Методическая разработка
Технологии работы концертмейстера
в системе дополнительного образования.
Беликовой Ольги Сергеевны
Аннотация
Работа посвящена вопросам инновационной деятельности концертмейстера дополнительного образования. Определена разновидность инновационных процессов. Показано, что применение инновационных технологий концертмейстером напрямую влияет на эффективность образовательного процесса, на музыкальное развитие учащихся и уровень образовательного учреждения в целом.
Содержание
1. Аннотация
2. Введение
3. Особенности инновационной работы концертмейстера в вокальном
классе__________________________________________________5
3.1. Работа концертмейстера с педагогом и учеником (на уроке)__8
3.2. Работа концертмейстера с учеником______________________9
3.3. Работа концертмейстера с педагогом_____________________13
3.4. Самостоятельная работа концертмейстера________________14
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложение
Введение
Актуальность темы.
В современном обществе большое внимание уделяется инновациям. Без внедрения инноваций не развивается ни одна наука, в том числе и музыкальная педагогика. Одной из задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, представление им возможностей проявление творческих способностей. Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени. Одной из причин, почему учреждению необходимо обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере образования. Сегодня коллективы образовательного учреждения обязаны самостоятельно заботиться о сохранении конкурентоспособности, отслеживать и прогнозировать ситуацию на образовательном рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических достижений и др. и, соответственно, быть чуть впереди.
Обновление процесса обучения в дополнительном образовании возможно через совершенствования педагогических технологий, поэтому концертмейстерами необходимо внедрять в практику инновационные технологии.
Особенности инновационной работы концертмейстера
в вокальном классе
Первым шагом на пути внедрения инноваций должно стать формирование инновационного климата в коллективе, который будет способствовать обсуждению, применению и отбору лучших методов построения учебного процесса на примере работы коллег.
Следующим этапом должно стать внесение изменений в систему воспитательной работы, а также учебно-методическое обеспечение учебного процесса, учебного плана и программы.
Эти преобразования повлекут за собой изменение в системе контроля и оценки уровня образования. В конечном итоге это приведет к качественным преобразованиям в деятельности педагогов и учеников.
Одной из составляющих готовности педагогов и концертмейстеров к инновационной деятельности является понимание ими определений «инновация», «инновационная деятельность» или «педагогическая инновация».
Синонимоминновации является понятие «новшество» и в широком смысле означает разработку и внедрение новшеств в различных областях деятельности человека. В области педагогики это означает внедрение передовых методов и форм обучения и воспитания. В.А. Сластенина пишет, что инновация - это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и учащегося [8]. В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Современный словарь по педагогике трактует термин педагогическая инновация как нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [9].
Инновационная деятельность в образовательной сфере связана с большой ответственностью, поскольку тут важную роль играет человеческий фактор. Инновации в образовании должны уважать индивидуальные способности учащихся. Должна доминировать модель отношений «человек к человеку», а не устаревшая «учитель – ученик». Поэтому, целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося.
Рассмотрим инновационную деятельность вокально-хоровой студии «На Фонтанке» г. Санкт-Петербурга на примере работы концертмейстера с солистами-вокалистами.
Инновационная деятельность концертмейстера должна быть направлена на разработку, апробацию и внедрение в практику современных педагогических технологий, направленных на качественное изменение личности обучающегося.
Концертмейстерами вокально-хоровой студии «На Фонтанке» внедряются в практику инновационные технологии такие как:
Методико-ориентированные педагогические технологии. В рамках этой технологии реализуетсяличностно-ориентированный подход. Для достижения личностного роста учащихся используется стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки при выборе методов и средств работы;
Информационно-коммуникативные технологии. Использование специальных компьютерных программ для создания и редактирования нотных партитур.
Работу концертмейстера можно разделить на 4 основных компонента:
Работа концертмейстера с педагогом и учеником (на уроке)
Работа концертмейстера с учеником
Работа концертмейстера с педагогом
Самостоятельная работа концертмейстера
Каждый из компонентов включает в себя перечисленные выше инновационные технологии.
Работа концертмейстера с педагогом и учеником (на уроке)
Педагог выполняет активную функцию, ведёт урок, концертмейстер вникает в творческий замысел коллеги, параллельно осваивает текст, отмечая важнейшие опорные точки композиции. Одна из важнейших составляющих начального этапа освоения произведения для концертмейстера – помочь вокалисту разучить его партию. Поэтому вначале пианисту придётся совмещать исполнение партии солиста с собственно партией аккомпанемента. Необходимо с первых занятий создавать атмосферу взаимного доверия с учащимся.
На репетиции к концерту задача концертмейстера совместно с педагогом – отстроить звуковой баланс в том помещении, где состоится мероприятие.
Педагог и концертмейстер должны грамотно выстраивать цель каждого урока, в зависимости от возраста учащегося, степени его одаренности, накопленного опыта. Необходимо ставить заведомо выполнимые задачи, развивая учащегося планомерно, тем самым программируя на успех.
Работа концертмейстера с учеником
Когда концертмейстеру по ряду причин приходится оставаться с учащимся или ансамблем один на один, работа пианиста отнюдь не должна сводиться к многократному повторению произведения. Концертмейстер берёт на себя активную, педагогическую, роль в подобной ситуации. Вместе с учащимися проучивает текст, трудные места, находит общие точки соприкосновения, выстраивает агогику, отождествляет штрихи, выверяет темпы (на более поздних этапах работы). Если это разбор, помогает выучить партию, делая акцент на ритмическую чёткость.
В работе концертмейстеру также следует учитывать возраст и разноуровневую подготовку вокалистов. С учащимися младшего возраста прослушиваем, стучим ритм, пропеваем голосом. С ребятами постарше, которые уже накопили достаточный слуховой опыт, можно поработать над стилистикой и созданием художественного образа. Будет полезным рассказать вокалисту об эпохе и истории создания данного произведения, дать обзорное представление о композиторе.
Основной художественной целью концертмейстера-педагога и солиста-вокалиста является достижение ансамблевого единства в процессе исполнения вокального произведения.
Это положение определяет логику организации процесса работы концертмейстера и солиста-вокалиста. Прежде всего, необходимо определить, что мы вкладываем в понятие «ансамблевое единство».
Единство обозначает не столько одновременное исполнение, сколько глубокое проникновение во внутренний мир каждого участника педагогического процесса, поиск общего смысла и понимания того, что должно получиться. Ансамблевое единство может существовать и реализовываться только в ситуации сотрудничества, в обоюдной договоренности и общем понимании может появиться истинное единство в совместном исполнении концертмейстера и солиста-вокалиста.
Безоценочное восприятие личности партнера.
Это подразумевает априорное доверие к намерениям партнера. По сути дела, в данном случае речь идет о принятии другого в качестве некоторой безусловной ценности. Принятие другого нерасторжимо связано с доверием, готовностью самому раскрыться навстречу другому, стать для него некоторым «объектом переживания», «моментом личного опыта».
Восприятие партнера как равного.
Партнер имеет право на собственное мнение и собственное решение. На первый взгляд это положение делает невозможным применение диалогического метода в воспитании, ведь учитель и ученик, воспитатель и воспитанник не могут быть равны, они занимают различные социальные позиции, у них разная ответственность за происходящее. Правда, не стоит понимать равенство партнеров примитивно, как их фактическое равенство. Человек самой возвышенной души и человек нравственно падший равны друг другу в своей истинной человеческой сути. Только у одного из них эта суть раскрытая, развившаяся, у другого — еще дремлющая, но живая. Если учитель пытается проникнуть в душу своего воспитанника сквозь шелуху и наносное, он стоит с ним на равной позиции.
Проблемный, дискуссионный характер общения.
Разговор в диалоге идет на уровне точек зрения и позиций, а не на уровне аксиом и вечных истин. Диалог разрушается там, где партнер переходит на язык догм, где нет места спорам, уточнению точки зрения, возможности не согласиться.
Персонифицированный характер общения.
Разговор всегда идет от своего имени: «Я считаю», «Я думаю» и т.д. Сравните: «Всем известно», «Давно установлено», «Не вызывает сомнений». Подобные безличные, обобщенные обороты выполняют защитную функцию: от имени «прогрессивного человечества» говорить легче, чем от своего собственного. Возможно и так, но диалог это разрушает.
Понимание и готовность помочь.
Гуманистическое общение позволяет достичь большой глубины взаимопонимания между партнерами, создает условия для их самораскрытия и взаимного обогащения.
Собственный концертмейстерский опыт позволяет выделить ряд условий способствующих успешной реализации ансамблевого единства с солистом-вокалистом в педагогическом процессе.
Необходимо:
Снять психологический барьер, дать учащемуся возможность почувствовать свою защищенность.
Дать возможность высказаться каждому ученику.
Обсудить правила общения (быть откровенным, говорить по очереди, не перебивать, не высмеивать других и т.д.).
Оставлять достаточно времени в конце урока, чтобы обсудить проделанную работу и отметить наиболее содержательные высказывания.
В конце урока, занятия поблагодарить и похвалить учащихся за их работу.
Давать возможность учащимся высказываться до конца.
Быть искренним и принимать учащихся такими, какие они есть.
Поддерживать стремление солистов расширить свое информационное поле.
Научить учащихся взаимодействовать таким образом, чтобы они умели ценить мнение других и при необходимости корректировать свою точку зрения.
Создавать ситуации успеха для каждого ученика.
Нельзя:
Разрешать ученикам отнимать время у педагога рассказами, не относящимися к уроку.
Насильно заставлять детей включаться в работу, если они не готовы к этому.
Подчеркивать информационное превосходство учителя или отдельных учеников.
Таким образом, представленные психолого-педагогические условия достижения ансамблевого единства концертмейстера и солиста-вокалиста позволяют организовать целостный педагогический процесс в рамках учреждения дополнительного образования.
Работа концертмейстера с педагогом
Совместная работа педагога и концертмейстера включает в себя:
Методическую работу – совместное создание рабочих, экспериментальных программ, планирование открытых уроков;
Инновационную деятельность – поиски нового, актуального репертуара, в том числе издаваемого современными композиторами, создание интересных, ярких переложений и, как следствие, ярких концертных номеров.
При подборе и адаптации музыкального материала необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Следовательно, критериями отбора репертуара для учащегося-вокалиста становятся его индивидуально-личностные характеристики, интересы, музыкальные данные, диапазон его голоса, артистичность, а также задачи, которые педагог ставит перед учеником. В этот период концертмейстер исполняет большое количество музыкальных произведений различной сложности, так что необходимо хорошо читать с листа и виртуозно владеть инструментом.
Обсуждение и планирование концертной деятельности учащихся. Совместное чтение с листа найденных композиций.
Совместную концертную деятельность, участие в профессиональных конкурсах. Это обоюдно обогащает музыкантов, повышает их исполнительский и общекультурный уровень, учит взаимному доверию и создаёт заражающую творческую атмосферу в процессе занятий с детьми.
Самостоятельная работа концертмейстера
Концертмейстер должен постоянно совершенствовать свой исполнительский уровень. Совершенствование профессионализма концертмейстера как проявление инновационной направленности включает в себя:
Разработку музыкальных композиций. Создание собственных аранжировок, переложений формирует интерес учащихся к музицированию, концертной деятельности, а концертмейстера стимулирует к неустанной творческой работе и желанию анализировать свою деятельность.
Одна из популярных компьютерных систем — программа «Sibelius», которая позволяет прослушивать музыкальные произведения, подбирать или гармонизировать мелодию, упрощать музыкальное сопровождение, транспонировать произведение, таким образом, расширяет возможности в аккомпанировании. Также можно использовать мультимедийные программы музыкальных проигрывателей Aimp, Winamp, J.River Media Center.
Очевидно, что использование информационных технологий в деятельности концертмейстера предоставляют возможности для совершенствования содержания, методов, организационных форм, технологий, средств подготовки учащихся к концертным выступлениям, расширению доступа к информации и являются одним из показателей профессиональной компетентности концертмейстера.
Формирование комплекса умений, необходимых для достижения ансамблевого единства с вокалистом:
изучение литературы, связанной со спецификой вокального исполнения; умение своевременно подготовить взятие дыхания и цезуру певца.
Первоочередная задача концертмейстера-педагога заключается в безошибочном ощущении индивидуальных возможностей дыхания вокалиста, определяющих степень продолжительности певческого звука. Как известно, запас дыхания у певца зависит от его физического и психологического состояния и потому не может быть постоянно одинаковым. К тому же, различные по характеру произведения требуют соответственно разнообразных приёмов дыхания. К примеру, в песнях Ф. Шуберта дыхание расходуется в меньшей степени, чем в романсах П.И. Чайковского или С.В. Рахманинова.
Помимо дыхания как физического процесса существует ещё и художественно-певческое дыхание, учитывающее особенности фразировки и логику поэтического текста. Являясь средством воплощения художественно-образного содержания музыки, оно не подчиняется закономерностям физического дыхания.
изучение приёмов и способов, обеспечивающих подготовку и ритмически-пропорциональную поддержку пианистом агогических отклонений вокалиста, его цезур.
После предварительного изучения вокальной партии концертмейстер должен проинтонировать её со словами, придерживаясь содержащихся в нотном тексте указаний вокалисту. Детальное изучение литературного текста оказывает концертмейстеру реальную помощь в безошибочном предвосхищении мельчайших агогических отклонений, художественно-смысловая логика которых напрямую зависит от особенностей поэтического текста. Знание закономерностей агогических отклонений обеспечит концертмейстеру-педагогу достижение ритмической гибкости, что является основной предпосылкой ансамблевого единства.
Совершенствование профессионального мастерства
Самоанализ, слуховой контроль, запись собственных выступлений на аудио и видеоносители, чтение специальной литературы, знакомство с опытом коллег – лично и при помощи Интернет-ресурсов, обобщение и распространение собственного опыта. Посещение концертов, слушание музыки в исполнении различных инструментов, вокала. Хорошо воспитывает музыкальное ухо слушание симфонического оркестра.
Следовательно, знание концертмейстером музыкального текста и особенностей исполнения вокальной партии будет содействовать более эффективному овладению приёмами и способами аккомпанемента и одновременно целостному восприятию «трёхстрочного» музыкального материала вокального произведения.
Заключение
Таким образом, представленные инновационные технологии, используемые в работе концертмейстера, позволяют организовать целостный педагогический процесс в рамках учреждения дополнительного образования.
В этом же контексте, важно отметить успешное применение инновационных технологий в сотрудничестве концертмейстера и солиста-вокалиста в условиях государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга». Подтверждением данного факта служат достижения, в первую очередь, самих учащихся, с которыми мы работаем. За год внедрения инновационных технологий 3 учащихся стали лауреатами международных конкурсов, Образцовый коллектив вокально-хоровой студии «На Фонтанке» и детский ансамбль вокально-хоровой студии «На Фонтанке» стали лауреатами международного и всероссийского конкурса; 4 учащихся стали лауреатами регионального конкурса, 3 учащихся стали дипломантами. Как видно из приведенных результатов мы участвуем в конкурсах различного уровня, что позволяет каждому учащемуся проявить себя в соответствие со своими возможностями и способностями. Наблюдается динамика в количестве конкурсов, фестивалей, в которых мы участвуем. В той же положительной динамике находится число детей, имеющих те или иные награды за участие в них.
Хочется подчеркнуть, что сегодня понимание истинной роли и места концертмейстера постепенно пробивается в жизнь. Так, стало доброй традицией на исполнительских конкурсах всех уровней награждать лучших концертмейстеров дипломами. В музыкально-педагогической практике утверждается положение о том, что деятельность концертмейстера напрямую влияет на эффективность образовательного процесса, на музыкальное развитие учащихся-солистов, на уровень совместных концертных выступлений.
Основным ресурсом для реальной апробации и воспроизведения данного инновационного опыта, является осмысление концертмейстером своей деятельности.
Реализация данной инновационной деятельности осуществляется в рамках образовательного процесса учреждения дополнительного образования. Здесь нет и не может быть четко отведенных временных рамок и ограничений. Невозможно сегодня достигать профессионального мастерства (или стремиться к нему), а завтра – нет.
Таким образом, ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение концертмейстера в инновационную деятельность, которая во всех отношениях является эффективным инструментом повышения конкурентноспособности организации и доминирующим качеством учреждения.
Список литературы
Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8, 2010, с. 16 – 21.
Григорьев А.Ф. Формирование концертмейстерского мастерства учителя музыки в системе непрерывного педагогического образования. / Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Краснодар: Ставропольский государственный педагогический институт, 2004
Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 352с.
Кленова Н.М. В концертмейстерском классе (из опыта практической работы) // Концертмейстерский класс и камерный ансамбль в контексте специальных дисциплин: сборник докладов научно-практической конференции. — Курск, 2001, с.37–41.
Курманова Э.А. Инновационная стратегия развития колледжа. Среднее профессиональное образование, № 3, 2011, с. 28 – 30.
Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология // Фундаментальные исследования. – 2009. - № 1
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 – 256 с.
Сластенин В.А.Учебник по педагогике //Педагогика, М. Школа-Пресс, 2000.
Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.
Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.
19