Технологическая карта урока
Математики по учебнику М.И. Моро, М.А. Бантова
Класс: 4 Учитель: Пистунова И.П.
Тема: «Письменное вычитание из круглых многозначных чисел с переходом через несколько разрядов»
Цели урока:Научиться вычитать из круглых многозначных чисел с переходом через несколько разрядов
Предметные:
знание алгоритмов вычисления с многозначными числами;
умение применять их на практике.
Метапредметные:
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;уметь систематизировать и преобразовывать информацию;
регулятивные: уметь планировать свою деятельность; осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить;
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение;
коммуникативные:уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;уметь работать в паре, в группе: находить общее решение; уметь аргументировать свое предложение.
Личностные:
проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу;
уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование:
учебникМ.И. Моро, М.А. Бантова «Математика» 4 класс (часть 1), презентация к уроку, карточки.
Технологическая карта урока
Математики по учебнику М.И. Моро, М.А. Бантова
Класс: 4 учитель: Пистунова И.П.
Тема урока: | «Письменное вычитание многозначных чисел с переходом через несколько разрядов » | ||||||
Цели урока: | научиться вычитать из круглых многозначных чисел с переходом через несколько разрядов | ||||||
Решаемая проблема:через усвоение и закрепление нового материала научиться вычитать из круглых многозначных чисел с переходом через несколько разрядов | |||||||
Этапы урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||
I Организационный момент. | Организовать рабочее место; обеспечить мотивацию учащихся | Контроль за организацией рабочего места | Организация рабочего места | Саморегуляция | Умение организовать рабочее место | ||
II Актуализация опыта учащихся. | Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия. | Готовность к формированию точных вычислительных навыков, стремление к совершенствованию языковой математической культуры на повторение и закрепление устных вычислительных знаний | Систематизируют знания, выбирают ответы. Закрепляют навыки устного счета. Применяют алгоритм при решении примеров. Работа в парах. | Мотивация учебной деятельности. | Выполнять учебные действия Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Повторение приемов устных вычислений и алгоритмов при решении примеров и задач. |
III Самоопределение к деятельности. Проблемная ситуация. Открытие нового знания. | Организовать формулировку темы и цели урока учащимися. | Направлять работу учащихся, поставить проблему урока. | Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Ставить цель урока, быть деловым партнером учителя. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Самостоятельное выделение познавательной цели. Умение самостоятельно ставить учебные задачи; планировать работу. | ||
IV Работа по теме урока. Первичная проверка новых знаний и способов деятельности. Работа с учебником. | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового материала | Направить работу учащихся на правильный выбор алгоритма решения. Осуществить промежуточный контроль. | Высказывания по заданной теме. Проговаривание алгоритма и исправление ситуации. Поиск информации (работа с учебником). | Отражение внутренней позиции учащегося; умение слушать и слышать | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки | Сформировать понятия алгоритма вычитания с переход через несколько разрядов. Уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). | |
VФизминутка | Организация процесса релаксации. | Организовать выполнение зрительной гимнастики. | Выполнять упражнения. | Рефлексия способов и условий действия | |||
VI Закрепление изученного. Самостоятельная работа. | Установить правильность и осознанность учащимися рассматриваемого вычислительного алгоритма, решение задач связанных с жизнью (применять изученный алгоритм). Проверка и коррекция (устранение ошибок). | Осуществление промежуточного контроля и корректировка действий учащихся. | Анализ предложенных ситуаций, самостоятельная работа, проверка, устранение ошибок, работа в группах. | Внутренняя позиция школьника, оценка своих действий. | Формулировать и удерживать учебную задачу, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь находить способы решения по заданному алгоритму. Навыки сотрудничества | Работать с самостоятельно используя алгоритм. | |
VII Подведение итогов. | Организация работы по закреплению изученного материала. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Нацеливать учащихся на нужные действия. Контролировать правильное объяснение. Оценка результативной работы, выявление уровня понимания учащимися поставленной цели. | Оценивать правильность выполнения заданий. Отвечать полным ответом. Участие в оценке результативной и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся. | Умение слушать и слышать. Ценностная ориентация. | Контроль и оценка результатов деятельности. Формулирование познавательной цели. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Формулировка собственного мнения и позиции,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Применение нового знания. Анализ примененного знания в соответствии с ситуацией |
VIII Рефлексия | Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния. И выявить осознанность усвоения знаний по изучаемому материалу. | Мобилизация учащихся на рефлексию. | Реализация рефлексии. Оценить свои успехи. | Самооценка на основе критериев успешности. | Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату, уметь соотносить цель и результат. | Знание математической грамотности и её применение в жизненной ситуации. | |
IX Домашнее задание. | Дать дифференцированное задание. | Сообщить учащимся о домашнем задании. | Соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Содержание урока | Формирование УУД |
1.Организационный момент Цель: организовать рабочее место; обеспечить мотивацию учащихся | Организация рабочего местаПриветствие. Улыбнулись друг другу. | Контроль за организацией рабочего места. Позитивный настрой на урок. | - Заливистый школьный звонок Позвал нас опять на урок. Будьте все внимательны, А ещё старательны! (СЛАЙД 2) -Когда человекулыбается, у него работает 18 мышц лица, когда хмурится – 43 мышцы, т.е. на ? мышц больше. - Что полезнее: хмурится или улыбаться? - Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работу. (СЛАЙД 3) -Я хочу начать урок словами А.В. Суворова: «Математика – гимнастика ума» (СЛАЙД 4) - Как вы понимаете эти слова? - Скажите, а с чего начинается утро в школе? - Значит зарядка нужна не только телу, но и для ума. - Это ещё раз подтверждает слова А.В. Суворова. - Вот с этого мы и начнём урок. | Р:проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя; умение контролировать свою готовность к уроку. Л: саморегуляция |
2. Актуализация опыта учащихся. Цель:готовность к формированию точных вычислительных навыков и закрепления устных вычислительных знаний. | Ответы на вопросы учителя. Закрепляют навыки устного счета. Работа в парах. Применяют алгоритм при решении примеров. Отвечают на поставленные вопросы. Систематизируют знания, выбирают ответы. | Направить работу на повторение приемов устных вычислений при решении примеров и задач | 1.Устный счёт. На доске:(по человеку с ряда) 1 ряд 2 ряд 3 ряд 270×10=2700 5000÷100=50 45×1000=45000 420-30=390 500-150=350 800-200=600 810÷9=90 630÷7=90 420÷7=60 180+90=270 250+60=310 460+140=600 - А остальные будут работать сами. Берут карточку №1 белого цвета и решают. 2. Проверкапо рядам. - У всех такие же ответы или есть другие? 3. Решение задачи (устно) – блиц-опрос. -Продолжаем гимнастику ума (СЛАЙД 5,6) Вычисли:
На доске: « Софья в школьной столовой взяла кусочек хлеба массой 100 грамм и половину его не доела. Сколько хлеба пойдет в отходы, если в классе 20 человек и каждый не доест кусочек» Вывод: Чему учат нас эти задачи? -Молодцы! Справились с устным счётом. 4. Работа в тетради. –Теперь открываем тетради и записываем число и классная работа. 5. Работа в парах – по карточкам. 1) -Среди карточек желтого цвета найдите и покажите число, в котором 523 ед.II кл.249 ед.Iкл.=523249 (СЛАЙД 7) - Запишите это число красиво цифрами. Что вы должны помнить? Каждой цифре своя клетка. 2) – Среди карточек оранжевого цвета найдите и покажите число, которое разложено на сумму разрядных слагаемых. 300000+10000+5000+300+90+5=315395 - Отступите две клетки от первого числа и запишите это число красиво, помните, что каждой цифре своя клетка. 3) Сложение и вычитание многозначных чисел. - Покажите эти числа. Как можно назвать эти числа? - Какие математические операции мы уже умеем выполнять с многозначными числами? - Чтобы выполнить сложение и вычитание многозначных чисел, что нужно выполнить? Алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел:
6. Читаю ответ. 5784 + 3675 9459 4636 - 2853 1783 (СЛАЙД 8, 9) 4) -Составьте с этими числами пример на сложение и вычитание. На доске: 523249 + 315395 838644 523249 - 315395 207854 - У кого получился ответ? Почему? - Как вы думаете чем мы дальше будем заниматься на уроке? - А чем именно посмотрим на слайд. | Р: выполнять учебные действия П: выполнение логических операций: анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий К: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Л:мотивация учебной деятельности. |
3.Самоопределение к деятельности. Открытие нового знания Цель: организовать формулировку темы и цели урока учащимисяобеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия. | Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Ставить цель урока, быть деловым партнером учителя. | Направлять работу учащихся, поставить проблему урока. | 1)Примеры: 500-1=499 1000-1=999 10000-1=9999 60000-574=? (СЛАЙД 10) - Что общего у этих примеров? - Можно ли эти примеры решать устно? 2) Запись примера столбиком. -Запишите это пример столбиком 60000 - 574 59426 - Измениться ли алгоритм записи? - Кто может объяснить решение этого примера? -Что будем делать? - Где занимать? - Над разрядом единиц пишу 10. Вы уже сегодня вычитали по 1 из круглого числа. Что вы заметили? 10-1=9 100-1=99 1000-1=999 10000-1=9999 - Что получаются одни 9. Значит занимая через нули над единицами пишем 10, а над другими разрядами 9. - А теперь посмотрите сможем ли вычислить? -Да. Теперь вычитаем как обычное многозначное число. - Значит тема нашего урока какая? Тема: «Письменное вычитание многозначных чисел с переходом через несколько разрядов» Цели урока: - научиться вычитать из круглых многозначных чисел с переход через несколько рядов - составить алгоритм вычитания из круглых многозначных с переходом через несколько рядов(СЛАЙД 11, 12) | П: самостоятельное выделение познавательной цели. Р: умение самостоятельно ставить учебные задачи; планировать работу. Л:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4. Первичное закрепление. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового материала. | Высказывания по заданной теме, работа с учебником, поиск информации, просмотр видео-фильма, составление алгоритма вычитания, анализ и исправление ситуаций. | Направлять работу учащихся на правильный выбор алгоритма решений. | 1.Учебник с.61 (СЛАЙД 13) - Посмотрите на примеры, они уже решены, но какой операции не хватает? Как проверить что они решеныправильно? - Кто пойдет и объяснит? 2. Фильм учебный – видео (СЛАЙД 14) - Давайте ещё раз посмотрим, как нужно вычитать из круглого многозначного числа. 3. Алгоритм вычитания многозначных чисел с переходом через несколько разрядов (СЛАЙД 15, 16)
5000 3675 1325 40006 - 2858 37148 | Р:выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки П:уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). К:уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
5.Физминутка Цель:организация процесса релаксации. | Выполнять упражнения. | Организовать выполнение упражнений. | (СЛАЙД 17, 18) | Познавательные: рефлексия способов и условий действия |
6.Закрепление изученного. Цель: развивать логическое мышление, обобщать изученное, применять знания на практике | Выполнение самостоятельной работы, проверка и выявление ошибок. Работа в группах. | Осуществление промежуточного контроля и корректировка действий учащихся. | 1.Самостоятельная работа (СЛАЙД 19) 8000 - 2449 5551 400000 - 25105 374895 5005 - 1458 3547 - Кто затрудняется? 2. Решение задачи. Работа в группах. (СЛАЙД 20) - Где можем применять полученные знания? - Для чего мы складываем и вычитаем многозначные числа? Вывод: чтобы производить вычисления в различных жизненных ситуациях. - А при решении задач можем? - У вас на парте лежат каточки зелёного цвета. Прочитайте задачу и попробуйте найти ответ на вопрос. Задача:Семья Ивановых взяла в банке кредит на сумму 100 000 рублей. Из этой суммы они потратили на приобретение мебели 46 782 рубля, а на покупку телевизора 32.150 рублей. Хватит ли им оставшихся денег на покупку холодильника, если его цена 35 000 рублей? Этапы: 1)Прочитайте всё ли понятно? Кто может объяснить? 2) Что известно по условию? 3) Какой вопрос? 4) Сразу ли можно ответить на вопрос? 5) Почему? Что должны узнать с начало? 6) А теперь можем ответить на вопрос? Решение: 32150 +46782 78932 100000 - 78932 21068 35000˃21068 Ответ: не хватит. Вывод: решая задачу, мы закрепили сложение и вычитание многозначных чисел. | Р:формулировать и удерживать учебную задачу, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. П: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую). К:навыки сотрудничества. Л:внутренняя позиция школьника, оценка своих поступков. |
7. Подведение итогов урока Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Оценивать правильность выполнения заданий. Отвечать полным ответом. Участие в оценке результативной и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся. | Контролировать правильное объяснение. Оценка результативной работы, выявление уровня понимания учащимися поставленной цели. | -Так над чем мы сегодня работали на уроке? Что узнали нового? Кому было трудно? | Р: контроль и оценка результатов деятельности. |
8.Рефлексия Цель:инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния. И выявить осознанность усвоения знаний по изучаемому материалу. | Реализация рефлексии. Оценить свои успехи. Осознание учащимися личностной значимости результата урока. | Мобилизация учащихся на рефлексию. | -Посмотрите на светофор (СЛАЙД 21) - всё понятно, могу объяснить другим - в целом понятно, но нужно ещё тренироваться - не понял, сложно, нужна помощь | Р. осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату, уметь соотносить цель и результат. Л: самооценка на основе критериев успешности. П:знание необходимые при вычислениях. |
9.Домашнее задание Цель: дать дифференцированное задание. | Принять и понять домашнее задание | Сообщить учащимся о домашнем задании. | Стр. 61 №267, 270 (СЛАЙД 22) Спасибо за работу!(СЛАЙД 23) | Р:соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно. |