Технологическая карта урока
Учитель:Фомина Екатерина Георгиевна
Предмет:русский язык
Класс:7
Тип урока: комбинированный
Тема урока | Запятая в сложном предложении |
Цель урока | Создание условий для формирования умения постановки запятой в сложном предложении; использовать разные синтаксические конструкции; повторить правило «Знаки препинания при однородных членах предложения». |
Задачи урока | Образовательные:наблюдать и делать выводы о роли союзов в сложном предложении; развивать умения отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений; конструировать предложения, обозначать схемами. Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе. Воспитательные: прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде; повышение уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку. |
Планируемые результаты | Предметные:знать, когда ставится запятая между предложениями в союзном сложном предложении; определять грамматические основы; составлять схемы предложений; составлять предложения по схемам. Метапредметные:владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Личностные:стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения | Методы: проблемный, деятельностно-практический. Формы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. |
Оборудование | Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор. |
Организационная структура урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия на уроке | УУД |
1.Актуализация | Организует и сопровождает деятельность обучающихся. На доске написаны предложения: В школе ученики получают знания и учатся дружить. В школе ученики получают знания, они учатся вместе играть и дружить. - Чем похожи и чем отличаются предложения? - На что они нацеливают? Объяснительный диктант Выделите грамматические основы. Поставьте вопросы от главной к придаточной части в предложениях с подчинительными союзами. Делайте дело такое, чтобы сердце горело и не знало покоя. Когда солнце зашло, мы вернулись на бивак. Месяца не было, но звезды ярко светили в черном небе. На низине, за опушкой кричали чибисы, точно плакали маленькие дети. Наконец, смущаясь и краснея, она повернулась ко мне, чтобы спросить об этом. - Какие союзы называются сочинительными? - Какие союзы называются подчинительными? - Могут ли употребляться сочинительные и подчинительные союзы в простом предложении? - Какова тема сегодняшнего урока? | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Осваивают термины. Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Строят понятные высказывания. | индивидуальная; беседа | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции; имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнения, классификации. Регулятивные: принимают учебную задачу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
2.Выявление места и причины затруднения | Создаёт ситуацию, в которой ученики замечают дефицит знаний и желают активно преодолевать противоречия. Прием «Список». Составить список известной информации. Обсудить и систематизировать записи, вывести правило. - В течение трех минут запишите всё, что знаете по теме урока. | Обдумывают ответы на вопросы. Делают выводы. | индивидуальная. | Личностные: стремятся к преодолению трудностей; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: извлекают информацию из объяснения учителя и высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: планируют действия; выявляют места и причины затруднений. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации; строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | - Какие мы перед собой поставим цели? - Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. | Формулируют цель учебной деятельности. Отвечают на вопросы. Делают выводы. Составляют план (проект) урока. 1.Признаки сложного предложения 2.Средства связи 3.Знаки препинания | Фронтальная, индивидуальная. | |
Физминутка. | Выполняют физические упражнения под руководством ответственного за проведение физминутки обучающегося. | |||
4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. | Организует и сопровождает деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения задания. Работа в группах. Задание 1. Определите, где союз соединяет однородные члены предложения, а где – части простого предложения. Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые. Подчеркните грамматические основы. Стало т..мно и ул..ца мало-помалу ..пустела. Мы шли в сторону моря и вскоре ок..зались на к..менистом выступе нависшем над проп..стью. За окном медленно падал снеж..к и снежный ясный свет л..жал на стенах комнаты. Вода в пруде поч..рнела и легкая лодочка уже ск..льзила по ней и слышался плеск весла и смешки какой(то) гражданки в лодочке. Задание 2. Напишите обстоятельства места в нужных падежах с предлогами. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы. Завтра мы пойдем (куда?) … и (куда?)… Этим летом мы были (где?)… и (где?)… и еще (где?)… Я недавно вернулся (откуда?)… а Света приехала (откуда?)… Дмитрий прилетел (откуда?)… но не успел съездить (куда?). | Участвуют в работе. Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. | Групповая | Личностные: оценивают усвоение нового материала;Познавательные: читают, слушают, извлекают нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и используют его. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах. |
5.Первичные закрепления с комментированием | Организует работу по обобщению и систематизации знаний, полученных на уроке с применением «Конструктора ситуационных задач» Л.С. Илюшина (приложение 1). | Выполняют задания. Формулируют собственные выводы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | парная | Личностные: участвуют в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: оценивают свои достижения. Коммуникативные: формулируют собственные выводы, мнения. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложностей в соответствии с уровнем подготовки класса. | Выполняют упражнения 364, 365, 366. | Индивидуальная, парная. | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: самостоятельно выделяют цель, выполнения заданий. Регулятивные: действуют по плану. Коммуникативные: высказывают и аргументируют свою точку зрения. |
7.Включение в систему знаний и повторение. | - Запишите примеры под диктовку, расставьте знаки препинания. 1. Дул с моря бриз, и месяц чистым рогом стоял за длинной улицей села. 2. Вот опальный домик, где жил я с бедной мамою моей. - Расставьте знаки препинания, составьте схему данного предложения. Павел Михайлович Третьяков стал постоянным членом товарищества передвижников, с тех пор как приобрел на первой их выставке около десятка картин Саврасова, Шишкина, Крамского. - Напишите об известной вам картине передвижников (1-2 предложения) | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний. | Индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умение использовать знания в практической деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. |
8.Рефлексия. | Прием «Телеграмма». Вариант 1. Кратко напишите самое важное что уяснили на уроке, с пожеланиями однокласснику и отправьте. Вариант 2. Напишите пожелание себе с точки зрения изученного на уроке. | Заполняют дневники достижений. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная | Познавательные: развивают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
9.Дифференцированное домашнее задание | П.10 упр.49 или выписать из учебника литературы 5 предложений (простое, простое с однородными членами, сложное бессоюзное, сложносочиненное, сложноподчиненное; выделить грамматические основы, объяснить знаки препинания) | Учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание. | Получают указания к выполнению. Записывают домашнее задание в дневники. | Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение. |
Приложение 1
Ознакомление | Понимание | Применение | Анализ | Синтез | Оценка |
1.Назовите основные части… | 8.Объясните причины того, что… | 15. Изобразите информацию о… графически | 22.Раскройте особенности… | 29.Предложите новый (иной) вариант… | 36.Ранжируйте… и обоснуйте… (распределите от…к…) |
2.Сгруппируйте вместе все… | 9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… | 16.Предложите способ, позволяющий… | 23.Проанализируйте структуру… с точки зрения… | 30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)… | 37.Опреде-лите, какое из решений является оптимальным для… |
3.Составьте список понятий, касающихся… | 10.Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… | 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… | 24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения… | 31.Найдите необычный способ, позволяющий… | 38.Оцените значимость… для... |
4.Расположите в определённом порядке… | 11.Постройте прогноз развития… | 18.Сравните… и…, а затем обоснуйте… | 25.Постройте классификацию… на основании… | 32.Придумайте игру, которая… | 39.Определите возможные критерии оценки… |
5.Изложите в форме текста… | 12.Прокомментируйте положение о том, что… | 19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что… | 26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… | 33.Предложите новую (свою) классификацию… | 40.Выскажите критические суждения о… |
6.Вспомните и напишите… | 13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что… | 20.Проведите презентацию… | 27.Сравните точки зрения… и … на… | 34.Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… | 41.Оцените возможности… для… |
7. Прочитайте самостоятельно… | 14. Приведите пример того, что (как, где)… | 21. Рассчитайте на основании данных о… | 28. Выявите принципы, лежащие в основе… | 35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)… | 42. Проведите экспертизу состояния… |
7