Урок по формированию универсальных учебных действий
Класс: 3
Предмет: математика
Тема урока:Внетабличное умножение и деление.
Тип урока: Урок практического применения знаний
Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная работа, работа в группах, фронтальная работа
Цель:повторение приёмов внетабличного умножения и деления; закрепление умений решать задачи и выражения изученных видов; развитие навыков устного счёта.
Задачи урока:
закрепить табличные и внетабличные случаи умножения и деления; прием деления с остатком; совершенствовать навык решения задач.
формировать ИКТ-компетентность учащихся (работа с нетбуками);
развивать мыслительные операции, внимание и память, математические познавательные способности;
воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи.
Планируемые результаты (предметные): знать приёмы внетабличного умножения и деления; уметь решать задачи и выражения изученных видов.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
регулятивные:
-уметь осуществлять самопроверку и взаимопроверку; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- управлять своей деятельностью, прогнозировать;
- выбирать оптимальный способ достижения цели; уметь фиксировать свои достижения;
коммуникативные:
- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
- уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
познавательные:
- уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- представлять цепочки объектов и явлений;
- строить логические цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство;
- использовать общие приемы в решении числовых выражений;
личностные:
- уметь высказывать отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
Оформление:корабль, собираемый из частей; листы для выставления самооценки; сигнальные карточки; карты и фишки для игры «лото».
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, нетбуки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Самоопределение к деятельности/2 мин. Цель. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Способствует положительному эмоциональному настрою учащихся на плодотворную работу. Способствует снятию эмоционального напряжения, установлению коммуникативного контакта. | - Здравствуйте, ребята. Начинаем урок математики. - Таблица умножения Достойна уважения. Она всегда во всем права: Чтоб ни случилось в мире, - А все же будет дважды два По-прежнему четыре. - Скажите, с каким настроением вы начинаете урок? - Каким вы хотите видеть наш урок? | Дети показывают свое настроение при помощи сигнальных карточек. Ответы детей | Регулятивные: - формируем умение управлять своей деятельностью, прогнозировать. Личностные: - формируем умение быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; - формируем умение не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению. |
II.Постановка учебной задачи/ 3 мин. Цель: создать условия для анализа собственных знаний; формирование цели предстоящей работы. | - Ребята, изучение какой темы мы закончили? - Сформулируйте цель нашего урока? - Урок у нас сегодня необычный. Я предлагаю вам, применяя математические знания, построить необыкновенный парусный корабль, на котором мы сможем путешествовать по океану знаний. Работать мы будем тремя группами. - Ребята, из каких частей состоит парусник? - Давайте составим план нашего урока. - А что должны уметь мореплаватели? - План работы составлен, но прежде чем мы сможем приступать к сборке корабля, предлагаю вам пройти специальную подготовку, сделать разминку для ума. | Внетабличное умножение и деление. Ответы детей Ответы детей На доске постепенно появляется план урока:
| Регулятивные: - формируем умение высказывать своё предположение; - формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Познавательные: – формируем умение составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием. |
III. Актуализация знаний и мотивация/ 4 мин. Цель. Готовность мышления и осознание потребности в получении знаний.Способствует активизации мыслительных операций (внимание, память и т.д.) | - Ребята, посмотрите на задание, данное вам в нетбуках. - Что мы сейчас повторим? - У каждого из вас есть лист самооценки. Поставьте в нем баллы за знание таблицы умножения | Таблицу умножения Дети выполняют тест в нетбуках.(За 3 минуты надо решить 15 примеров на табличные случаи умножения и деления.) (Дети фиксируют в листе самооценки количество баллов) | Регулятивные: - формируем умение действовать по алгоритму; – формируем умение оценивать результаты индивидуальной работы; - формируем умение определять результат выполнения задания. Познавательные: – формируем умение составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы при работе с конкретным заданием. |
IV. Практическое применение знаний/28 мин. Цель:повторение правил нахождения компонентов при умножении и делении. Цель: подготовка к делению в столбик. Цель: формирование самостоятельности, совершенствование умений решать задачи. Взаимопроверка. | 1. Построение «корпуса корабля» - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на план урока. - Что нам предстоит сейчас сделать? - Давайте узнаем, сколько времени понадобится для его строительства. Х – это то число, которое обозначает количество дней. 1 группа совершит путешествие во времени и узнает, сколько времени уходило на эту работу в XVIII веке, когда строили парусники, и работа выполнялась вручную; 2 – узнает, сколько требовалось времени для этого в начале ХХ века; а 3 – определит, за сколько времени эту работу выполняют в наше дни на заводе с современным оборудованием. - Молодцы, вы все справились с заданием и теперь мы знаем, какая это трудоемкая работа. Благодаря знаниям, мы построили «корпус корабля». - Поставьте в листе самооценки баллы за решение уравнения.
- Какой следующий шаг нашей работы? - Ребята, а вы знаете, из чего делают мачты корабля? - Правильно, для того, чтобы собрать мачту, требуются бревна. Мачта может иметь разную высоту. Давайте узнаем, сколько может понадобиться бревен, чтобы построить мачту, и поможет нам в этом решение следующих выражений. Делимое показывает, сколько взяли бревен, делитель – какой длины нужны бревна, а частное – сколько понадобилось бревен. - Молодцы, ребята, вы показали хорошие знания и поэтому сумели собрать мачту парусника. - Поставьте себе баллы за умение выполнять деление с остатком.
- Ребята, посмотрите на план урока. Что еще осталось сделать, чтобы корабль был готов к плаванию? - Правильно, осталось натянуть паруса. Чтобы сделать парус, давайте узнаем, сколько понадобится метров парусной ткани. А узнать мы это сможем, если решим задачу. - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, и мы можем натянуть паруса кораблю. Поставьте себе баллы за решение задачи. | Построить корпус корабля Каждая группа получает свое задание. Х:4=23 84:Х=6 12xХ=96 (Один представитель группы работает у доски. Остальные участники во время проверки, сигнальными карточками проверяют решение, и, если потребуется, исправляют. Отвечающий ученик прикрепляет к доске одну из частей «корпуса корабля») (Дети фиксируют в листе самооценки количество баллов) Сборка мачт корабля Ответы детей 46:9 38:7 73:20 60:8 44:5 56:10 (Решают по одному примеру от каждой группы.) (Дети фиксируют в листе самооценки количество баллов) Ответы детей Длина маленького паруса 14 метров, а большого в 2 раза больше, чем маленького. Чему равна длина большого и маленького паруса вместе? (Дети самостоятельно решают задачу. Первые 3 человека получают отметку. Эти учащиеся проверяют решение задач у всей своей группы.) (Дети фиксируют в листе самооценки количество баллов) | Личностные: – формируем умение работать в группе; – формируем умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов. Регулятивные: – формируем умение работать по алгоритму; – формируем умение принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; - формируем умение фиксировать свои достижения. Коммуникативные: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные: – формируем умение использовать общие приёмы в решении числовых выражений. Познавательные: – формируем умение читать и анализировать тексты составных задач; - формируем умение преобразовывать текст в схему. Коммуникативные: – формируем умение активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке. |
V. Физкультминутка (под музыку)/3 мин. Цель:снять усталость. | - Вот и готов наш корабль. Мы хорошо потрудились и пришла пора отдохнуть. | (Дети выполняют упражнения под музыку «Веселый ветер».) | Личностные: – формируем умение быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; – формируем умение не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению. |
Цель: повторить приемы внетабличного умножения и деления. Цель: повторение и закрепление ранее изученного. |
- Ребята, как вы думаете, чего нет у нашего корабля? Давайте узнаем, как называется наш корабль. У вас лежат листочки с выражениями, карты для игры «лото» и фишки, которыми накрывают числа. Я предлагаю вам найти значения выражений, числа, полученные при вычислениях, накрыть фишками в карте, и по оставшимся открытым буквам узнать название нашего корабля. Посмотрим, какая бригада первой узнает название. - Какая группа готова сказать название корабля? - Молодцы! - Поставьте себе баллы за решение выражений на внетабличное умножение и деление.
- Ребята, посмотрите на план урока. Какой пункт плана мы будем сейчас выполнять? - Правильно, нам осталось научиться ориентироваться по карте. - Какие океаны вы знаете? - Сейчас мы попробуем проплыть по всем океанам нашей планеты. - Почему корабли не садятся на мель, А по курсу идут сквозь туман и метель? Потому что, потому что, Вы заметьте-ка, Капитанам помогает Математика! Каждое правильно выполненное задание даст нам право двигаться дальше. Попутный ветер раздул паруса нашего корабля, и мы можем отправляться в путь. - Начинается наше путешествие в самом холодном океане. Как он называется? - Молодцы! Чтобы наш парусник мог беспрепятственно попасть в следующий океана давайте ответим на вопрос: - Лестница трапа корабля состоит из 13 ступенек. Игорь стоит на середине лестницы. На какой ступеньке он стоит? - Ребята, мы попали в океан, в котором очень много теплых течений. Он омывает все материки, кроме Австралии. Назовите этот океан. - Молодцы! Чтобы парусник попал в следующий океан, давайте решим «цепочку» выражений: 27 : 9 х 6 : 2 х 5 = - Ребята, океан, в котором мы находимся выделен совсем недавно и омывает только Антарктиду. Кто знает, как он называется? - Продолжаем наше путешествие. А поможет нам двигаться по карте решение следующей задачи: -В одной лодке помещается 12 человек, а в катере – 72 человека. Во сколько раз больше помещается людей в катер, чем в лодку? - Молодцы! Океан, в котором находится сейчас наш парусник самый теплый, из-за чего в нем образуется много кораллов. Кто готов назвать этот океан? - Правильно. Чтобы помочь нашему паруснику двигаться, а так же узнать, сколько дней может длиться наше путешествие, давайте найдем значение данного выражения: 98 – 23 х 4 + 24 = - Мы заплыли в самый большой по площади океан. В нем рождаются самые сильные волны. О каком океане я говорю? - Молодцы! А чтобы вернуться домой, давайте найдем площадь палубы нашего корабля, длина которого 14 метров, а ширина – 6 метров. - Молодцы! Вы показали хорошую готовность к большому плаванию. | Названия (Работа в группах) Каждый ученик решает по одному выражению. 72:4 60:12 51:17 14х7 16х5 96:3 (Решая выражения, учащиеся закрывают фишками на карточках те числа, которые совпадают с ответами.) Ответы детей (Дети фиксируют в листе самооценки количество баллов) Ориентирование по карте Ответы детей (Дети отвечают на поставленные вопросы, а корабль передвигается по океанам на карте Земли.) Северный Ледовитый океан Ответы детей Атлантический океан Ответы детей Южный океан Ответы детей Индийский океан Ответы детей Тихий океан Ответы детей | Личностные: – формируем умение работать в группе; – формируем умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов. Регулятивные: – формируем умение работать по алгоритму; – формируем умение принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; - формируем умение фиксировать свои достижения. Коммуникативные: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные: – формируем умение использовать общие приёмы в решении числовых выражений. |
VI. Домашнее задание/1 мин. | Стр.33, № 22; тв.з. составить задачу на деление с остатком. | ||
VII. Рефлексия/4 мин. Цель: самооценка результатов деятельности. | - Ребята, назовите цель нашего урока? - Посмотрите на план. - Достигли мы цели урока? - - Посчитайте в листе самооценки количество набранных за урок баллов и разделите его на 5. Это число показывает качество вашей работы на уроке. -Ребята, кому понравился урок, покажите зеленую карточку, а кому не очень – синюю. - Спасибо за урок. | Ответы детей (Дети фиксируют в листе самооценки количество баллов) | Личностные: - формируем умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции; -формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные: - формируем умение подводить итоги. |