МБОУ пЕРвомайская средняя общеобразовательная школа
Карачевского района брянской области
урок природолюбия
«Природы мудрые советы»
в номинации
«АЗБУКА ПРИРОДОЛЮБИЯ»
(Урок разработан для учащихся начальной школы)
Автор сценария
Балакина Галина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ Первомайская СОШ
д.Масловка, 2023 год
Урок природолюбия
«Экологическое путешествие -
«Природы мудрые советы»
Цель:
Формировать у учащихся системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру.
Формировать у учащихся знаний о науке экологии.
Задачи:
Воспитывать уважение, любовь к природе и стремление бережно относиться к ней;
Формировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в лесу;
Развивать речь учащихся, познавательную активность, индивидуальные способности в процессе творческих заданий;
Воспитывать дружный коллектив, способный принимать решения, уважая друг друга.
Оборудование:
Плакаты с высказываниями о природе.
Выставка книг о природе.
Пословицы.
аудиозапись «Птичьи голоса»;
аудиозапись «Шум леса»
Картинки с изображением лесных цветов, деревьев
Участники, реализующие сценарий: учащиеся начальной школы
Действующие лица: учащиеся-чтецы, Эколята: Тихоня, Елочка, Шалун, Умница
Сценарий
Учитель:
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Классный час начинать нам пора.
Учитель:
- Ребята! Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Передайте частичку своего хорошего настроения своим одноклассникам.
Учитель:
В эпоху научно-технического прогресса природа оказалась беззащитной перед человеком. Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая природное равновесие. В результате таких вмешательств гибнут животные, птицы и растения. Наша общая задача - сберечь планету, сберечь наш общий дом.
Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы - хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух. Зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»
Сегодня мы отправимся в виртуальное экологическое путешествие, под названием: «Природы мудрые советы».
Мы отправимся в мир, который находится рядом с нами. Куда именно вы узнаете, отгадав загадку:
Белки в нем живут и волки,
В нем растут дубы и ёлки
Высоченныдо небес!
Называют его….(лес)
В путешествие с нами отправятся ЭКОЛЯТА.
- Ребята, кто такие Эколята?
Дети:
- Друзья природы. Они родились в лесу и знают про него всё или почти всё.
Учитель:
- Давайте вспомним их имена.
Дети:
- Самый озорной – Шалун. Любит весёлые игры, и всё время стремится узнать что-то новое и интересное.
У Шалуна есть младший брат – Тихоня. Он тихий и скромный. Очень любит цветы.
Умница – самая старшая, много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать.
У малышей –желудей есть подруга – весёлая и общительная Ёлочка.
(В класс под звуки леса входит Ёлочка)
Ёлочка:
-Здравствуйте, ребята.
Мы, Эколята, с удовольствием совершим с вами путешествие. Поговорим о лесе, о его пользе для человека, об отношении человека к лесу и о последствия поведения человека в природе.
- А в конце нашего путешествия вам предстоит “сдать экзамен” на знание правил поведения в лесу. И если экзамен будет сдан успешно, вы получите удостоверение настоящих защитников природы.
Мои друзья Эколята встретят нас на лесных полянках.
Учитель:
-На доске вы видите маршрут путешествия.
(На доске картинки: школа-дорожка к лесу- лес (ёлочки). Полянки с названиями:«Хоровод деревьев», «Цветочная», «Птичья песенка», «Грибная», «Бурелом», «Игровая».
Учитель:
- Ребята, у вас на партах лежат карточки с высказываниями о лесе. (Высказывания напечатаны на зелёных полосках в форме ветвей ели)
- Если вы согласны с этими словами, то объясните, почему.
Ёлочка:
- Из высказываний-веточек мы сложим ёлку. И в нашем лесу вырастет ещё одна маленькая волшебная ёлочка.
(Ребята группами работают с высказываниями, объясняют их смысл, крепят на доску ветки к заранее приготовленному стволу ели на доске.)
Лес- это наше богатство.
Лес- это зелёный наряд нашей планеты.
Там, где лес - там свежий воздух.
Лес- это дом для зверей и птиц.
Учитель:
- Путешествуя, надо не забывать, что в лесу мы гости. Есть такие хорошие слова: «Ты пришёл в гости к природе - не делай ничего такого, что посчитал бы неприличным сделать в гостях».
Учитель:
- Елочка, наши ребята знают, что надо брать в поход. У каждой группы на столе лежат карточки с изображением предметов. Вам, ребята надо выбрать лишь тот предмет, который необходим в походе.
Карточки с картинками: компас, учебник, кружка, телевизор, консервы, зонтик, ролики, миска, котелок, утюг, магнитофон.
(Дети выбирают картинки и объясняют причину выбора)
Учитель:
- А ещё я предлагаю взять с собой папку с материалами для создания экологических знаков.
IV. Поляна «Хоровод деревьев»
(Звучит запись «Шум леса»)
Учитель:
-И вот мы в лесу.
Ученик:
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
Выходит Эколёнок Умница:
-Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали?
Ученики:
- Здравствуй, Умница Узнали. Ты –самая старшая из всех Эколят.
Умница:
-Правильно, меня зовут Умница.
- Вы пришли на поляну «Хоровод деревьев».
- Какие деревья вы знаете?
(Дети отвечают)
- А загадки умеете отгадывать?
(Умница загадывает загадки. На доску приклеиваются рядом с ёлками деревья, заранее вырезанные из бумаги)
В народе это дерево называют «сладким». Из его цветков пьют целебный чай при простуде. (Липа)
Какое «кудрявое чудо-дерево» имеет единственную в мире белую кору?(берёза)
Про это дерево в народе говорят: «листок колючий, а ствол липучий».
Это дерево при ранении ствола выделяет «янтарные слёзы», которые закрывают рану? (Сосна)
Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их мороз, тем слаще они будут. (Рябина)
Умница:
- Ребята, вчера мне белочка принесла письмо. И вот, что в нем написано.
(Умница читает письмо)
Люди в лесу костёр зажгли,
Посидели и пошли.
А огонь не затушили,
«Сам погаснет» - они решили.
Ветром пламя разметало,
И вокруг, как в печке стало.
До небес огонь поднялся
И за ними вслед погнался.
Гибнет лес, пропали звери -
Всех несчастий не измерить!
Умница:
- Какую непоправимую ошибку допустили люди ?
Ученики:
- Оставили в лесу зажженный костер, не потушили его!
Учитель:
-Я вам предлагаю помочь нашему лесу.
Мы не зря взяли с собой рабочую папку (показывает содержимое папки: детали для создания знаков)
- Мы с ребятами создадим и подарим вам, Умница, знак, запрещающий разводить в лесу костер, ломать деревья. Поставим его в лесу, чтобы люди эти правила не забывали.
(Дети составляют из элементов знак. Знак размещается на доске)
«Не разводите в лесу костёр!»
Учитель:
- Продолжаем наше путешествие.
Выходит Тихоня:
- Здравствуйте, ребята. Вы пришли на Цветочную поляну.
-Вы узнали меня?
Ученики:
-Здравствуй, Тихоня.
Тихоня:
-А вы знаете, какую пользу приносят человеку растения?
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура, и таблетки.
-Что это, ребята?
Ученики:
- Лекарственные растения.
Тихоня:
-А вы, ребята, знаете лекарственные растения? А объяснить сможете, от каких болезней они помогают человеку?
(Тихоня: загадывает загадки)
Верхняя сторона этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя- теплая и нежная, как родная мать (Мать-и -мачеха)
Ответ:Ей лечат кашель, заваривают и пьют как чай, помогает при зубной боли, насморке.
Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь тому, кто поранит руку или ногу. (Подорожник)
Ответ:
Еслипоцарапал или натёр ногу, нужно сорвать листья подорожника, сполоснуть их в воде и приложить к ранке.Они успокоят боль и помогут ранке скорее затянуться.
Стоит в лесу кудряшка
Белая рубашка
В середине золотая
Кто она такая? (ромашка)
Ответ:
Настоем ромашки можно полоскать горло, рот, ополаскивать волосы. Используют как успокаивающее средство. Ромашку применяют в косметических целях, при изготовление кремов, шампуней, мыла, зубной пасты.
Есть травка, которую боятся все.
Ой, не трогайте меня
Обожгу и без огня. (крапива)
Ответ:Из крапивы варят щи, настоем крапивы моют голову.Уникальные свойства растения пополняют в организме утраченные силы, снимают синдром хронической усталости. Одна крапива заменит семерых врачей – говорит народная мудрость.
Учитель:
- Цветы и травы помогают нам дышать, лечить разные болезни. С ранней весны и до поздней осени в лесу много цветов. Лишь растает снег, первые цветы уже распускаются. Много стихов о цветах написано нашими поэтами.
Сейчас ребята прочтут некоторые из них.
Дети (рассказывают, показывают картинки с изображением лесных цветов, крепят на доску)
1 ученик:
Цветы лесов невзрачны и тихи,
Как светлячки призывно, хладно тлеют,
Они немы, невидящи, глухи,
Но как они зато любить умеют!
2 ученик:
Ландыш зацветает в зелени лесной,
Сердце наполняет нежной чистотой,
Цветик серебристый в брызгах янтаря
Так заря искрится, радугой горя.
3 ученик:
Колокольчики - цветы, пролески лесные,
Вы - ровесники весны, нежно-голубые,
Веселей, друзья, звените,
Лето красное будите!
4 ученик:
Ты растёшь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.
И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву...
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя,не бойся,не сорву.
5 ученик:
То не в белые мехах
Нарядился лес весной –
Расцвелачеремуха,
Как невеста под фатой,
Юная, красивая,
Чистая, счастливая.
6 ученик:
Прибежалподснежник
В мартовский лесок,
Заглянул подснежник
В чистый ручеек.
И, себя увидев,
Крикнул: «Вот те на!
Я и не заметил,
Что пришла весна.
Учитель:
- Сейчас ребята расскажут историю, которая произошла на краю леса, у ручья.
Сценка «Белая черёмуха» (по З. Александровой)
1-я девочка
Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Лёгкая, как снег.
Радовался облачку каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней.
И могла цвести она много-много дней.
2-я девочка (любуясь черёмухой)
- Чья это черёмуха?
3-я девочка
Да она ничья
Белая снегурочка
Около ручья.
1-я девочка
Прибежали девочки.
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черёмуха
Чистая, как снег,
Радовался деревцу
Каждый человек.
Учитель:
- Правильно ли поступили девочки? Почему?
Ученики:
-Девочки поступили неправильно, потому что сломали ветки дерева. Цветы на сорванных ветках засохли и больше не смогут порадовать никого своими белоснежными цветами.
Решение проблемной ситуации.
Тихоня:
- Ребята, решите, пожалуйста, вот такую экологическую задачку.
У Насти День рождения. Она очень любит подснежники. Как вы поступите?
1) подарите букет подснежников;
2) подарите красивую открытку с подснежниками.
3) сделаете подснежники из бисера своими руками
Учитель:
- Какое правило должны соблюдать люди, приходя в лес?
Не топтать и не срывать в лесу цветы. Ведь дома цветы быстро завянут. Они нужны насекомым.
Лекарственные травы надо собирать правильно.
(Дети собирают экологический знак и крепят на доску)
«Нельзя топтать и срывать в лесу цветы»
Учитель:
-Продолжаем наше путешествие
Выходит Умница:
- Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня?
Ученики:
-Здравствуй, тебя зовут Умница:
Умница:
- Правильно, ребята. Вы пришли на полянку «Птичья песенка».
(Звучит запись «Голоса птиц»)
- Что мы слышим?
Ученики:
- Птичье пение
Умница:
- Какое значение имеют птицы в природе и для человека?
Продолжите предложение
Птицы – это…….
Ученики:
- Птицы – это………(чудное пение, помощники человека, санитары лесов и полей,хорошее настроение …)
Умница:
- А недавно мне пришло письмо от Совы, в котором звучит большая обида. Сейчас я вам, ребята его прочитаю.
«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба»
- Справедливо ли люди обидели сову?
-Давайте послушаем голос совы.
(аудиозапись «Голос совы»)
- Кто готов встать на защиту совы? (Ответы детей)
Умница:
-И я хочу встать на защиту совы. Одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба. Арифметика проста. Мышь съедает в год 1 килограмм хлеба. А сова уничтожает 1000 мышей. А 1964 года сова находится в нашей стране под охраной государства.
Умница:
- Каких птиц можно встретить в лесу? (Загадывает загадки)
(По мере отгадывания. На доске появляются изображения птиц)
Загадки
Он поёт всегда красиво,
Его трели с переливом.
Прячется среди ветвей...
Кто певец тот? ...(Соловей)
Всем известна эта птица,
Серо-черная девица.
Каркает бесцеремонно...
Как зовут её? ...(Ворона)
С утра трещит и тараторит,
По лесу шум, сплошной, наводит.
С хвостом длинным, белобока...
Кто болтливая? ...(Сорока)
Чистит лес он от жучков,
Гусениц и червячков.
На природе врачеватель...
Как зовут его все? ...(Дятел)
В чужие гнёзда эта птица,
Подбросить яйца мастерица.
Ку-ку кричит подружка...
Все как зовут? ...(Кукушка)
Ученик:
Люди запомнить должны и понять:
Гнёзда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь,
Не лезьте туда!
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.
(Дети собирают экологический знак , крепят на доску)
«Не трогайте и не разоряйте птичьи гнезда»
Тихоня:
-Однажды в лесу произошла такая ситуация. Друзья пошли отдохнуть в лес. Взяли с собой магнитофон. Расположившись на полянке среди цветов, они громко включили музыку, веселились, громко кричали и пели песни. Отдых для ребят удался.
- А что произошло в природе?
Ученики:
- Птицы взволнованно летали около своих гнёзд, некоторые даже не смогли подлететь к своим птенцам, которые испуганно звали родителей на помощь. Звери попрятались в свои норки или убежали прочь с этой полянки.
Учитель:
- О каком правиле забыли дети, отдыхая в лесу?
Ученики:
-В лесу нельзя шуметь и громко включать магнитофон.
(Дети собирают экологический знак, крепят на доску)
«В лесу шуметь нельзя!»
Учитель:
-Продолжаем наше путешествие.
- Идём по лесу и приходим на полянку «Грибная».
Выходит Шалун:
-Здравствуйте, ребята. Вместе с Эколятами вы пришли на грибную полянку.
Здравствуй, Шалун.
- Ребята, а вы хорошо знаете съедобные грибы?
- Сейчас мы это проверим.
Игра «Собери грибы» (по группам)
(Эколята раздают бумажные грибы - съедобные и несъедобные, к которым прикреплены вопросы.
Задание: ответив на вопрос, прикреплённый к картинке, съедобный гриб положите в корзину , а несъедобные оставьте в лесу (на доске) .
Вопросы:
Назовите съедобные и несъедобные грибы.
Расскажите правила сбора грибов.
Почему нельзя срывать грибы?
Почему грибы так называются — лисички, маслята, подберезовик, подосиновик, мухомор?
(Ребята выполняют задание, собирая съедобные грибы в корзинку, несъедобные прикрепляя на доску)
Учитель:
-Какое правило надо помнить при сборе грибов?
Ученики:
- Собирать только знакомые грибы.
- Несъедобными грибы нельзя трогать, сбивать ногами. Они служат пищей и лекарством для животных.
Учитель:
- Какой экологический знак мы подаримЭколятам?
(Дети собирают экологический знак, крепят на доску)
«Не топчите и не сбивайте в лесу несъедобные грибы!»
Учитель:
- Наше путешествие продолжается.
Остановка “Бурелом”
- Путешествуя по лесу, мы забрались в самую чащу, и у нас на пути - бурелом. Выбраться быстро сможет та команда, которая правильно решит экологическую задачу и склеит экологический знак.
(На доске заранее прикреплен бурелом из конвертов с заданиями. Один ученик от каждой группы выходит и берёт конверт.
Работая в группах, ребята решают предложенную задачу, собирают экологический знак, защищают выполнение задания)
Карточка 1
Гуляя с родителями по лесу, Маша и Вася увидели большой муравейник.
-Давайте посмотрим, что внутри муравьиного домика, - сказал Вася.
-Давайте, - с интересом ответила Маша. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала.
-Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что…
Что сказали бы муравьи? (Ответы детей)
Экологический знак
«Не разоряйте муравейники!»
Карточка 2
Никита стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
-Что ты делаешь? – спросила старушка
-Пчел прогоняю, они цветы жалят.
Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Никита выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
-А я и не знал об этом.
Что рассказала Никите старушка? (Ответы детей)
Экологический знак
«Не ловите насекомых! Они - помощники цветов!»
Карточка 3
После пикника на берегу реки, весь мусор, который остался после отдыха ребята оставили под деревом.
Правильно, ли они поступили? (Ответы детей)
Экологический знак
«Не оставляйте в лесу мусор!»
Учитель:
-Продолжаем наше путешествие
-Мы оказываемся на поляне «Игровая».
Умница:
-Ребята, нам очень интересно было с вами путешествовать по лесу.
- А вам понравилось наше путешествие?
- Почему? (Ответы детей)
Тихоня:
- Наше путешествие называлось «Природы мудрые советы».
- Какие советы матушки-природы всегда будете помнить, приходя в лес? (Ответы детей)
Шалун:
- Сейчас вам предстоит “сдать экзамен” на знание правил поведения в лесу.
Игра называется «Экологический светофор».
Ёлочка:
- У вас на партах лежат светофоры.
Мы будем говорить о своих действиях, а вы отвечать. Если мыбудем поступать хорошо, говорите "да" и показывайте зелёный цвет светофора. А если плохо –говорите "нет" и показывайте красный цвет светофора.
Шалун:
Если я приду в лесок и сорву ромашку?
(Дети говорят "Нет", показывают красный цвет светофора)
Умница:
Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
(Дети говорят "Нет", показывают красный цвет светофора)
Ёлочка:
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
(Дети говорят "Да", показывают зеленый цвет светофора)
Тихоня:
Если ветку подвяжу, колышек поставлю?
(Дети говорят "Да", показывают зеленый цвет светофора)
Шалун:
Если разведу костер, а тушить не буду?
(Дети говорят "Нет", показывают красный цвет светофора)
Умница:
Если сильно насорю и убрать забуду?
(Дети говорят "Нет", показывают красный цвет светофора)
Ёлочка:
Если мусор уберу, банку в сумку положу?
(Дети говорят "Да, показывают зеленый цвет светофора)
Тихоня:
Я люблю свою природу, я ей помогаю!
(Дети говорят "Да", показывают зеленый цвет светофора)
Ёлочка:
-Ребята, вы успешно сдали экзамен на знание правил поведения в лесу. И вы все получаете удостоверение настоящих защитников природы
(Эколята вручают учащимся удостоверения)
Учитель:
- Наше путешествие подошло к концу. И мы опять вернулись в наш светлый класс.
- Давайте вспомним, какова была цель нашего путешествия в лес.
- Справились ли мы с поставленной задачей?
- Какие мудрые советы даёт человеку матушка природа?
-Почему мы их называем мудрыми? (Ответы детей)
Ученики:
- Узнали новое, повторили правила поведения в лесу, создали экологические знаки.
-Работали в группах, помогая друг другу.
Учитель:
- Давайте будем помнить, что Земля – это общий дом растений, грибов, животных и человека. И нам надо всё делать для того, чтобы этот дом процветал и богател. Больших проблем вам пока не решить, но что-то вы уже можете сделать: посадить деревья, подкармливать птиц зимой, не разорять муравейники, соблюдать в лесу тишину. Будьте добрым и к людям, и к животным, и к растениям! Это так здорово быть добрым!
1 Ученик :
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
2 Ученик :
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки – не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
3 Ученик :
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам – не враги!
4 Ученик :
Муравейник не топчи,
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг!
Тебе – спасибо!»
5 Ученик :
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа.
6 Ученик :
Птицы учат пению.
7 Ученик :
Паучок - терпению,
8 Ученик :
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.
9 Ученик :
У Природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Учат крепкой дружбе.
Используемая литература:
Абрарова, Э. Огонь – друг и враг человека / Э. Г. Абрарова // Начальная школа. – 2006. – №6. – С. 83 - 86.
Долгачева В.С. Изучение лекарственных растений в начальной школе. //
Начальная школа. – 1995. - №4. – с.36.
Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в
процессе изучения природы. //Начальная школа. – 1989. - №5. – с.25.
Купров В. От экологии природы – к экологии души. //Газета. Начальная
школа. – 1999. - №35, №36.
Манеева О.И. Загадок не счесть. //Начальная школа. – 1998. - №4. – с.25.
Персидская И. В. , Камакина О. Н. «Классные часы и мероприятия в начальной школе»
Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа. //Начальная
школа. – 1991. - №5. – с.2.
Седых В.И. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе. //Начальная школа. – 1995. - №5. – с.34.
Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. //Начальная школа. – 1988. - №2. – с.42.
ПРИЛОЖЕНИЕ