РАЗРАБОТКА ВСЕРОССИЙСКОГО УРОКА АСТРОНОМИИ В 8 «Е»
ПО ТЕМЕ «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.
ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»
Тема: Космическое путешествие. Планеты солнечной системы.
Класс: 8 класс
Цели:
Образовательные: расширение представления детей о космонавтике; изучение и повторение в игровой форме терминов и понятий, связанных с космосом.
Развивающие: развитие творческих способностей учащихся путём использования игровых элементов; создать активное взаимодействие учащихся в работе.
Воспитательные: формирование чувства патриотизма, воспитание морально-волевых качеств, дружбы, взаимопомощи.
Выяснить этапы освоения космоса в СССР в 50-60-е года, показать значение изобретений в области космонавтики, познакомить с личностью первого космонавта;
• систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космос ,планеты солнечной системы.
• способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей; • развивать память, внимание, стремление узнать новое.
Задачи:
- Дать знания о результате большой научной и исследовательской работы советских ученных в освоении космоса, о первом в мире полете человека в космос, о целях изучения космоса и планетах солнечной системы.
- Развивать познавательные способности, умение слушать рассказ, объяснение учителя и использовать изученный материал в работе, продолжать развивать зрительное восприятие, пополнять и обогащать словарный запас,
- Воспитывать чувство любви к своему Отечеству, восхищение мужеством и смелостью первого в мире космонавта .
Тип урока: игра - путешествие .Комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор, экран, ракеты (макеты), доклады и подделки детей.
Методы, применяемые на занятии:
• видеометод (на протяжении всего мероприятия)
• словесный
• практический
• проблемно-поисковый (сбор материала)
• самоконтроль и взаимоконтроль (закрепление изученного )
Формы работы:
• фронтальная
• индивидуальная
Ход занятия
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы и цели.
Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас принять участие в «Космическом путешествии по нашей Галактике».
В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
(В. Степанов)
Учитель: Ребята, а на какой планете мы с вами живем?
Ученики: Земля.
Учитель: Для того чтобы отправиться в путешествие нам необходим транспорт, т.е. ……
Ученики: Ракета.
Учитель: У каждой ракеты есть свое название, например:
12 апреля 1961 — совершён первый полёт человека в космос (Юрий Гагарин) на корабле Восток-1.
12 августа 1962 — совершён первый в мире групповой космический полёт на кораблях Восток-3 и Восток-4. Максимальное сближение кораблей составило около 6.5 км.
16 июня 1963 — совершён первый в мире полёт в космос женщины -космонавта (Валентина Терешкова) на космическом корабле Восток-6.
12 октября 1964 — совершил полёт первый в мире многоместный космический корабль Восход-1.
18 марта 1965 — совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля Восход-2.
Вопросы и ответы детей.
-Что такое Вселенная?
- Что такое Галактики?
- Что такое кометы?
- Что такое звёзды?
- Что такое Солнце?
- Что такое планеты?
- Что такое Луна?
- Какие животные побывали в космосе?
- Кто был первым космонавтом, побывавшим в космосе?
- Как происходит жизнь и работа на космических станциях?
- Что такое орбитальная станция «Мир»?
- Как люди покоряли космос?
- Кто такой космонавт?
- Что такое скафандр?
- Кто такой Королёв?
3. Работа по теме
А результатом нашей работы эта презентация «Дорога в космос».
Её мы предлагаем Вашему вниманию…
Ребята, вы должны внимательно слушать и запомнить то, что будут говорить ваши товарищи.
И так мы начинаем. Доклады детей.
Вселенная.
Вселенная – это необъятный мир за пределами Земли.
Вселенная образовалась в результате так называемого Большого взрыва 15
млрд. лет назад.
Из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды,галактики, кометы и другие небесные тела.
Галактики.
Галактики – это гигантские скопления звёзд, газа и пыли, удерживаемые
вместе силой притяжения.
Галактики вращаются вокруг центральной точки.
Во вселенной миллиарды галактик и в каждой от одного до десятков
миллиардов звёзд.
Галактики располагаются группами, образуя скопления из сотен и тысяч
галактик.
Звёзды.
Звёзды, сияющие в ночном небе – тела из раскалённого газа.
Звёзды изучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн.
градусов.
Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми,
оранжевыми или красноватыми.
Яркость звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда,
тем ярче она кажется.
Кометы.
Кометы – это небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и
камней.
Они обращаются вокруг Солнца по сильно вытянутым эллиптическим
орбитам.
Проходя вблизи Солнца, комета теряет в сутки один см толщины своей
оболочки.
Любой комете со временем суждено исчезнуть.
Солнце.
Солнце – это звезда, самая близкая к Земле.
Солнце – это гигантский шар из раскалённых газов.
Солнце это центр Солнечной системы, частью которой является и Земля.
Солнце образовалось около 5 млрд. лет назад. И ещё столько же лет будет
светить.
Солнце вращается вокруг своей оси.
Планеты.
Вокруг Солнца движутся 9 планет с 68 спутниками, миллиарды астероидов,
метеоритов и комет, а также огромное количество пыли и газа.
Вокруг Солнца движутся девять больших планет.
Каждая планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца.
Солнце вместе с большими и маленькими планетами составляет Солнечную систему.
Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ.
Космонавты на другие планеты не летали. Их изучение ведётся с помощью
автоматических межпланетных станций.
Луна.
Луна – не звезда и не планета, большой каменный шар, в несколько раз
меньше Земли.
Она спутник Земли, самое близкое к Земле небесное тело.
На Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить.
На поверхности Луны днём бывает - жара до 130 градусов, а ночью – мороз до 170 градусов.
Луна движется вокруг Земли и обходит ее за месяц.
Интерес к космосу.
Учёные хотели знать, с чем столкнётся человек в космосе.
Первыми «космонавтами» - разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы.
Первая маленькая мышка - «космонавт» пробыла над Землёй почти целые
сутки.
Но тогда ещё учёные не умели возвращать космические корабли на Землю.
Собаки в космосе.
Первая собака, отправленная в космос, была Лайка. 3 ноября 1957 года на
Лайку надели специальный скафандр, для неё построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. Но Лайка из космоса не вернулась.
19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и
Стрелка. 20 августа на территории СССР совершил мягкую посадку
спускаемый аппарат с собаками. Впервые в мире живые существа, побывав в
космосе, возвратились на Землю.
Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
Обезьяны в космосе.
В 1969 году американцы запустили свой первый биологический спутник с
обезьяной Бони. Но к сожалению, на пятые сутки полёта приборы
зафиксировали у Бони резкое падение температуры. Животное вернули на
Землю, но спасти ее не удалось.
7 января 1997 года завершился полёт спутника «Бион – 11». В течении 14
суток в космосе находились две обезьяны Крош и Мультик. По заключению
специалистов, все эксперименты прошли успешно.
Био - объекты вернулись на землю и сегодня ученые ведут обработку
полученной информации.
Юрий Гагарин.
Родился в небольшом городке Гжатске в 1934 году. Рос подвижным
любознательным мальчиком, с детства мастерил самолётики.
Увлечение небом привело в Военное Авиационное училище в Оренбурге.
В 1960 году начал готовиться к полёту в космос.
12 апреля 1961 года космический корабль «Восток» был запущен с
космодрома Байконур.
Облетел вокруг Земли один раз за 108 минут.
Этот полёт доказал, что человек может подняться в космос, и невредимым
вернуться на Землю.
Покорение космоса.
После Гагарина в космос летали сотни людей.
В 1965 году Советский космонавт Алексей Леонов первым вышел в
открытый космос.
В 1969 году американец Нейл Армстронг впервые ступил на Луну.
Американцы высаживались на Луну ещё пять раз, они сделали много ценных наблюдений.
Первая женщина космонавт – Валентина Терешкова.
Орбитальная станция «Мир».
В 1971 году наша страна создала первую постоянную орбитальную станцию «Салют».
Орбитальная – это значит летающая вокруг Земли.
Орбитальная космическая станция «Мир» создана на базе конструкции
станции «Салют», выведена на орбиту 20февраля 1986 года.
По сравнению с «Салютом» на станции увеличена мощность системы
электропитания, созданы более комфортные условия для работы и отдыха
космонавтов.
Станция использовалась в течение 15 лет. В 2001 году была затоплена в
Тихом океане.
Жизнь и работа на космической станции.
На орбитальной станции всё устроено так, чтобы космонавты не ощущали
гравитации.
В лабораториях сделаны специальные скобы для ног, чтобы космонавты
смогли устоять длительное время при выполнении экспериментов.
Все продукты находятся в вакуумной упаковке или консервной банке, а пить можно только через трубочку.
Спят космонавты в специальных спальных мешках, пристёгнутых к кровати.
Особая профессия космонавт.
Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и
работает на ней в космосе.
Начало этой профессии было положено полётом первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина.
Космонавт – это исследователь. Каждый день на орбите – это
экспериментальная работа в космической лаборатории.
Космонавт выполняет роль биолога, проводя наблюдения за живыми
организмами.
Космонавт – медик, когда участвуют в медицинских исследованиях здоровья членов экипажа.
Космонавт- это строитель, монтажник.
Скафандр.
В космосе нет воздуха, необходимого для дыхания.
Там очень холодно в тени, и очень высокая температура на освещенной
солнцем стороне.
Скафандр должен не только защищать и поддерживать жизнь человека, но и быть удобным для работы.
Скафандр оснащён многими карманами, каждый из которых имеет
своё назначение.
В комплект снаряжения входят: оболочка, шлем, перчатки, ботинки.
Российские скафандры самые надёжные в мире.
Скафандр весит около 50 кг, а шлем 4 кг.
Сергей Павлович Королёв.
Российский учёный и конструктор, академик, дважды Герой
Социалистического труда.
Под его руководством созданы баллистические и геофизические ракеты,
первые искусственные спутники Земли, космические корабли «Восток»,
«Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт
человека и выход человека в космос.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Молодцы!
Мы уже узнали очень многое, но ещё больше существует того, что мы не знаем о космосе. В ближайшем будущем мы узнаем больше о необъятных возможностях нашей Вселенной.
4. Физминутка.
5.Просмотр фильма «Планеты Солнечной системы»
6. Самоконтроль, самоанализ.
А теперь проверьте себя сами. Для чего я предлагаю вам поучаствовать в
викторине.
ВИКТОРИНА.
1. Необъятный мир за пределами Земли? (Вселенная)
2. Звезда – самая близкая к Земле? (Солнце)
3. Человек, который испытывает космическую технику? (Космонавт)
4. Сколько весит скафандр? (50 кг)
5. Когда мы отмечаем день космонавтики? (12 апреля) Почему? (В этот день
первый человек побывал в космосе)
6. Гигантский шар из раскалённых газов? (Солнце)
7. Небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и газа? ( Кометы)
8. Первый космонавт, побывавший в космосе? (Гагарин)
9. Есть ли жизнь на других планетах? (Нет)
10.Когда образовалось Солнце? (Около 5 млрд. лет назад)
11.Назовите имена обезьян побывавших в космосе? ( Крош и Мультик)
12.Орбитальная станция, использованная в течении 15 лет? (Мир)
13.В чем спят космонавты в космосе? (В спальных мешках, пристёгнутых к
кровати)
14.Первые собаки, побывавшие в космосе? (Белка и Стрелка)
15.Их цвет зависит от температуры и величины? (Звёзд)
16.Спутник Земли? (Луна)
17.Под его руководством созданы ракеты, космические корабли? (Королёв)
18.Где была затоплена орбитальная станция «Мир»? (В Тихом океане)
19.Сияющие в ночном небе тела из раскалённого газа? (Звёзды)
20.Образовалась в результате так называемого Большого взрыва? (Вселенная)
6.Рефлексия:
- Что на ваш взгляд показалось интересным?
- Что запомнили?
- А нужны ли человеку знания о космосе? Зачем?