Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Архангельской области
«Дворец детского и юношеского творчества»
Методическая разработка
учебно-тренировочного занятия
для обучающихся в возрасте 10-13 лет
«Технико-тактическая подготовка»
Автор-разработчик:
Зацаринин Андрей Андреевич,
педагог дополнительного образования
Архангельск,
2024 год
Аннотация
Методическая разработка учебно-тренировочного занятия для обучающихся 10-13 лет «Технико-тактическая подготовка» содержит перечень упражнений с описанием для разминки, описание элементов технико-тактической подготовки и упражнений по специальной физической подготовке.
Методический продукт может быть полезен педагогическим работникам всех типов образовательных организаций и всем заинтересованным лицам.
Оглавление
Аннотация……………………………………………………………………. | 2 |
Пояснительная записка …………………………………………………....... | 2 |
Конспект занятия…………………………………………………………….. | 3 |
Заключение………………………………………………………………....... | 8 |
Информационные источники……………………………………………….. | 8 |
Пояснительная записка
Настольный теннис, иногда называемый пинг-понг — один из самых популярных видов спорта в мире. Игра заключается в перекидывании мяча ракетками так, чтобы он ударялся определённым образом об игровой стол. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди детей и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
В данной методической разработке предлагается конспект учебно-тренировочного занятия для обучающихся 10-13 лет по теме «Технико-тактическая подготовка».
Конспект занятия разработан в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Настольный теннис», предназначенной для обучающихся 7-18 лет и сроком реализации на 5 лет.
Занятие направлено на расширение тактических знаний и практик настольного тенниса, способствует развитию чувства мяча, реакции, скорости, выносливости, а также направлено на формирование здорового образа жизни.
На занятии осуществляется отработка технически правильных элементов настольного тенниса таких как: накат справа, накат слева, топ-спин справа, топ-спин слева, подрезка справа, подрезка слева, подставка (блок) и срезка справа и слева. Также занимающиеся учатся применять данные элементы в комплексных упражнениях с чередованием нескольких элементов в одном упражнении, учатся применять технические элементы в игровой ситуации.
Педагогу необходимо перед началом занятия подготовить столы для настольного тенниса, мяч, ракетку, оформить план-конспект занятия (при необходимости).
Данная методическая разработка предназначена педагогическим работникам всех типов образовательных организаций.
Разработка также может быть использована родителями во время занятий с детьми настольным теннисом.
Конспект занятия
Тема:Технико-тактическая подготовка
Тип занятия: повторение изученного материала
Целевая аудитория: обучающиеся в возрасте 10-13 лет
Время проведения занятия: 90 минут
Цель занятия: расширение тактических знаний и практик настольного тенниса.
Задачи:
Образовательные:
- продолжить постановку правильной техники игры в настольный теннис,
- продолжить отработку технических элементов настольного тенниса (накат справа, накат слева, топ-спин справа, топ-спин слева, подрезка справа, подрезка слева, подставка (блок) и срезка справа и слева).
Развивающие:
- развивать у обучающихся внимательность, упорство;
- развивать чувства мяча, реакции, скорости, выносливости,
- развивать тактические аспекты в игровых ситуациях,
- развивать стрессоустойчивость в игровых ситуациях.
Воспитательные:
- формировать интерес к настольному теннису.
- формировать здоровый образ жизни.
Методы работы педагога:
- словесные (беседа, объяснение)
- наглядные (показ технически правильного выполнения элементов, наблюдение,наглядный разбор элементов или тактической игровой части);
- практические (отработка технических элементов).
Оборудование: ракетка для педагога, теннисный мяч, теннисные столы, сетки.
Обязательное требование – наличие у обучающихся спортивного костюма, сменной обуви, ракетки, мяча.
Структура занятия
Вводная часть (12 мин.):
1.1. Организационный момент (2 мин.)
1.2. Разминка (10 мин.)
Основная часть (60 мин.):
Технико-тактическая подготовка (35 мин.)
Практическая часть (игра в парах) (25 мин)
3. Заключительная часть (18 мин.):
3.1. Выход из тренировочного процесса (5 мин.)
3.2. Подведение итогов занятия (3 мин.)
3.3. Рефлексия (5 мин.)
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
| Приветствует обучающихся сообщает тему и цель занятия | Слушают педагога |
1.2. Разминка | Проводит разминку В разминку входит комплекс упражнений, способствующих подготовить физическое состояние обучающегося к нагрузкам во время занятия. Комплекс упражнений: 1-ое упражнение - легкий бег в течении 2-3 минут, затем приставной бег левым плечом вперед 1 минуту, далее приставной бег правым плечом вперед 1 минуту, после приставной бег обучающийся начинает чередовать: 2 приставных прыжка левым плечом вперед, затем 2 приставных прыжка правым плечом вперед 1 минуту. 2-ое упражнение - на восстановление дыхания. При завершении бега в течении 1-й минуты обучающийся должен спокойным шагом с плавным поднятием и опусканием рук сверху вниз восстановить свое дыхание с помощью правильной постановки вдоха и выдоха. При поднятии рук обучающийся делает вдох через нос, а при опускании рук выдох через рот. 3-е упражнение «Ножницы» - обучающийся сгибает руки в локтевом суставе на уровне своей грудной клетки и не сильными рывками 2-3 повторения уводит за спину друг к другу свои локти. После 2-3 повторений необходимо полностью разогнуть руки и также на уровне грудной клетки сделать 2-3 не сильных рывка за спину. 4-ое - упражнение «Рывки руками» - обучающийся одну руку опускает вниз, а другую руку поднимает вверх и поочередно начинает производить рывки руками за спину, 12 повторений). 5-ое упражнение «Наклоны» - обучающийся принимает положение стоя, ноги фиксирует на ширине плеч, руки соединяет вместе и начинает тянутся обеими руками сначала к правой ноге 2 наклона, потом 2 наклона в середину и 2 наклона к левой ноге, затем обучающийся полностью разгибает корпус. Упражнение повторяется 5-7 раз. 6-ое упражнение «Растяжка ног» - обучающийся принимает положение в полуприсяде, одну ногу разгибает от себя в бок и с помощью перемещения своего веса начинает с одной ноги переносить свой вес на другую ногу, тем самым поочередно меняя одну ногу на другую. Упражнение повторяется 8-10 раз. 7-ое упражнение «Выпады» -обучающийся принимает положение стоя, делает большой шаг вперед одной ногой. Сгибает ногу, на которую сделал шаг, в коленном суставе, в то время как другая нога остается прямой. Обучающийся чередует ноги в течении 1-2 минут. | Выполняют упражнения по звуковому сигналу педагога |
| Обучающиеся уже прошли начальный этап подготовки, поэтому на занятии отрабатываются технически сложные базовые элементы. Демонстрирует и проговаривает элементы, которые необходимо отработать: 1-й элемент – удар «накат» с правого угла стола на правый. Два обучающихся встают к столу друг на против друга и технически правильно начинают перебрасывать мяч друг другу на правый угол, стараясь избежать падения мяча со стола. 2-й элемент – удар «накат» и «подставка» справа направо. Один обучающийся делает накат с правого угла с верхним вращением мяча, в то время как другой обучающийся делает «подставку». Такой элемент в настольном теннисе считается как блокирование мяча. Задача обучающегося при «подставке» вовремя заблокировать мяч, то есть выполнить подставку ракетки под мяч так, чтобы мяч при ударе о ракетку перелетел обратно на сторону напарника. Обучающиеся по времени меняются упражнением. 3-й элемент – удар «накат» слева налево. Обучающиеся стоят у стола друг на против друга с левой стороны. Обучающиеся начинают технически правильно «накатом» слева перебрасывать мяч друг другу через сетку в левую часть стола, избегая падения мяча со стола. 4-й элемент – удар «накат» и «подставка» слева налево. Выполняется аналогично как «накат» и «подставка» справа на право. Обучающиеся располагаются с левой стороны стола. Один обучающийся делает «накаты» слева, в то время как обучающийся напротив делает «подставку» слева. Задача - избегать падение мяча со стола. Обучающиеся по времени меняются упражнением. 5-й элемент - «треугольник». Один обучающийся встает по центру стола, другой на противоположной стороне стола встает в левый угол. Задача обучающегося, который встал по центру стола, выполнять «накаты» из двух точек стола: сначала с правого угла «накатом» справа, затем с левого угла «накатом» слева. Таким образом, происходит отработка базовых элементов, «накат» справа и слева, уже с перестановкой ног во время движения мяча. Выполнять «накаты» обучающийся должен в левую часть стола своему напарнику. Задача напарника в это время делать «подставку» слева в две точки стола в правую и в левую. Обучающиеся по времени меняются упражнением. 6-й элемент – «начало атаки». Один игрок подает длинную «подрезку» в правый или левый угол стола, задача второго игрока правильно выйти на мяч и сделать «топ-спин» справа или слева в зависимости от того, куда была подана «подрезка». Педагог индивидуально подходит к обучающимся, корректирует их движения, демонстрирует и объясняет правильность выполнения упражнений. | За время занятия обучающиеся делают упор на техническое выполнение элементов и на контроль мяча при передвижении ног |
| Педагог распределяет обучающихся по парам для отработки элементов в игровой ситуации. Педагог следит за игрой обучающихся, при необходимости подходит и объясняет правильность выполнения практических элементов. | Играют |
| Дает задание выполнить имитацию технических движений вокруг теннисных столов легким приставным передвижением. | Выполняют «заминку» |
| Подводит итоги работы. | Слушают педагога |
| Строит обучающихся и проводит рефлексию: -что получилось на занятии? - какие ошибки допускали при выполнении элементов? - какие элементы было выполнить сложнее всего? - над чем еще необходимо поработать? Подводит итоги занятия по каждому обучающемуся индивидуально. Благодарит занимающихся за активную работу на занятии, прощается. | Отвечают на вопросы, слушают комментарии педагога |
Заключение
Таким образом, использование данного материала для проведения учебно-тренировочного занятия позволит обучающимся отрабатывать и совершенствовать базовые элементы игры в настольный теннис.
Для успешной реализации занятия педагогу необходимо организовать правильный учебно-тренировочный процесс с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося.
Информационные источники
А.Н. Амелин, В.А. Пашнин. Настольный теннис - М.: «Физкультура и спорт», 1980
Г.В. Барчукова. Учись играть в настольный теннис - М.: «Советский спорт», 1989
В.М. Богушас. Играем в настольный теннис - М.: Просвещение, 1987
И.С. Красикова. Гимнастика для ленивых – Москва, АСТ «Астрель», 2003
В. Лукьянов. Россия и Олимпийское движение: вчера – сегодня – завтра – Москва, «Терра – Спорт», 2004
В.П. Лукьяненко. Физическая культура: основы знаний. Учебное пособие – Москва, «Советский спорт», 2003
А. Нельсон, Ю. Кокконен. Анатомия упражнений на растяжку – Москва, «Попурри», 2008