Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Тренировочные задания при изучении раздела "Синтаксис" в 5-8 классах

Тренировочные задания при изучении раздела "Синтаксис" в 5-8 классах

Данный материал поможет при подготовке к ВПР. Задания подобраны с учетом возраста обучающихся. Все упражнения нацелены на закрепление пройденного материала. Также в разработке есть правила-напоминания.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Каморникова Ю.В.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шахтерский УВК с. Степановка»

Система работы при подготовке к ВПР по разделу «Синтаксис»

Выполнение заданий представляет обучающимся возможность совершенствовать навыкииумения,

полученныевходеизученияматериалапорусскомуязыкузакурс5класса,объективнооценивать

уровеньсвоейподготовки.

ПОВТОРИ И ЗАПОМНИ!

  1. Знакипрепинаниявпредложенияхсоднороднымичленами.

Запятаяставитсямеждуоднороднымичленами,

1.Еслионисоединенытолькоинтонациейперечисления(бессоюзнаясвязь):

Мамакупилаяблоки,груши,сливы.

,,

2.Если онисоединеныпротивительнымисоюзамиа,но,да(=но),зато,однако(запятая

ставитсяпередсоюзом!)

Мамакупиланеяблоки,агруши.

, А

Мамакупилаяблоки,нонамнеотдала.

, НО

Мамакупилаяблоки,данамнеотдала.

,ДА

3.Еслионисоединеныповторяющимисясоюзамиии,илиили,тото,ни-ни,либо

либо,нетонето(запятаяставится послекаждого однородногочленапредложения!)

Мамакупилаияблоки,игруши,исливы.

И, И, И

Мамакупилаяблоки,игруши,и сливы.

, И, И

4.Еслионисоединеныдвойнымисоюзаминетольконои,кактаки,нестолько

сколько(запятаяставитсяпередвторойчастьюдвойногосоюза!).

Мамакупиланетолькояблоки,нои груши.

НЕТОЛЬКО, НО И

ЗапятаяНЕставитсямеждуоднороднымичленами,

Еслионисоединеныодиночными,(неповторяющимися)соединительнымиили

разделительнымисоюзамии,да(=и),или,либо.

МамакупитяблокиИгруши.

И

МамакупитяблокиИЛИ груши.

ИЛИ

МамакупитяблокиЛИБОгруши.

ЛИБО

ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Запятая ставится перед союзом да и, обозначающим добавление к

сказанному раньше.Он хорошо рисовал,да ичертилнеплохо.

  1. Запятая не ставится во фразеологических оборотах: ни то ни сё, и так и сяк, ни рыбанимясо, ни

свет низаря и т. п.

Обобщающиесловаприоднородныхчленахпредложения.Знакипрепинания.

Схема.

Примеры.

:,,,,

Мамакупилафрукты:яблоки,груши,сливы.

,,--

Яблоки,груши,сливыразныефруктыкупиламама.

:,,-

Разныефрукты:яблоки,груши,сливы купиламама.

ПРАКТИЧЕСКАЯРАБОТА

1. Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. Спишите его,расставляя пропущенные знаки препинания и составляя схемы предложений с однороднымичленами.

Быстропр летело лето.Исчезлицв ты. Скаждым днем все меньше именьше становится надрев_ях листев. Трва клонит_ся к змле и как будто просит снега. Пришла оснь. Трепетнаяосинка стоит вся красная бгроваязлтистая. Только озимь переливается зеленым бархатом. Новетерсрывает иэтоубранство.

  1. Какогостиляполучилсятекст?

  1. Объяснитезначениесловтрепетная,убранство.

Shape8

  1. Укажитенераспространенныепредложения.

2.Спишите,исправляяпунктуационныеошибки.Подчеркнитеоднородныечлены

предложенияисоставьтесхемыпредложений.

1. Каждая пчелка ношу несет в соты, спускает по капельке мед. 2. Теплый дождь ворвался влес, долго топал, по тропинке в частый ельничек пролез прошумел в густой осинке. 3. Зацветут,зазеленеют, оживут леса и рощи. 4. Крупный дождь в лесу зеленном прошумел, по стройным кленам,полеснымцветам.

3.Постарайтесьнайтивэтихпредложенияходнородныечлены,подчеркниих.Составьсхемы.

  1. Старыйдубчастонавещалисиницы,поползниипищухи.

  2. Скачутвветвях дубанарядныесойкиилакомятсяжелудями.

  3. Густаякронаукрываетптиц,жуков,бабочек,осипаучков.

2.Запятаяивосклицательныйзнакпри обращении.

    1. Обращение– это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются сречью.

    2. Обращение имеет форму именительного падежаи произносится с особой звательнойинтонацией:сначалатонповышается, затемпонижается.

Например:«Что,царевич,тыневесел?»

    1. Приобращениимогутбытьзависимыеслова.Такоеобращениеназываетсяраспространённым.Обращениебеззависимыхслов–нераспространённое.

Бабушка,приезжайкнамвгости.(Нераспространённоеобращение).

Дорогаябабушка,приезжайкнамвгости.(Распространённоеобращение).

    1. Обращениеможетстоятьвначале,всерединеивконцепредложения.

Знакипрепинанияприобращении.

  1. Еслиобращениестоитвначалепредложения,тооноотделяетсязапятой.

Бабушка,приезжайкнамвгости.[O,].

  1. Если обращение стоит в середине предложения, то оно выделяется с обеих сторонзапятыми.

Приезжай,бабушка,кнамвгости. [,O,].

  1. Если обращение стоит в конце предложения, то оно отделяется запятой.Приезжайкнамвгости,бабушка. [,O].

  2. Если обращение находится перед предложением и произносится с особым чувством, топосле него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается спрописнойбуквы.

Бабушка!Приезжайкнамвгости. [O!].

ПРАКТИЧЕСКАЯРАБОТА

  1. Выпишитетепредложения,вкоторыхестьобращения.

1)Березыбелоствольныераститевеселей.2)Шумитземляпривольнаяветвямитополей.3)Пустьспокойновнашейшколеспитдоосенизвонок. 4)Здравствуйсолнцездравствуйлес.

  1. Перестройтепредложениятак,чтобыподлежащиесталиобращениями.

  1. Ветерспоетнампродикиегоры.

  1. Мойдругнастойчиводобиваетсяцели.

  1. Бабушкарассказываетсказкунаночь.

  1. Ребятапошлинаречку._

3.Запятаявсложныхпредложениях.

Простое предложение состоит из одной части, а сложное - из двух или более частей. В каждойчасти сложного предложения есть грамматическая основа. Предложения, в которых две илинесколькограмматическихоснов, называютсясложными.

Сложныепредложениябезсоюзовисоюзныхсловназываютсябессоюзными.

1)Бессоюзные сложные предложения (БСП) – это такие сложные предложения, в которых частисоединенытолько смысломиинтонацией, асоюзынеиспользуются.

Насхемекаждая частьзаключенавквадратныескобки.

12

Летомдомасидеть– зимойхлебанеиметь.

Shape28 [1]-[2].

  1. Сложносочинённые предложения (ССП) – это такие предложения, в которых простыепредложениямогутбытьравноправнымипосмыслуисвязыватьсясочинительнымисоюзамииинтонацией.

  2. ЧастиССПсвязываютсоюзыи,а,но,идругие.

  3. Насхемекаждаячастьзаключенавквадратныескобки,союззаписываетсямеждускобками.

  4. ОбычномеждучастямиССПставитсязапятая.

1с.2

Солнцамне невиденсвет,идлякорнеймоихпросторанет.

Shape31 [1], и [2].

Сложноподчинённыепредложения(СПП)–этотакиепредложения,вкоторыхпростыепредложения объединены на основе подчинительной связи с помощью подчинительных союзов, атакжеинтонации.

  1. Сложноподчинённыепредложениясостоятизглавногоипридаточногопредложений.

2)Части СПП связывают союзы что, чтобы, потому что, еслии др. и союзные слова где, когда,которыйидр.

На схеме главная часть заключена в квадратные скобки, а придаточная – в круглые скобки, при этомсоюзилисоюзноесловонаходится внутрикруглыхскобок.

ОбычномеждучастямиСППставитсязапятая.

12

Счастьедаётсятем,ктомноготрудится.

Shape34 [1 ],(2кто ).

ПРАКТИЧЕСКАЯРАБОТА

1.Выделитезелёнымцветомсложноепредложение.

  1. Иглысосенгулкоиколкоустилаютнизкиепни.

  1. Налетелветер,изатрепеталалистьямиосинка.

  1. Лёгкийосеннийснежоклёгнадетскуюплощадку.

  1. Жёлтымилистьямиосеньщедровыстлаладороги,парки,скверы.

2. Прочитайпредложения. Спиши их в тетрадь, вставь пропущенные буквы, устно подберипроверочныеслова. Вкаждомпредложенииподчеркниграмматическуюоснову.

1. Солнце св..тило ярко и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. 3.Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались вводе и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Язаметил это, выт…щил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я пос…дилбобренкавмешок и поск…рееотнеск реке.

  1. Какиеэтопредложения?Составьтеихсхемы.

    1. Пришлаосень.

    2. Пришлаосеньипозолотилалистьянадеревьях.

    3. Пришлаосень,илеснаделзолотойнаряд.

    1. Выпишитецифру,обозначающуюзапятуюмеждучастямисложносочиненногопредложения.

Подулаосеньхолодом,(1)сорвалалистьясдеревьев,и(2)рассыпалисьлистьяподорожкамсада.

    1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненногопредложения.

Всюночьзимавязала(1),плелакружевные узоры(2),чтобыпринарядилисьдеревья.

4.Знакипрепинаниявпредложенияхспрямойречью.

Прямаяречь–точновоспроизведённаячужаяречь,переданнаяотлицатого,ктоеёпроизнёс,подумал,написал.

Л.Н.Толстойписал:«Всемынасветедругдругунужны».

СловаавтораПрямаяречь

А:«П».

Предложениеспрямойречьюсостоитиздвух частей:прямойречи(«Всемынасветедругдругунужны»)исловавтора,которыесопровождаютпрямуюречь(Л.Н.Толстойписал).Слова

автора часто содержат слова-сигналы: глаголы говорения (сказать, спросить, ответить и др.), глаголымыслительной деятельности (читать, слышать, думать и др.), существительные (слова, восклицание,вопрос,шёпот идр.).

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы.Послесловавтораперед прямойречью ставится двоеточие.

Послепрямойречипередсловамиавтораставитсяилизапятая,иливопросительныйзнак,иливосклицательныйзнак,апослелюбого из этихзнаков– тире.

Схема

Примеры

1)А:«П».

Л.Н.Толстойписал: «Всемынасветедругдругунужны».

2)А:«П?»

Л.Н.Толстой спрашивал:«Всемынасветедругдругунужны?»

3)А:«П!»

Л.Н.Толстойутверждал:«Всемынасветедругдругунужны!»

4)«П»,-а.

«Всемынасветедругдругунужны»,-писалЛ.Н.Толстой.

5)«П?»-а.

«Все мы насвете другдругунужны?»-спрашивалЛ.Н. Толстой.

6)«П!» -а.

«Все мынасветедругдругунужны!»-утверждалЛ.Н.Толстой.

Диалог–эторазговордвух илинесколькихлиц.

Слова каждого лица в диалоге называются репликой. Реплики пишутся с новой строки и сбольшой буквы. Перед репликой ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора,ставятсяте жезнаки препинания,что иприпрямой речи,но безкавычек.

Девочкаспросила:

  • Ктотебявыучилтакхорошоиграть надудке?

  • Иохимвыучил,-ответилПетрусь.

  • Оченьхорошо!Аотчеготытакойсердитый?

Даннаячастьдиалогасоответствуетсхеме:

  1. А: «П?»

  2. -П, -а.

  3. - П! П?

  4. - П?

ПРАКТИЧЕСКАЯРАБОТА

      1. Расставьтевпредложенияхзнакипрепинания,гденеобходимо,исправьтестрочну́юбуквуна прописную.

  1. Что,Иванушка,невесел,чтоголовушкуповесилспрашиваетквакушка

  2. ИподумалИван-царевич зряялягушачьюкожусжёг!

  3. Приплылак немурыбкаспросила Чеготебенадобно,старче

  4. Спасибозадоброту, Емелюшка поблагодарилащука

    1. Переделайте предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью, запишитеих.

Мывстретиливлесустаричкаипопросилиегопоказатьнамдорогу. Дедушкасказал,чтобымы шли за ним, а он покажет, где надо будет свернуть. Нам ничего не оставалось делать, какпоблагодарить егои воспользоваться егосоветом.

    1. Попредложеннымнадоскесхемамсоставьпредложения.

1.«П?» а.2.А:«П!»3. «П»,а.

Shape60
Shape61
Shape62
Shape63

    1. Составь и запиши диалог. Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться. Преждевсего, надо поздороваться и вежливо позвать к телефону того, кто вам нужен, ис ним тожепоздороваться. Товарищу можно сказать «Привет», взрослому - «Здравствуйте». Обращаясь ккому-нибудь с просьбой, вспомни слова: пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо. Поокончанииразговоранезабудьпопрощаться.

Shape64
Shape65
Shape66
Shape67
Shape68
Shape69
Shape70
Shape71
Shape72
Shape73
Shape74

СИНТАКСИЧЕСКИЙРАЗБОР

Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.

ПОВТОРИ!

ПредложениеПОЦЕЛИВЫСКАЗЫВАНИЯбывает:

  1. повествовательное(содержитсообщение)

  2. вопросительное(содержитвопрос)

  3. побудительное(содержитпросьбу,приказ,совет,мольбу)

ПредложениеПОИНТОНАЦИИбывает:

  1. невосклицательное

  2. восклицательное(произноситсясособымичувствами,эмоциями:восторгом,гневом,страхоми т.д.)

ПОКОЛИЧЕСТВУОСНОВпредложениебывает

простое– содержитоднуграмматическуюоснову

сложное–состоитиздвух или болеепростыхпредложений

ПОНАЛИЧИЮГЛАВНЫХЧЛЕНОВВОСНОВЕ:

двусоставное–такое,восновекоторогоестьобаглавныхчлена:иподлежащее,исказуемое

односоставное– такое, в основе которого только один главный член: или подлежащее, илисказуемое

ПОНАЛИЧИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХЧЛЕНОВпредложениябывают:

распространённые(кромеглавныхчленов,естьхотябыодинвторостепенныйчлен)

нераспространённые (нет ни одного второстепенного члена, только главные)ПредложениеможетбытьосложненоОБРАЩЕНИЕМ,ОДНОРОДНЫМИЧЛЕНАМИит.д.

Образецсинтаксическогоразбора:

Предл. Прил. Прил.Прил. Сущ..Гл. Прил. Сущ.


[ ~, ~, ~ = - ].

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое,осложненооднороднымиопределениями.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  1. Выполнить поэтапно синтаксический разбор предложений.

Предложения:

  1. На празднике дети весело и громко поют песни.

  2. Серенькая кошечка ласково оберегает своих котят.

  3. Порхают бабочки и летают осы.

  4. Ребята во дворе придумали новую интересную игру.

  5. И молва трезвонить стала, дочка царская пропала.

  6. Все жаловались на холод, и дождь стучал в окна.

  7. Мой брат великолепно танцует и поёт.

  8. Заря догорала, но я не хотел идти домой.

Этап 1: заполнить таблицу:

№ предл.

Число глаголов

Число грамматических основ

Схема грам. основ

Характеристика предл. (простое или сложное)

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

Этап 2: подсчитать, сколько всего в каждом предложении: (если какого-либо члена предложения нет, ставить - )

№ предл.

Подлежащее

Сказуемое

Определение

Дополнение

Обстоятельство

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

Этап 3: заполнить таблицу:

№ предл.

Простое или сложное?

Восклицательное или невосклицательное?

Повествовательное, побудительное или вопросительное?

Распространенное или нераспространённое?

Союзное или бессоюзное?

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

Этап 4: составь схемы 5, 7 и 8 предложений.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данный материал поможет при подготовке к ВПР. Задания подобраны с учетом возраста обучающихся. Все упражнения нацелены на закрепление пройденного материала. Также в разработке есть правила-напоминания.
0 ₽