положите одно раскрашенное яйцо в корзинку Спасибо за урок! | Ребята записывают домашнее задание в дневник Ребята наполняют корзинку своими работами |
Приложение 1
Трафареты яиц для раскрашивания
Приложение 2
тест
В конце нашего урока я предлагаю вам закончить предложения о пасхе, чтобы я смогла понять, как вы поняли тему нашего урока. Для этого надо соединить первую часть предложения с концовкой.
1. Пасха – это праздник ... а ( звон колоколов)
2. Православные отмечают этот праздник под… б (весны, радости и света)
3. Во всех православных храмах проходят… в ( праздничные службы)
4. Перед праздником люди… г (Крестный ход)
5. Люди покупают свечи и идут в церковь на … д (освещают яйца и куличи)
6. Священники одеты в праздничную одежду и … е ( пекут куличи и красят яйца)