Урок развития речи по стихотворению в прозе
И. С. Тургенева «Воробей» в 6 класса
Цели:
1. Знакомство с новым жанром в литературе – стихотворение в прозе;
2. Обучение анализу текста;
3. Формирование любви к слову, русскому языку;
4. Продолжать формировать навыки работы со словарем.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, исследование)
Оборудование:портрет писателя;
тексты со стихотворением И. С. Тургенева на каждой парте;
«Толковый словарь русского языка» (С. И. Ожегов)
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
3. Актуализация знаний:
- Имя писателя Ивана Сергеевича Тургенева вам уже знакомо. Давайте вспомним, что вы знаете о жизни и судьбе писателя.
В:Какие произведения писателя вы читали?
-Выразительное чтение стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Воробей» (специально подготовленные ученики)
4. Композиционный анализ текста.
В:К какому функционально- смысловому типу относится текст? От чьего лица ведется повествование?
(Повествование ведется от 1 лица. Рассказчик выступает как действующее лицо, как наблюдатель и как размышляющий автор (финал рассказа). Рассказ строится по типу речи – повествование с элементами описания и рассуждения)
В:Как строится текст в соответствии с типом речи?
(«Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня»
Первое предложение – экспозиция текста: здесь конкретно обозначена ситуация, место и приблизительное время действия, выделены герои рассказа, в том числе и автор-повествователь.
«Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь»
Второе предложение – завязка: начало движения собаки. Особое значение происходящего подчеркнуто словом «вдруг». В одном предложении глаголы несовершенного вида сменяются глаголами совершенного.
«Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея».
3-8 абзацы – развитие основного действия.
В:Какова основная тема этой части?
(Противостояние воробья и собаки)
З:Составьте план этой части, чтобы увидеть, как развивается сюжет и тема:
2 абзац. «Что там?» (завязка)
3 абзац. «Птенец на дороге»
4 абзац. «Неожиданный защитник»
(развитие действие)
5-6 абзацы. «Смятение и отвага старого воробья» (кульминация)
7 абзац. «Смущение собаки»
8 абзац. «Я поспешил отогнать смущенного пса…» (развязка)
«Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»
Последняя часть (9-10 абзацы) – выражение чувств автора-повествователя.
В:Какие чувства испытывает автор?
(Благоговение. Автор размышляет о том, что вызвало это чувство.)
Итак, композиция текста строится таким образом, что повествование о произошедшем на аллее конкретизируется описанием птиц и собаки и выводит к размышлению о сути любви, сопоставлению понятий «любовь» и «жизнь». Соединение рассуждения с непосредственным впечатлением и образным представлением художественной идеи как раз и свойственны поэзии. Поэтому автор определяет свое произведение жанром «стихотворение в прозе».
5. Анализ главных образов текста.
В: Как изображаются главные персонажи рассказа? Как они соотносятся между собой и с какой целью?
А) (Птенец описывается в 3 абзаце. Автор обращает внимание на его юность и беспомощность: «с желтизной около клюва и пухом на голове», сидел, «беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки».
В:Какую роль играет слово «солнышко»?
Уменьшительно-ласкательный суффикс усиливает впечатление детского, наивного.
В:Где выражается оценка автора к птенцу?
Слово «беспомощный»)
Б) Старый воробей
Это персонаж описывается более подробною.
В:Какие типы речи использует автор, изображая старого воробья?
(Описание – «старый черногрудый воробей»
Повествование – причем, именно в движении старого воробья больше всего проявляется контраст между ним и двумя другими персонажами – птенцом («сидел неподвижно») и собакой («медленно приближалась»)
В:Какими языковыми единицами показано то, что старый воробей мгновенно бросился на защиту птенца:
- наречием «вдруг»;
- сравнением, выраженным существительным в творительном падеже – «камнем упал»;
- деепричастием «сорвавшись»;
- Предложением «Прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти»)
В:Какой троп используется для представления собаки?
(Метонимия – «зубастая раскрытая пасть»)
В:Почему?
(Пес намного больше маленького воробья, для него он огромное чудовище, и все представление о нем выражается только в его самой страшной части – зубастой пасти.
В:Найдите в тексте примеры, выражающие контраст между собакой и воробьем.
(«маленькое тело трепетало от ужаса», «с отчаянным и жалким писком», «голосок одичал и охрип»:
огромное - малое
страшное - слабое
опасное - беззащитное).
В:Почему же старый воробей в этой ситуации не выглядит жалким и беспомощным)
(Он не убегает, спасаясь от собаки, а нападает на нее)
В:Какие эпитеты использует автор, показывая смелость и бесстрашие воробья?
(«взъерошенный, искаженный»)
В:Почему так поступает воробей? Что им движет?
(Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище)
В:Какое слово использует автор, подчеркивая благородные порывы старого воробья?
(«детище» - слово высокого книжного стиля. Птенец для него – любимое «детище»)
Таким образом, весь пятый абзац построен на внутреннем контрасте при описании старого воробья: с одной стороны - «ринулся спасать», «заслонил собой», не раздумывая, с отчаянной храбростью, с другой – «всё его маленькое тело трепетало от ужаса», «он замирал»).
6. Позиция автора.
В:Как рассуждает о действиях воробья автор? Как он называет эти действия?
(Воробей жертвовал собой)
В:Что это означает?
(шел на смерть ради спасения другого)
В:Какой языковой прием передает это настроение автора?
(Два восклицательных знака, передающих эмоциональный подъем, изумление, потрясение от увиденного)
В:Какой еще языковой прием использует повествователь, предполагающий, что автора побудило устремиться воробья к собаке, почему он «не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке»?
(Использование однокоренных слов – «сила, сильнее воли…Трезор признал силу»)
В:Что означает слово «благоговел»? (преклонение, трепетное уважение)
(Это сила любви - Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»
В:С каким понятием связывает автор слово «любовь»? (любовь – жизнь)
7. Рефлексия. Подведение итогов.
В:В чем заключается художественный смысл текста?
(Все типы речи, используемы в тексте, направлены на общий смысл – идею произведения: сила любви управляет жизнью)
8. Домашнее задание:
Творческий пересказ о 1 лица (одного героя)