Технологическая карта урока
Учитель: Семенова Екатерина Алексеевна
Дата проведения: 21.03.2024
Тема урока: Среднее арифметическое, медиана, размах, мода.
Класс: 7 (открытый урок)
Учебник: «Вероятность и статистика» 7 класс под редакцией И.В.Ященко (базовый уровень)
Тип урока: освоение новых знаний
Цели урока: создание условий для формирования умений находить размах, моду и медиану ряда данных, приводить примеры использования новых понятий при анализе реальных ситуаций.
Задачи урока:
Дидактические: повторить понятие среднего арифметического, дать определение медианы, как числового массива, размаха и моды; закрепить данные понятия через ряд задач; систематизировать полученные знания.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, способность к умственному эксперименту, формированию умений находить среднее арифметическое, размах, медиану, моду; учить строить аналогии для решения практических задач, развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений.
Воспитательные: формировать умениястроить позитивные отношения в процессе учебной деятельности, воспитывать личную значимость в достижении поставленных целейобеспечить подготовку к восприятию нового, вызвать интерес к изучаемому материалу, пробудить любознательность и интерес к самостоятельному решению задач, прививать аккуратность при выполнении заданий, укреплять навыки применения полученных знаний при решении бытовых задач.
Планируемый результат:
Личностный:Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Метапредметные:Первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
Предметный: к окончанию урока обучающиеся будут определять размах, медиану и моду ряда данных, попытаются объяснить практический смысл этих статистических показателей.
Формы организации деятельности обучающихся:фронтальная, индивидуальная
Межпредметные связи: формирование вычислительных навыков для решения расчетных задач по математике, по физике, географии, общей целостности картины мира и понимания еѐ неотъемлемой связи с числами .
Ресурсы
Основные: учебник, технологическая карта учителя
Дополнительные: цветной мел, презентация, компьютер. информационная схема «ЧТО? КАК? ГДЕ?»
Характеристика этапов урока.
Этап, время (мин) | Деятельность ученика 7 класса | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
1. этап Мотивирование (самоопреде ление) к учебной деятельности 2 минуты | Приветствуют учителя, выполняют самопроверку готовности к уроку, слушают девиз урока, смотрят слайд. | Приветствует обучающихся, организует проверку готовности обучающихся к уроку. Называет девиз урока, слайд презентации. Демонстрирует слайд «Россия в цифрах. (Учебник стр.35 таблица 24) Ученики школы Пифагора утверждали: «Числа правят миром». Это утверждение я взяла девизом нашего урока. Так ли это на самом деле мы обсудим в конце урока. А сейчас предлагаю посмотреть «Россия в цифрах». | Коммуникативныеумение слушать и вступать в диалог Личностные:положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4 минут | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют в тетради индивидуально задание 1. Задача №52(г) стр.35 | Организует диалог по результатам просмотра. Предлагает выполнить задание. Ответьте на вопросы: ! 1. .найти среднее число жителей крупнейших городов в 1979 году. 2. значит ли это , что везде их число одинаково? 3. как получили это число? 4. о каких числах сегодня еще будет идти речь? Приступаем к выполнению задания. | Коммуникативные Умение работать индивидуально Умение владеть приѐмами монологической и диалогической речи. Личностные Осознавать потребность и готовность к самообразованию Регулятивные Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Познавательные анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказываний в устной форме |
3 этап. Выявление места и причины затруднения 3 минуты (1,5 + 1,5) | Анализируют, что получилось, что не получилось при выполнении задания 1. Пытаются объяснить, кто и почему не смог выполнить. Рассмотрим 2010 г. Записать число жителей в порядке возрастания. Подчеркнуть синим.карандашом наименьшее число, красным наибольшее число. Найти разницу этих чисел . РАЗМАХ - это…( Не нашли моду, медиану ряда, не знаем что это такое, как их найти | Организует диалог по результатам выполнения задания 1. Почему смогли выполнить эту задачу? Запишите в тетради новое понятие. Подумайте, какую учебную задачу вам нужно сегодня решить. Как задание выполнили? Почему смогли выполнить? Записать новое понятие в тетради. | Личностные: развитие "Яконцепции" и самооценки личности, - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Коммуникативные: - использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: - использование знаковосимволических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, поиск разнообразных способов решения задач, структурирование знаний, - установление причинно- следственных связей, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения 3 мин | Формулируют учебную цель на урок, записывают тему урока. Моя учебная задача на урок: Узнать, что такое мода, размах, медиана ряда. Тема урока: Медиана, мода, размах ряда. Составляют план выхода из затруднения. А, может, удастся по названию понятия составить его определение? | Работает с классами по ситуации. Какую учебную задачу на урок вы поставили? Назовите тему урока. Запишите тему урока в тетрадь. Как будем узнавать новое знание? | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции), -использование речи для регуляции своего действия Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, Познавательные: выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - поиск разнообразных способов решения задачи |
5 этап. Реализация проекта (открытие нового) 6 минут | Работаютс учителем. Высказывают предположения по окончанию фразы. Закончить: РАЗМАХ …(между чем и чем расстояние) «Размах крыльев» «Размах рук» «Размах рук – расстояние между кончиками пальцев разведѐнных рук» «Размах крыльев – между кончиками разведенных крыльев». Размах ряда – разность между наибольшим и наименьшим значением ряда. Какое еще понятие из темы урока не рассмотрели? Чаще всего покупают модную одежду. Мода ряда - число, которое чаще встречается в ряду. Число, которое стоит в середине ряда. Числа в ряду нужно расположить по возрастанию. Если четное число чисел, то найдем два средние и вычислим их среднее арифметическое. Записывают в тетрадь определения характеристик.(слайды) СТР. 40 таблица 26.задание. Указать моду, вычислить размах.. ФИЗМИНУТКА (слайд) Для глаз и плечевого отдела позвоночника | Наблюдает за работой учащихся, помогает наводящими вопросами для освоения нового знания. Попробуйте продолжить фразу: «Размах…» Слушает ответы учащихся. Как вы объясните, что такое «Размах рук» «Размах крыльев»? Как бы вы теперь объяснили, что такое «Размах ряда»? То есть от края и до края? Что будет крайними в ряде чисел? Составьте определение размаха ряда. Какую одежду чаще всего покупаем? Как можно объяснить, что такое мода? Как можно объяснить, что такое мода ряда? Как вы думаете, что такое медиана ряда? Что вы понимаете под «серединой ряда»? Как отсортировать ряд, чтобы найти его середину? А если в ряду четное число чисел, где его середина? Выполняют упражнения СТР. 40 таблица 26. | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции), -использование речи для регуляции своего действия, - построение монологического высказывания. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, учѐт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: - использование знаковосимволических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, Установление причинноследственных связей. |
6этап. Первичное закрепление с проговариванием друг другу. 6 минут | Выполнить в тетради на отработку новых понятий упр. №65 (а), 66 (работа в парах) (взаимооценка) Учитель ведет краткий опрос по теме урока. | Выполняют в тетради упр. №65 (а), 66 (работа в парах) Объясняют учителю решение. Выполняют рефлексию | Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, учѐт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, установление причинно- следственных связей, - доказательство. |
7 этап. Самостоятельна я работа с самопроверкой по образцу. 5 минут. | Выполняют тестовую работу, осуществляют самооценку по ключу. Выполняют рефлексию. | Наблюдает за выполнение тестовой работы, осуществляет консультацию по работе с программой, отслеживает время работы с тестом и самоконтроля. | Личностные: - развитие самооценки личности, - формирование адекватной позитивной самооценки, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с задачей, - учѐт правил в контроле способа решения осуществление итогового и пошагового контроля по результату. - внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. |
8 этап. Включение нового знания в систему знаний 7минут | Работают самостоятельно. Выполняют в тетради задание Задача 1. Специалисты изучают данные о размерах мужских сорочек, проданных в определённый день в универмаге. Какая статистическая характеристика покажет, какой размер мужских сорочек пользуется наибольшим спросом в этот день? Задача 2. В ряду чисел 3, 8, 15, 30, ___, 24 пропущено одно число. Найдите его, если: 1.среднее арифметическое равно 18 2. размах ряда равен 25 3.мода ряда равна 8 Задача 3. Такие показатели, как среднее арифметическое, мода, медиана, по-разному характеризуют данные, полученные в результате наблюдений. Поэтому на практике при анализе данных в зависимости от конкретной ситуации используют либо все три показателя, либо некоторые из них. Подбери для анализа каждой конкретной ситуации статистический показатель. 1.Тренер анализирует результаты, показанные участницами заплыва на дистанцию 100 м. 2.Анализируются сведения о годовых доходах нескольких туристических фирм города. 3.Изучаются данные об ассортименте молочной продукции, проданной в определённый день в универсаме | Организует самостоятельную работу учащихся | Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, различение способа и результата действия, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Познавательные: структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство. |
9 этап Рефлексия учебной деятельности 2 минуты | Выполняют рефлексию своей деятельности цветными карандашами (+.- )
| Организует рефлексия и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке, намечаются цели дальнейшей деятельности. | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - анализ, синтез, установление причинноследственных связей. |
10 этап. Информирование учащихся о домашнем задании.(исследование) 2 минуты |
Задание на карточках. | Комментирует домашнее задание и раздает карточки для заполнения дома. Благодарит за работу на уроке. | Познавательные: - построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: использование речи для регуляции своих действий Личностные использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, |
Карточка с дом. Заданием.
Провести необходимые измерения и используя данные выполнить работу. Все данные занести в таблицы.
|