Учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №10 ЗМР РТ»
Опалько Надежда Александровна
Технологическая карта урока
Тема раздела Предложение
№ п/п | Параметр | Описание | |
Учебный предмет, класс, УМК | Русский язык, 4 класс, УМК «Перспектива» | ||
Тема урока | Различение предложений и словосочетаний. | ||
Цель урока | Создание условий для повторения и закрепления известных детям сведений о предложении и словосочетании. | ||
Педагогические технологии | Здоровье-сберегающие-положительный настрой на урок, создание доброжелательной атмосферы на уроке, физкультминутки; коммуникативные – работа в парах и группах, коллективное обсуждение вопросов; исследовательские - определение темы урока, постановка цели. |
Учебные задачи
Предметные: выделять и сравнивать слова и словосочетания, словосочетания и предложения, отвечая на вопросы: чем похожи и чем различаются слова и словосочетания, словосочетания и предложения; видеть в словах изученные орфограммы, применять их на письме; уметь проверять написанное, находить грамматическую основу предложения.
Метапредметные:понимать и принимать учебную задачу, искать и находить способы ее решения, самостоятельно корректировать свою деятельность, оценивать достижения, извлекать необходимую информацию и использовать ее в новых видах работы по русскому языку.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать.
Личностные: развивать интерес к предмету, способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; стремиться к речевому самосовершенствованию, осознанию ответственности за произнесенное и написанное слово, вступать в диалог, создавать монологические высказывания.
Планируемые результаты: Предметные результаты: Познакомятся с понятием «словосочетание», особенностями строения и семантики словосочетания как единицы синтаксиса; научатся выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово в словосочетании; задавать вопрос от главного слова к зависимому; различать основу предложения и словосочетание; устанавливать связь слов в предложении.
Познавательные: составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения.
Личностные: проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка, уважительное отношение к иному мнению; осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценка и контроль |
Мотивация. | Здравствуйте, ребята! - Давайте улыбнемся друг другу. Поприветствуем наших гостей. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | |||
Актуализация знаний | Выборочный диктант Малыши играли в прятки. Подул резкий ветер. В роще росли стройные липки и берёзки. Лодка медленно скользила по воде. У кошки острые зубки. | На какие группы можно разделить все звуки русского языка? Выпишите из предложений только слова с парными согласными. | Отвечают на вопросы учителя. 1 ученик работает у доски, все в тетрадях. | Самопроверка. Самооценка. |
Постановка учебной задачи | Задание на доске. Лес, в, грибами, за, осенью, дети, ходят | Прочитайте группу слов. Какие орфограммы мы встретили в словах. Назовите их. Можно ли эти слова назвать предложением? Составьте предложение из слов. Выделим словосочетания. Как вы поняли, какова тема урока, что мы сегодня будем повторять? - Вспомните, как называются соединения двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу. (словосочетания) Внимание! Внимание! Вот словосочетание. В нём ходят парою слова, Но неравны у них права. В нём слово главное всегда С зависимым шагает. А кто тут главный – без труда Вопрос определяет. Вопрос от главного идёт К зависимому слову. И никогда - наоборот. Запомни как основу. | Выполняют задания учителя и отвечают на вопросы. Осенью дети ходят в лес за грибами. Работают с учителем. - Мы вспомним, что такое словосочетание и предложение, научимся выделять словосочетание в предложении, будем учиться отличать словосочетания от предложений. | |
Открытие новогознания | Работа по учебнику с. 52 | Прочитайте вопрос профессора Самоварова. Как бы вы на него ответили? Прочитайте, как на него ответили Аня и Ваня. Прослушивание ЭП | Выполняют задания учителя. | |
Физкультминутка | Физминутка- игра Правила игры: - Если я называю словосочетание, вы должны хлопнуть в ладоши, если называю предложение, сделать приседание. Все остальное время- ходьба на месте.. Ненастная погода. Пришли гости. Дети играют. Золотая осень. Весело смеются. Льёт дождь. Разноцветные листья. Падают медленно. | Выполняют физические упражнения. |
Первичное закрепление | Упр. 74 с.52 Комментированное письмо | Слушает, проверяет, поправляет, объясняет. | Пишут и комментируют. | |
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным | Даны предложения и словосочетания. В конце предложений поставьте соответствующие знаки. Мы плыли на лодке Следы на снегу Где находится река Подарок сестре Люди, берегите природу Принѐс письмо Доволен результатом – Как вы различаете словосочетание и предложение? – Прочитайте предложения. Какие знаки поставили в конце? Почему? - Есть ли среди предложений, предложение с обращением? | Почему эти группы слов нельзя назвать предложением? Как связаны слова в предложении? | Работают самостоятельно по группам. 1 ряд отбирает предложения. 2 ряд – словосочетания, а 3 ряд – из словосочетаний формирует предложения, используя любые дополнительные слова. | Проверка, самооценка. |
Итоговая рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. | На доске: В, парк, замела, дорожка, осень | Составьте предложение. Выпишите словосочетания Чему научились на уроке? Оцените свою работу Сегодня на уроке я узнал… У меня получилось… Было сложно… - Наш урок заканчивается. Вы много сделали. Как вы думаете, нам нужны знания, полученные сегодня уроке? | Оценивают и показывают соответствующий кружок. | |
Домашнее задание. | Упр.75,с.52 |