Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Классному руководителю
  3. УДК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

УДК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В статье были сформулированы психолого-педагогические условия успешной работы учителя начальных классов. В данной работе были рассмотрены взаимосвязи психолого-педагогических условий успешности работы учителя начальных классов и таких параметров, как повышение квалификационной категории и профессиональной компетентности учителя; повышение качества содержания образовательного процесса; сдвиг педагогического стиля учителя от либеральных и авторитарных форм взаимодействия с детьми к демократическим формам; сдвиг ориентированности педагога с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми; рост способности педагога к творческому саморазвитию.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Классному руководителю

Категория

Классному руководителю
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

УДК

Психолого-педагогические условия успешной работы учителя начальных классов

Хиврич Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мелитопольский государственный университет»

Аннотация. В статье были сформулированы психолого-педагогические условия успешной работы учителя начальных классов. В данной работе были рассмотрены взаимосвязи психолого-педагогических условий успешности работы учителя начальных классов и таких параметров, как повышение квалификационной категории и профессиональной компетентности учителя; повышение качества содержания образовательного процесса; сдвиг педагогического стиля учителя от либеральных и авторитарных форм взаимодействия с детьми к демократическим формам; сдвиг ориентированности педагога с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми; рост способности педагога к творческому саморазвитию.

Ключевые слова:педагогическоемастерство, педагогическоетворчество,развитие профессиональных способностей педагогов, условия успешной работы учителя, младшие школьники, педагогическая деятельность.

Постановка проблемы. Новый качественный виток развития современной педагогики сделал более заметными уже существующие проблемы преподавания, например, как эффективно использовать технологии в обучении, как обеспечить инклюзивное и справедливое обучение для все более разнообразного контингента учащихся. Нет сомнений в том, что решение этих задач требует от учителей профессионализма, в частности обширных знаний, моральной, эмоциональной готовности к труду, т.е. всего того, что нужно для успешной работы учителя. Именно поэтому так важны психолого-педагогические условия успешной работы учителя, в особенности – учителя начальных классов. Все это определяет актуальность темы исследования.

Анализ последних исследований. Определением сущности феномена педагогического мастерства в своих трудах занимались такие педагоги и ученые, как В.А. Адольф, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Андриенко, Ю.К. Бабанский, В.П. Бездухова, С. Белкин, А.А. Бодалев, Г.X. Валеев, С.Г. Вершловский, Д.С. Горбатов, Г.Г. Горелова, И.Е. Гриншпун, В.В. Гузеев, Ф.Н. Гоноблин, Л.В. Занков, И.И. Зарецкая, Н.А. Заруба, В.И. Загвязинский, Е.В. Ерофеева, В.А. Кан-Калик, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, Я.А. Коменский, Я. Корчак, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, С.С. Невская, Н.В. Немова, Н.Г. Осухова, О.Н. Родина, А.П. Ситник, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова.

Формулирование целей статьи. Цель исследования – изучение психолого-педагогических условий, которые влияют на успешность профессиональной деятельности учителя начальных классов.

Изложение основного материала исследования.

Исследование формирования профессиональной успешности 30 учителей было проведено на базе нескольких средних школ г. Мелитополя (СОШ №№ 4, 7, 9, 13, 14, 15, 24) на основе следующей гипотезы: развитиепедагогической успешности работы учителя начальных классов идет эффективнее при опоре работы педагога на следующие психолого-педагогические условия его деятельности:

  • повышение квалификационной категории и профессиональной компетентности учителя;

  • повышение качества содержания образовательного процесса;

  • сдвиг педагогического стиля учителя от либеральных и авторитарных форм взаимодействия с детьми к демократическим формам;

  • сдвиг ориентированности педагога с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;

  • рост способности педагога к творческому саморазвитию [4, с. 33].

Методики исследования – сборник диагностических методик развития профессиональной успешности учителя:

1. Тест «Какой я педагог» (модификация Р.Р. Калининой)  [7, с. 37];

2. Опросник по определению стиля общения педагога с детьми [6, с. 10];

3. Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина)  [1, с. 115];

4. Методика диагностики ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную и личностную модель взаимодействия с детьми (автор В.Г. Маралов)  [9, с. 105].

Перевод баллов в проценты (%) определяет уровень развития искомого признака в каждой из четырех выбранных методик.

Исследование включает три этапа:

  1. констатирующий этап – выбираются участники эксперимента (30 учителей младших классов из нескольких средних школ г. Мелитополя (СОШ №№ 4, 7, 9, 13, 14, 15, 24), методики исследования (тест «Какой я педагог» (модификация Р.Р. Калининой); опросник по определению стиля общения педагога с детьми; методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина); методика диагностики ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную и личностную модель взаимодействия с детьми (автор В.Г. Маралов)); проводится начальное исследование показателей экспериментальной группы педагогов;

  2. формирующий этап – выбираются наиболее действенные и актуальные методики для формированияпсихолого-педагогического потенциала учителей начальных классов; в экспериментальной группе педагогов на основе выбранных методик проводится комплекс занятий (программа повышения педагогической квалификации);

  1. контрольный этап – в то же экспериментальной группе педагогов на основе уже обозначенных методик исследования (тест «Какой я педагог» (модификация Р.Р. Калининой); опросник по определению стиля общения педагога с детьми; методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина); методика диагностики ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную и личностную модель взаимодействия с детьми (автор В.Г. Маралов)) проводится окончательное исследование показателей экспериментальной группы учителей начальных классов, осуществляется анализ полученных данных и их интерпретация.

Итак, в ходе констатирующего этапа эксперимента мы исследуем показатели формированияпрофессиональной успешности учителей начальных классов. В таблице 1 представлены данные профессиональной успешности учителей на констатирующем этапе исследования.

Таблица 1

Данные измеренийпрофессиональной успешности учителей на констатирующем этапе исследования (проценты, %)

1

2

3

4

Средн. процент успешности

Средний % группы

46,7

44,2

44,5

57,3

48,2

Итак, на основе данных таблицы 1 мы видим, что результаты экспериментальной группы педагогов по сборнику диагностических методик развития профессиональной успешности учителя на констатирующем этапе исследования следующие:

1. Тест «Какой я педагог» (модификация Р.Р. Калининой) – приложение 1 – 46,7% (много пробелов в подготовке к работе с детским коллективом. Чаще консультируйтесь с коллегами, с опытными педагогами. Регулярно изучайте педагогическую и психологическую литературу);

2. Опросник по определению стиля общения педагога с детьми – приложение 2 – 44,2% (характерен либеральный стиль);

3. Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина) – приложение 3 – 44,5% (Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Выобладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете);

4. Методика диагностики ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную и личностную модель взаимодействия с детьми (автор В.Г. Маралов) – приложение 4 – 57,3% (умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель).

5. Средний процент педагогической успешности экспериментальной группы педагогов на констатирующем этапе исследования – 48,2%.

На формирующем этапе исследования выбираются наиболее действенные и актуальные методики для формирования психолого-педагогического потенциала учителей начальной школы. В выбранной нами экспериментальной группе педагогов на основе специальных методик проводится комплекс занятий для учителей младших классов (программа повышения педагогической квалификации)  [2, с. 60].

В ходе контрольного этапа эксперимента мы исследуем показатели формирования профессиональной успешности учителей начальных классов. В таблице 2 представлены данные профессиональной успешности учителей на контрольном этапе исследования.

Таблица 2

Данные измеренийпрофессиональной успешности учителей на контрольном этапе исследования (проценты, %)

1

2

3

4

Средн. процент успешности

Средний % группы

56,5

79,2

54,3

65,9

64,0

Итак, на основе данных таблицы 2 мы видим, что результаты экспериментальной группы педагогов по сборнику диагностических методик развития профессиональной успешности учителя на контрольном этапе исследования следующие:

1. Тест «Какой я педагог» (модификация Р.Р. Калининой) – приложение 1 – 56,5% (Вы – хороший, знающий педагог. Однако подумайте, не стремитесь ли вы к слишком идеальному результату. Предоставляйте детям побольше свободы, смотрите на них как на своих помощников, не забывая при этом контролировать выполнение поручений);

2. Опросник по определению стиля общения педагога с детьми – приложение 2 – 79,2% (характерен демократический стиль);

3. Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина) – приложение 3 – 54,3% (Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Выобладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете);

4. Методика диагностики ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную и личностную модель взаимодействия с детьми (автор В.Г. Маралов) – приложение 4 – 65,9% (выраженная ориентированность на личностно-ориентированную модель);

5. Средний процент педагогической успешности экспериментальной группы педагогов на контрольном этапе исследования – 64,0%.

Из данных таблицы 3 мы видим, как изменяются показатели экспериментальной группы педагогов на констатирующем и контрольном этапах исследования. Те же показатели отображены на рис. 1-2.

Таблица 3

Динамика (полезный прирост) изменений профессиональной успешности учителей на констатирующем и контрольном этапах исследования (проценты, %)

Средний % экспериментальной группы

1

2

3

4

Средн. % успешности

Констатирующий этап

46,7

44,2

44,5

57,3

48,2

Контрольный этап

56,5

79,2

54,3

65,9

64,0

Динамика (полезный прирост) изменений

9,8

35

9,8

8,6

15,8

Из данных таблицы 3 мы видим, что динамика (полезный прирост) изменений профессиональной успешности учителей (проценты, %) на констатирующем и контрольном этапах исследования следующие:

1. Произошло повышение квалификационной категории и профессиональной компетентности учителя, повышение качества содержания образовательного процесса (тест «Какой я педагог» (модификация Р.Р. Калининой)) на 9,8%;

2. Произошел сдвиг педагогического стиля учителя от либеральных и авторитарных форм взаимодействия с детьми к демократическим формам (опросник по определению стиля общения педагога с детьми) на 35,0%;

3. Произошел рост способности педагога к творческому саморазвитию (методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина)) на 9,8%;

4. Произошел сдвиг ориентированности педагога с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми (методика диагностики ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную и личностную модель взаимодействия с детьми (автор В.Г. Маралов)) – 8,6%;

5. Средний процент педагогической успешности экспериментальной группы педагогов в процессе исследования – 15,8%.

Рис. 3.2. Критерий «Повышение квалификационной категории и профессиональной компетентности учителя, повышение качества содержания образовательного процесса» на констатирующем и контрольном этапах исследования (проценты, %) (тест «Какой я педагог» (модификация Р.Р. Калининой))

Рис. 3.3. Критерий «Сдвиг педагогического стиля учителя от либеральных и авторитарных форм взаимодействия с детьми к демократическим формам» на констатирующем и контрольном этапах исследования (проценты, %) (опросник по определению стиля общения педагога с детьми)

Рис. 3.4. Критерий «Рост способности педагога к творческому саморазвитию»на констатирующем и контрольном этапах исследования (проценты, %) (методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина))

Рис. 3.5. Критерий «Сдвиг ориентированности педагога с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми» на констатирующем и контрольном этапах исследования (проценты, %) (методика диагностики ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную и личностную модель взаимодействия с детьми (автор В.Г. Маралов))

Рис. 3.6. Средний процент педагогической успешности экспериментальной группы педагогов наконстатирующем и контрольном этапах исследования

Таким образом, в ходе эксперимента нами была подтверждена следующая гипотеза исследования: развитие педагогической успешности работы учителя начальных классов идет эффективнее при опоре работы педагога на следующие психолого-педагогические условия его деятельности:

  • повышение квалификационной категории и профессиональной компетентности учителя;

  • повышение качества содержания образовательного процесса;

  • сдвиг педагогического стиля учителя от либеральных и авторитарных форм взаимодействия с детьми к демократическим формам;

  • сдвиг ориентированности педагога с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;

  • рост способности педагога к творческому саморазвитию.

Вывод

Исследование формирования профессиональной успешности 30 учителей было проведено на базе нескольких средних школ г. Мелитополя (на основе следующей гипотезы: развитиепедагогической успешности работы учителя начальных классов идет эффективнее при опоре работы педагога на следующие психолого-педагогические условия его деятельности:

  • повышение квалификационной категории и профессиональной компетентности учителя;

  • повышение качества содержания образовательного процесса;

  • сдвиг педагогического стиля учителя от либеральных и авторитарных форм взаимодействия с детьми к демократическим формам;

  • сдвиг ориентированности педагога с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;

  • рост способности педагога к творческому саморазвитию.

Методики исследования – сборник диагностических методик развития профессиональной успешности учителя:

1. Тест «Какой я педагог» (модификация Р.Р. Калининой);

2. Опросник по определению стиля общения педагога с детьми;

3. Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина);

4. Методика диагностики ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную и личностную модель взаимодействия с детьми (автор В.Г. Маралов).

Исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Динамика (полезный прирост) изменений профессиональной успешности учителей (проценты, %) на констатирующем и контрольном этапах исследования были следующие:

1. Произошло повышение квалификационной категории и профессиональной компетентности учителя, повышение качества содержания образовательного процесса (тест «Какой я педагог» (модификация Р.Р. Калининой)) на 9,8%;

2. Произошел сдвиг педагогического стиля учителя от либеральных и авторитарных форм взаимодействия с детьми к демократическим формам (опросник по определению стиля общения педагога с детьми) на 35,0%;

3. Произошел рост способности педагога к творческому саморазвитию (методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина)) на 9,8%;

4. Произошел сдвиг ориентированности педагога с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми (методика диагностики ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную и личностную модель взаимодействия с детьми (автор В.Г. Маралов)) – 8,6%;

5. Средний процент педагогической успешности экспериментальной группы педагогов в процессе исследования – 15,8%.

Таким образом, в ходе эксперимента представленная гипотеза исследования была подтверждена.

Список литературы

  1. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н.Ф. Голованова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 372 с.

  2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник для вузов / Г.М. Коджаспирова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 711 с.

  3. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 400 с.

  4. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л.С. Подымова [и др.]; под общей редакцией Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 227 с.

  5. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для вузов / И.П. Подласый. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 575 с.

  6. Психология и педагогика: учебник для вузов / В.А. Сластенин [и др.]. – М.: Юрайт, 2023. – 541 с.

  7. Савенков, А.И. Педагогика. Исследовательский подход: учебник и практикум для вузов / А.И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 400 с.

  8. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 406 с.

  9. Юркина, Л.В. Педагогика. Практикум: учебное пособие для вузов / Л.В. Юркина. – М.: Юрайт, 2024. – 136 с.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В статье были сформулированы психолого-педагогические условия успешной работы учителя начальных классов. В данной работе были рассмотрены взаимосвязи психолого-педагогических условий успешности работы учителя начальных классов и таких параметров, как повышение квалификационной категории и профессиональной компетентности учителя; повышение качества содержания образовательного процесса; сдвиг педагогического стиля учителя от либеральных и авторитарных форм взаимодействия с детьми к демократическим формам; сдвиг ориентированности педагога с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми; рост способности педагога к творческому саморазвитию.
0 ₽