Урок математики во 2 классе.
Тема: Сочетательное свойство сложения.
Педагогические задачи: продолжать работу над задачами изученных видов; развивать умение решать составные задачи выражением; продолжать формировать умение находить значения выражений удобным способом, определять разрядный состав числа; развивать логическое мышление.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:принимают и осваивают социальнуюроль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, самостоятельность, личную ответственность.
Предметные:знают: свойства сложения, устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100, отличительные особенности задачи, что такое равенство и неравенство; умеют: применять свойства сложения для нахождения значения числового выражения; решать задачи изученных видов по действиям и выражением; составлять краткую запись и схему-чертеж к задаче; составлять равенства и неравенства.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):регулятивные:формулируют учебную задачу урока, контролируют в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, при необходимости вносят корректировки; оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров; способны к мобилизации волевых усилий; познавательные: формулируют познавательную цель; создают алгоритм деятельности; структурируют знания, анализируют с целью выделения существенных признаков, сравнивают, строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи; коммуникативные:правильно выражают свои мысли в речи, уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя, аргументируют свою точку зрения.
методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные понятия и термины: сложение, свойства сложения, сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, простая задача, составная задача, чертеж, выражение, сравнить, равенство, неравенство.
Средства обучения:учебник математики М.И. Моро 2 класс 1 часть.
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ обучающихся | Ссылки на карточки Учи.ру |
1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.) | ||
-Здравствуйте, дети! Садитесь. Начинаем урок математики. Мы будем сегодня задачи решать, Вычитать и складывать, Сравнивать и сопоставлять. Будет интересно – В атом пет сомнения! Узнаем о ещё одном свойстве сложения. — Что нас ждет на уроке? Начинаем с разминки. | Приветствуют учителя. Слушают. -Познакомимся еще с одним свойством сложения. |
2. Актуализация знаний (5 мин.) | |||||||||||||
1. Логическая разминка (Учитель предлагает детям в течение 3—5 с запомнить расположение кругов в трех квадратах и затем воспроизвести их. Игра проводится не более двух раз.) — Решите задачи. • В коробке было 3 желтых и 3 красных шарика. Мальчик взял 4 шарика. Сколько шариков каждого цвета могло быть у мальчика? Найдите три ответа. Сколько шариков осталось в коробке? • Длина бревна 6 м. За минуту можно сделать один распил. За сколько минут можно распилить все бревно, если отпиливать от него по 1 м? Числа до 100. Уровень 1. Тренировка 2. Индивидуальная работа по карточкам Карточка 1 Используя знаки + , —, =, составь выражения с числами 5, 9, 14. Карточка 2 Вычисли. 20 + 60 90 - 50 70 + 30 50 + 30 40 – 30 100- 20 Карточка 3 Вычисли. (12 — 6) + 8 (7 + 9) - 8 (8+ 7)-6 (14 —7) + 4 17-(3 + 6) 5 + (18 — 9) 11 - (4 + 5) 6+ (14-9) Карточка 4 По краткой записи составь задачу и реши ее. Было — 18 ябл. Съели - ? Осталось — 10 ябл. Составь задачу, обратную данной. 3.Игра «Математический хоккей» На доске ворога, в которых записаны примеры. Класс делится па две команды. Игрок первой команды называет пример, игрок второй команды решает его. Если ответ правильный, шайба отбита, если нет, команда пропустила шайбу, ей засчитывается гол. Затем игрок торой команды называет один из записанных примеров, а игрок первой команды решает ею и т. д.
— Посмотрите на выражения. На какие две группы их можно разделить? — Найдите два похожих выражения. — Чем они похожи, чем отличаются? 4.Работа по учебнику № 1. (с. 44).Сравни выражения и их значения. — Какой сделаем вывод? Сформулируйте свойство сложения Эго свойство сложения называется переместительным. (Учитель закрепляет на доске карточку.) a + b = b + a — Какое свойство сложения мы сегодня вспомнили? 5. Практическая работа — Выложите 4 круга, затем 3 треугольника, 7 квадратов. — Сколько всего фигур вы выложили? Как их можно посчитать? (Учитель записывает варианты, предложенные учащимися, на доске.) (4 + 3) + 7 4+ (3 + 7) -Сравните примеры: чем они похожи и чем отличаются? -Как вы думаете, чему будем сегодня учиться? -Правильно, сегодня на уроке мы будем исследователями: понаблюдаем над тем, что происходит, если соседние слагаемые заменить их суммой. | Воспроизводят расположение кругов в трех квадратах. Отвечают на вопросы, объясняют. 3 желтых и 1 красный, или 1 желтый и 3 красных, или 2 желтых и 2 красных. Осталось 2 шарика. За 5мин. Устно вычисляют, называют ответ. |
I4- 7=7 | 12-8=4 |
5 + 6=11 | 6 + 5=11 |
6 + 9=15 | 9 + 2=11 |
16-9=7 | 15-7=8 |
8 + 4=12 | 6 + 7=13 |
11 -6=5 | 13-5=8 |
Суммы и разности.
5 + 6 и 6 + 5
Одинаковые слагаемые меняются местами.
Коллективное выполнение с комментированием.
Результат сложении не изменится, если поменять слагаемые местами.
От перестановки слагаемых сумма не меняется.
Выкладывают геометрические фигуры.
14
(4 + 3) + 7
4+ (3 + 7)
Слагаемые одни и те же, но соседние слагаемые заменили их суммой, результат остается тем же.
Формулируют учебную задачу:
-Будем решать примеры на сложение, в которых
соседние слагаемые заменяют их суммой
https://uchi.ru/teachers/groups/7806450/subjects/1/course_programs/2/cards/13323
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания ( 10 мин.)
-Что мы должны выяснить?
1.Работа по учебнику
№2 (с.44) Вычисли сумму трёх слагаемых по- разному.
Организует фронтальную беседу с моделированием.
-Как по-разному можно найти значение данной суммы?
(5+3)+2=10
5+3=8 8+2=10
5+(3=2)=10
3+2=5 5+5=10
Вывод: (5+3)+2 = 5+(3=2)
Проверь, что (2+7)+3=2+(7+3),
(6+1)+9=6+(1+9).
-Сравните примеры: чем они похожи и чем отличаются?
-Какой можно сделать вывод?
-Это свойство сложения в математике называют сочетательным.
(Учитель закрепляет на доске карточку.)
a +b +c = (a + b) +c = a +(b + c)
-Откройте учебник на с. 44, прочитайте правило.
-Как называется свойство, которое мы вывели?
- Меняется ли ответ в примере на сложение, если соседние слагаемые заменить их суммой
Способ I. Сначала к первому слагаемому 5 прибавим второе слагаемое 3.
(5 + 3) – получим 8.
Затем к числу 8 прибавим третье слагаемое 2.
(5 + 3) + 2 – получим 10.
Способ II. Сначала ко второму слагаемому 3 прибавим третье слагаемое 2.
(3 + 2) – получим 5.
Затем полученное число 5 прибавим к первому слагаемому 5.
5 + (3 + 2) – получим 10.
Значит: ( 5 + 3) + 2=5 + (3 + 2
Сравнивают: Соседние слагаемые заменили их суммой, а результат не изменился.
Вывод: Результат сложения не изменится, если соседние слагаемые заменить их суммой.
Читают правило в учебнике.
Отвечают: Сочетательное свойство.
4. Первичное закрепление во внешней речи (10 мин.)
-Используя оба свойства сложения, можно складывать числа в любом порядке, как удобнее.
Работа по учебнику(с.44)
Например:
6+9+4+1=(6+4)+(9+1)
17+8+3+2=(17+3)+(8+2)
-Как вы думаете, значения этих сумм равны? Почему так считаете?
(На доске записано выражение.)
6+7+8+9+3+4+1+2
— Найдите значение выражения.
— Как вы считали?
— Кто нашел более рациональный, удобный способ?
-Что помогло нам быстро найти значение выражения?
Работа по учебнику
№3(с. 45).
— Рассмотрите выражения. Объясните, как получили каждое следующее выражение из предыдущего.
-Какой можно сделать вывод?
Физминутка
Во дворе стоит сосна, К небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал. Ветки гнутся взад-вперед, Ветер их качает, гнет. Будем вместе приседать – Раз, два, три, четыре, пять. Мы размялись от души И на место вновь спешим. | (Стоя на одной ноге, потягиваются – руки вверх, потом делают то же, стоя на другой ноге.) (Наклоны корпуса вперед-назад.) (Рывки руками перед грудью.) (Приседания.) (Садятся за парты.) |
Да. Применили оба свойства сложения
40
(6 + 4) + (7 + 3) + (8 + 2) + (9 + 1) = 40.)
Перестановка слагаемых и замена слагаемых суммой — переместительное и сочетательное свойства сложения.
Сначала переставили слагаемые местами, чтобы было удобно складывать. Затем объединили их скобками, нашли значения выражений в скобках и вычислили окончательный ответ.
Вывод: если нужно сложить несколько чисел, то их можно складывать в любом порядке, значение суммы при этом не изменится.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин).
-Самостоятельно выполните задание
№ 5 (с. 45).
— Прочитайте задачу.
-Что нам нужно вспомнить для решения этой задачи?
-Что такое периметр?
Как найти периметр четырехугольника?
Запишите решение.
Применим свойства сложения. Выберите сами, как вам удобно считать.
Проверка. Самооценка.
Периметр фигуры
Читают задачу: найдите периметр четырёхугольника, две стороны которого имеют длину 30 мм каждая, а две другие стороны- 20 мм. Вырази ответ в сантиметрах.
Что такое периметр.
Это сумма длин всех сторон.
Нужно сложить длины всех сторон.
Решение записывают самостоятельно.
Записывают свой способ решения на доске.
30+20+30+20=100(мм)
Ответ: периметр равен 10 см.
30+30+20+20=100(мм)
Ответ: периметр равен 10 см.
(30+20) + (30+20)=100(мм)
Ответ: периметр равен 10 см.
Ученики читают свои решения и называют примененные свойства сложения..
100мм=10см
Проверяют, исправляют ошибки
https://uchi.ru/teachers/groups/7806450/subjects/1/course_programs/2/cards/152969
https://uchi.ru/teachers/groups/7806450/subjects/1/course_programs/2/cards/152969
6. Включение нового в систему знаний и повторение (13 мин.)
- Самостоятельная работа.
- Выполнить задания на карточках удобным способом по вариантам.
Вариант 1
5+6+7+5+4+3=
40+7+20+3=
26+13+4+7=
Вариант 2
7+9+1+3=
50+6+40+4=
32+7+8+3=
Проверочные работы, с.22,23 – по вариантам.
Выполняют задание.
Проверяют, исправляют ошибки.
Выполняют задания в тетради «Математика. Проверочные работы. 2 класс.»
7. Рефлексия к учебной деятельности ( 2 мин.)
- Чему учились сегодня на уроке? Вспомним, какие выводы сделали на уроке?
- Кому было трудно?
- В чем заключались трудности?
- Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы этих трудностей не было?
Домашнее задание: учебник №4,6 (с. 45)
Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.
Вывод: Результат сложения не изменится, если соседние слагаемые заменить их суммой.
Вывод: Можно складывать числа в любом порядке.
Выполняют рефлексию учебной деятельности