ВПР по русскому языку в 5 классе
Тренировочный вариант
Инструкция по выполнению всероссийской проверочной работы.
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут.
В работе 12 заданий. Ответы записывайте в поле ответа. Пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями нельзя. Рекомендуем выполнять задания по порядку. Чтобы сэкономить время, пропускайте задание, если не удаётся выполнить его сразу, и переходи к следующему. Не забудь вернуться позже.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Часть 1.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1.
Осень в лесу.
Наступила поз..няя ..сень. Стоит н..нас..ная п..года. Всё чаще дует ре..кий осе..ний ветер. С сине… неба п..сылает со..нце пр..щальные лучи.4
Как х..рош лес осенью Воздух свеж. Ж..лтые оранж..вые б..гровые листья тих.. падают с ч..рных д..ревьев и медлен..о опускают..ся на х..лодную землю.
Т..шину спяще..о леса не(нарушает) пение птиц п..тому что они ул..тели на юг. В ал..еях сада стало пусто, бе..шумно. А ведь здесь летом было так радос..но чудес..но! Из окрес..ных парков сл..тались2 сюда птицы на праз..ничный к..нцерт.
Ос..нью1лес похож на терем ра..писной. Х..рошо устроит..ся под бел..ствольной б..рёзкой и долго рас..матривать з..лотые краски леса, л..ловый краешек неба.
Тихо, уютно. В необ..ятных чащах леса можно укрыт..ся от осе..него 3ветра. На душе ле..ко и сп..койно. (115 слов)
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 разборы:
– фонетический
– морфемный
– морфологический
– синтаксический разбор предложения
Поставьте знак ударения в следующих словах:
Банты, позвонишь, статуя, продала.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных частей речи отсутствуют в предложении.
Из окрестных парков слетались птицы на праздничный концерт.
Ответ:
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не поставлены.) Расставьте знаки препинания. Составьте схему предложения.
Бабушка попросила Митю чтобы он принёс со двора дров.
Чем вы любите заниматься в свободное от уроков время?
Расскажите о своей жизни попросили школьники Ивана Петровича.
Будем беречь природные богатства и умножать их!
Ответ:
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
Нина Андреевна тихо вошла в класс и обратилась к ребятам.
Что же ты не отвечаешь?
Посоветуйте нам Тамара Ивановна хорошую книгу.
Выполняйте любую работу аккуратно и внимательно!
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
Наступила осень и одарила деревья золотом.
В холодные зимние дни и ночи спят в своих берлогах бурые медведи.
Прошёл летний дождик и на полянках появились опята.
Отец взял с собой старшего сына и вышел в сад.
Ответ:
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 – 12
Текст
(1)Раз со мной на охоте произошёл такой случай. (2)Отправился я на охоту за зайцами. (3)Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали.(4)Я стал на дорожке и жду.
(5)Гоняют зайца по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. (6)Куда же он девался? (7)Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело? (8)Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. (9)Куда зайцу на поляне спрятаться?
(10)Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. (11)Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. (12)В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»
(13)Стыдно мне стало убивать зверька.(14) Опустил я ружьё, отозвал гончих. (15)Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. (16)Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.
(По Г. Скребицкому)
Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:
Какой факт свидетельствует о том, что писателю-рассказчику стало стыдно убивать зверька? Запишите ответ.
Ответ:
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 2 - 5 текста. Запишите ответ.
Ответ:
В предложениях 11 - 13 найдите слово со значением «спрятаться, стараясь быть незамеченным». Выпишите это слово.
Ответ:
В предложениях 14 - 16 найдите антоним к слову «лёгкий» и выпишите его.
Ответы:
Осень в лесу.
Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Всё чаще дует резкий осенний ветер. С синего неба посылает солнце прощальные лучи.
Как хорош лес осенью! Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с чёрных деревьев и медленно опускаются на холодную землю.
Тишину спящего леса не нарушает пение птиц, потому что они улетели на юг. В аллеях сада стало пусто, бесшумно. А ведь здесь летом было так радостно, чудесно! Из окрестных парков слетались сюда птицы на праздничный концерт.
Осенью лес похож на терем расписной. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски леса, лиловый краешек неба.
Тихо, уютно. В необъятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. На душе легко и спокойно.
2. осенью1
Транскрипция слова: [ос’ин’й’у] - 2 слога
о [о] — гласный, ударный
с [с’] — согласный, глухой парный, мягкий (парный)
е [и] — гласный, безударный
н [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
ь не обозначает звука
ю [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
[у] — гласный, безударный
В слове 6 букв и 6 звуков.
слетались2 с - приставка лет - корень а, л – суффиксы, и – окончание, сь - постфикс слета+сь основа слова.
1.Осеннего3 (ветра) – имя прилагательное, обозначает признак предмета;
2. Н. ф. – осенний, ед.ч., м.р., Р. п.;
3. В предложении является определением.
С(предлог) синего (прилагат.) неба (сущ.) посылает (глагол) солнце (сущ.) прощальные (прилаг.) лучи.4 (сущ.)
Солнце – подлежащее, посылает – сказуемое, прощальные – определение, синего – определение, с неба - обстоятельство
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
3. БАнты, позвонИшь, стАтуя, продалА.
4.Из(предлог) окрестных (прилагательное) парков(сущ.) слетались(глагол) птицы (сущ.) на (предлог) праздничный (прилагательное) концерт. (сущ.)
Отсутствуют части речи: союз, частица, наречие, числительное
«Расскажите о своей жизни», - попросили школьники Ивана Петровича.
«П», - а.
Посоветуйте нам, Тамара Ивановна, хорошую книгу.
В предложении есть обращение. Оно обособляется запятыми в середине предложения.
Прошёл летний дождик, и на полянках появились опята.
Предложение сложносочинённое: имеет две грамматические основы, поэтому ставится запятая между простыми предложениями.
Сообразительность зверька поразила охотника Скребицкого, и он не убил зайца, ощутив чувство стыда перед беззащитным животным.
Глазёнки зайца будто умоляли охотника не убивать его, и он опустил ружьё.
Повествование.
Притаился.
Трудный.