Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Литература
  3. Урок литературы в 6 классе по теме "Русские былины: жанровые особенности и система образов"

Урок литературы в 6 классе по теме "Русские былины: жанровые особенности и система образов"

Урок литературы в 6 классе по теме "Русские былины: жанровые особенности и система образов" Былины входят в категорию устной литературы и были передаваемы из поколения в поколение устно. Они возникли в древние времена как художественное отражение истории и культуры русского народа. На уроке рассматриваются основные жанровые особенности былин и характеристика наиболее известных русских былинных богатырей.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Урок литературы в 6 классе по теме "Русские былины: жанровые особенности и система образов"

Цели урока:

1. Предметная: ознакомить учащихся с жанровыми особенностями русских былин и системой образов, чтобы углубить их знания о данном литературном жанре.

2. Личностная: развивать интерес учащихся к русской литературе через изучение и анализ работы над текстами былин, формирование умения видеть красоту и богатство русского языка.

3. Метапредметная: развивать у учащихся навыки анализа литературных произведений, способность к обобщению и критическому мышлению не только в литературе, но и в других областях знаний.

I. Организационный момент

- Приветствие учащихся.

- Проверка готовности учебных материалов.

II. Введение в тему

1. Объяснение понятия "былина":

- Былина - это литературный жанр, характерный для русской устной народной поэзии. Былины являются эпическими произведениями, в которых описываются подвиги героев, основные события часто связаны с борьбой с врагами и победами народных героев.

2. История возникновения былин:

- Былины входят в категорию устной литературы и были передаваемы из поколения в поколение устно. Они возникли в древние времена как художественное отражение истории и культуры русского народа.

3. Рассказ об основных жанровых особенностях былин:

- Жанровые особенности былин включают в себя следующее:

а) Эпический характер текста, представление о героях как о величавых и могучих людях.

б) Ритмичность и повторяемость структуры, что позволяет легко запоминать и передавать тексты устно.

в) Наличие типичной сюжетной линии, герои встречают препятствия, сражаются с врагами и в конце побеждают.

г) В построении былин присутствует обилие эпических приемов, метафор и эпитетов, что создает особую художественную атмосферу.

III. Основная часть

1. Разбор основных образов былин:

- Богатыри: главные герои былин, сильные и отважные воины, обладающие сверхъестественными способностями. Основная задача богатыря - защищать свой народ и совершать подвиги.

- Враги: представители зла и порока, с которыми богатыри сражаются. Они могут быть в виде чудовищ, захватчиков или других негативных персонажей.

- Помощники: персонажи, которые помогают богатырю в выполнении его задач. Они могут быть мудрыми старцами, сильными воинами или волшебными существами.

2. Обсуждение функций каждого образа в сюжете былины:

- Богатыри выполняют функцию защитников и героев, воюющих за свободу и благополучие народа.

- Враги создают напряженность в сюжете и служат препятствием на пути богатыря к его цели.

- Помощники помогают богатырю преодолеть трудности и добиться успеха.

Давайте рассмотрим некоторых известных русских богатырей и их характеристику:

1. Илья Муромец:

- Илья Муромец - один из самых известных русских богатырей, символ силы и доблести. Он изображается как сильный и могучий воин, способный совершать невероятные подвиги. Илья Муромец часто наделен добрым сердцем и мудростью, он защищает свой народ от врагов и злодеев.

2. Алеша Попович:

- Алеша Попович - другой известный русский богатырь, отличающийся храбростью и смелостью. Он изображается как ловкий и проворный воин, обладающий умением использовать свою силу и смекалку для победы. Алеша Попович также славится своей добродетелью и верностью.

3. Добрыня Никитич:

- Добрыня Никитич - еще один известный русский богатырь, изображаемый как мудрый и справедливый воин. Он отличается силой и решительностью, но также готов прийти на помощь слабым и защищать справедливость. Добрыня Никитич символизирует доброту и честность.

Эти три богатыря - Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич - являются выдающимися героями русских былин, каждый из них обладает уникальными чертами характера, которые делают их легендарными и уважаемыми в русской культуре.

3. Анализ примеров былин в тексте:

- Примеры конкретных былин будут использоваться для демонстрации образов богатырей, врагов, помощников, а также для более глубокого понимания жанровых особенностей и сюжетных ходов былин.

- Учащиеся будут приглашены анализировать тексты, выявлять присутствие основных образов и обсуждать их значение для развития сюжета былины.

Пример 1: "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"

- В данной былине главным героем является Добрыня Никитич, который сражается с злобным драконом Змеем Горынычем, угрожающим жителям города. Добрыня Никитич изображается как сильный и храбрый воин, готовый пойти на подвиг во имя спасения своего народа.

- Змей Горыныч - символ зла и угрозы, он является препятствием на пути Добрыни Никитича. Сражение между ними представлено как эпическое событие, полное напряжения и драматизма.

Пример 2: "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

- Эта былина рассказывает о подвигах Ильи Муромца, который сражается с опасным противником - Соловьем-разбойником, чудовищным существом, нападающим на людей и разрушающим мир.

- Илья Муромец изображается как могучий богатырь, не только сильный воин, но и человек благородный и добрый. Он сражается ради защиты своих земляков от угрозы.

Пример 3: "Алеша Попович и Тугарин Змей"

- В этой былине рассказывается о схватке Алеши Поповича с могущественным драконом Тугарином Змеем, который угрожает мирным жителям. Алеша Попович изображается как хитрый и умный богатырь, который находит способы победить врага не только силой, но и сообразительностью.

- Тугарин Змей представлен как существо злобное и жестокое, символизирующее опасность и разрушение. Его схватка с Алешей Поповичем становится тем главным событием былины, которое наглядно демонстрирует победу добра над злом.

Анализ этих былин помогает понять, как каждая из них отражает темы борьбы, доблести и победы, а также как образы героев и врагов используются для передачи ценностей и моральных уроков в русской эпической поэзии. Кроме того, через былины передаются традиции и культурные ценности русского народа.

IV. Рефлексия

- Ученикам предлагается провести интервью друг с другом, где они задают вопросы о своих впечатлениях и понимании темы урока. Это упражнение позволяет учащимся проявить гибкость мышления, аналитические способности и умение выражать свои мысли устно.

V. Домашнее задание

- Прочитать понравившуюся былину и выделить основные жанровые особенности.

- Создать рисунок-иллюстрацию к прочитанной былине.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Урок литературы в 6 классе по теме "Русские былины: жанровые особенности и система образов" Былины входят в категорию устной литературы и были передаваемы из поколения в поколение устно. Они возникли в древние времена как художественное отражение истории и культуры русского народа. На уроке рассматриваются основные жанровые особенности былин и характеристика наиболее известных русских былинных богатырей.
0 ₽
Нейросети, или искусственные нейронные сети, представляют собой математические модели, являющиеся продуктом человеческого мозга. Они состоят из соединенных и взаимодействующих искусственных нейронов, которые способны обрабатывать сложные данные и выполнять разнообразные задачи. В современном обществе нейросети играют всё более заметную роль в различных сферах, таких как медицина, финансы, технологии, и, конечно же, образование.
0 ₽