Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Технологическая карта урока русского языка в форме деловой игры на тему "Мечтать хорошо или плохо?"

Технологическая карта урока русского языка в форме деловой игры на тему "Мечтать хорошо или плохо?"

Урок в форме деловой игры по теме "Мечтать хорошо или плохо" проведен в 9 классе в рамках подготовки учащихся к написанию сочинения -рассуждения, связанного с определением понятия "мечта". В ходе проведения урока использован метод развития критического мышления "Шесть шляп" - процесс рассмотрения проблемы в разных режимах мышления, условно обозначенных шляпами. Учащиеся класса распределены на шесть групп, каждая из которых заранее получила задание и работала над его выполнением. На уроке учащиеся представляют результат своей работы.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Технологическая карта учебного занятия (урока)

  1. Учитель: Вагина Светлана Тальятовна Класс: 9 Предмет: русский язык

Место и роль урока в изучаемой теме: один из вариантов урока подготовки учащихся к написанию сочинения – рассуждения, связанного с анализом текста 13.3, подготовка рабочих материалов к сочинению

  1. Ресурсы учителя: критерии оценки сочинения 13.3, сущность метода «Шесть шляп мышления», синяя шляпа – управление процессом, координация итогов обсуждения.

  1. Ресурсы для обучающихся: расшифровка сущности задания команд, условно обозначенных шляпами: белая шляпа - ученые, желтая шляпа - оптимисты, черная- критики, зеленая – креативщики, красная – поэты.

  1. Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, магнитная доска.

  1. Межпредметные связи: связь с литературой – отсылка к повести А.Грина «Алые паруса» - напоминание о мечте Ассоль и возможности осуществить даже самую несбыточную мечту; обращение к поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» , характеристика образа «пустого мечтателя» Манилова, стихотворения Д.Хармса, притча Ф.Кривина

Тема урока

Мечтать хорошо или плохо?

Тип урока

Деловая игра

Цели

Обучающая: обучение сбору материала на заданную тему

Развивающая: формирование умения выражать свои мысли, делать выводы

Воспитательные: воспитание умения работать в команде, учитывать интересы участников группы, распределять обязанности, нести ответственность за выполнение задания

Задачи

  1. Сформулировать задания для групп учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

  2. Сориентировать учащихся в интернет ресурсах, ресурсах художественной, психологической литературы для поиска нужной информации

  3. Сформировать умение продумывать варианты презентации результата работы группы, готовить «продукт»

  4. Научить систематизировать материал, делать выводы

Основное содержание темы

Метод «Шесть шляп» - процесс рассмотрения проблемы в разных режимах мышления, условно обозначенных шляпами:

Белая шляпа. Факты. Требуется беспристрастно озвучить факты, цифры, события, быть свободным от эмоций. Вопросы : какой мы обладаем и какая нам нужна информация о проблеме?

Желтая. Преимущества. Требуется раскрыть ресурсы, позитивные стороны ситуации; увидеть «+» явления. Вопросы: Каковы преимущества и положительные аспекты проблемы? Что хорошего в осуществлении такой проблемы? В чем выгода?

Черная. Проблема. Осторожность. Нужно представить все негативные стороны события, явления, оценить риски. Вопросы: Что здесь неправильно? Худшие последствия данной проблемы? Её влияние на другие сферы природы и общества?

Красная. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Надо раскрыть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках, без обоснования, чтобы эмоции не «мешали» работе. Вопрос: Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Зелёная. Творчество. Новые идеи. Поиск нестандартного подхода к решению задачи. Вопрос: Каковы некоторые из возможных решений и альтернатив?

Синяя. Философия. Организация мышления. Нужно обозначить глубокие смыслы происходящего, вписывать проблему в контекст глобальных событий, всего мироустройства. Вопросы: Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Основные термины и понятия, их определения

Мечта, словарная карта, позитив, негатив, пустой мечтатель, воздушные замки, коллаж, эмоции

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучение написанию сочинения-рассуждения, связанного с анализом текста 13.3, понимание критериев оценки

Регулятивные: формирование умения выполнять поставленную задачу

Познавательные: осуществление анализа различных источников информации

Коммуникативные: формирование умения найти подход к членам группы, научиться находить решение путем диалога

Формирование умения работать в команде, развитие организаторских способностей у руководителей групп

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОУД

Организационный этап

Напоминаем, что в процессе подготовки к сочинению-рассуждению 13.3 мы учитываем критерии оценки сочинения: К1 –формулировка определения, К2- аргументация, К3- речевая связность, К4 – композиционная стройность. Подготовку к написанию сочинения мы проведем, используя метод «Шесть шляп мышления», кратко излагаем сущность метода

Актуализация знаний, определение темы и цели урока (мотивационно-целевой этап)

Цель работы – подготовка к сочинению – рассуждению с использованием метода «Шесть шляп мышления».

Тему сочинения определите по фрагменту известного вам произведения: «…вдруг случайный переход взгляда от одной крыши к другой открыл ей на синей морской щели уличного пространства белый корабль с алыми парусами. Она вздрогнула, откинулась, замерла; потом резко вскочила с головокружительно падающим сердцем, вспыхнув неудержимыми слезами вдохновенного потрясения».

Итак, найдем ответ на вопрос: Мечтать хорошо или плохо?

Учащиеся определяют тему сочинения после прослушивания фрагмента повести А.Грина «Алые паруса», они говорят о том, что эта повесть о красивой мечте, которую смог сделать реальностью неравнодушный герой.

Фронтальные

Изучение нового материала (постановка учебной задачи и ее решение) проектировочный, операционно-деятельностный этап)

Учитель поэтапно дает возможность участникам команд продемонстрировать свои наработки

Задания для работы в группах по теме

« Мечтать хорошо или плохо»:

Команда, у которой белая шляпа , получает задание найти определение слова «мечта» в словаре Ожегова, составить словарную карту слова «мечта».

Команда, у которой черная шляпа, находит негативные стороны, риски, минусы, связанные с мечтой, мечтательностью. Учащимся предлагается объяснить выражения «пустой мечтатель», «воздушные замки», обратить внимание на образ Манилова в поэме «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя.

Желтая шляпа у команды, которая находит положительные стороны проблемы, они обращаются к притче Ф.Кривина «Любовь былинки» и делают вывод, что на пути к мечте мы развиваемся. Учащимся также дано задание рассказать о наших соотечественниках, которые мечтали и свою мечту реализовали, например, Софья Ковалевская, Валерий Чкалов, Юрий Гагарин и др.

Команда, у которой зеленая шляпа, занимается творчеством: учащиеся создают коллаж о мечтах одноклассников, они защищают свою работу, сопровождая чтением стихотворений.

Красная шляпа у команды, которая старается вызвать определенные эмоции, они используют музыку, которая, по их мнению, связана с мечтой, находят или создают видео, в котором говорится о мечте.

Групповые

Подведение итогов

Учитель, у которого синяя шляпа руководителя процессом, предлагает учащимся самим сформулировать вывод и дать ответ на поставленный вопрос «Мечтать хорошо или плохо?»

Учитель показывает учащимся фото с праздника выпускников « Алые паруса», ежегодно проводимого в г.Санкт-Петербурге. Говорит о том, что алые паруса А.Грина стали символом мечты о новых неизведанных горизонтах для выпускников и желает своим ученикам реализации их мечтаний

Учащийся делает вывод, что мечтать, безусловно, нужно, но надо не забывать, что мечта без действий может навсегда остаться воздушным замком.

Индивидуальные

Контрольно-оценочный этап

Учитель предлагает в ведомости оценок, которая выдана каждой команде, оценить работу каждого члена группы

Проводят оценку работы каждого члена команды

групповые

Домашнее задание

Учитель дает задание написать сочинение 13.3 по варианту 10 сборника И.П. Цыбулько

Приложение 1. Задания для групп: Белая шляпа (информация) – составьте словарную карту слова «Мечта»

Словарная карта

Дефиниция

Однокоренные словаАнтоним

Новое слово

АссоциацияСиноним

Свой пример предложенияПример из литературы

Вывод

Ваш продукт – словарная карта

Зеленая шляпа (творчество, новые идеи ) - создайте коллаж «Мечтаем…» (может быть другое название) о мечтах ребят нашего класса, соберите рисунки о ваших мечтах, нарисуйте мечту, напишите стихи - это ваши продукты

Желтая шляпа ( преимущества, позитивные стороны ситуации, что хорошего в существовании такой проблемы) – прочитайте притчу Феликса Кривина «Любовь былинки», сделайте вывод; расскажите о наших соотечественниках, которые мечтали и свою мечту реализовали, например, Софья Ковалевская, Валерий Чкалов, Юрий Гагарин и др.

Ваш продукт – портреты людей, реализовавших свою мечту

Черная шляпа (негатив - нужно представить все негативные стороны, худшие последствия данной проблемы – расскажите о том, кто такой «пустой мечтатель», приведите пример из поэмы Н.Гоголя «Мертвые души». Объясните фразеологизм « воздушные замки».

Ваш продукт – ключевые слова «пустой мечтатель», «воздушные замки» .

Красная шляпа (эмоции, интуиция, чувства, раскрыть проблему в ярких эмоциональных красках)- найдите или создайте убедительный ролик о мечте, подберите музыку, которая связана с мечтой, прочитайте стихи –это ваши продукты

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Урок в форме деловой игры по теме "Мечтать хорошо или плохо" проведен в 9 классе в рамках подготовки учащихся к написанию сочинения -рассуждения, связанного с определением понятия "мечта". В ходе проведения урока использован метод развития критического мышления "Шесть шляп" - процесс рассмотрения проблемы в разных режимах мышления, условно обозначенных шляпами. Учащиеся класса распределены на шесть групп, каждая из которых заранее получила задание и работала над его выполнением. На уроке учащиеся представляют результат своей работы.
0 ₽