Урок ОРКСЭ. Основы светской этики.
Род и семья – исток нравственных отношений.
Цели:
Формировать и корректировать представления обучающихся о семье, о своём роде.
Способствовать сплочению сообщества детей и их родителей, предупреждению развития негативных межличностных отношений в детском коллективе.
Задачи:
Расширять кругозор учеников и их активный словарь, стимулировать деятельность обучающихся путём обращения к дополнительным источникам информации.
Развивать у школьников речевые способности к наблюдению,
анализу, синтезу, сравнению, обобщению.
Развивать положительные эмоции и чувства у учеников.
Воспитывать чувство гордости за свой род, за свою семью, уважительное отношение к людям.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа в группах, выполнение рисунков в тетради.
Средства наглядности: образец генеалогического древа, родового герба, рисунок дома из брёвен и кирпичей, образец синквейна.
Основные понятия и термины: Род. Семья. Родословная. Предки. Потомки.
Ход урока:
Организация деятельности учащихся. Мотивация.
Актуализация знаний. Введение в тему урока.
Учитель:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них покоится от века
По воле бога самого
Самостоянье человека –
Залог величия его.
Стихотворение А. С. Пушкина станет эпиграфом нашего урока. О чём оно? Какова его основная мысль? (о любви, о Родине.)
- Что мы называем Родиной большой и малой? (страну, город, село, улицу, дом…)
У: Родина, родной дом – это исток, начало начал.
- Как вы понимаете слово исток?
-Объясните значение слова «самостоянье» (с опорой на этимологию слова)
-Что значит «величие человека»?
Обобщение детских ответов о том, что для человека истоки – его предки, его семья.
Изучение нового материала.
Мы сегодня поговорим о самом дорогом, о самом главном, что есть у человека – о его семье.
Произнесём вместе слово «Семья». Семь – Я. Что это означает?
- Чем для вас является семья? (Обобщение детских ответов)
-Какие традиции есть в вашей семье?
У: Главная задача семьи – дать жизнь детям, вырастить и воспитать их, создать благоприятные условия для жизни. Ребёнок как росток, который нуждается в определённых условиях.
Работа в тетради.
- Рисуем росток с одним листочком (Образно – себя).
- Что самое главное для растения? Без чего оно не сможет существовать? (Без корня)
У: У каждого человека есть свои корни – его предки.
Кем являемся мы по отношению к предкам? (Потомками)
- Работа над понятиями с использованием словарей.
У: Свою связь с предками и родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется генеалогическим древом.
- Показ образца на доске. Он и в самом деле похож на дерево, у которого есть корни, ствол, ветки и листья.
Работа в тетради.
- Рисуем корни у ростка – своих предков по линии мамы и папы. У кого из вас возникли затруднения? Почему?
У: Думаю, каждому человеку интересно побольше узнать о своих родственниках, живших ранее: кем они были, чем занимались, как жили? Человек должен знать хотя бы три поколения своих предков. О таких людях говорят, что ни «чтут память своих предков». Для чего это необходимо?
Ряд поколений, происходящих от одного предка это – род.
Символом рода является фамильный герб, который отражал особенности семьи и передавался от предков к потомкам.
Работа с учебником:
Рассматривание иллюстраций (родословной А.С. Пушкина). Беседа с уч-ся по вопросам. Можно заранее попросить родителей некоторых семей составить древо своей семьи и показать образец в классе. Так детям будет понятнее и ближе изучаемый материал.
Создавая семью, человек заботится о том, где он будет жить со своей семьёй, о доме, о жилище. Каждый из вас сейчас построит дом для своей будущей семьи. Закроем глаза и представим его.
Работа в тетради.
- Нарисуйте дом из брёвнышек или кирпичиков и впишите на каждое бревно(кирпичик) то, что, на ваш взгляд, согреет ваш дом, сделает его уютным и комфортным для проживания большой семьи. Назовём рисунок: «Дом, в котором царит любовь».
(На брёвнышках или кирпичиках дети могут разместить понятия: тепло, забота, мир, уважение, понимание, нежность, доброта, любовь…)
Обсуждение понятий.
-Вывод. Это общечеловеческие понятия, следовательно, семья - это не просто взрослые и дети, живущие рядом, а это особые отношения. Семья – это родные люди, которые заботятся друг о друге. В семье, где царят взаимопонимание, уважение и доверие, все члены семьи чувствуют себя защищёнными, любимыми и счастливыми.
Вот как об этом рассказала одна маленькая девочка. Стихотворение А. Л. Барто (можно послушать в записи).
Было утром тихо в доме.
Я писала на ладони имя мамино…
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня…
-Что ты спрятала в ладони?
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала-
Счастье я держала.
- Всегда ли так хорошо бывает дома? (Нет, иногда возникают конфликты, ссоры)
-Постановка проблемы. Почему это происходит? (Иногда мама (папа)сердится, т. к. устаёт, ведь у неё(него) много обязанностей.)
-А есть ли у вас свои обязанности в семье? Какие?
Работа в группах. Упражнение «Учимся распределять обязанности». Распределите на 3 группы список дел для папы, мамы, ребёнка.
-Детям предлагается список обязанностей: обед, ремонт утюга, уборка, сбор портфеля, покупка продуктов, среди прочих - беречь близких. (позже обсудить важность этого момента)
Обсуждение.
- С какой целью мы выполняли эту работу?
Вывод: В семье все равны. У всех членов семьи есть свои дела. Обязанности нужно распределять равномерно, помогать друг другу, беречь друг друга!
Мы знаем, как вести себя в обществе, а как вести себя в семье? Попробуйте составить список правил поведения в семье.
Составление правил. Обсуждение, выбор самых важных, запись в тетрадях.
Итог урока. Презентация правил отдельными учащимися.
Домашнее задание. Выбор.
- Нарисуйте герб своей семьи совместно с родителями. Используйте в рисунке один или несколько символов – ценностей, на которых строится ваша семья.
- Составьте синквейн со словом «ДОМ». Используйте понятия, записанные на брёвнышках (кирпичиках) вашего дома и помощь родителей.
-Оформите правила поведения в семье (возможно в виде презентации)
7. Благодарю всех за урок, за активное участие в обсуждении важной темы. Рефлексия. Примеры оценочных суждений:
- Я понял, что значит….
- Мне было интересно…
- Я открыл для себя…
- Мне ещё надо научиться….
Канашина Людмила Геннадьевна
МАОУ «СОШ №4» ГО Верхняя Пышма Свердловской области
4