Схема технологической карты урока
Класс: 1
Образовательная программа: Школа России
Тема: «Строчная и заглавная буквы Р.р».
Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью формирования умений писать заглавную и строчную буквы Р,р; слоги, слова и предложения с буквами Р,р.
Задачи урока:
1) Учить писать заглавную и строчную буквы Р, р; слоги, слова и предложения с буквами Р. р,
2) Развивать навыки письма, умение писать заглавную букву Р в именах собственных; списывать предложения с предложенного образца, соблюдая границы; речь, воображение обучающихся.
3) Воспитывать аккуратность при письме.
Планируемые результаты ( формируемые УУД):
• познавательные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, синтезировать, устанавливать аналогии, извлекать информацию из схем и проверять её; развивать зрительные каналы восприятия.
• коммуникативные: формировать умение строить речевое высказывание; учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; доказывать и отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач; умение работать в паре и в группе.
• регулятивные: формулировать цели урока; принимать и сохранять учебную задачу; планировать организацию учебной деятельности; делать выводы и обобщения.
• личностные: учить адекватно оценивать свою деятельность; выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности; развивать доброжелательность по отношению к окружающим.
Ресурсы урока: прописи, лента букв, ИКТ, разрезные элементы буквы, материал для конструирования буквы
№ п/п | Этап урока, Цель этапа Время | Деятельность | Формируемые УУД | |
Учителя | Обучающихся | |||
1. | Организацион ный момент Цель: подготовка учащихся к работе на уроке (1-2 мин.) | (Первый раз читаю я, потом все вместе) Мы – школьники прилежные, Послушны и дружны. Мы знаем: нашей школе лентяи не нужны! Прочь с дороги, наша лень, Не мешай учиться, Не мешай трудиться! А теперь давайте все вместе прогоним нашу лень! (проговорить ещё раз хором) | Приветствуют учителя. (Повторяют хором) Мы – школьники прилежные, Послушны и дружны. Мы знаем: нашей школе лентяи не нужны! Прочь с дороги, наша лень, Не мешай учиться, Не мешай трудиться! | Л: формировать положительное отношение к учебе, учебной деятельности. Р: формировать положительный настрой на урок, создавать благоприятной атмосферы на уроке |
2 | Пальчиковая разминка (5 мин.) Цель: подготовка руки к письму у младших школьников; — тренировка внимания; — координация движений; | Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони) Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак) Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы) Все покажут без подсказки. Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы) Два здоровых бодрячка. Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы) Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы) Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы) Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак) – 2 раза. | Повторяют за учителем. | К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
3 | Целеполагание мотивация учащихся.Целеполагание и мотивация учащихся (5-7 мин.) | -Сегодня к нам в гости пришел робот Рома. А почему именно РОБОТ сегодня пришел к нам урок? С какой буквы начинается слово? Где стоит эта буква в слове? Какой звук она обозначает в этом слове? Робот предлагает вам разгадать загадки, а в отгадках тоже спряталась буква «Р». Слушайте первую загадку: Стоит красивый сундучок, Его не тронешь - он молчок, Но стоит ручки повертеть, Он станет говорить и петь. Где стоит эта буква в слове? Какой звук она обозначает в этом слове? Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? Где стоит буквар в слове? Какой звук она обозначает в этом слове? Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла, Здесь дрозды, скворцы снуют, И, галдя, его клюют. (Рябина) Где стоит буквар в слове? (в начале) Какой звук она обозначает в этом слове? Итак, какую букву мыразбирали во всех словах-отгадках? ( с буквы «Р») Ну тогда расскажите роботу, какую букву мы сегодня будем учиться писать. Сегодня на уроке мы частично научимся писать заглавную букву, вы узнаете сколько в ней элементов, с какими буквами она похожа. | -слово начинается с «Р» (в начале) ( согласный, твёрдый, парный, сонорный) -Радио -Вначале -согласный, твердый, парный, сонорный -в конце - согласный, мягкий, парный, сонорный) -Рябина -В начале -(согласный, мягкий, сонорный, парный) (букву «Р») | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К: общение и взаимодействие П: осуществлять операции для решения учебных задач. К: отвечать на вопросы. |
4 | Самоопределение к деятельности Цель: Подготовка учащихся к активной совместной деятельности и осуществлению целеполагания. (5 мин.) | Расскажите роботу, где в ленте букв находится эта буква «Р», кто буквы соседи, вместе с какими буквами она в одной группе? («Н», «М», «Л») – 1 ученик к доске. Какие два звука она обозначает? ([р], [р’] -По каким признакам вы определяете, что они согласные? -Как образуется эта преграда? -Произнесите и понаблюдайте за работой своего язычка. -Сегодня мы с вами научимся писать заглавную и строчную букву Р. -Кто скажет для чего нам нужна заглавная буква? А сейчас давайте откроем в прописи страницу 27. (поговорить о изображенном роботе) | Отвечаю на вопросы. Один ученик выходит к доске. -при их произнесении воздух встречает преграду. -кончик язычка поднимается вверх и от струи воздуха дрожит и получается такой дрожащий звук. -Чтобы писать фамилия, имена, клички животных, города, в начале предложения. Открывают прописи, говорят об изображении. -На изображении робот Рома | К:ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки. Л: -самоопределение; – смыслообразование. |
5 | Работа по теме урока. Цель: Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах. (10 мин) Физминутка | 1. Графический анализ Сравниваем печатную и письменную заглавные буквы Р. Чем они похожи? (по высоте, обе заглавные, количество элементов) Чем они отличаются? (в печатной – прямые линии, в письменной - с закруглением) Сколько элементов в заглавной букве Р? Как они называются? (длинная прямая линия с закруглением внизу влево, полуовал) – элементы на доску (разрезные элементы) 2. Конструирование буквы учащимися (работа в парах) 1 элемент – сверху вниз длинная прямая линия с закруглением внизу 2 элемент – как буква «С», полуовал, это шапка нашей буквы Обведите эти два элемента вверху в прописи. Возьмите в руки простой карандаш и обведите элементы букв, которые указаны вверху страницы (1 – сверху вниз, закругляя книзу; 2 – слева направо, закругляя, чтобы получался полуовал). 3. Рисование узора Рассмотрите узор в широкой строке – на что он похож? (на гриб). А чем он похож на букву «Р»? (похожа шляпка). У грибочка, как и в букве шляпку будете обводить слева направо, как показывает стрелка. Обведите. 4. Письмо элементов букв ( первая строка) А сейчас элементы буквы поучимся писать в разлиновке. Найдите первую строчку у себя в прописи. Посмотрите откуда начинаем писать первый элемент (чуть ниже пунктирной линии – середины межстрочного пространства). А верхний элемент пойдёт по пунктирной линии – слева направо, как шляпку у грибочка рисовали. Тетрадь кладём правильно – под уголком. Обведите образцы и допишите эту строчку до конца, располагая эти элементы на одинаковом расстоянии друг от друга. 5. Письмо буквы а) объяснение и показ учителя Начинаем чуть ниже пунктирной линии – середины межстрочного пространства, ведём на себя вниз длинную прямую линию, как в букве «Т», «У» и чуть не доводя до нижней линии закругляем влево. А верхний элемент пойдёт по пунктирной линии – слева направо. б) анализ типичных ошибок __________________________________________________________________________ в) письмо учащихся - одинаковое расстояние между буквами; - следите за размером элементов; - не выходите за линию; Посадка! Тетрадь! г) самоанализ Подчеркнуть самую красивую и правильную, которая похожа на образец. 2 строчка – на оценку ( «5») Только в лес мы вошли, появились комары. Руки вверх, хлопок над головой, Руки вниз, хлопок другой. Снова дальше мы идем, перед нами водоем. Прыгать мы уже умеем, Прыгать будем мы смелее. Раз-два, раз-два, позади уже вода. Мы шагаем и шагаем, руки выше поднимаем. Дышим ровно, глубоко... Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса. Мы лису обхитрим - на носочках пробежим. Серый заяц скачет в поле - очень весело на воле. Подражаем мы зайчишке, непоседе-шалунишке. И закончилась игра, за работу нам пора. | Анализируют написание буквы Работа в парах Учатся писать букву Рисуют узор Пишут элементы букв, первую строчку. Слушают учителя и повторяют за ним. | Р: выполнять физические упражнения по порядку П: осуществлять операции для решения учебных задач. К: отвечать на вопросы. |
6 | Закрепление. Цель: Установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержанием новых понятий, закономерностей. (5-7 мин.) | Посмотрите на третью строчку? Что изменилось? Допишите самостоятельно букву Р до конца строки. Пишу первый элемент: ставлю точку на вспомогательную линию, пишу длинную наклонную прямую и закругляю ее влево, касаясь нижней линии рабочей строки. Пишу второй элемент: Чуть выше верхней рабочей строки, пишем вправо горизонтальный изогнутый полуовал. А давайте с вами будем отгадывать загадки, за активную работу на уроке, а также за аккуратность в тетради вы будете получать от меня наклейки. На лугу и в поле Мы его встречаем, Лепесточки белые Мы на нём считаем. Сердцевинка жёлтая У цветка того, Будто крошка-солнышко Забралось в него. (Ромашка) -Где в слове стоит буква р, какой звук она обозначает? Дайте характеристику звуку Пешеходам объясняет, Как дорогу перейти. Он сигналы зажигает, Помогая нам в пути. (Светофор) -А где находится буква «р» в этом слове? -Предлагаю одному ребенку дать характеристику звука Разгребает снег лопатой, Подметает двор метлой. Догадались ли, ребята, Кто следит за чистотой? (Дворник) -Где находится в этом слове буква «р»? -Дайте характеристику звуку Летом бежит, зимой спит, Весна настала – опять побежала. (Река) -А где в этом слове находится буква «р» -Дайте характеристику звуку Он с тобою и со мною Шел лесными стежками. Друг походный за спиною На ремнях с застежками. (Рюкзак) -Где в этом слове находится буква «Р» -Дайте характеристику звуку А что вы видите на следующей строчке? Какие слоги вы видите? Какое соединение с буквой а? Посмотрите, как правильно писать слог Ра. Сначала пишу заглавную, прописную букву Р.Первый элемент: ставлю точку на вспомогательную линию, пишу длинную наклонную прямую и закругляю ее влево, касаясь нижней линии рабочей строки. Второй элемент: Чуть выше верхней рабочей строки, пишем вправо горизонтальный изогнутый полуовал. Затем соединяем заглавную прописную букву Р с буквой а, с помощью нижнего соединения. А теперь пропишите этот слог самостоятельно. Пропишем в воздухе. Далее слог Ру. Какое соединение? Посмотрите, как писать его правильно. Сначала пишу заглавную прописную букву Р. Первый элемент: ставлю точку на вспомогательную линию, пишу длинную наклонную прямую и закругляю ее влево, касаясь нижней линии рабочей строки. Второй элемент: чуть выше верхней рабочей строки, пишем вправо горизонтальный изогнутый полуовал. Затем соединяем заглавную букву Р с буквой у, с помощью верхнего соединения. Теперь пропишите самостоятельно. Письмо в воздухе Следующий слог Ры. Какой способ соединения? Посмотрите, как правильно писать. Пишу букву Р. Первый элемент: ставлю точку на вспомогательную линию, пишу длинную наклонную прямую и закругляю ее влево, касаясь нижней линии рабочей строки. Второй элемент: чуть выше верхней рабочей строки, пишем вправо горизонтальный изогнутый полуовал. А затем соединяем с буквой ы, с помощью верхнего соединения. Пропишите самостоятельно, затем в воздухе. Следующий слог Ро. Какое соединение? Посмотрите, как правильно писать. Пишу букву Р. Первый элемент: ставлю точку на вспомогательную линию, пишу длинную наклонную прямую и закругляю ее влево, касаясь нижней линии рабочей строки. Второй элемент: чуть выше верхней рабочей строки, пишем вправо горизонтальный изогнутый полуовал. Далее соединяем с буквой о, с помощью нижнего соединения. Самостоятельно пишем. Пишем в воздухе. А что еще написано на этой строке? Какое? А почему оно написано с большой буквы? А сколько слогов в этом слове? Почему? Какой способ соединения в первом слоге? а во втором слоге А каким способом соединяются между собой? Посмотрите, как правильно писать. Пишу букву Р. Первый элемент: ставлю точку на вспомогательную линию, пишу длинную наклонную прямую и закругляю ее влево, касаясь нижней линии рабочей строки. Второй элемент: чуть выше верхней рабочей строки, пишем вправо горизонтальный изогнутый полуовал. Далее, соединяю нижним способом с буквой о, потом с буквой м и с буквой а. Затем пишем самостоятельно. Далее в воздухе. Давайте пропишем в воздухе это слово. | Дописывают самостоятельно Отгадывают загадки. Буква стоит в начале слова, звук (р) – согласный, твердый, парный, сонорный. В конце Согласный, твердый, парный , сонорный В середине слова -Согласный, твердый, парный, сонорный. -вначале -Согласный, мягкий, парный, сонорный. -вначале Согласный, мягкий, парный, сонорный слоги. «ра» «ру» «ры» (нижнее) Смотрят правильное написание Прописывают букву Верхнее верхнее. Нижнее. слово Рома это имя 2 потому что две гласные нижний нижний нижний способ соединения Прописывают букву в воздухе | Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров Р:выполненять физические упражнения по порядку Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата Л: заинтересовывать и включать детей в работу. К: отвечать на вопросы. Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата Л: заинтересовывать и включать детей в работу. К: отвечать на вопросы |
7 | Итог. Рефлексия. Домашнее задание. Цель: Повторение пройдённого на уроке. Самооценка своей учебной деятельности. (5 мин.) | Дома потренируйтесь в написании изученной буквы, слогов и слов. -Какую букву мы сегодня с вами на уроке научились писать? -Из каких элементов она состоит? -Какой звук она обозначает? -В каких словах мы пишем прописную букву? -В каких словах мы пишем заглавную букву? -Почему? Над чем еще нужно поработать? | Слушать домашнее задание Подводить итог Самооценка работы на уроке -Мы познакомились с буквой «Р» -Она состоит из двух элементов 1-ый элемент : длинная наклонная линия с гакруглением внизу в лево 2-ой элемент: полуовал (шапка) -Она обозначает звук «р» В словах называющих или обозначающий предмет одушевленный или не одушевленный, действие например : в слове ребенок,рыбак и т.д. -В именах собственных, например: Рома Или в названиях городов: Ростов -Потому что имена собственные пишутся с большой буквы -Над написанием буквы | П: осуществлять операции для решения учебных задач. К: отвечать на вопросы |