Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Религия
  3. Урок по ОРКСЭ. Основы светской этики. "Род и семья - исток нравственных отношений"

Урок по ОРКСЭ. Основы светской этики. "Род и семья - исток нравственных отношений"

Данный урок проводится в 4 классе. Тема семьи в современном мире является актуальной. В 2023 году Президентом РФ был подписан указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. Всё это возлагает на учителя большую ответственность и необходимость серьёзной подготовки к проведению урока по этой теме.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Религия

Категория

Религия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Урок ОРКСЭ. Основы светской этики.

Род и семья – исток нравственных отношений.

Цели:

  • Формировать и корректировать представления обучающихся о семье, о своём роде.

  • Способствовать сплочению сообщества детей и их родителей, предупреждению развития негативных межличностных отношений в детском коллективе.

Задачи:

  • Расширять кругозор учеников и их активный словарь, стимулировать деятельность обучающихся путём обращения к дополнительным источникам информации.

  • Развивать у школьников речевые способности к наблюдению,

анализу, синтезу, сравнению, обобщению.

  • Развивать положительные эмоции и чувства у учеников.

  • Воспитывать чувство гордости за свой род, за свою семью, уважительное отношение к людям.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа в группах, выполнение рисунков в тетради.

Средства наглядности: образец генеалогического древа, родового герба, рисунок дома из брёвен и кирпичей, образец синквейна.

Основные понятия и термины: Род. Семья. Родословная. Предки. Потомки.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся. Мотивация.

  1. Актуализация знаний. Введение в тему урока.

Учитель:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них покоится от века

По воле бога самого

Самостоянье человека –

Залог величия его.

Стихотворение А. С. Пушкина станет эпиграфом нашего урока. О чём оно? Какова его основная мысль? (о любви, о Родине.)

- Что мы называем Родиной большой и малой? (страну, город, село, улицу, дом…)

У: Родина, родной дом – это исток, начало начал.

- Как вы понимаете слово исток?

-Объясните значение слова «самостоянье» (с опорой на этимологию слова)

-Что значит «величие человека»?

Обобщение детских ответов о том, что для человека истоки – его предки, его семья.

  1. Изучение нового материала.

Мы сегодня поговорим о самом дорогом, о самом главном, что есть у человека – о его семье.

Произнесём вместе слово «Семья». Семь – Я. Что это означает?

- Чем для вас является семья? (Обобщение детских ответов)

-Какие традиции есть в вашей семье?

У: Главная задача семьи – дать жизнь детям, вырастить и воспитать их, создать благоприятные условия для жизни. Ребёнок как росток, который нуждается в определённых условиях.

Работа в тетради.

- Рисуем росток с одним листочком (Образно – себя).

- Что самое главное для растения? Без чего оно не сможет существовать? (Без корня)

У: У каждого человека есть свои корни – его предки.

Кем являемся мы по отношению к предкам? (Потомками)

- Работа над понятиями с использованием словарей.

У: Свою связь с предками и родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется генеалогическим древом.

- Показ образца на доске. Он и в самом деле похож на дерево, у которого есть корни, ствол, ветки и листья.

Работа в тетради.

- Рисуем корни у ростка – своих предков по линии мамы и папы. У кого из вас возникли затруднения? Почему?

У: Думаю, каждому человеку интересно побольше узнать о своих родственниках, живших ранее: кем они были, чем занимались, как жили? Человек должен знать хотя бы три поколения своих предков. О таких людях говорят, что ни «чтут память своих предков». Для чего это необходимо?

Ряд поколений, происходящих от одного предка это – род.

Символом рода является фамильный герб, который отражал особенности семьи и передавался от предков к потомкам.

Работа с учебником:

Рассматривание иллюстраций (родословной А.С. Пушкина). Беседа с уч-ся по вопросам. Можно заранее попросить родителей некоторых семей составить древо своей семьи и показать образец в классе. Так детям будет понятнее и ближе изучаемый материал.

Создавая семью, человек заботится о том, где он будет жить со своей семьёй, о доме, о жилище. Каждый из вас сейчас построит дом для своей будущей семьи. Закроем глаза и представим его.

Работа в тетради.

- Нарисуйте дом из брёвнышек или кирпичиков и впишите на каждое бревно(кирпичик) то, что, на ваш взгляд, согреет ваш дом, сделает его уютным и комфортным для проживания большой семьи. Назовём рисунок: «Дом, в котором царит любовь».

(На брёвнышках или кирпичиках дети могут разместить понятия: тепло, забота, мир, уважение, понимание, нежность, доброта, любовь…)

Обсуждение понятий.

-Вывод. Это общечеловеческие понятия, следовательно, семья - это не просто взрослые и дети, живущие рядом, а это особые отношения. Семья – это родные люди, которые заботятся друг о друге. В семье, где царят взаимопонимание, уважение и доверие, все члены семьи чувствуют себя защищёнными, любимыми и счастливыми.

Вот как об этом рассказала одна маленькая девочка. Стихотворение А. Л. Барто (можно послушать в записи).

Было утром тихо в доме.

Я писала на ладони имя мамино…

Не в тетрадке на листке,

Не на стенке каменной –

Я писала на руке имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня…

-Что ты спрятала в ладони?

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала-

Счастье я держала.

- Всегда ли так хорошо бывает дома? (Нет, иногда возникают конфликты, ссоры)

-Постановка проблемы. Почему это происходит? (Иногда мама (папа)сердится, т. к. устаёт, ведь у неё(него) много обязанностей.)

-А есть ли у вас свои обязанности в семье? Какие?

Работа в группах. Упражнение «Учимся распределять обязанности». Распределите на 3 группы список дел для папы, мамы, ребёнка.

-Детям предлагается список обязанностей: обед, ремонт утюга, уборка, сбор портфеля, покупка продуктов, среди прочих - беречь близких. (позже обсудить важность этого момента)

Обсуждение.

- С какой целью мы выполняли эту работу?

Вывод: В семье все равны. У всех членов семьи есть свои дела. Обязанности нужно распределять равномерно, помогать друг другу, беречь друг друга!

Мы знаем, как вести себя в обществе, а как вести себя в семье? Попробуйте составить список правил поведения в семье.

  1. Составление правил. Обсуждение, выбор самых важных, запись в тетрадях.

  1. Итог урока. Презентация правил отдельными учащимися.

  1. Домашнее задание. Выбор.

- Нарисуйте герб своей семьи совместно с родителями. Используйте в рисунке один или несколько символов – ценностей, на которых строится ваша семья.

- Составьте синквейн со словом «ДОМ». Используйте понятия, записанные на брёвнышках (кирпичиках) вашего дома и помощь родителей.

-Оформите правила поведения в семье (возможно в виде презентации)

7. Благодарю всех за урок, за активное участие в обсуждении важной темы. Рефлексия. Примеры оценочных суждений:

- Я понял, что значит….

- Мне было интересно…

- Я открыл для себя…

- Мне ещё надо научиться….

Канашина Людмила Геннадьевна

МАОУ «СОШ №4» ГО Верхняя Пышма Свердловской области

4

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данный урок проводится в 4 классе. Тема семьи в современном мире является актуальной. В 2023 году Президентом РФ был подписан указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. Всё это возлагает на учителя большую ответственность и необходимость серьёзной подготовки к проведению урока по этой теме.
0 ₽