Учитель начальных классов Ямалдинова Александра Юрьевна.
ГБОУ ООШ №19 г. Новокуйбышевска
УМК«Перспектива»
Урок математики 2 класс
Дата: 05 марта 2024 года
Тип урока: открытие новых знаний
Тема урока: «Переместительное свойство умножения»
Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с переместительным свойством умножения.
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить с переместительным свойством умножения;
- Совершенствовать умение анализировать задачи и решать их.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность учащихся;
- Развивать умение работать сообща, парами, коллективно;
- Развивать умение следовать заданным инструкциям учителя;
- Развивать память, мышление, гибкость ума, воображение, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру математической речи, активность, любознательность, заинтересованность, ответственность.
Задачи, направленные на развитие УУД:
Познавательные:
- сравнивать группы объектов (чисел, величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному основанию;
- вести поиск различных решений задачи (расчётной, с геометрическим содержанием);
- устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием;
- подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод, ответ;
- устанавливать логику перебора вариантов для решения простейших комбинаторных задач.
Коммуникативные:
- комментировать ход вычислений;
- записывать, читать число, числовое выражение;
Регулятивные:
- организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной работы с математическим материалом;
- проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия, обратного действия;
- находить с помощью учителя причину возникшей ошибки или затруднения.
Совместная деятельность:
- принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленных учителем или самостоятельно; - участвовать в парной и групповой работе с математическим материалом: обсуждать цель деятельности, ход работы, комментировать свои действия, выслушивать мнения других участников, готовить презентацию (устное выступление) решения или ответа;
- решать совместно математические задачи поискового и творческого характера (определять с помощью измерительных инструментов длину, определять время и продолжительность с помощью часов, выполнять прикидку и оценку результата действий, измерений);
- совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей работы.
Планируемые результаты:
- знать переместительное свойство умножения.
- вывести правило о том, что от перестановки множителей произведение не меняется.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.
Ресурсы: 1) Математика. Учебник для 2-го класса общеобразовательных учреждений, часть 2, под редакцией Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, М.: Просвещение, 2019; Праздник числа. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996;
Оборудование: индивидуальные карточки, раздаточный материал для парной и групповой работы, мультимедийный проектор, экран, геометрический материал.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Цель: содействовать установлению рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. | - Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу. -Вы, готовы к уроку? -Ребята, вы любите гостей? - Сегодня на урок к нам пришли в гости не только взрослые, но и мультипликационный герой. А какой, вы сейчас сами увидите. (Слайд) - Правильно, это Незнайка.
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа. | Принимают участие в беседе. - Я тетрадочку открою И с наклоном положу, Я от вас, друзья, не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не нагнусь, За работу я возьмусь. | Регулятивные: - организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной работы с математическим материалом; |
Цель: актуализировать знания детей по теме «Умножение. Компоненты умножения». | - Незнайка интересуется разными вопросами и любит узнавать всё новое. Вот у него для нас задание, с которым он не может справиться. Поможем ему? (Слайд ) а) - Сравните. 8+8+8+8 8 ∙ 2 4 ∙ 5 4+4+4+4 10 +10+10 5 ∙ 4 6 ∙ 2 + 6 6 ∙ 3 - В каких примерах мы можем заменить сложение, умножением? Б)- Незнайка, не может расшифровать слово, которое мы сегодня неоднократно будем говорить на уроке. Поможем ему? (Слайд) Попробуйте из букв составить слово. М У Н Ж О Н Е И Е - Что получилось? - Как называются числа при умножении? в)– Посмотрим, над чем задумался Незнайка? (Слайд) 3+3+3+3+3= 5+5+5+5= 9+9= 2+2+2+2+2+2+2= - Как можно их назвать? - Можно ли заменить действие сложение умножением, как мы сделали в первом задании? - Почему? - Замените умножением. - Что показывает первый множитель? - Что показывает второй множитель? | Устно решают примеры. Отвечают на поставленный вопрос. -Умножение -Множители. -Суммы -Можно - Потому что все слагаемые одинаковые - Какое слагаемое берём - Сколько раз берём это слагаемое | Коммуникативные: - комментировать ход вычислений; - записывать, читать число, числовое выражение; Познавательные: - сравнивать группы объектов (чисел, величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному основанию; |
Цели: - организовать постановку цели урока; | - Посмотрите на следующие выражения. Что нам предложил сделать Незнайка? Кто догадался? 2 + 5…5 + 2 2 ∙ 5…5 ∙ 2 7 + 4…4 + 7 3 ∙ 4… 4 ∙ 3 - Рассмотрим 1 столбик. Можно ли сравнить, не вычисляя значение выражения? - Каким свойством мы воспользовались? - Рассмотрим второй столбик. - Чем отличаются выражения во втором столбике? - Можем ли мы, не считая, сравнить произведения левой и правой части? Почему? - Изменится ли произведение если множители поменять местами? -Правильно, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? | -Сравнить Отвечают на поставленные вопросы. - Переместительным свойством сложения -Во втором столбике умножение, а в первом сложение. - Да. Потому что в примерах переставили множители. -Нет. -Переместительное свойство умножения. | Познавательные: - сравнивать группы объектов (чисел, величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному основанию; - вести поиск различных решений задачи (расчётной, с геометрическим содержанием); |
| - А сейчас, Незнайка приглашает Вас на музыкальную разминку. | Повторяют движения. | |
Цель: -обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала: - существенных признаков, понятий, знаков, теорий и др.; - правил и построенных на их основе алгоритмов. | - Откройте учебник на странице 84, прочитаем задание №2. К доске приглашаются 3 ученика, каждый решает по одному столбику и делает вывод. Остальные учащиеся выполняют работу в тетрадях. -Какой вывод мы можем сделать? - А теперь, давайте сравним вывод учеников, которые работали около доски с правилом, которое есть в учебнике на странице 84. | Читают задание. Решают примеры Ответы детей. Чтение правила из учебника. | Коммуникативные: - комментировать ход вычислений; - записывать, читать число, числовое выражение; |
Цель: - Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях учащимися. - Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях. - Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу ( обобщению). | - Номер 4 выполняем самостоятельно, учитывая правило, которое мы сегодня узнали. - Сейчас, вы поменяетесь тетрадями с соседом по парте и выполните взаимопроверку. Ответы к этому заданию представлены на доске. (Слайд) - Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки. -Молодцы. | Выполняют работу самостоятельно. Выполняют взаимопроверку. | Совместная деятельность: - принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленных учителем или самостоятельно; - участвовать в парной и групповой работе с математическим материалом: обсуждать цель деятельности, ход работы, комментировать свои действия, выслушивать мнения других участников, готовить презентацию (устное выступление) решения или ответа; |
| - Посмотрите на доску и повторяйте движения, которые там представлены. | Выполняют гимнастику для глаз. | |
Цель: - Установить правильность и осознанность изученного материала. - Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся. - Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала. | - Незнайка подготовил вам задания. Вы работаете по группам. 1 группа – это первый ряд, 2 группа – это второй ряд, 3 группа – третий ряд. - Возьмите карточки с края стола. Внимательно прочитайте задание, у каждого ряда своя задача. Вам необходимо решить задачи, помните, что необходимо пояснить каждое действие. Задача для 1 ряда. У Незнайки было 4 рулона обоев по 5 метров, а у Знайки 5 рулонов по 4 метра. Сколько метров обоев было у Незнайки? Сколько метров обоев было у Знайки. Сравни полученные выражения, сравни их значения. Задача для 2 ряда. У Знайки было 3 коробки с карандашами по 4 карандаша в каждой, а у Незнайки 4 коробки карандашей по 3 карандаша в каждой. Сколько карандашей было у Знайки? Сколько карандашей было у Незнайки. Сравни полученные выражения, сравни их значения. Задача для 3 ряда. У Незнайки было 3 тарелки по 2 яблока в каждой, а у Знайки 2 тарелки по 3 яблока в каждой. Сколько яблок было у Незнайки? Сколько яблок было у Знайки. Сравни полученные выражения, сравни их значения. - Давайте проверим у кого что получилось. (Спрашиваю ученика с первого ряда). Прочитайте свою задачу и ее решение. - Что вы заметили? Дальше спрашиваю второй ряд. -Прочитайте свою задачу и свое решение. - А что заметили вы? Дальше спрашиваю третий ряд. - -Прочитайте свою задачу и свое решение. - А что заметили вы? -Вы все справились с решением этих задач. Какое свойство умножения вы здесь использовали? | Выполняют задание на карточках. Ученик читает задачу и ее решение. -Множители поменялись местами, ответы одинаковые. Ученик читает задачу и ее решение. - Тоже, что и первый ряд. Множители поменялись местами, ответы одинаковые. Отвечает ученик 3 ряда. - Переместительное | Совместная деятельность: - принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленных учителем или самостоятельно; - участвовать в парной и групповой работе с математическим материалом: обсуждать цель деятельности, ход работы, комментировать свои действия, выслушивать мнения других участников, готовить презентацию (устное выступление) решения или ответа; |
Цели: - самооценка результатов деятельности. | - Давайте узнаем, как вы оцениваете свою работу на уроке. Поднимите большой палец вверх если вы довольны своей работой, выполнили все задания правильно и поняли тему урока. Если вы считаете, что справились не со всеми заданиями и пока у вас возникают трудности, то большой палец должен быть направлен в бок. Если же вы не поняли тему совсем и не справились ни с одним заданием, то опустите большой пальчик вниз. - Спасибо за оценку своей работы на уроке. | Учащиеся оценивают свою работу. | Совместная деятельность: |
Цель: - Подвести итог проделанной работе на уроке. | - Пришло время подвести итог урока. - Назовите тему нашего урока? - Что нового узнали на уроке? - Для чего нам надо знать правило о перестановке множителей? - Какое задание вам понравилось? - А как вы думаете, помогли мы сегодня Незнайке узнать о переместительном свойстве умножения? -Домашнее задание, находится на платформе УЧИ.РУ. Пароли и логины у вас есть. Задание уже находится в вашем личном кабинете. Результаты выполненных работ я увижу в своем личном кабинете и озвучу на следующем уроке. -Спасибо за активную работу на уроке. | -Переместительное свойство умножения. -Что от перестановки множителей произведение не меняется. -Чтобы решать задачи и примеры на переместительное свойство умножения. -Да. | Совместная деятельность: |