Технологическая карта урока
Арван Н.В.
учитель математики ГБОУ Гимназия № 73«Ломоносовская гимназия»,
Санкт-Петербург
Класс: 5 Предмет: Математика.
Тема урока: Решение практических и прикладных задач с использованием сложения и вычитания десятичных дробей.
Место урока в изучаемой теме: урок четвертый
Тип урока:урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Авторы УМК: «Математика 5» авторы: Мерзляк А.Г. и др.
Цели урока: | Формировать способность практического применения алгоритма сложения и вычитания при решении практических и прикладных задач. |
Задачи: | Образовательная:тренировать способность к использованию свойств сложения (вычитания) для рационализации; повторить и закрепить изученные алгоритмы действий с десятичными дробями, научить применять полученные знания при решении задач. Воспитательная: Воспитывать внимательность и аккуратность при выполнении действий с десятичными дробями, воспитывать уважение к чужому мнению, воспитывать чувство взаимопомощи. |
Прогнозируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные): | предметные освоение знаний по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»; использовать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей при решении практических задач. метапредметные формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, классифицировать, анализировать); формирование умений по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (познавательные УУД); формирование умений работать в парах (коммуникативные УУД); формирование умений применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира; формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД). личностные формирование логическое мышление, наблюдательности, интуиции, воли для достижения цели, самостоятельности; формирование умения обобщать, конкретизировать, анализировать. |
Технологии: | ИКТ, элементы функциональной грамотности, технологии оценки и самооценки. |
Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД Л- личностные Р – регулятивные К – коммуникат. П- познавательн. |
1. Организационный этап | |||
включить обучающихся в учебную деятельность, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | Л:формирование позитивного настроя на УД |
2. Актуализация опорных знаний | |||
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для применения в практической деятельности: сравнение десятичных дробей, алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей | Организует устную работу по повторению знаний: «Десятичные дроби» Беседа по вопросам:
Фиксирует ответы на доске. Примерные ответы:
Задание на карточках: найти ошибки, исправить их и решить примеры | Отвечают на вопросы. Систематизируют свои прежние знания по теме: «Десятичные дроби» Воспроизводят алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей Учащиеся решают задания на карточках, выполняют действия в тетради Работают в парах совместно обсуждают результаты и проводят самооценку проделанной работе. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные: Проявление творческой инициативности и активности.. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | |||
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление . плана работы | Беседа по вопросам:
Примерные ответы:
Фиксирует задачи, которые ставятся перед учениками на уроке |
Цель урока : научиться применять правила при решении практических заадч | Р: анализируя, формулируют тему, цель в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Л: точно выражают свои мысли, аргументируют свое мнение |
4. Обобщение и систематизация знаний | |||
Закрепить умения анализировать и решать практические задачи при помощи алгоритма сложения и вычитания дес. дробей. | Организует работу по применению алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей для решения практических задач. Задание выдается на отдельных листах на парту. Три задачи по плану урока и одна дополнительная задача на дополнительную оценку. Задача 1. От деревни Марьинка до поселка Рощино 19,3 км, а от Рощино до деревни Кирилловка на 2,6 км меньше, чем от Марьинки до Рощино. Найти расстояние от Марьинки до Кирилловки. Решение:
Ответ: расстояние от Марьинки до Кирилловки 36 км. Дополнительный вопрос: Если велосипедист едет со скоростью 12 км/ч, как быстро он доедет от Марьинки до Кирилловки? За 3 часа (36 : 12 = 3 (ч) | Составляют схему условия (чертеж), решают задачу, комментируя применение правил сложения и вычитания десятичных дробей. | П: умение применять правила на практике Р: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. К:Умение слушать и вступать в диалог. Л:Проявление творческой инициативности и активности. |
Применение знаний и умений в новой ситуации | |||
организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий с применением алгоритма. | Учитель организует работу с правилами сложения и вычитания десятичных дробей; организует работу с задачей; с презентацией, путем диалога побуждает учащихся составить план решения задачи. Координирует выполнение задачи Задача 2. Продажи в магазине В первый день в магазине было продано 35,68 кг картофеля, во второй день было продано на 9,3 кг меньше, чем в первый день, а в третий – на 4,04 кг больше, чем во второй день. Сколько кг картофеля продали за три дня? План решения задачи:
Решение:
Ответ: за три дня было продано 92,48 кг картофеля. Учитель организует работу со следующей задачей: путем диалога побуждает учащихся составить план решения задачи, акцентирует внимание учеников на косвенно выраженное условие задачи. После составления плана решения, дает задание ученикам решить задачу самостоятельно по образцу с последующей взаимопроверкой. Задача 3. В ателье заказали платье, блузку и костюм из одной и той же ткани. На платье у мастера ушло 3,218 м ткани, что на 0,91 м больше, чем на блузку. А на костюм понадобилось на 1,204 м ткани больше, чем на платье. Сколько метров ткани понадобилось мастеру, чтобы выполнить весь заказ? План решения задачи:
Решение:
Ответ: всего на заказ ушло 9,948 м ткани. | Записывают краткое условие задачи, составляют план решения задачи, решают задачу, комментируя использование правил сложения и вычитания десятичных дробей. Записывают краткое условие задачи, поясняют, как правильно записать косвенное условие, чтобы было удобно решать задачу, обсуждают задачу, составляют план решения задачи, решают задачу, комментируя использование правил сложения и вычитания десятичных дробей. | П: умение применять правила на практике Р: Умение анализировать текстовую информацию, выделять главное. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Умение работать по образцу. К: формулировать и озвучивать результаты наблюдений Л: Проявление творческой инициативности и активности. |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | |||||||||||
Закрепить умения анализировать и решать практические задачи, оценивать решение. | Дает задание поменяться тетрадями с партнерами по парте и оценить решение своего соседа по критериям оценивания (критерии оценивания на листе с текстами задач) Критерии оценивания решения задачи:
| Анализируют решение задачи своим соседом, оценивают решение в соответствии с прилагаемыми критериями. Выставляют карандашом оценку. | Л: умение работать самостоятельно П: действия по применению алгоритмов Р: умение работать по образцу, умение анализировать, умение осуществлять взаимопроверку К: умение обосновывать свою точку зрения | ||||||||
Рефлексия | |||||||||||
Цель – Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. | Мы с вами сегодня говорили о решении практических задач. Что объединяет все эти задачи? (действия по сложению и вычитанию десятичных дробей). Достигли ли мы цели урока? Справились с поставленными задачами? Возьмите в руки карандаш, просмотрите еще раз записи сегодняшнего урока и поставьте знак «?» там, где было трудно или непонятно и смайлик так, где вам было легко. Учитель организует обсуждение, кому что было легко и с какими трудностями ребята столкнулись на уроке. | Проговаривают какие задачи выполнили на уроке, высказывают свои впечатления от урока, оценивают свои трудности и удачные моменты на уроке | Л: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи. проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний. П: применять необходимую информацию из материала, структурировать знания; К:умение участвовать в диалоге, аргументированно выражать свои мысли. | ||||||||
Обсуждение домашнего задания | Инструктирует по домашнему заданию №№ 887, 890 (5,6), 703 (дроби, повторение) | Записывают домашнее задание, задают вопросы |
8