Урок математики в 6 классе «Пропорция»
Ход урока
Мотивационно-организационный (2 мин.)
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Методы: словесный – фронтальная беседа; наглядный – слайд с эпиграфом, психологический настрой.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1). В школе прозвенел звонок. Начинаем наш урок. На меня вы посмотрите и немного улыбнитесь. - Сегодня к нам пришли гости и как гостеприимные хозяева давайте подарим им свои улыбки. - Здравствуйте дети! Что я вам пожелала словом здравствуйте - Да когда люди здороваются. Они желают здоровья. А чтобы быть здоровым надо соблюдать правила ЗОЖ. - У нас сегодня с вами необычный урок – урок математики и ЗОЖ. -Эпиграфом к нашему уроку пусть служит народная мудрость (слайд № 2) - Повторяйте за мной: «Я умею думать, я умею рассуждать. Что полезно для здоровья, то и буду выбирать». У меня всё получится! 2). Давайте проверим готовность к уроку (ручки, тетради, подпишите листы самооценки, познакомьтесь с их содержанием) и на каждом этапе урока оцените свою работу. | Приветствуют учителя, гостей Ответ учащихся: здоровье Повторяют слова эпиграфа за учителем Проверяют готовность к уроку. Подписывают листы самооценки. |
Результат: готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к учебной деятельности.
Актуализация знаний (10 мин.)
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: понятие пропорции, нахождение неизвестного члена пропорции, пропорциональность величин; зафиксировать затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний: решение задачи с помощью пропорции.
Методы:словесный – фронтальный диалог, деятельностный,
ЗОЖ – как здорово звучит. А что же это значит. Хотим вас научить. К нам на урок пришли (слайд № 3): Олимпийский мишка, Доктор Айболит, Мойдодыр, Волк и Заяц из «Ну, погоди!» с математическими заданиями, выполняя которые вы откроете правила ЗОЖ. Задание № 1 от Олимпийского мишки (слайд № 4) Вычислите устно, подберите к ответам букву и расшифруйте слова (слайд) 1 слово: 1) 1 : 4; 2) 5 ∙ 7; 3) 9 : 2; 4) 6 ∙ 8; 5) 8 ∙ 9; 6) 56 : 7; 7) 96 : 6; 8) 1 : 2; 9) 51 : 3; 10) 7 ∙ 8 2 слово: 1) 0,5 ∙ 0,5; 2) 6 ∙ 12; 3) 72 : 4; 4) 1,5 ∙ 3; 5) 10 : 20; 6) 36 ∙ 2; 7) 14 ∙ 4
- Итак, закон ЗОЖ – правильное питание (фиксируется на доске) Задание № 2 от Мойдодыра на повторение темы «Пропорции» для каждой группы индивидуально: 1 и 2 группы: Заполните пропуски
3 группа: Ответьте устно на вопросы
5 группа:
= 6 группа:
=
Индивидуальное задание: Решите задачу: Чтобы сшить 4 юбки, необходимо 7,2 м ткани. Сколько метров ткани потребуется для 8 юбок? | Устная работа в парах. Решают вычислительные примеры, отгадывают слова «правильное питание» Работа в группах (повторение определений, правил на решение пропорций) Представление групп – 1 человек из группы у доски (отвечают на вопросы заданий, рассказывают решение) Один ученик читает записку «Ребята, соблюдайте личную гигиену» Решают задачу, предлагают традиционный способ решения |
Результат: учащиеся повторили понятия, связанные с пропорцией и зависимостью величин, зафиксировали затруднения в деятельности.
Выявление причины затруднения
Цель:организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, затруднение в учебной деятельности; согласовать цель и тему урока.
Методы: Запишите на доске арифметический метод по действиям и метод использования порциональной зависимости величин.
- Сколько шагов вам необходимо было сделать, чтобы решить задачу? - Можно ли эту задачу решить в один шаг? - Почему нельзя сразу ответить на этот вопрос? - С каким затруднением мы попробуем справиться. Какую цель поставим перед собой? - На какую зависимость величин данная задача? - Сформулируйте тему урока. | Двое учащихся у доски показывают и объясняют решение: Iспособ:
II способ: В задаче присутствуют прямо пропорциональная зависимость: Во сколько раз увеличится число юбок, во столько же раз увеличится количество метров
Работают фронтально. Отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы. Цель: Найти способ решения задачи в 1 шаг. Тема: новый способ решения задач на прямую пропорциональность. |
Результат: сформулирована и зафиксирована проблема, цель и тема урока
Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта.
Цель:Открытие знаний о решении задач методом пропорции.
Методы: учебный диалог при фронтальной работе, проблемно-поисковый при групповой работе.
- Так как арифметическим способом мы уже решили эту задачу, то каким ещё способом можно попробовать её решить? - Что называют уравнением? - Какие у вас предложения по введению переменной? - Составьте схематическую модель соответствующих величин. - Определите вид пропорциональной зависимости. - Составьте соотношение в виде математической модели, что мы получили? - Решите пропорцию: - Как можно назвать метод, которым мы решили задачу. - Мы достигли поставленной цели? Мы нашли новый способ решения? Уточните тему урока. - Так как мы нашли новый способ решения задач на прямую пропорциональность, то составим для этого способа алгоритм. - Поработаем в группах. Вспомните все шаги решения задачи и зафиксируйте их на формате А3 в виде схемы или плана решения. - Обсудим предложенные алгоритмы и выберем оптимальный. - Сравним с алгоритмом на слайде | Предполагаемые ответы: - Можно решить задачу с помощью уравнения. - Равенство, содержащее неизвестную (переменную) величину. - Обозначим за х, то что необходимо найти, т.е. стоимость 8 юбок. - 4 юбки – 7,2 м (ученик записы 8 юбок – х м вает на доске) - прямо пропорциональные величины = – пропорция (ученик записывает на доске) х = = 14,4(м) - метод пропорции Учащиеся отвечают на вопросы - Решение задач методом пропорции. Работа в группах на рабочих листах (по 1 из группы зачитывают алгоритм) Обсуждение предложенных алгоритмов. Выбор оптимального. |
Результат: В ходе делового сотрудничества учащиеся открывают новые знания, представляют единый алгоритм решения задач.
Физкультминутка.
Цель: Снятие усталости, смена деятельности, развитие концентрации внимания и координации движения.
- Заяц из «Ну, погоди!» предлагает выполнить физические упражнения. Мультфильм. - О каком законе ЗОЖ мы не должны забывать. Фиксирует на доске 3-й закон ЗОЖ «Занятие физической культурой» | Выполняют физические упражнения. Предполагаемый ответ: Занятие физической культурой |
Результат: Коррекция осанки, тренировка собранности учащихся. Самооценка собственной внимательности и координации.
Первичное закрепление.
Цель:зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Методы: проговаривание и практическое применение алгоритма решения задач при фронтальной работе и работе в парах.
Решите задачи от Айболита. (слайд) 1). В сметане содержится кальций – витамин необходимый нашему организму. Для приготовления 4 порций салата требуется 50г сметаны. Сколько грамм сметаны потребуется на 10 порций салата? Масса одного киви в среднем составляет 100 г, в нём содержится 90 мг витамина С. Сколько штук киви надо съесть больному простудой, если для быстрого выздоровления ему нужно употребить не менее 630 мг витамина С. - О каком правиле ЗОЖ вам говорит Айболит в своих задачах? | Ученик у доски проговаривает решение в соответствии с составленным алгоритмом. Учащиеся записывают решение в тетради: 4 пор – 50 г 10 пор – х = х = х = 125 г Ответ: потребуется 125 г сметаны. Решают в парах с проверкой по подробному образцу. (приложение) Один учащийся с обратной стороны доски самостоятельно записывает решение Предполагаемый ответ: Употребление витаминов |
Результат: учащиеся воспроизводят алгоритм решения, применяют его на практике.
Самостоятельная работа.
Цель:проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Методы:
- Волк из «Ну, погоди!» предлагает вам самостоятельно решить одну из 2-х задач на выбор - Решая задачи волка, о каком законе ЗОЖ мы не должны забывать. Фиксирует на доске 5-ый закон ЗОЖ «Нет вредным привычкам» | Проверяют работу по эталону. Исправляют ошибки, анализируют, выясняют их причины Предполагаемый ответ: Нет вредным привычкам |
Результат: учащиеся проверяют своё умение применять алгоритм при решении задач, сопоставляют своё решение с эталоном для самопроверки, осознают всё ли понятно.
Включение в систему знаний и повторение.
Цель:тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: решение задач на проценты методом пропорции.
Методы: словесный (учебный диалог), наглядный (демонстрация решений), анализ, сравнение, самооценка.
- Работаем в группах. - Решите одну из задач на проценты методом пропорции по выбору на формате А3 и представьте своё решение на доске. 1). Масса сушёных яблок составляет 12% массы свежих яблок. Сколько нужно взять свежих яблок, чтобы получилось 48 кг сушёных. 2). Из овса получается 40% муки. Сколько муки получится из 26,5 тонн овса. | Обсуждение в группе по выбору задачи. Работа в группах. Один из участников в группе представляет своё решение. х кг - 100% 48 кг – 12%
х = 48 ∙ 100/ 12 = 400 кг Ответ: 400 кг свежих яблок 26,5 т - 100% х т – 40%
х = 26,5 ∙ 40/ 100 = 2,65 ∙ 4 = 10,6 т Ответ : 10,6 тонн муки |
Результат: учащиеся применили составленный алгоритм при решении задач на проценты.
Рефлексия.
Цель:тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: решение задач на проценты методом пропорции.
Методы: словесный (учебный диалог), наглядный (демонстрация решений), анализ, сравнение, самооценка.
- Ребята, наш урок подходит к завершению, вы хорошо потрудились. А теперь пришло время подвести итог. Скажите: - что нового узнали на уроке? - что использовали для «открытия нового знания» Я прошу вас оценить свою деятельность в листах самооценки. | Предполагаемые ответы: Задачи на прямую пропорциональность можно решать методом пропорции, задачи на проценты можно решать методом пропорции. Отмечают в листах самооценки собственную деятельность на уроке |
Результат: учащиеся зафиксировали новые знания, оценили собственную деятельность на уроке.
Включение в систему знаний и повторение.
Цель:осуществить постановку разноуровнего домашнего задания на выбор учащихся.
Методы:вариативности.
Решите на выбор любое задание: №1 №2. Составить и решить две задачи методом пропорции о ЗОЖ.. | Записывают домашнее задание в дневник |
Результат: выбор домашнего задания