Ход игры.
1 вед: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались на "Турнир знатоков русского языка”. За звание знатоков русского языка будут бороться 3 команды: "Знатоки”, "Грамотеи”, "Академики»”.
2 вед: Наш турнир будет состоять из шести туров. За каждый правильный ответ вы будете получать баллы.
Орфоэпический.
Лексический.
Фразеологический.
Морфемный.
Морфологический.
6.Редакторский.
1 вед: Итак, начнем. Первый тур ОРФОЭПИЧЕСКИЙ
Задание на карточках. Поставьте ударение в словах. Каждая команда произносит слова. Жюри оценивает. За каждое правильно произнесенное слово-1 балл.
1 команда: алфавит, звонит, досуг, упрочить, бытие, магазин, торты, цемент, баловать, брала,
2 команда: включён, дефис, добела, доверху, документ, досуг, жалюзи, завидно, звонишь, каталог
3 команда: клала, красивее, кухонный, насорит, торты, эксперт, сироты, одолжит, облегчит, начатый
2.Вед: Второй тур Лексический. Каждая команда получает карточки.
Укажите лексические значения слов.
1 команда
а) Авторалли-спорт. Соревнование на специально подготовленных серийных автомобилях и (или) мотоциклах в искусстве вождения (на скорость, точность соблюдения заданного графика движения и т.д.)
б) Мумия (от араб. мум - воск)
труп, предохраняемый от разложения мумификацией или бальзамированием;
(пренеб.) безжизненный, вялый, застывший в своих понятиях человека.
2 команда
а) Мулине (франц.) – цветные крученые нитки (шелковые, штапельные) для вышивания.
б) Регби (от назв. англ. города Регби) спортивная командная игра с мячом овальной формы, цель которой, передавая мяч руками, приземлить его в зачетной площадке ("поле”) соперника за лицевой линией или забить в ворота.
3команда.
а) Видеоклип (от англ. – обрезка, стрижка) – короткий рекламный или муз. фильм, преимущественно для показа по телевидению.
б) Сенсация (лат. – чувство) – сильное ошеломляющее впечатление от какого-либо сообщения, события, а также само такое событие.
Пока команды работают, ребята 5 класса покажут сценку.
1 вед: Третий тур Фразеологический.
Задание: На карточках даны фразеологизмы. Поясните их.
1 команда: 1) на седьмом небе;
2) как снег на голову.
2команда: 1) ломать голову;
2) волчий аппетит.
3 команда: 1) выйти сухим из воды.
2) повесить нос.
Работа со зрителями. Пока команды подумают над фразеологизмами, вспомним пословицы и поговорки. Я буду начинать, а вы должны продолжить.
Горек обед без (хлеба).
Нет друга, так ищи, (а нашел – береги).
Умный любит учиться, а (дурак – учить).
Новых друзей наживай, (а старых не теряй).
Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня).
Дружба дружбой – (а служба службой).
Без терпенья – (нет ученья).
Доброе слово (лучше мягкого пирога).
Чтение – лучшее (учение).
В тихом омуте (черти водятся)
Долг платежом (красен)
По одежде встречают (по уму провожают)
Своя ноша (не тянет)
Семь бед (один ответ)
На вкус и цвет (товарищей нет)
Клин клином (вышибают)
На ловца и (зверь бежит)
Язык мой (враг мой)
Готовь сани летом, а телегу(зимой)
2 ведущий 4 тур Морфемный.Задание на карточках для команды индивидуальное. Оценивается каждая команда.
Прочитайте слова, придуманные детьми. Поясните их значение.
1 команда: Копатка, колоток, мазелин, кусарики,
2 команда: отскорлупай (яйцо), жмутные туфли, червячее яблоко.
3 команда: дочкастая мама, грозительный палец, зубовный врач.
Игра со зрителями. Замените фразеологический оборот словом – синонимом.
Дать обещание – обещать вставлять палки в колеса - мешать
Прийти на выручку - выручить не вешать нос - не унывать
Проявить интерес - заинтересоваться спустя рукава - кое-как
Держать путь - идти надуть губы - обидеться
Бросать упрек - упрекать оставить в дураках - обмануть
Питать надежду - надеяться
1 ведущий Морфологический.Блиц – опрос. По очереди даются задания командам. Если одна команда не может ответить правильно, то право ответа приходит ко второй команде.
1команда. Какие части речи изменяются по числам?
а) наречие;
б) глагол в неопределенной форме;
в) глагол в изъявительном наклонении.
2команда Какие части речи изменяются по лицам?
а) имя прилагательное;
б) местоимение;
в) глагол.
3 команда. Что называется спряжением глагола?
а) изменение глагола по падежам;
б) изменение глагола по родам и числам;
в) изменение глагола по лицам и числам.
1команда. Какое наклонение живет только в форме прошедшего времени?
2.команда Какое наклонение постоянно преследует одна очень вредная и капризная частица?(Условное)
3команда Какое наклонение обозначает действие, которое может произойти только при определенных условиях? (Условное-сослагательное)
1команда. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения? (качественные)
2 команда Что обозначает прилагательное? На какие вопросы отвечает прилагательное?
3 команда Сколько существует степеней сравнения? (2-сравнительная, превосходная)
2ведущий. 6 тур Редакторский.Задания на карточках индивидуальные для каждой команды.
1команда Отредактируйте текст и запишите.
Житьетиграф.
Однажды тигр родил тигрят и ушла добычу доставать и приказал детям не кого не баяца они потому што если вы будете бояца они вас седят будти осторожны и тигрица начяли бисица кусать царапать друк труга.
2 команда. Отредактируйте текст и запишите.
И решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося, и я решил почаще приходить сюда.
3 команда. Отредактируйте текст и запишите.
Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашки и спрашиваю чево это евонный дед не научил его трудалюбию. Так я и ушел, прямо-таки убег ни с чем.
Предлагаем посмотреть сценку учащихся 5 классов.
1 ведущий: Подведем итоги турнира. Предоставляется слово жюри.
Награждение команд.