Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Религия
  3. Урок по ОРКСЭ. Основы светской этики. "Род и семья - исток нравственных отношений"

Урок по ОРКСЭ. Основы светской этики. "Род и семья - исток нравственных отношений"

Данный урок проводится в 4 классе. Тема семьи в современном мире является актуальной. В 2023 году Президентом РФ был подписан указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. Всё это возлагает на учителя большую ответственность и необходимость серьёзной подготовки к проведению урока по этой теме.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Религия

Категория

Религия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Урок ОРКСЭ. Основы светской этики.

Род и семья – исток нравственных отношений.

Цели:

  • Формировать и корректировать представления обучающихся о семье, о своём роде.

  • Способствовать сплочению сообщества детей и их родителей, предупреждению развития негативных межличностных отношений в детском коллективе.

Задачи:

  • Расширять кругозор учеников и их активный словарь, стимулировать деятельность обучающихся путём обращения к дополнительным источникам информации.

  • Развивать у школьников речевые способности к наблюдению,

анализу, синтезу, сравнению, обобщению.

  • Развивать положительные эмоции и чувства у учеников.

  • Воспитывать чувство гордости за свой род, за свою семью, уважительное отношение к людям.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа в группах, выполнение рисунков в тетради.

Средства наглядности: образец генеалогического древа, родового герба, рисунок дома из брёвен и кирпичей, образец синквейна.

Основные понятия и термины: Род. Семья. Родословная. Предки. Потомки.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся. Мотивация.

  1. Актуализация знаний. Введение в тему урока.

Учитель:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них покоится от века

По воле бога самого

Самостоянье человека –

Залог величия его.

Стихотворение А. С. Пушкина станет эпиграфом нашего урока. О чём оно? Какова его основная мысль? (о любви, о Родине.)

- Что мы называем Родиной большой и малой? (страну, город, село, улицу, дом…)

У: Родина, родной дом – это исток, начало начал.

- Как вы понимаете слово исток?

-Объясните значение слова «самостоянье» (с опорой на этимологию слова)

-Что значит «величие человека»?

Обобщение детских ответов о том, что для человека истоки – его предки, его семья.

  1. Изучение нового материала.

Мы сегодня поговорим о самом дорогом, о самом главном, что есть у человека – о его семье.

Произнесём вместе слово «Семья». Семь – Я. Что это означает?

- Чем для вас является семья? (Обобщение детских ответов)

-Какие традиции есть в вашей семье?

У: Главная задача семьи – дать жизнь детям, вырастить и воспитать их, создать благоприятные условия для жизни. Ребёнок как росток, который нуждается в определённых условиях.

Работа в тетради.

- Рисуем росток с одним листочком (Образно – себя).

- Что самое главное для растения? Без чего оно не сможет существовать? (Без корня)

У: У каждого человека есть свои корни – его предки.

Кем являемся мы по отношению к предкам? (Потомками)

- Работа над понятиями с использованием словарей.

У: Свою связь с предками и родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется генеалогическим древом.

- Показ образца на доске. Он и в самом деле похож на дерево, у которого есть корни, ствол, ветки и листья.

Работа в тетради.

- Рисуем корни у ростка – своих предков по линии мамы и папы. У кого из вас возникли затруднения? Почему?

У: Думаю, каждому человеку интересно побольше узнать о своих родственниках, живших ранее: кем они были, чем занимались, как жили? Человек должен знать хотя бы три поколения своих предков. О таких людях говорят, что ни «чтут память своих предков». Для чего это необходимо?

Ряд поколений, происходящих от одного предка это – род.

Символом рода является фамильный герб, который отражал особенности семьи и передавался от предков к потомкам.

Работа с учебником:

Рассматривание иллюстраций (родословной А.С. Пушкина). Беседа с уч-ся по вопросам. Можно заранее попросить родителей некоторых семей составить древо своей семьи и показать образец в классе. Так детям будет понятнее и ближе изучаемый материал.

Создавая семью, человек заботится о том, где он будет жить со своей семьёй, о доме, о жилище. Каждый из вас сейчас построит дом для своей будущей семьи. Закроем глаза и представим его.

Работа в тетради.

- Нарисуйте дом из брёвнышек или кирпичиков и впишите на каждое бревно(кирпичик) то, что, на ваш взгляд, согреет ваш дом, сделает его уютным и комфортным для проживания большой семьи. Назовём рисунок: «Дом, в котором царит любовь».

(На брёвнышках или кирпичиках дети могут разместить понятия: тепло, забота, мир, уважение, понимание, нежность, доброта, любовь…)

Обсуждение понятий.

-Вывод. Это общечеловеческие понятия, следовательно, семья - это не просто взрослые и дети, живущие рядом, а это особые отношения. Семья – это родные люди, которые заботятся друг о друге. В семье, где царят взаимопонимание, уважение и доверие, все члены семьи чувствуют себя защищёнными, любимыми и счастливыми.

Вот как об этом рассказала одна маленькая девочка. Стихотворение А. Л. Барто (можно послушать в записи).

Было утром тихо в доме.

Я писала на ладони имя мамино…

Не в тетрадке на листке,

Не на стенке каменной –

Я писала на руке имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня…

-Что ты спрятала в ладони?

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала-

Счастье я держала.

- Всегда ли так хорошо бывает дома? (Нет, иногда возникают конфликты, ссоры)

-Постановка проблемы. Почему это происходит? (Иногда мама (папа)сердится, т. к. устаёт, ведь у неё(него) много обязанностей.)

-А есть ли у вас свои обязанности в семье? Какие?

Работа в группах. Упражнение «Учимся распределять обязанности». Распределите на 3 группы список дел для папы, мамы, ребёнка.

-Детям предлагается список обязанностей: обед, ремонт утюга, уборка, сбор портфеля, покупка продуктов, среди прочих - беречь близких. (позже обсудить важность этого момента)

Обсуждение.

- С какой целью мы выполняли эту работу?

Вывод: В семье все равны. У всех членов семьи есть свои дела. Обязанности нужно распределять равномерно, помогать друг другу, беречь друг друга!

Мы знаем, как вести себя в обществе, а как вести себя в семье? Попробуйте составить список правил поведения в семье.

  1. Составление правил. Обсуждение, выбор самых важных, запись в тетрадях.

  1. Итог урока. Презентация правил отдельными учащимися.

  1. Домашнее задание. Выбор.

- Нарисуйте герб своей семьи совместно с родителями. Используйте в рисунке один или несколько символов – ценностей, на которых строится ваша семья.

- Составьте синквейн со словом «ДОМ». Используйте понятия, записанные на брёвнышках (кирпичиках) вашего дома и помощь родителей.

-Оформите правила поведения в семье (возможно в виде презентации)

7. Благодарю всех за урок, за активное участие в обсуждении важной темы. Рефлексия. Примеры оценочных суждений:

- Я понял, что значит….

- Мне было интересно…

- Я открыл для себя…

- Мне ещё надо научиться….

Канашина Людмила Геннадьевна

МАОУ «СОШ №4» ГО Верхняя Пышма Свердловской области

4

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данный урок проводится в 4 классе. Тема семьи в современном мире является актуальной. В 2023 году Президентом РФ был подписан указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. Всё это возлагает на учителя большую ответственность и необходимость серьёзной подготовки к проведению урока по этой теме.
0 ₽