Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Урок по теме: "Типы предложений( сложное,простое, простое с однородными членами)

Урок по теме: "Типы предложений( сложное,простое, простое с однородными членами)

Наша жизнь очень богата разнообразными текстами. Вспомните, что текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Предложение – это несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Наша речь наполнена разными предложениями: простыми, сложными, простыми предложениями с однородными членами. Каждому человеку следует различать эти предложения. Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух и более грамматических основ. Эти предложения не следует путать с простыми предложениями с однородными членами. В этих (простых) предложениях – одна грамматическая основа. В данных предложениях часто встречаются союзы – а, но, и. Эти сведения вам уже знакомы. А вот новое! Сложные предложения и простые с однородными членами могут содержать и другие союзы – да, либо, или. Запомните это!

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Название УМК: «Гармония»

Название предмета: русский язык

Класс: 4

Тема урока: Типы предложений (сложное, простое, простое с однородными членами).

Цель урока:

закрепление знаний структуры предложения через организацию практической деятельности в процессе работы по ТРКМ (развитие критического мышления через чтение и письмо).

Задачи урока:

Образовательные:

- закрепить и систематизировать знания по теме «Предложение».

Развивающие:

- развивать критическое мышление, умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся;

Воспитательные:

- создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения со сверстниками.

Место урока: тема урока изучается в разделе «Синтаксис и пунктуация. Предложение».

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Технология – ТРКМ (стадии: вызова, осмысления, рефлексии).

Основные термины и понятия по теме урока: предложение, предложение сложное и простое, союз, однородные члены предложения.

Методы ТРКМ - кластер, ЗХУ (инсерт), «Оцени себя», «Закончи предложение», «Синквейн, «Данетка».

Межпредметные связи – с литературным чтением

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, учебник, тетрадь, листы для индивидуальных заданий, презентация.

Формы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа у доски, индивидуальный опрос.

Список литературы:

  1. Козырь, Е.А. Характеристика приемов технологии РКМЧП // Русский язык. – 2009. - № 7. – С. 17 - 21

  2. Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2007. - № 8. – С. 11 – 15

  3. Столбунова, С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо // Русский язык. – 2005. - № 18. – С. 5 – 11; № 19. – С. 10 – 18

  4. Темпл, Ч. Критическое мышление и критическая грамотность// Перемена. - 2005. - № 2. - С.15-20

Результативность использования учебно-методических материалов:

использование методов и приемов ТРКМ способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, а именно:

- умению ставить вопросы; умению выделить главное; умению делать сравнение;

- умению устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;

- умению видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Самоанализ урока:

Урок проходил в 4 классе. Отношение к предмету положительное. Темп работы – выше среднего.

Урок прошёл на хорошем методическом уровне. Правильно и в должной мере был использован наглядный материал. Учитывая особенности учащихся, как сильных, так и слабых, уровень сложности заданий разный. Формы работы учащихся на уроке разные: индивидуальные, групповые, но главное – это деятельность самих учащихся, создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным. Во многом этому способствовала положительная эмоциональная атмосфера в классе, где ученик не боялся ошибиться; тон и такт учителя.

Деятельность учащихся спланирована с учётом их возрастных возможностей, в соответствии со структурой урока. Учебный и дополнительный материал полностью соответствует программным требованиям.

На уроке использовались разнообразные приёмы и методы работы учителя и учеников. Создавались ситуации для высказывания своей точки зрения. Была проведена самостоятельная работа. На уроке использовалось много работ творческого, поискового характера, что способствовало развитию самостоятельных познавательных способностей учащихся.

Ход урока был проведён в соответствии со структурой, запланированном в конспекте с небольшими изменениями. На протяжении всего урока, ученики были активными, что говорит об их заинтересованности и внимании. Этому способствовало правильно выстроенная структура урока, частая смена вида деятельности, обращение к опыту детей, самостоятельная поисковая деятельность.

Этапы урока:

1.Организационный момент.

2.Мотивация.

3.Словарная работа

4.Актуализация знаний (стадия вызова)

5.Постановка темы и целей урока (стадия осмысления)

6.Физминутка

7.Самостоятельная работа.

8. Закрепление материала по теме урока.

9.Работа с текстом.

10.Проверка знаний (стадия рефлексии)

11. Итог урока

12. Задание на дом

13. Оцениваниеработы

Технологическая карта урока

Этапы урока

Методы и приемы

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.

Словесный

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Вы на парты посмотрите,

Всё в порядок приведите.

А теперь тихонько сели

И на доску посмотрели.

Проверка готовности к уроку.

Выполнение требований учащимися.

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника

2.Мотивация.

Словесный

Слайд 1

Девиз: «Хочешь быть грамотным – учись думать и мыслить».

-Как вы понимаете данное высказывание?

- Зачем быть грамотным?

- Где в жизни может грамотность пригодиться человеку?

Эмоциональный настрой на урок.

Ответы учащихся

Личностные:

формирование положительного отношения к уроку, к школе, к получению знаний.

3.Словарная работа

Работа со словарем

Слайд 2

Работа в тетрадях - число, классная работа, работа со словами со слайда – растение, ужин, ноябрь, иней.

- Что объединяет эти слова?

- Что общего в написании этих слов?

Слайд 3

Знакомство с новым словарным словом народ.

-Что обозначает это слово (дайте определение)

Слайд 4

- Сформулируйте задание.

Фиксируется новая полученная информация

Формируется вызов на получение новой информации

- Слова – сущ.

- Общее – буква н в словах.

Прописывание строчной и заглавной буквы Н, н,слова народ.

Составление слова из букв

Познавательные:

-извлечение новой информации

Регулятивные:

учиться формулировать задание и выполнять его

4.Актуализация знаний.

Стадия вызова

Работа в паре

Слайд 5

Предложение – это…

Предложение выражает …

У предложения есть…

Предложения по интонации бывают…

Предложения по цели высказывания бывают…

Предложения по составу бывают…

Предложения по наличию второстепенных членов бывают…

В предложении могут встретиться…

(приложение 1)

На оценочном листе (приложение 2) поставьте себе оценку за 1-ое задание.

Систематизирует и контролирует изученную информацию

Ученики, работая в паре, обсуждают концовку предложения и сигналом (за руки) показывают свою готовность.

Коммуникативные:

- высказывать свое мнение;

- умение работать в паре по решению поставленных задач;

- вырабатывать совместные решения;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Регулятивные:

умение оценивать свою деятельность, осуществлять контроль своей работы на уроке

Прием ТРКМ -

Кластер

Слайд 6

- Что мы знаем о предложении?

На оценочном листе (приложение 2) поставьте себе оценку за 2-ое задание.

Слайд 7

- Сверьте с эталоном

Систематизирует и контролирует изученную информацию

Дети составляют кластер. Графическая систематизация знаний.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- высказывать свое мнение;

Познавательные:

-извлекать и применять только нужную информацию, представленную в разных формах (схема)

Поисковый

(работа у доски)

На доске написаны предложения:

В саду поспевают яблоки.

В корзине лежат ягоды и грибы.

Светило яркое солнце, но лил сильный дождь.

- Что можно сказать о предложениях?

- Какие предложения здесь написаны?

На доске нарисованы схемы.

а) [ – = ]

б) [ О и О]

в) [ – = ] но [ – = ]

- Сами сформулируйте задание к схемам.

На оценочном листе (приложение 2) поставьте себе оценку за 3-ое задание.

Фиксируется информация. Формируется вызов на формулировку темы и целей урока.

- Они разные по структуре.

-Простое, простое с однород.член., сложное.

- Поставить запятые, вспомнив правило.

Познавательные:

- уметь выделять информацию в результате совместной работы класса и учителя; применять полученные знания на практике;

-осуществлять сравнение, анализ.

Регулятивные:

умение оценивать свою деятельность, осуществлять контроль своей работы на уроке

5.Постановка темы и целей урока.

Стадия осмысления

словесный

- Посмотрите на кластер, на схемы, вспомните законченные вами высказывания и слово, которое вы составляли из букв.

-Попробуйте сформулировать тему урока.

- Поставьте цели урока

Слайд 8, 9 (проверка)

Контролирует поиск проблемы, помогает учащимся в правильной формулировке темы и целей урока.

Анализируя, сравнивая, наблюдая, учащиеся формулируют тему и цели урока

Тема:Типы

предложений: сложное, простое,

простое с однородными.

Цели урока:

- закреплять знания о предложениях.

- продолжать учиться различать предложения.

Регулятивные:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (ставить цели, задачи урока, уметь сформулировать тему).

6.Физминутка

Зарядка

Музыкальная подвижная физминутка.

Направленность на сохранение здоровья детей.

Динамическая пауза

Создание здоровьесберегающей среды.

7.Самостоятельная работа.

Инсерт

- Используем приложение 3. Заполняем таблицу ЗХУ(инсерт)

Знал

Хочу узнать

Узнал

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

Наблюдение, помощь по просьбе учащихся.

Выполнение практических заданий на основе изученной информации.

Регулятивные:

- уметь пользоваться инструкциями;

- ориентироваться в схемах и таблицах;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Индивид.

опрос

- Давайте проверим, как вы заполнили таблицу.

Ответы учащихся по заполнению таблицы.

8.Закрепление по теме урока

9.Работа с текстом.

10.Проверка знаний.

Стадия рефлексии

11. Итог урока

13.Задание на дом

14. Оценивание работы

Практическ.

Фронтальн.

Чтение с остановками

Инсерт

Прием ТРКМ Синквейн

Словесный

Словесный

Выполнение задания (в тетрадях) с доски:

- Прочитайте текст и понаблюдайте за построением предложений.

- Выполните задание по эталону (приложение 4)

Слайд 10

Прочитайте предложение

Найдите в предложении ГО

Выделите (подчеркните) ГЧП

Определите части речи в ГО

Определите тип предложения по составу

Слайд 11

- Проверка выполнения задания по эталону.

На оценочном листе (приложение 2) поставьте себе оценку за 4-ое задание.

- Ребята, скажите, где мы выбираем для себя полезную информацию?

- Я предлагаю вам прочитать научный текст о предложении

- Текст читаем с остановками и отмечаем«галочкой» затруднения или незнакомую для вас информацию.

(приложение 7)

- Что известное для вас вы нашли в тексте?

- Какая информация для вас нова?

- Заполните пустые графы в ЗХУ (инсерте)

Знал

Хочу узнать

Узнал

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

Игра «Данетка».

- Я задаю вопросы, а ваша задача ответить «да» или «нет».

1.Сложное предложение состоит из одной ГО?

2.ОЧП могут быть дополнениями?

3.В простом предложении одно подлежащее?

4.Перед союзом НО ставится запятая?

5.Пере союзом А не ставится запятая?

6.В сложном предложении может быть 3 ГО?

На оценочном листе (приложение 2) поставьте себе оценку за 5-ое задание и выведите общий результат за всю работу на уроке.

- Заканчивая сегодняшний урок, я предлагаю вам написать синквейн по теме «Предложение»

Слайд 12

Слайд 14

- Чему мы учились сегодня на уроке?

- Какое предложение называется сложным, а какое простым?

- Что такое ОЧП?

- С какими затруднениями столкнулись на уроке?

- Что необходимо добавить в кластер?

Домашнее задание на выбор:

1– найти стихотворение, в котором будут присутствовать сложные предложения с новыми союзами.

2– найти текст, в котором будут присутствовать простые предложения с однородными членами.

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Давайте оценим наши знания о предложении еще раз.

- Поставьте себя на лесенку успеха по итогам оценочного листа.

Лесенка успеха

Shape1

5

Shape2

4

Shape3

3

2

Осуществление контроля и проверки полученных знаний.

Контроль полученных знаний уч-ся, определение той части учащихся, которая не освоила учебный материал

Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля

Определение и разъяснение

учащимся критериев успешного выполнения дом. задания

Оценивание уровня знаний.

Выполнение практических заданий на основе изученной информации.

Проверка уровня своих знаний по данной теме.

Ответы учащихся:

в Интернете,

в книгах,

в текстах.

Ученики осуществляют контроль и самоконтроль своих знаний

(известное – союзы а, но, и, простые и сложные предложения, ОЧП, новое – союзы: или, либо, да)

Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Объективное оценивание уровня своих знаний. Выбор посильного домашнего задания

Объективное оценивание уровня своих знаний.

Регулятивные:

- пользоваться инструкциями;

- применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ;

-применять правила;

-выразительно читать текст.

Регулятивные:

умение оценивать свою деятельность, осуществлять контроль своей работы на уроке

Регулятивные:

- пользоваться инструкциями;

- применять полученную информацию на практике;

-осуществлять анализ;

- уметь находить новое;

-выразительно читать текст.

Коммуникативные:

- высказывать свое мнение;

-умение работать устно по решению поставленных проблем;

- вырабатывать собственные решения

Познавательные:

- представлять информацию в виде текста (синквейн).

Познавательные:

-извлекать информацию

- анализировать, сравнивать, группировать.

Личностные:

-мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Регулятивные:

- учатся оценивать свою деятельность

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Предложение – это…

Предложение выражает …

У предложения есть…

Предложения по интонации бывают…

Предложения по цели высказывания бывают…

Предложения по составу бывают…

Предложения по наличию второстепенных членов бывают…

В предложении могут встретиться…

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Оценочный лист

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Общий результат

Shape8Shape6 ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Лесенка успеха

5

4

3

2

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Прочитайте предложение

Найдите в предложении ГО

Выделите (подчеркните) ГЧП

Определите части речи в ГО

Определите тип предложения по составу

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Знал

Хочу узнать

Узнал

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Домашнее задание на выбор:

1– найти стихотворение, в котором будут присутствовать сложные предложения с новыми союзами.

2– найти текст, в котором будут присутствовать простые предложения с однородными членами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Теоретические сведения о предложениях

Наша жизнь очень богата разнообразными текстами. Вспомните, что текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Предложение – это несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Наша речь наполнена разными предложениями: простыми, сложными, простыми предложениями с однородными членами. Каждому человеку следует различать эти предложения. Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух и более грамматических основ. Эти предложения не следует путать с простыми предложениями с однородными членами. В этих (простых) предложениях – одна грамматическая основа. В данных предложениях часто встречаются союзы – а, но, и. Эти сведениявам уже знакомы. А вот новое! Сложные предложения и простые с однородными членами могут содержать и другие союзы – да, либо, или. Запомните это!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Наша жизнь очень богата разнообразными текстами. Вспомните, что текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Предложение – это несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Наша речь наполнена разными предложениями: простыми, сложными, простыми предложениями с однородными членами. Каждому человеку следует различать эти предложения. Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух и более грамматических основ. Эти предложения не следует путать с простыми предложениями с однородными членами. В этих (простых) предложениях – одна грамматическая основа. В данных предложениях часто встречаются союзы – а, но, и. Эти сведения вам уже знакомы. А вот новое! Сложные предложения и простые с однородными членами могут содержать и другие союзы – да, либо, или. Запомните это!
0 ₽