Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Тренировочные задания при изучении раздела "Синтаксис" в 5-8 классах

Тренировочные задания при изучении раздела "Синтаксис" в 5-8 классах

Данный материал поможет при подготовке к ВПР. Задания подобраны с учетом возраста обучающихся. Все упражнения нацелены на закрепление пройденного материала. Также в разработке есть правила-напоминания.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Каморникова Ю.В.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шахтерский УВК с. Степановка»

Система работы при подготовке к ВПР по разделу «Синтаксис»

Выполнение заданий представляет обучающимся возможность совершенствовать навыкииумения,

полученныевходеизученияматериалапорусскомуязыкузакурс5класса,объективнооценивать

уровеньсвоейподготовки.

ПОВТОРИ И ЗАПОМНИ!

  1. Знакипрепинаниявпредложенияхсоднороднымичленами.

Запятаяставитсямеждуоднороднымичленами,

1.Еслионисоединенытолькоинтонациейперечисления(бессоюзнаясвязь):

Мамакупилаяблоки,груши,сливы.

,,

2.Если онисоединеныпротивительнымисоюзамиа,но,да(=но),зато,однако(запятая

ставитсяпередсоюзом!)

Мамакупиланеяблоки,агруши.

, А

Мамакупилаяблоки,нонамнеотдала.

, НО

Мамакупилаяблоки,данамнеотдала.

,ДА

3.Еслионисоединеныповторяющимисясоюзамиии,илиили,тото,ни-ни,либо

либо,нетонето(запятаяставится послекаждого однородногочленапредложения!)

Мамакупилаияблоки,игруши,исливы.

И, И, И

Мамакупилаяблоки,игруши,и сливы.

, И, И

4.Еслионисоединеныдвойнымисоюзаминетольконои,кактаки,нестолько

сколько(запятаяставитсяпередвторойчастьюдвойногосоюза!).

Мамакупиланетолькояблоки,нои груши.

НЕТОЛЬКО, НО И

ЗапятаяНЕставитсямеждуоднороднымичленами,

Еслионисоединеныодиночными,(неповторяющимися)соединительнымиили

разделительнымисоюзамии,да(=и),или,либо.

МамакупитяблокиИгруши.

И

МамакупитяблокиИЛИ груши.

ИЛИ

МамакупитяблокиЛИБОгруши.

ЛИБО

ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Запятая ставится перед союзом да и, обозначающим добавление к

сказанному раньше.Он хорошо рисовал,да ичертилнеплохо.

  1. Запятая не ставится во фразеологических оборотах: ни то ни сё, и так и сяк, ни рыбанимясо, ни

свет низаря и т. п.

Обобщающиесловаприоднородныхчленахпредложения.Знакипрепинания.

Схема.

Примеры.

:,,,,

Мамакупилафрукты:яблоки,груши,сливы.

,,--

Яблоки,груши,сливыразныефруктыкупиламама.

:,,-

Разныефрукты:яблоки,груши,сливы купиламама.

ПРАКТИЧЕСКАЯРАБОТА

1. Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. Спишите его,расставляя пропущенные знаки препинания и составляя схемы предложений с однороднымичленами.

Быстропр летело лето.Исчезлицв ты. Скаждым днем все меньше именьше становится надрев_ях листев. Трва клонит_ся к змле и как будто просит снега. Пришла оснь. Трепетнаяосинка стоит вся красная бгроваязлтистая. Только озимь переливается зеленым бархатом. Новетерсрывает иэтоубранство.

  1. Какогостиляполучилсятекст?

  1. Объяснитезначениесловтрепетная,убранство.

Shape8

  1. Укажитенераспространенныепредложения.

2.Спишите,исправляяпунктуационныеошибки.Подчеркнитеоднородныечлены

предложенияисоставьтесхемыпредложений.

1. Каждая пчелка ношу несет в соты, спускает по капельке мед. 2. Теплый дождь ворвался влес, долго топал, по тропинке в частый ельничек пролез прошумел в густой осинке. 3. Зацветут,зазеленеют, оживут леса и рощи. 4. Крупный дождь в лесу зеленном прошумел, по стройным кленам,полеснымцветам.

3.Постарайтесьнайтивэтихпредложенияходнородныечлены,подчеркниих.Составьсхемы.

  1. Старыйдубчастонавещалисиницы,поползниипищухи.

  2. Скачутвветвях дубанарядныесойкиилакомятсяжелудями.

  3. Густаякронаукрываетптиц,жуков,бабочек,осипаучков.

2.Запятаяивосклицательныйзнакпри обращении.

    1. Обращение– это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются сречью.

    2. Обращение имеет форму именительного падежаи произносится с особой звательнойинтонацией:сначалатонповышается, затемпонижается.

Например:«Что,царевич,тыневесел?»

    1. Приобращениимогутбытьзависимыеслова.Такоеобращениеназываетсяраспространённым.Обращениебеззависимыхслов–нераспространённое.

Бабушка,приезжайкнамвгости.(Нераспространённоеобращение).

Дорогаябабушка,приезжайкнамвгости.(Распространённоеобращение).

    1. Обращениеможетстоятьвначале,всерединеивконцепредложения.

Знакипрепинанияприобращении.

  1. Еслиобращениестоитвначалепредложения,тооноотделяетсязапятой.

Бабушка,приезжайкнамвгости.[O,].

  1. Если обращение стоит в середине предложения, то оно выделяется с обеих сторонзапятыми.

Приезжай,бабушка,кнамвгости. [,O,].

  1. Если обращение стоит в конце предложения, то оно отделяется запятой.Приезжайкнамвгости,бабушка. [,O].

  2. Если обращение находится перед предложением и произносится с особым чувством, топосле него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается спрописнойбуквы.

Бабушка!Приезжайкнамвгости. [O!].

ПРАКТИЧЕСКАЯРАБОТА

  1. Выпишитетепредложения,вкоторыхестьобращения.

1)Березыбелоствольныераститевеселей.2)Шумитземляпривольнаяветвямитополей.3)Пустьспокойновнашейшколеспитдоосенизвонок. 4)Здравствуйсолнцездравствуйлес.

  1. Перестройтепредложениятак,чтобыподлежащиесталиобращениями.

  1. Ветерспоетнампродикиегоры.

  1. Мойдругнастойчиводобиваетсяцели.

  1. Бабушкарассказываетсказкунаночь.

  1. Ребятапошлинаречку._

3.Запятаявсложныхпредложениях.

Простое предложение состоит из одной части, а сложное - из двух или более частей. В каждойчасти сложного предложения есть грамматическая основа. Предложения, в которых две илинесколькограмматическихоснов, называютсясложными.

Сложныепредложениябезсоюзовисоюзныхсловназываютсябессоюзными.

1)Бессоюзные сложные предложения (БСП) – это такие сложные предложения, в которых частисоединенытолько смысломиинтонацией, асоюзынеиспользуются.

Насхемекаждая частьзаключенавквадратныескобки.

12

Летомдомасидеть– зимойхлебанеиметь.

Shape28 [1]-[2].

  1. Сложносочинённые предложения (ССП) – это такие предложения, в которых простыепредложениямогутбытьравноправнымипосмыслуисвязыватьсясочинительнымисоюзамииинтонацией.

  2. ЧастиССПсвязываютсоюзыи,а,но,идругие.

  3. Насхемекаждаячастьзаключенавквадратныескобки,союззаписываетсямеждускобками.

  4. ОбычномеждучастямиССПставитсязапятая.

1с.2

Солнцамне невиденсвет,идлякорнеймоихпросторанет.

Shape31 [1], и [2].

Сложноподчинённыепредложения(СПП)–этотакиепредложения,вкоторыхпростыепредложения объединены на основе подчинительной связи с помощью подчинительных союзов, атакжеинтонации.

  1. Сложноподчинённыепредложениясостоятизглавногоипридаточногопредложений.

2)Части СПП связывают союзы что, чтобы, потому что, еслии др. и союзные слова где, когда,которыйидр.

На схеме главная часть заключена в квадратные скобки, а придаточная – в круглые скобки, при этомсоюзилисоюзноесловонаходится внутрикруглыхскобок.

ОбычномеждучастямиСППставитсязапятая.

12

Счастьедаётсятем,ктомноготрудится.

Shape34 [1 ],(2кто ).

ПРАКТИЧЕСКАЯРАБОТА

1.Выделитезелёнымцветомсложноепредложение.

  1. Иглысосенгулкоиколкоустилаютнизкиепни.

  1. Налетелветер,изатрепеталалистьямиосинка.

  1. Лёгкийосеннийснежоклёгнадетскуюплощадку.

  1. Жёлтымилистьямиосеньщедровыстлаладороги,парки,скверы.

2. Прочитайпредложения. Спиши их в тетрадь, вставь пропущенные буквы, устно подберипроверочныеслова. Вкаждомпредложенииподчеркниграмматическуюоснову.

1. Солнце св..тило ярко и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. 3.Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались вводе и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Язаметил это, выт…щил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я пос…дилбобренкавмешок и поск…рееотнеск реке.

  1. Какиеэтопредложения?Составьтеихсхемы.

    1. Пришлаосень.

    2. Пришлаосеньипозолотилалистьянадеревьях.

    3. Пришлаосень,илеснаделзолотойнаряд.

    1. Выпишитецифру,обозначающуюзапятуюмеждучастямисложносочиненногопредложения.

Подулаосеньхолодом,(1)сорвалалистьясдеревьев,и(2)рассыпалисьлистьяподорожкамсада.

    1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненногопредложения.

Всюночьзимавязала(1),плелакружевные узоры(2),чтобыпринарядилисьдеревья.

4.Знакипрепинаниявпредложенияхспрямойречью.

Прямаяречь–точновоспроизведённаячужаяречь,переданнаяотлицатого,ктоеёпроизнёс,подумал,написал.

Л.Н.Толстойписал:«Всемынасветедругдругунужны».

СловаавтораПрямаяречь

А:«П».

Предложениеспрямойречьюсостоитиздвух частей:прямойречи(«Всемынасветедругдругунужны»)исловавтора,которыесопровождаютпрямуюречь(Л.Н.Толстойписал).Слова

автора часто содержат слова-сигналы: глаголы говорения (сказать, спросить, ответить и др.), глаголымыслительной деятельности (читать, слышать, думать и др.), существительные (слова, восклицание,вопрос,шёпот идр.).

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы.Послесловавтораперед прямойречью ставится двоеточие.

Послепрямойречипередсловамиавтораставитсяилизапятая,иливопросительныйзнак,иливосклицательныйзнак,апослелюбого из этихзнаков– тире.

Схема

Примеры

1)А:«П».

Л.Н.Толстойписал: «Всемынасветедругдругунужны».

2)А:«П?»

Л.Н.Толстой спрашивал:«Всемынасветедругдругунужны?»

3)А:«П!»

Л.Н.Толстойутверждал:«Всемынасветедругдругунужны!»

4)«П»,-а.

«Всемынасветедругдругунужны»,-писалЛ.Н.Толстой.

5)«П?»-а.

«Все мы насвете другдругунужны?»-спрашивалЛ.Н. Толстой.

6)«П!» -а.

«Все мынасветедругдругунужны!»-утверждалЛ.Н.Толстой.

Диалог–эторазговордвух илинесколькихлиц.

Слова каждого лица в диалоге называются репликой. Реплики пишутся с новой строки и сбольшой буквы. Перед репликой ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора,ставятсяте жезнаки препинания,что иприпрямой речи,но безкавычек.

Девочкаспросила:

  • Ктотебявыучилтакхорошоиграть надудке?

  • Иохимвыучил,-ответилПетрусь.

  • Оченьхорошо!Аотчеготытакойсердитый?

Даннаячастьдиалогасоответствуетсхеме:

  1. А: «П?»

  2. -П, -а.

  3. - П! П?

  4. - П?

ПРАКТИЧЕСКАЯРАБОТА

      1. Расставьтевпредложенияхзнакипрепинания,гденеобходимо,исправьтестрочну́юбуквуна прописную.

  1. Что,Иванушка,невесел,чтоголовушкуповесилспрашиваетквакушка

  2. ИподумалИван-царевич зряялягушачьюкожусжёг!

  3. Приплылак немурыбкаспросила Чеготебенадобно,старче

  4. Спасибозадоброту, Емелюшка поблагодарилащука

    1. Переделайте предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью, запишитеих.

Мывстретиливлесустаричкаипопросилиегопоказатьнамдорогу. Дедушкасказал,чтобымы шли за ним, а он покажет, где надо будет свернуть. Нам ничего не оставалось делать, какпоблагодарить егои воспользоваться егосоветом.

    1. Попредложеннымнадоскесхемамсоставьпредложения.

1.«П?» а.2.А:«П!»3. «П»,а.

Shape60
Shape61
Shape62
Shape63

    1. Составь и запиши диалог. Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться. Преждевсего, надо поздороваться и вежливо позвать к телефону того, кто вам нужен, ис ним тожепоздороваться. Товарищу можно сказать «Привет», взрослому - «Здравствуйте». Обращаясь ккому-нибудь с просьбой, вспомни слова: пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо. Поокончанииразговоранезабудьпопрощаться.

Shape64
Shape65
Shape66
Shape67
Shape68
Shape69
Shape70
Shape71
Shape72
Shape73
Shape74

СИНТАКСИЧЕСКИЙРАЗБОР

Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.

ПОВТОРИ!

ПредложениеПОЦЕЛИВЫСКАЗЫВАНИЯбывает:

  1. повествовательное(содержитсообщение)

  2. вопросительное(содержитвопрос)

  3. побудительное(содержитпросьбу,приказ,совет,мольбу)

ПредложениеПОИНТОНАЦИИбывает:

  1. невосклицательное

  2. восклицательное(произноситсясособымичувствами,эмоциями:восторгом,гневом,страхоми т.д.)

ПОКОЛИЧЕСТВУОСНОВпредложениебывает

простое– содержитоднуграмматическуюоснову

сложное–состоитиздвух или болеепростыхпредложений

ПОНАЛИЧИЮГЛАВНЫХЧЛЕНОВВОСНОВЕ:

двусоставное–такое,восновекоторогоестьобаглавныхчлена:иподлежащее,исказуемое

односоставное– такое, в основе которого только один главный член: или подлежащее, илисказуемое

ПОНАЛИЧИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХЧЛЕНОВпредложениябывают:

распространённые(кромеглавныхчленов,естьхотябыодинвторостепенныйчлен)

нераспространённые (нет ни одного второстепенного члена, только главные)ПредложениеможетбытьосложненоОБРАЩЕНИЕМ,ОДНОРОДНЫМИЧЛЕНАМИит.д.

Образецсинтаксическогоразбора:

Предл. Прил. Прил.Прил. Сущ..Гл. Прил. Сущ.


[ ~, ~, ~ = - ].

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое,осложненооднороднымиопределениями.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  1. Выполнить поэтапно синтаксический разбор предложений.

Предложения:

  1. На празднике дети весело и громко поют песни.

  2. Серенькая кошечка ласково оберегает своих котят.

  3. Порхают бабочки и летают осы.

  4. Ребята во дворе придумали новую интересную игру.

  5. И молва трезвонить стала, дочка царская пропала.

  6. Все жаловались на холод, и дождь стучал в окна.

  7. Мой брат великолепно танцует и поёт.

  8. Заря догорала, но я не хотел идти домой.

Этап 1: заполнить таблицу:

№ предл.

Число глаголов

Число грамматических основ

Схема грам. основ

Характеристика предл. (простое или сложное)

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

Этап 2: подсчитать, сколько всего в каждом предложении: (если какого-либо члена предложения нет, ставить - )

№ предл.

Подлежащее

Сказуемое

Определение

Дополнение

Обстоятельство

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

Этап 3: заполнить таблицу:

№ предл.

Простое или сложное?

Восклицательное или невосклицательное?

Повествовательное, побудительное или вопросительное?

Распространенное или нераспространённое?

Союзное или бессоюзное?

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

Этап 4: составь схемы 5, 7 и 8 предложений.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данный материал поможет при подготовке к ВПР. Задания подобраны с учетом возраста обучающихся. Все упражнения нацелены на закрепление пройденного материала. Также в разработке есть правила-напоминания.
0 ₽