Урок литературы в 6 классе по теме "Русские былины: жанровые особенности и система образов"
Цели урока:
1. Предметная: ознакомить учащихся с жанровыми особенностями русских былин и системой образов, чтобы углубить их знания о данном литературном жанре.
2. Личностная: развивать интерес учащихся к русской литературе через изучение и анализ работы над текстами былин, формирование умения видеть красоту и богатство русского языка.
3. Метапредметная: развивать у учащихся навыки анализа литературных произведений, способность к обобщению и критическому мышлению не только в литературе, но и в других областях знаний.
I. Организационный момент
- Приветствие учащихся.
- Проверка готовности учебных материалов.
II. Введение в тему
1. Объяснение понятия "былина":
- Былина - это литературный жанр, характерный для русской устной народной поэзии. Былины являются эпическими произведениями, в которых описываются подвиги героев, основные события часто связаны с борьбой с врагами и победами народных героев.
2. История возникновения былин:
- Былины входят в категорию устной литературы и были передаваемы из поколения в поколение устно. Они возникли в древние времена как художественное отражение истории и культуры русского народа.
3. Рассказ об основных жанровых особенностях былин:
- Жанровые особенности былин включают в себя следующее:
а) Эпический характер текста, представление о героях как о величавых и могучих людях.
б) Ритмичность и повторяемость структуры, что позволяет легко запоминать и передавать тексты устно.
в) Наличие типичной сюжетной линии, герои встречают препятствия, сражаются с врагами и в конце побеждают.
г) В построении былин присутствует обилие эпических приемов, метафор и эпитетов, что создает особую художественную атмосферу.
III. Основная часть
1. Разбор основных образов былин:
- Богатыри: главные герои былин, сильные и отважные воины, обладающие сверхъестественными способностями. Основная задача богатыря - защищать свой народ и совершать подвиги.
- Враги: представители зла и порока, с которыми богатыри сражаются. Они могут быть в виде чудовищ, захватчиков или других негативных персонажей.
- Помощники: персонажи, которые помогают богатырю в выполнении его задач. Они могут быть мудрыми старцами, сильными воинами или волшебными существами.
2. Обсуждение функций каждого образа в сюжете былины:
- Богатыри выполняют функцию защитников и героев, воюющих за свободу и благополучие народа.
- Враги создают напряженность в сюжете и служат препятствием на пути богатыря к его цели.
- Помощники помогают богатырю преодолеть трудности и добиться успеха.
Давайте рассмотрим некоторых известных русских богатырей и их характеристику:
1. Илья Муромец:
- Илья Муромец - один из самых известных русских богатырей, символ силы и доблести. Он изображается как сильный и могучий воин, способный совершать невероятные подвиги. Илья Муромец часто наделен добрым сердцем и мудростью, он защищает свой народ от врагов и злодеев.
2. Алеша Попович:
- Алеша Попович - другой известный русский богатырь, отличающийся храбростью и смелостью. Он изображается как ловкий и проворный воин, обладающий умением использовать свою силу и смекалку для победы. Алеша Попович также славится своей добродетелью и верностью.
3. Добрыня Никитич:
- Добрыня Никитич - еще один известный русский богатырь, изображаемый как мудрый и справедливый воин. Он отличается силой и решительностью, но также готов прийти на помощь слабым и защищать справедливость. Добрыня Никитич символизирует доброту и честность.
Эти три богатыря - Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич - являются выдающимися героями русских былин, каждый из них обладает уникальными чертами характера, которые делают их легендарными и уважаемыми в русской культуре.
3. Анализ примеров былин в тексте:
- Примеры конкретных былин будут использоваться для демонстрации образов богатырей, врагов, помощников, а также для более глубокого понимания жанровых особенностей и сюжетных ходов былин.
- Учащиеся будут приглашены анализировать тексты, выявлять присутствие основных образов и обсуждать их значение для развития сюжета былины.
Пример 1: "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"
- В данной былине главным героем является Добрыня Никитич, который сражается с злобным драконом Змеем Горынычем, угрожающим жителям города. Добрыня Никитич изображается как сильный и храбрый воин, готовый пойти на подвиг во имя спасения своего народа.
- Змей Горыныч - символ зла и угрозы, он является препятствием на пути Добрыни Никитича. Сражение между ними представлено как эпическое событие, полное напряжения и драматизма.
Пример 2: "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
- Эта былина рассказывает о подвигах Ильи Муромца, который сражается с опасным противником - Соловьем-разбойником, чудовищным существом, нападающим на людей и разрушающим мир.
- Илья Муромец изображается как могучий богатырь, не только сильный воин, но и человек благородный и добрый. Он сражается ради защиты своих земляков от угрозы.
Пример 3: "Алеша Попович и Тугарин Змей"
- В этой былине рассказывается о схватке Алеши Поповича с могущественным драконом Тугарином Змеем, который угрожает мирным жителям. Алеша Попович изображается как хитрый и умный богатырь, который находит способы победить врага не только силой, но и сообразительностью.
- Тугарин Змей представлен как существо злобное и жестокое, символизирующее опасность и разрушение. Его схватка с Алешей Поповичем становится тем главным событием былины, которое наглядно демонстрирует победу добра над злом.
Анализ этих былин помогает понять, как каждая из них отражает темы борьбы, доблести и победы, а также как образы героев и врагов используются для передачи ценностей и моральных уроков в русской эпической поэзии. Кроме того, через былины передаются традиции и культурные ценности русского народа.
IV. Рефлексия
- Ученикам предлагается провести интервью друг с другом, где они задают вопросы о своих впечатлениях и понимании темы урока. Это упражнение позволяет учащимся проявить гибкость мышления, аналитические способности и умение выражать свои мысли устно.
V. Домашнее задание
- Прочитать понравившуюся былину и выделить основные жанровые особенности.
- Создать рисунок-иллюстрацию к прочитанной былине.