Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Религия
  3. Технологическая карта урока. Пасха и пасхальные традиции России

Технологическая карта урока. Пасха и пасхальные традиции России

Технологическая карта урока по теме "Пасха и пасхальные традиции России" предназначена для учащихся 4 классов изучающих курс "Основы православной культуры". Учащиеся познакомятся с историей, традициями и особенностями праздника.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Религия

Категория

Религия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Класс: 4

Тема: Пасха и пасхальные традиции России

Тип учебного занятия: комплексное применение знаний и умений, полученных на уроке

Формирование

  • чувства патриотизма и любви к своей Родине, любовь к традициям и обычаям православной культуры;

  • уважения к культурным и религиозным традициям своего народа.

Метапредметные:

Умение

  • принимать участие в обсуждении прослушанного материала;

  • поставить новые цели и преобразовывать практические задачи в познавательные;

  • прилагать усилия и преодолеть трудности при достижении поставленных целей;

  • производить взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

  • организовать и спланировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, определять цели и функции участников и способы взаимодействия.

Предметные

Умение

  • воспринимать информацию на слух , используя имеющиеся знания по православной культуре;

  • выполнять предлагаемые задания;

  • излагать результаты выполненной групповой работы

Межпредметные связи: МХК, культурология, основы православной культуры.

Цель урока:

  • развитие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;

  • привитие любви к своей стране, путем религиозного воспитания.

Задачи урока:

  • образовательные:

  1. дать учащимся представления о христианской религии как одной из значимых религий мира;

  2. познакомить учеников с православной христианской культурой как важной частью исторических и культурных традиций нашей Родины;

  3. расширять и углублять знания учеников о христианских традициях и обычаях православных.

  • практические:

  1. расширять кругозор учащихся по религиозной теме;

2) научить учащихся высказывать свое мнение по теме;

  • развивающие:

  1. развить познавательный интерес учеников к православной христианской культуре;

  2. развить интерес учеников к изучению религиозных наук;

  3. развить умения получать необходимую информацию из разнообразных источников, а также систематизировать, обобщать, оценивать полученную информацию, комментировать, делать выводы;

  4. развить логическое мышление, внимание, воображение и память учеников.

  • воспитательные:

  1. воспитывать нравственные качества учеников - доброта, милосердие, терпимость, толерантность к другим культурам;

  2. воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа, уважение к православным традициям своей страны;

Формы организации познавательной деятельности на уроке:

- фронтальная;

- индивидуальная;

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- частично-поисковый;

- метод коллективного взаимодействия;

- метод контроля и оценки.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа-проектор, мультимедийная презентация, деревянные ложки, гипсовые яйца и трафареты пасхальных яиц

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап учебного занятия, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые образовательные ресурсы

1. Организационный момент

1 минута

Приветствует учеников.

Здравствуйте! Я рада вас видеть на уроке.

Приветствуют учителя (встают), проверяют свою готовность к уроку (тетради, учебник, пенал)

2. Первичная проверка понимания

2 минуты

Постановка цели занятия перед учащимися

5 минуты

Создает эмоциональный настрой на урок, вводит учащихся в речевую ситуацию.

Давайте сегодня поговорим о том, что мы больше всего любим, когда украшены дома и города, когда играет музыка, когда все веселы и поздравляют. Я предлагаю вам поговорить о ,,,,,,, Праздники- это своеобразные периоды в нашей жизни, к праздникам мы всегда готовимся и ожидаем их с нетерпением. В праздники мы отвлекаемся от повседневных забот, отдыхаем, семья чаще всего собирается вместе. И дети и взрослые одинаково ждут праздников. В жизни нашего русского народа праздники всегда занимали большое место.

Какие праздники вы знаете? Хорошо, молодцы, вы назвали много праздников, а теперь отгадайте мои загадки.

Учитель читает загадки.

Загадки:

1)Весной наступает,

Все её ожидают,

 Куличи в домах пекут,

Песни добрые поют! (ПАСХА).

2)Изюмчатые, пышные,

С глазурью белоснежной,

Они не будут лишние,

Съедят их безмятежно,

Они бывают в праздник,

От радости кричи,

Вкуснейшие, прекрасные,

Чудо_.........(КУЛИЧИ)

3)Бывают красными они,

Бывают расписными,

Бывают синими они,

И даже золотыми!

(Пасхальные яйца)

4)Когда её зажгут под образами-

Она заплачет тихими слезами.

Слеза её светла и горяча-

То белая пасхальная     (Свеча).

Учитель читает стихотворение Солнце жмурится с небес,

Землю освещает,

Этот праздник людям всем

Счастье предвещает.

Словно чудо из чудес,

Словно в дивной сказке,

Наступила, наконец,

Золотая Пасха!

Да, сегодня ребята мы с вами будем говорить о христианских традициях, об одном из самых великих и значимых праздников для всех христиан – о светлом воскресении Господнем – Пасхе.

Какая цель нашего урока? Учитель выслушивает учащихся, и затем конкретизирует цели и задачи урока.

Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о Великом празднике, познакомимся с историей этого праздника и узнаем, как православные люди празднуют этот день.

Откройте ваши тетради и запишите дату, тему урока.

Дети предполагают, что мы будем говорить о ПРАЗДНИКАХ

Дети называют разные праздники: государственные, православные, семейные.

Отгадывают загадки.

Смотрят слайд презентации.

Работа учащихся с тетрадью.

Тема урока: Православные праздники. Праздник Пасха.

Презентация

(слайд 1)

Слайд 2

Запись звона колоколов

3. Введение в тему и беседа о традициях и обычаях празднования

3 минуты

Учитель задаёт вопросы

А что вы знаете о традициях и обычаях праздника Пасха?

Как в вашей семье отмечают Пасху?

Какие способы окрашивания яиц вы знаете?

Дети рассказывают о празднике: Символы пасхи: кулич, пасха, яйцо. Яйца можно окрасить при помощи луковой шелухи, есть краски для окрашивания.

На Пасху пекут куличи, красят яйца, освящают трапезу в церкви.

Пасхальные игры в семье.

Игра «Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашенного яйца об яйцо соперника- древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.

Игра «Вертушка». По команде одновременно раскручивают все крашенные яйца. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

Пасха- это семейный праздник. В этот день вся семья собирается за большим праздничным столом. Православные христиане разговляются.

Разговляться- это вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасху, яйца. После долгого поста пасхальный стол не имеет запретов, как правило в этот день все проводят в кругу семьи.

4. Организация восприятия новой информации

10-15 мин.

5. Физминутка

5 мин.

6.Творческое применение знаний

5 минут

На предыдущем уроке мы с вами говорили о казни Христа, но:

- История Христа не закончилась Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – он воскрес.

- А, какое слово, похожее по звучанию вы знаете?

- Что значит слово « воскресение»?

- Христа называют Спасителем человечества, потому что он пошел на крест ради спасения людей.

1.Христианская Пасха  или еще говорят Светлое Христово Воскресение является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти его на кресте и чудесном воскресении.

2. Православная Пасха.

Пасха — самый главный и торжественный христианский праздник. Он совершается каждый год в воскресенье, но в разное время и относится к подвижным праздникам.

- Великому празднику предшествует 40 - дневный пост. В такие дни люди одевались очень скромно, старались избегать развлечений, ели только постную пищу, а дети старались не шуметь.

За семь дней до Пасхи мы празднуем Вербное воскресенье. Библия нам рассказывает, что в этот день, Господь Иисус Христос вошел в Иерусалим вместе со своими учениками. Его торжественно встречали с пальмовыми ветвями в руках как царя и чудотворца. У нас не растут пальмы, и поэтому мы приходим в храм с веточками вербы.

День Светлого Христова Воскресения для христиан — это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы славословить воскресшего Христа. Слово «Пасха» в переводе с еврейского значит «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же , празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование жизни вечной.

3) Традиции празднования.

- Ребята, а что вам известно о традициях празднования Пасхи?

Рассказ учителя. (обобщение)

-Пасхальными традициями - это покраска яиц и приготовление куличей, радостные песни и поздравления, игры.

Верующие целуют друг друга трижды. Дети, или младшие по возрасту говорят «Христос воскресе!», а старшие отвечают « Воистину воскресе!»

Традиционно пасхальный стол возглавляет пасхальный кулич. Хозяйки готовят творожную пасху и красят яйца.

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус приходил к своим последователям после своего Воскресения и ел с ними пищу. Если кулич приготовить правильно, то он не будет черстветь в течении 40 дней. Кулич – это символ присутствие Бога в мире и в жизни человека. Красота и аромат выражает заботу Господа о всех христианах.

Пасхальное яйцо – это крашеные яйца. Согласно легендам их появление связано с Марией Магдалиной, которая пришла во дворец, и рассказала императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена существовала традиция посещать императора, и приносить что-нибудь в дар. Она дала ему яйцо, так как была бедной. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу стало красным. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения. Яйцо – это символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. С яйцом связаны пасхальные игры, в которые мы обязательно играем. Например

1. Игра « катание яиц».

Устраивали эту игру так : чьё яйцо дальше прокатится, тот и выигрывает.

2.Чьё яйцо дольше прокрутится.

Ставят яйца парами и раскручивают их. Чьё яйцо дольше крутится, тот забирает яйцо проигравшего.

3.Чоканье яйцами.

Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло.

Для разминки я предлагаю вам поиграть в пасхальную игру «Пасхальное гнездышко»:

Две команды, соревнуются, нося яйца на деревянных ложках в «гнездышко». Побеждают те, кто быстрее выполнит задание.

Очень давно стали люди украшать яйца. Сначала их только красили в разные цвета, а потом начали разрисовывать узорами. Расписывали яйца строго в один день - Чистый четверг.

С тех пор разрисованные, расписные куриные яйца стали называть - писанками. Роспись писанок считалась обрядом магическим, поэтому к инструментам и яйцам никто не смел прикасаться, кроме мастерицы. Полотняную салфетку, которой снимали воск с готовых писанок, святили в церкви наравне с куличом и яйцами.
Основные цвета орнамента писанок - белый, желтый, красный и черный. Все прочие считались не символами, а обычным украшением яйца. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка.

Я раздаю вам трафареты пасхальных яиц, приготовьте фломастеры и цветные карандаши. Предлагаю вам раскрасить трафареты пасхальных яиц.

Вы можете стать дизайнерами и предложить свой вариант и зарисовать его.

Ребята слушают рассказ учителя.

Дети предполагают, что воскресенье

Дети сообщают информацию. На Пасху пекут куличи, красят яйца, освящают трапезу в церкви, посещают службу.

Ребята выполняют физкульт минутку. Им предлагается взять деревянную ложку и пронести яйцо по очереди.

Ребята раскрашивают трафареты яиц разноцветными карандашами или фломастерами

Слайд 3

Слайд 4,5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8,9

7. Обобщение изучаемого на уроке и контроль за результатами учебной деятельности

5 минут

Итак, сегодня мы с вами поговорили об очень важным для каждого православного человека празднике – Пасхе. это самыЙ любимым, самый почитаемый праздник православных христиан. Пасха- это воскресение, оживление, победа жизни над смертью. В России Пасху называют Великий День. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник, это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.

В конце нашего урока я предлагаю вам закончить предложения о пасхе, чтобы я смогла понять, как вы поняли тему нашего урока. Для этого надо соединить первую чать предложения с концовкой

1.Пасха – это праздник ...(весны, радости и света)

2. Православные отмечают этот праздник под…( звон колоколов)

3. Во всех православных храмах проходят…( праздничные службы)

4. Перед праздником люди…( пекут куличи и красят яйца)

5. Люди покупают свечи и идут в церковь на …(Крестный ход)

6. Священники одеты в праздничную одежду и … (освещают яйца и куличи)

Ребята получают тест и соединяют начало предложения с концовкой

8. Домашнее задание к следующему уроку

2 минуты

9.Рефлексия

2 минута

Ваше домашнее задание к следующему уроку прочитать в учебнике для закрепления Урок № 8 на стр 39-44.

Ребята, а какое у вас настроение после нашего урока?

- у меня есть корзинка, которую нужно заполнить вашими раскрашенными яйцами. Если вам было интересно на уроке – то положите одно раскрашенное яйцо в корзинку

Спасибо за урок!

Ребята записывают домашнее задание в дневник

Ребята наполняют корзинку своими работами

Приложение 1

Трафареты яиц для раскрашивания

Приложение 2

тест

В конце нашего урока я предлагаю вам закончить предложения о пасхе, чтобы я смогла понять, как вы поняли тему нашего урока. Для этого надо соединить первую часть предложения с концовкой.

1. Пасха – это праздник ... а ( звон колоколов)

2. Православные отмечают этот праздник под… б (весны, радости и света)

3. Во всех православных храмах проходят… в ( праздничные службы)

4. Перед праздником люди… г (Крестный ход)

5. Люди покупают свечи и идут в церковь на … д (освещают яйца и куличи)

6. Священники одеты в праздничную одежду и … е ( пекут куличи и красят яйца)

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Технологическая карта урока по теме "Пасха и пасхальные традиции России" предназначена для учащихся 4 классов изучающих курс "Основы православной культуры". Учащиеся познакомятся с историей, традициями и особенностями праздника.
0 ₽