Руководитель проекта: Замятин Денис Андреевич,
педагог дополнительного образования по программе "Летательные аппараты 1 ступень",
МБОУ ДО ЦДО "Аэрокосмическая школа имени Героя Социалистического Труда Гупалова В.К." города Красноярска
Автор проекта: Иванов Олег,
обучающийся по программе "Летательные аппараты 1 ступень",
МБОУ ДО ЦДО "Аэрокосмическая школа имени Героя Социалистического Труда Гупалова В.К." города Красноярска
"Самолёт с замкнутым крылом"
творческий проект
Введение
История развития авиастроения насчитывает немало эпизодов, в которых возникали проблемы при внедрении новых технологий. Данные концепты оказались неудачными из-за того, что появились очень рано и поэтому им оставалось ждать своего часа до возникновения новых возможностей в настоящем времени. Именно эти проблемы возникли при создании самолета с замкнутым крылом.
Проект "Самолёт с замкнутым крылом" нацелен на создание действующей модели самолёта с замкнутым крылом с оптимальной конструктивно-компоновочной схемой.
Задачи:
-изучить историю летательных аппаратов с замкнутым крылом;
-определить аэродинамические особенности замкнутого крыла;
-оценить преимущества и недостатки замкнутого крыла;
-выбрать оптимальную конструктивно-компоновочную схему;
-создать действующую модель самолёта с замкнутым крылом;
- выявить сильные и слабые стороны на примере построенной модели;
-апробировать и презентовать модель самолёта с замкнутым крылом.
Материалы и оборудование: чертежи модели, полимерный, влагостойкий клей «AXTON», заготовки для обшивки самолета из легкого пластика, скотч.
Предполагаемые результаты:
- изучены и проанализированы исторические факты о летательных аппаратах с замкнутым крылом, определены их аэродинамические особенности, преимущества и недостатки;
- создана и презентована действующая модель самолёта с замкнутым крылом.
Этапы проекта
1 этап -подготовительный
Изучение и анализ исторических фактов о летательных аппаратах с замкнутым крылом, их аэродинамических особенностей, преимуществ и недостатков
Виды летательных аппаратов с замкнутым крылом | Изобретатели годы изобретения | Аэродинамические особенности и преимущества | Недостатки |
Кольцеплан Wright Flyer I | Братья Райт 1903 год | Маневренность и экономичность | Конструкция не смогла удержаться в воздухе и нескольких минут. |
Гидроплан «Блерио III» (биплан) | Луи Блерио 1906 год | Крылья объединены полукружьями | Тяжелое хвостовое оперение. Высокие потери подъемной силы из-за неверно выбранного контура крыла. Гидроплан «Блерио III» никогда не отрывался от воды самостоятельно. Аппарат буксировали подобно воздушному змею. |
Аэроплан | Живодан 1909 год Эммануэль Филлон 1980-е | Вместо крыльев использовалась пара кольцеобразных фигур, между которыми было установлено место пилота | При попытке взлететь аэроплан постоянно опрокидывался вперёд. Чрезмерная масса или малая мощность двигателя: двигатель весил 80 кг и развивал 40 л.с., вращая 2,4-метровый пропеллер. |
Кольцеплан на основе Ан-2 | Аркадий Александрович Нарушевич Анатолий Леонидович Гущин 1988 -2004 г.г. | Замкнутый контур крыла овальной формы, не прикреплённого к фюзеляжу Создание подъёмной силы по всей поверхности крыла. Нет реакции на порывы бокового ветра вплоть до 13 м/с., для разбега ему хватает 150 м Практическое соотношение полезной нагрузки и общей снаряженной массы самолета — 0,45 | Отсутствие финансирования |
Самолёт-кольцеплан (СОК) | Александр Михайлович Анохин Леонид Иванович Гречихин 2006 г. | Для обычного плоского крыла характерно индуктивное сопротивление: воздух из зоны повышенного давления под крылом стремится перетекать в зону разрежения на верхней поверхности через законцовки крыла. Набегающий поток воздуха, проходя сквозь замкнутый контур, направляется вниз, создавая дополнительную подъемную силу. Устойчивость к срыву потока позволяет самолёту с замкнутым крылом устойчиво и надежно летать в самом широком скоростном диапазоне | Воздушная струя при увеличении угла атаки перестает плавно обтекать верхнюю поверхность крыла и отрывается от нее с образованием вихрей и происходит срыв потока воздуха, после чего подъемная сила на крыле тут же пропадает и аппарат теряет контроль. |
Вывод: в начале развития авиастроения, почти все самолёты с замкнутым крылом оставались на земле, современные же летательные аппараты при выключенном моторе хорошо планируют в воздухе и благодаря замкнутому крылу, прочны, стабильны, маневренны и экономичны. |
2 этап - основной
Выбор оптимальной конструктивно-компоновочной схемы.
Создание действующей модели самолёта с замкнутым крылом.
Выявление сильных и слабых сторон на примере построенной модели
+ модели | Испытания модели показали, ее высокую энерговооруженность, антиштопорные свойства и великолепную маневренность. |
- модели | Свои свойства замкнутые крылья модели проявляют только при определенном отношении осей эллипса друг к другу и зависимы от длины хорды крыла к малой оси эллипса. |
Вывод.При построении модели важно учитывать как сильные, так и слабые ее стороны: данная модель экономична, маневренна и интересна для дальнейшего совершенствования свойств замкнутых крыльев. |
3 этап - итоговый.
Презентация результатов деятельности по проекту в конкурсных испытаниях различных уровней.
Используемые Интернет-ресурсы
https://dzen.ru/a/YTMboXq5OlhttTub
https://novate.ru/blogs/020122/61728/
https://masterok.livejournal.com/3374138.html
https://pcnews.ru/top/news/mat-shell/kolceplan_samolet_s_zamknutym_konturom_kryla-897426.html#gsc.tab=0