Каморникова Ю.В.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Шахтерский УВК с. Степановка»
Система работы при подготовке к ВПР по разделу «Синтаксис»
Выполнение заданий представляет обучающимся возможность совершенствовать навыкииумения,
полученныевходеизученияматериалапорусскомуязыкузакурс5класса,объективнооценивать
уровеньсвоейподготовки.
ПОВТОРИ И ЗАПОМНИ!
Знакипрепинаниявпредложенияхсоднороднымичленами.
Запятаяставитсямеждуоднороднымичленами,
1.Еслионисоединенытолькоинтонациейперечисления(бессоюзнаясвязь): | |
Мамакупилаяблоки,груши,сливы. ,, | |
2.Если онисоединеныпротивительнымисоюзамиа,но,да(=но),зато,однако(запятая ставитсяпередсоюзом!) | |
Мамакупиланеяблоки,агруши. , А Мамакупилаяблоки,нонамнеотдала. , НО | Мамакупилаяблоки,данамнеотдала. ,ДА |
3.Еслионисоединеныповторяющимисясоюзамии–и,или–или,то–то,ни-ни,либо– либо,нето–нето(запятаяставится послекаждого однородногочленапредложения!) | |
Мамакупилаияблоки,игруши,исливы. И, И, И | Мамакупилаяблоки,игруши,и сливы. , И, И |
4.Еслионисоединеныдвойнымисоюзаминетолько–нои,как–таки,нестолько– сколько(запятаяставитсяпередвторойчастьюдвойногосоюза!). | |
Мамакупиланетолькояблоки,нои груши. НЕТОЛЬКО, НО И |
ЗапятаяНЕставитсямеждуоднороднымичленами,
Еслионисоединеныодиночными,(неповторяющимися)соединительнымиили разделительнымисоюзамии,да(=и),или,либо. | |
МамакупитяблокиИгруши. И МамакупитяблокиИЛИ груши. ИЛИ | МамакупитяблокиЛИБОгруши. ЛИБО |
ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Запятая ставится перед союзом да и, обозначающим добавление к
сказанному раньше.Он хорошо рисовал,да ичертилнеплохо.
Запятая не ставится во фразеологических оборотах: ни то ни сё, и так и сяк, ни рыбанимясо, ни
свет низаря и т. п.
Обобщающиесловаприоднородныхчленахпредложения.Знакипрепинания.
Схема. | Примеры. |
:,,,, | Мамакупилафрукты:яблоки,груши,сливы. |
,,-- | Яблоки,груши,сливы–разныефруктыкупиламама. |
:,,-… | Разныефрукты:яблоки,груши,сливы –купиламама. |
ПРАКТИЧЕСКАЯРАБОТА
1. Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. Спишите его,расставляя пропущенные знаки препинания и составляя схемы предложений с однороднымичленами.
Быстропр летело лето.Исчезлицв ты. Скаждым днем все меньше именьше становится надрев_ях листев. Трва клонит_ся к змле и как будто просит снега. Пришла оснь. Трепетнаяосинка стоит вся красная бгроваязлтистая. Только озимь переливается зеленым бархатом. Новетерсрывает иэтоубранство.
Какогостиляполучилсятекст?
Объяснитезначениесловтрепетная,убранство.
Укажитенераспространенныепредложения.
2.Спишите,исправляяпунктуационныеошибки.Подчеркнитеоднородныечлены
предложенияисоставьтесхемыпредложений.
1. Каждая пчелка ношу несет в соты, спускает по капельке мед. 2. Теплый дождь ворвался влес, долго топал, по тропинке в частый ельничек пролез прошумел в густой осинке. 3. Зацветут,зазеленеют, оживут леса и рощи. 4. Крупный дождь в лесу зеленном прошумел, по стройным кленам,полеснымцветам.
3.Постарайтесьнайтивэтихпредложенияходнородныечлены,подчеркниих.Составьсхемы.
Старыйдубчастонавещалисиницы,поползниипищухи.
Скачутвветвях дубанарядныесойкиилакомятсяжелудями.
Густаякронаукрываетптиц,жуков,бабочек,осипаучков.
2.Запятаяивосклицательныйзнакпри обращении.
Обращение– это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются сречью.
Обращение имеет форму именительного падежаи произносится с особой звательнойинтонацией:сначалатонповышается, затемпонижается.
Например:«Что,царевич,тыневесел?»
Приобращениимогутбытьзависимыеслова.Такоеобращениеназываетсяраспространённым.Обращениебеззависимыхслов–нераспространённое.
Бабушка,приезжайкнамвгости.(Нераспространённоеобращение).
Дорогаябабушка,приезжайкнамвгости.(Распространённоеобращение).
Обращениеможетстоятьвначале,всерединеивконцепредложения.
Знакипрепинанияприобращении.
Еслиобращениестоитвначалепредложения,тооноотделяетсязапятой.
Бабушка,приезжайкнамвгости.[O,].
Если обращение стоит в середине предложения, то оно выделяется с обеих сторонзапятыми.
Приезжай,бабушка,кнамвгости. [,O,].
Если обращение стоит в конце предложения, то оно отделяется запятой.Приезжайкнамвгости,бабушка. [,O].
Если обращение находится перед предложением и произносится с особым чувством, топосле него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается спрописнойбуквы.
Бабушка!Приезжайкнамвгости. [O!].
ПРАКТИЧЕСКАЯРАБОТА
Выпишитетепредложения,вкоторыхестьобращения.
1)Березыбелоствольныераститевеселей.2)Шумитземляпривольнаяветвямитополей.3)Пустьспокойновнашейшколеспитдоосенизвонок. 4)Здравствуйсолнцездравствуйлес.
Перестройтепредложениятак,чтобыподлежащиесталиобращениями.
Ветерспоетнампродикиегоры.
Мойдругнастойчиводобиваетсяцели.
Бабушкарассказываетсказкунаночь.
Ребятапошлинаречку._
3.Запятаявсложныхпредложениях.
Простое предложение состоит из одной части, а сложное - из двух или более частей. В каждойчасти сложного предложения есть грамматическая основа. Предложения, в которых две илинесколькограмматическихоснов, называютсясложными.
Сложныепредложениябезсоюзовисоюзныхсловназываютсябессоюзными.
1)Бессоюзные сложные предложения (БСП) – это такие сложные предложения, в которых частисоединенытолько смысломиинтонацией, асоюзынеиспользуются.
Насхемекаждая частьзаключенавквадратныескобки.
12
Летомдомасидеть– зимойхлебанеиметь.
[1]-[2].
Сложносочинённые предложения (ССП) – это такие предложения, в которых простыепредложениямогутбытьравноправнымипосмыслуисвязыватьсясочинительнымисоюзамииинтонацией.
ЧастиССПсвязываютсоюзыи,а,но,идругие.
Насхемекаждаячастьзаключенавквадратныескобки,союззаписываетсямеждускобками.
ОбычномеждучастямиССПставитсязапятая.
1с.2
Солнцамне невиденсвет,идлякорнеймоихпросторанет.
[1], и [2].
Сложноподчинённыепредложения(СПП)–этотакиепредложения,вкоторыхпростыепредложения объединены на основе подчинительной связи с помощью подчинительных союзов, атакжеинтонации.
Сложноподчинённыепредложениясостоятизглавногоипридаточногопредложений.
2)Части СПП связывают союзы что, чтобы, потому что, еслии др. и союзные слова где, когда,которыйидр.
На схеме главная часть заключена в квадратные скобки, а придаточная – в круглые скобки, при этомсоюзилисоюзноесловонаходится внутрикруглыхскобок.
ОбычномеждучастямиСППставитсязапятая.
12
Счастьедаётсятем,ктомноготрудится.
[1 ],(2кто ).
ПРАКТИЧЕСКАЯРАБОТА
1.Выделитезелёнымцветомсложноепредложение.
Иглысосенгулкоиколкоустилаютнизкиепни.
Налетелветер,изатрепеталалистьямиосинка.
Лёгкийосеннийснежоклёгнадетскуюплощадку.
Жёлтымилистьямиосеньщедровыстлаладороги,парки,скверы.
2. Прочитайпредложения. Спиши их в тетрадь, вставь пропущенные буквы, устно подберипроверочныеслова. Вкаждомпредложенииподчеркниграмматическуюоснову.
1. Солнце св..тило ярко и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. 3.Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались вводе и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Язаметил это, выт…щил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я пос…дилбобренкавмешок и поск…рееотнеск реке.
Какиеэтопредложения?Составьтеихсхемы.
Пришлаосень.
Пришлаосеньипозолотилалистьянадеревьях.
Пришлаосень,илеснаделзолотойнаряд.
Выпишитецифру,обозначающуюзапятуюмеждучастямисложносочиненногопредложения.
Подулаосеньхолодом,(1)сорвалалистьясдеревьев,и(2)рассыпалисьлистьяподорожкамсада.
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненногопредложения.
Всюночьзимавязала(1),плелакружевные узоры(2),чтобыпринарядилисьдеревья.
4.Знакипрепинаниявпредложенияхспрямойречью.
Прямаяречь–точновоспроизведённаячужаяречь,переданнаяотлицатого,ктоеёпроизнёс,подумал,написал.
Л.Н.Толстойписал:«Всемынасветедругдругунужны».
СловаавтораПрямаяречь
А:«П».
Предложениеспрямойречьюсостоитиздвух частей:прямойречи(«Всемынасветедругдругунужны»)исловавтора,которыесопровождаютпрямуюречь(Л.Н.Толстойписал).Слова
автора часто содержат слова-сигналы: глаголы говорения (сказать, спросить, ответить и др.), глаголымыслительной деятельности (читать, слышать, думать и др.), существительные (слова, восклицание,вопрос,шёпот идр.).
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы.Послесловавтораперед прямойречью ставится двоеточие.
Послепрямойречипередсловамиавтораставитсяилизапятая,иливопросительныйзнак,иливосклицательныйзнак,апослелюбого из этихзнаков– тире.
Схема | Примеры |
1)А:«П». | Л.Н.Толстойписал: «Всемынасветедругдругунужны». |
2)А:«П?» | Л.Н.Толстой спрашивал:«Всемынасветедругдругунужны?» |
3)А:«П!» | Л.Н.Толстойутверждал:«Всемынасветедругдругунужны!» |
4)«П»,-а. | «Всемынасветедругдругунужны»,-писалЛ.Н.Толстой. |
5)«П?»-а. | «Все мы насвете другдругунужны?»-спрашивалЛ.Н. Толстой. |
6)«П!» -а. | «Все мынасветедругдругунужны!»-утверждалЛ.Н.Толстой. |
Диалог–эторазговордвух илинесколькихлиц.
Слова каждого лица в диалоге называются репликой. Реплики пишутся с новой строки и сбольшой буквы. Перед репликой ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора,ставятсяте жезнаки препинания,что иприпрямой речи,но безкавычек.
Девочкаспросила:
Ктотебявыучилтакхорошоиграть надудке?
Иохимвыучил,-ответилПетрусь.
Оченьхорошо!Аотчеготытакойсердитый?
Даннаячастьдиалогасоответствуетсхеме:
А: «П?»
-П, -а.
- П! П?
- П?
ПРАКТИЧЕСКАЯРАБОТА
Расставьтевпредложенияхзнакипрепинания,гденеобходимо,исправьтестрочну́юбуквуна прописную.
Что,Иванушка,невесел,чтоголовушкуповесилспрашиваетквакушка
ИподумалИван-царевич зряялягушачьюкожусжёг!
Приплылак немурыбкаспросила Чеготебенадобно,старче
Спасибозадоброту, Емелюшка поблагодарилащука
Переделайте предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью, запишитеих.
Мывстретиливлесустаричкаипопросилиегопоказатьнамдорогу. Дедушкасказал,чтобымы шли за ним, а он покажет, где надо будет свернуть. Нам ничего не оставалось делать, какпоблагодарить егои воспользоваться егосоветом.
Попредложеннымнадоскесхемамсоставьпредложения.
1.«П?» а.2.А:«П!»3. «П»,а.
Составь и запиши диалог. Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться. Преждевсего, надо поздороваться и вежливо позвать к телефону того, кто вам нужен, ис ним тожепоздороваться. Товарищу можно сказать «Привет», взрослому - «Здравствуйте». Обращаясь ккому-нибудь с просьбой, вспомни слова: пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо. Поокончанииразговоранезабудьпопрощаться.
СИНТАКСИЧЕСКИЙРАЗБОР
Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.
ПОВТОРИ!
ПредложениеПОЦЕЛИВЫСКАЗЫВАНИЯбывает:
повествовательное(содержитсообщение)
вопросительное(содержитвопрос)
побудительное(содержитпросьбу,приказ,совет,мольбу)
ПредложениеПОИНТОНАЦИИбывает:
невосклицательное
восклицательное(произноситсясособымичувствами,эмоциями:восторгом,гневом,страхоми т.д.)
ПОКОЛИЧЕСТВУОСНОВпредложениебывает
простое– содержитоднуграмматическуюоснову
сложное–состоитиздвух или болеепростыхпредложений
ПОНАЛИЧИЮГЛАВНЫХЧЛЕНОВВОСНОВЕ:
двусоставное–такое,восновекоторогоестьобаглавныхчлена:иподлежащее,исказуемое
односоставное– такое, в основе которого только один главный член: или подлежащее, илисказуемое
ПОНАЛИЧИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХЧЛЕНОВпредложениябывают:
распространённые(кромеглавныхчленов,естьхотябыодинвторостепенныйчлен)
нераспространённые (нет ни одного второстепенного члена, только главные)ПредложениеможетбытьосложненоОБРАЩЕНИЕМ,ОДНОРОДНЫМИЧЛЕНАМИит.д.
Образецсинтаксическогоразбора:
Предл. Прил. Прил.Прил. Сущ..Гл. Прил. Сущ.
[ ~, ~, ~ = - ].
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое,осложненооднороднымиопределениями.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполнить поэтапно синтаксический разбор предложений.
Предложения:
На празднике дети весело и громко поют песни.
Серенькая кошечка ласково оберегает своих котят.
Порхают бабочки и летают осы.
Ребята во дворе придумали новую интересную игру.
И молва трезвонить стала, дочка царская пропала.
Все жаловались на холод, и дождь стучал в окна.
Мой брат великолепно танцует и поёт.
Заря догорала, но я не хотел идти домой.
Этап 1: заполнить таблицу:
№ предл. | Число глаголов | Число грамматических основ | Схема грам. основ | Характеристика предл. (простое или сложное) |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
Этап 2: подсчитать, сколько всего в каждом предложении: (если какого-либо члена предложения нет, ставить - )
№ предл. | Подлежащее | Сказуемое | Определение | Дополнение | Обстоятельство |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
Этап 3: заполнить таблицу:
№ предл. | Простое или сложное? | Восклицательное или невосклицательное? | Повествовательное, побудительное или вопросительное? | Распространенное или нераспространённое? | Союзное или бессоюзное? |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
Этап 4: составь схемы 5, 7 и 8 предложений.