Класс: 2
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема: «Периметр прямоугольника»
Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с разными способами нахождения периметра прямоугольника
Планируемые результаты:
Личностные
развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; умение анализировать свои действия и управлять ими.
Метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные)
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке.
Познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях (вслух говорит один, а другие внимательно слушают); отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; осуществлять работу в группе.
Предметные
вычислять периметр прямоугольника; решать задачи на нахождение периметра прямоугольника; анализировать ситуацию; выполнять учебное задание в соответствии с целью; осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | задача – результат каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД, формируемые на каждом этапе |
1.Мотивация к учебной деятельности | Подготовить учащихся к работе на уроке | 1.Приветствие «Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Жан-Жака Руссо. Удачи! В добрый путь за новыми знаниями! Присаживайтесь на свои места. 2. Проверьте готовность к уроку. 3. Откройте тетради и оформите начало классной работы. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Личностные: самоопределение к деятельности. Коммуникативные: установление взаимодействия учитель - ученик, ученик-ученик (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). |
2.Актуализация знаний учащихся | Готовность мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности | Прием «Ложная альтернатива» - Если в классе 14 мальчиков и 16 девочек, то сколько всего человек: 28 или 29? - Сколько будет, если к 5+7: 16 или 12? - Если верблюд поднял одну ногу, то сколько у него ног: 3 или 4? - Как подает голос утенок: «мяу» или «гав»? - Если вчера был вторник, а завтра четверг, то сегодня пятница или суббота? - Если у фигуры 3 вершины, 3 угла и 3 стороны, то это квадрат или треугольник? - Если у квадрата отрезать один угол, то сколько у него останется углов: 2 или 3? | Ответы учащихся | Регулятивные: внесение корректив в своё действие, умение выдвигать версии. Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения. |
3.Постановка проблемы | Организовать и направить к цели познаватөльную деятельность учащихся | -Сколько существует способов нахождения периметра прямоугольника: 3 или 4? | Ребята строят разные предположения | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценка качества и уровня усвоения. |
4.Построение выхода из проблемной ситуации | Вычислите выражения. Вычислив выражения, у вас открылись буквы, из этих букв надо составить слово. Найди значение выражения. Расставь числа в порядке возрастания. Запиши получившееся слово. 4 8 - = 8 И ( 80 – 20 ) + 30 = Р + 30 = 88 Е 36 + (5+5) = М 2 +2+2+2+2 = Р 76 + = 80 Е 5 2 - = 50 П 40 + 30 = Т Числа: ____________________________________________ Слово: ____________________________________________ Оцените свою работу, отметив в листе достижений. - Какое слово получилось? Отгадайте, о какой фигуре пойдёт речь на уроке: «Я многоугольник, у меня 4 стороны (но равны только противоположные), и все углы прямые» Соедините эти слова и у вас получится тема нашего сегодняшнего урока. Сформулируем тему урока. Какую цель поставим себе на уроке? - Сегодня мы вспомним всё, что знаем об этой фигуре, закрепим наши знания и попытаемся с пользой их применить. Знакомство с происхождением понятия «периметр» и введением его буквенного обозначения. Что же такое периметр? И откуда пришло к нам это слово? Оказывается, в Древнем Египте границы земельных участков измерялись ходьбой, т.е. египтяне шли по границесвоегоучастка иизмерялиего.Здесьипоявилось слово «периметр». (Вывешиваю таблички со словами «пире» и «метрос».) «Пире»означает«ходить»,а «метрос»-«измерять»,т.е.измерять ходьбой. Периметр обозначается буквой Р латинского алфавита. В геометрии для нахождения периметра прямоугольника пользуются формулами. Обозначают одну сторону (длину) буквойа, а другую (ширину) – буквой в. | Работа в парах 1 оценивание «5» -правильно всё «4»- 1 ошибка «3» -2 ошибки Периметр Прямоугольник Периметр прямоугольника Научиться вычислять периметр прямоугольника Нахождение суммы длин сторон фигуры | Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Регулятивные: умение самостоятельно выделять и формулировать тему урока, умение высказывают свои версии, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. |
5.Открытие новых знаний | Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний | Сейчас вы будете работать в группах. С вами будут работать консультанты. Повторим правила работы в группе. Ваша задача с помощью консультантов вывести различные способы нахождения периметра прямоугольника и доказать их правильность. (Группам выдается лист с изображением прямоугольника 15 на 6 см, маркеры для записи.) Сравните способы решения. Сравните полученные результаты Значит, периметр прямоугольника мы можем находить любым способом. Но давайте подумаем, какой будет более рациональным? Почему? Оцените свою работу | 1.Быть активным. 2.Работать как одна команда. 3.Спорить только о главном. 4.Вместе прийти к единому решению. 1 группа. Мы находили периметр прямоугольника на основе определения периметра: периметр – это сумма длин сторон прямоугольника: 15 + 6 + 15 + 6 = 42 (см). P=а+b+а+b 2 группа. Мы вспомнили свойство прямоугольника: у прямоугольника противоположные стороны равны, поэтому, мы длину первой стороны умножили на 2, т.к. таких сторон две (15.2), длину второй стороны умножили на 2, т.к. и таких сторон тоже две (6.2) и полученные результаты сложили : 15.2 + 6.2 = 42 (см). P=а.2 + b.2 3 группа. Мы нашли сумму длины и ширины (15+6) и умножили на 2, т.к. противоположные стороны прямоугольника равны: (15 + 6) . 2 = 42 (см). P=(а.+b).2 Они отличаются Они одинаковы P=(а.+b).2 2 оценивание | Предметные: овладение умением находить периметр прямоугольника разными способами Регулятивные: формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Личностные: формирование эмоционального позитивного отношения к школе и учебной деятельности |
6.Физкультминутка | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Сколько здесь фигур зелёных, Сколько углов в фигуре жёлтой. Сколько в ромбе углов И за парты все уселись! | |||
7.Первичное закрепление | Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы | Сегодня в школу пришли письма! От кого они? (Айболит, Федора, Муха-Цокотуха) Что объединяет этих героев? Вы должны ответить на просьбу героев! И написать им ответ на листках в конвертах. Каждая группа представит свой ответ классу. Письмо от Мухи-Цокотухи. «Дорогие ребята! Я готовлюсь к празднику и хочу по верхнему краю стен комнаты повесить гирлянду. Комната имеет прямоугольную форму. Длина комнаты – 10 м, ширина 5 м. Какой длины будет гирлянда?» Письмо от Айболита «Дорогие ребят! Чтобы мои животные не болели, я построил для них спортивную площадку. Площадка имеет прямоугольную форму, длина – 30 м, ширина – 10 м. Площадку надо огородить забором. Какой длины будет забор?» Письмо от Федоры «Дорогие ребята! Я навела порядок в доме. В комнате, которая имеет прямоугольную форму, по верхнему краю обоев хочу наклеить красивую бумажную полоску с узором. Длина комнаты – 5 м, ширина – 3 м. Какой длины будет эта полоска?» Оцените свою работу | Представление ответов. Защита у доски. Выясняется, что обучающимся пришлось найти периметр комнаты и спортивной площадки, чтобы ответить на письма героев К.И. Чуковского. 3 оценивание | Регулятивные: формирование умения планировать свою деятельность формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других. формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. формирование и отработка умения согласованно работать в группах . Личностные: формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности. |
8.Самостоятельная работа с проверкой. | Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу | Решим задание в учебнике на странице 52 № 2. - Прочитайте задание. - Что нам надо сделать? - Что мы должны сделать сначала? - Берём линейки и чертим прямоугольник. Какой длины будет наш первый отрезок? -Как мы должны начертить вторую сторону, под каким углом? Как в тетради определить прямой угол? -Какова длина второй стороны прямоугольника? - Нам неизвестны длины ещё 2 сторон прямоугольника. Как нам узнать длины двух сторон прямоугольника? - Как найдём периметр прямоугольника? Можно воспользоваться формулой нахождения периметра прямоугольника. – Как ж Оцените свою работу | 4 см 3 см Противоположные стороны прямоугольника равны, значит, длины оставшихся сторон будут те же Ученик решает на обратной стороне доски, все в тетрадях. Проверка Р=(4+3) ×2=14 (см). Ответ:14 м. 4 оценивание | Регулятивные: умение планировать и организовывать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. |
9.Рефлексия | Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее | -Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили вначале урока. -Удалось ли нам достичь цели? -Какой способ нахождения периметра вам больше понравился, каким будете пользоваться при решении геометрических задач? За что бы вы сегодня себя похвалили бы на уроке? - Кто и в чём испытывал трудность в работе? Как вы оценили себя за урок в листах самооценки? | Научиться вычислять периметр прямоугольника Да P=(а.+b).2 Работа в листах самооценки | Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Регулятивные: самооценка |
10. Домашнее задание | Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения | Задание на выбор: 1.Найти периметр тетради на печатной основе по математике и записать решение в тетрадь. Или 2. Найти периметра прямоугольника, который у вас изображён в карточках. И задание для всех: ответить на вопрос. Людям, каких профессий необходимо знать способы нахождения периметра? |
Приложение 1
Лист самооценки | |||||
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | Оценка за урок |
Оценка работы |
Приложение 2
Найди значение выражения. Расставь числа в порядке возрастания. Запиши получившееся слово.
4 8 - = 8 И ( 80 – 20 ) + 30 = Р
+ 30 = 88 Е 36 + (5+5) = М
2 +2+2+2+2 = Р 76 + = 80 Е
5 2 - = 50 П 40 + 30 = Т
Числа: __________________________________________________
Слово: __________________________________________________
Приложение 3
Письмо от Мухи-Цокотухи.
«Дорогие ребята! Я готовлюсь к празднику и хочу по верхнему краю стен комнаты повесить гирлянду. Комната имеет прямоугольную форму. Длина комнаты – 10 м, ширина 5 м. Какой длины будет гирлянда?»
Письмо от Айболита
«Дорогие ребят! Чтобы мои животные не болели, я построил для них спортивную площадку. Площадка имеет прямоугольную форму, длина – 30 м, ширина – 10 м. Площадку надо огородить забором. Какой длины будет забор?»
Письмо от Федоры
«Дорогие ребята! Я навела порядок в доме. В комнате, которая имеет прямоугольную форму, по верхнему краю обоев хочу наклеить красивую бумажную полоску с узором. Длина комнаты – 5 м, ширина – 3 м. Какой длины будет эта полоска?»
Приложение 4
Домашняя работа
Вычислите периметр прямоугольника
Данный урок был проведен во 2 классе 28.02.2019 г.
Содержание учебного материала подобрано с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей учащихся.
Для снятия напряжения на уроке проводится физкультминутка и смена видов деятельности.
ходе урока идет формирование общеучебных умений:
учебно-организационных (организация учебного места, осуществление контроля и самоконтроля);
учебно-интеллектуальных (умение сравнивать, обобщать, выделять главное);
учебно-коммуникативных (умение слушать, работать в группах, выступать перед аудиторией)
Урок достиг своей цели, поставленные задачи выполнены.