Технологическая карта учебного занятия (урока)
Учитель: Вагина Светлана Тальятовна Класс: 9 Предмет: русский язык
Место и роль урока в изучаемой теме: один из вариантов урока подготовки учащихся к написанию сочинения – рассуждения, связанного с анализом текста 13.3, подготовка рабочих материалов к сочинению
Ресурсы учителя: критерии оценки сочинения 13.3, сущность метода «Шесть шляп мышления», синяя шляпа – управление процессом, координация итогов обсуждения.
Ресурсы для обучающихся: расшифровка сущности задания команд, условно обозначенных шляпами: белая шляпа - ученые, желтая шляпа - оптимисты, черная- критики, зеленая – креативщики, красная – поэты.
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, магнитная доска.
Межпредметные связи: связь с литературой – отсылка к повести А.Грина «Алые паруса» - напоминание о мечте Ассоль и возможности осуществить даже самую несбыточную мечту; обращение к поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» , характеристика образа «пустого мечтателя» Манилова, стихотворения Д.Хармса, притча Ф.Кривина
Тема урока | Мечтать хорошо или плохо? | ||
Тип урока | Деловая игра | ||
Цели | Обучающая: обучение сбору материала на заданную тему | ||
Развивающая: формирование умения выражать свои мысли, делать выводы | |||
Воспитательные: воспитание умения работать в команде, учитывать интересы участников группы, распределять обязанности, нести ответственность за выполнение задания | |||
Задачи |
| ||
Основное содержание темы | Метод «Шесть шляп» - процесс рассмотрения проблемы в разных режимах мышления, условно обозначенных шляпами: Белая шляпа. Факты. Требуется беспристрастно озвучить факты, цифры, события, быть свободным от эмоций. Вопросы : какой мы обладаем и какая нам нужна информация о проблеме? Желтая. Преимущества. Требуется раскрыть ресурсы, позитивные стороны ситуации; увидеть «+» явления. Вопросы: Каковы преимущества и положительные аспекты проблемы? Что хорошего в осуществлении такой проблемы? В чем выгода? Черная. Проблема. Осторожность. Нужно представить все негативные стороны события, явления, оценить риски. Вопросы: Что здесь неправильно? Худшие последствия данной проблемы? Её влияние на другие сферы природы и общества? Красная. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Надо раскрыть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках, без обоснования, чтобы эмоции не «мешали» работе. Вопрос: Какие у меня по этому поводу возникают чувства? Зелёная. Творчество. Новые идеи. Поиск нестандартного подхода к решению задачи. Вопрос: Каковы некоторые из возможных решений и альтернатив? Синяя. Философия. Организация мышления. Нужно обозначить глубокие смыслы происходящего, вписывать проблему в контекст глобальных событий, всего мироустройства. Вопросы: Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? |
Основные термины и понятия, их определения | Мечта, словарная карта, позитив, негатив, пустой мечтатель, воздушные замки, коллаж, эмоции | ||
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
Обучение написанию сочинения-рассуждения, связанного с анализом текста 13.3, понимание критериев оценки | Регулятивные: формирование умения выполнять поставленную задачу Познавательные: осуществление анализа различных источников информации Коммуникативные: формирование умения найти подход к членам группы, научиться находить решение путем диалога | Формирование умения работать в команде, развитие организаторских способностей у руководителей групп |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ФОУД |
Организационный этап | Напоминаем, что в процессе подготовки к сочинению-рассуждению 13.3 мы учитываем критерии оценки сочинения: К1 –формулировка определения, К2- аргументация, К3- речевая связность, К4 – композиционная стройность. Подготовку к написанию сочинения мы проведем, используя метод «Шесть шляп мышления», кратко излагаем сущность метода | ||
Актуализация знаний, определение темы и цели урока (мотивационно-целевой этап) | Цель работы – подготовка к сочинению – рассуждению с использованием метода «Шесть шляп мышления». Тему сочинения определите по фрагменту известного вам произведения: «…вдруг случайный переход взгляда от одной крыши к другой открыл ей на синей морской щели уличного пространства белый корабль с алыми парусами. Она вздрогнула, откинулась, замерла; потом резко вскочила с головокружительно падающим сердцем, вспыхнув неудержимыми слезами вдохновенного потрясения». Итак, найдем ответ на вопрос: Мечтать хорошо или плохо? | Учащиеся определяют тему сочинения после прослушивания фрагмента повести А.Грина «Алые паруса», они говорят о том, что эта повесть о красивой мечте, которую смог сделать реальностью неравнодушный герой. | Фронтальные |
Изучение нового материала (постановка учебной задачи и ее решение) проектировочный, операционно-деятельностный этап) | Учитель поэтапно дает возможность участникам команд продемонстрировать свои наработки | Задания для работы в группах по теме « Мечтать хорошо или плохо»: Команда, у которой белая шляпа , получает задание найти определение слова «мечта» в словаре Ожегова, составить словарную карту слова «мечта». Команда, у которой черная шляпа, находит негативные стороны, риски, минусы, связанные с мечтой, мечтательностью. Учащимся предлагается объяснить выражения «пустой мечтатель», «воздушные замки», обратить внимание на образ Манилова в поэме «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя. Желтая шляпа у команды, которая находит положительные стороны проблемы, они обращаются к притче Ф.Кривина «Любовь былинки» и делают вывод, что на пути к мечте мы развиваемся. Учащимся также дано задание рассказать о наших соотечественниках, которые мечтали и свою мечту реализовали, например, Софья Ковалевская, Валерий Чкалов, Юрий Гагарин и др. Команда, у которой зеленая шляпа, занимается творчеством: учащиеся создают коллаж о мечтах одноклассников, они защищают свою работу, сопровождая чтением стихотворений. Красная шляпа у команды, которая старается вызвать определенные эмоции, они используют музыку, которая, по их мнению, связана с мечтой, находят или создают видео, в котором говорится о мечте. | Групповые |
Подведение итогов | Учитель, у которого синяя шляпа руководителя процессом, предлагает учащимся самим сформулировать вывод и дать ответ на поставленный вопрос «Мечтать хорошо или плохо?» Учитель показывает учащимся фото с праздника выпускников « Алые паруса», ежегодно проводимого в г.Санкт-Петербурге. Говорит о том, что алые паруса А.Грина стали символом мечты о новых неизведанных горизонтах для выпускников и желает своим ученикам реализации их мечтаний | Учащийся делает вывод, что мечтать, безусловно, нужно, но надо не забывать, что мечта без действий может навсегда остаться воздушным замком. | Индивидуальные |
Контрольно-оценочный этап | Учитель предлагает в ведомости оценок, которая выдана каждой команде, оценить работу каждого члена группы | Проводят оценку работы каждого члена команды | групповые |
Домашнее задание | Учитель дает задание написать сочинение 13.3 по варианту 10 сборника И.П. Цыбулько |
Приложение 1. Задания для групп: Белая шляпа (информация) – составьте словарную карту слова «Мечта»
Словарная карта
Дефиниция
Однокоренные словаАнтоним
Новое слово
АссоциацияСиноним
Свой пример предложенияПример из литературы
Вывод
Ваш продукт – словарная карта
Зеленая шляпа (творчество, новые идеи ) - создайте коллаж «Мечтаем…» (может быть другое название) о мечтах ребят нашего класса, соберите рисунки о ваших мечтах, нарисуйте мечту, напишите стихи - это ваши продукты
Желтая шляпа ( преимущества, позитивные стороны ситуации, что хорошего в существовании такой проблемы) – прочитайте притчу Феликса Кривина «Любовь былинки», сделайте вывод; расскажите о наших соотечественниках, которые мечтали и свою мечту реализовали, например, Софья Ковалевская, Валерий Чкалов, Юрий Гагарин и др.
Ваш продукт – портреты людей, реализовавших свою мечту
Черная шляпа (негатив - нужно представить все негативные стороны, худшие последствия данной проблемы – расскажите о том, кто такой «пустой мечтатель», приведите пример из поэмы Н.Гоголя «Мертвые души». Объясните фразеологизм « воздушные замки».
Ваш продукт – ключевые слова «пустой мечтатель», «воздушные замки» .
Красная шляпа (эмоции, интуиция, чувства, раскрыть проблему в ярких эмоциональных красках)- найдите или создайте убедительный ролик о мечте, подберите музыку, которая связана с мечтой, прочитайте стихи –это ваши продукты