Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Литература
  3. Урок развития речи по стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Воробей» в 6 класса

Урок развития речи по стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Воробей» в 6 класса

На уроке учащиеся знакомятся с новым жанром - стихотворение в прозе. Учатся проводить лингвистический анализ текста, используя некоторые приемы. Проводят образный, проблемный и композиционный анализ с использованием смыслового значения различных языковых явлений.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Урок развития речи по стихотворению в прозе

И. С. Тургенева «Воробей» в 6 класса

Цели:

1. Знакомство с новым жанром в литературе – стихотворение в прозе;

2. Обучение анализу текста;

3. Формирование любви к слову, русскому языку;

4. Продолжать формировать навыки работы со словарем.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, исследование)

Оборудование:портрет писателя;

тексты со стихотворением И. С. Тургенева на каждой парте;

«Толковый словарь русского языка» (С. И. Ожегов)

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

3. Актуализация знаний:

- Имя писателя Ивана Сергеевича Тургенева вам уже знакомо. Давайте вспомним, что вы знаете о жизни и судьбе писателя.

В:Какие произведения писателя вы читали?

-Выразительное чтение стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Воробей» (специально подготовленные ученики)

4. Композиционный анализ текста.

В:К какому функционально- смысловому типу относится текст? От чьего лица ведется повествование?

(Повествование ведется от 1 лица. Рассказчик выступает как действующее лицо, как наблюдатель и как размышляющий автор (финал рассказа). Рассказ строится по типу речи – повествование с элементами описания и рассуждения)

В:Как строится текст в соответствии с типом речи?

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня»

Первое предложение – экспозиция текста: здесь конкретно обозначена ситуация, место и приблизительное время действия, выделены герои рассказа, в том числе и автор-повествователь.

«Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь»

Второе предложение – завязка: начало движения собаки. Особое значение происходящего подчеркнуто словом «вдруг». В одном предложении глаголы несовершенного вида сменяются глаголами совершенного.

«Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея».

3-8 абзацы – развитие основного действия.

В:Какова основная тема этой части?

(Противостояние воробья и собаки)

З:Составьте план этой части, чтобы увидеть, как развивается сюжет и тема:

2 абзац. «Что там?» (завязка)

3 абзац. «Птенец на дороге»

4 абзац. «Неожиданный защитник»

(развитие действие)

5-6 абзацы. «Смятение и отвага старого воробья» (кульминация)

7 абзац. «Смущение собаки»

8 абзац. «Я поспешил отогнать смущенного пса…» (развязка)

«Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»

Последняя часть (9-10 абзацы) – выражение чувств автора-повествователя.

В:Какие чувства испытывает автор?

(Благоговение. Автор размышляет о том, что вызвало это чувство.)

Итак, композиция текста строится таким образом, что повествование о произошедшем на аллее конкретизируется описанием птиц и собаки и выводит к размышлению о сути любви, сопоставлению понятий «любовь» и «жизнь». Соединение рассуждения с непосредственным впечатлением и образным представлением художественной идеи как раз и свойственны поэзии. Поэтому автор определяет свое произведение жанром «стихотворение в прозе».

5. Анализ главных образов текста.

В: Как изображаются главные персонажи рассказа? Как они соотносятся между собой и с какой целью?

А) (Птенец описывается в 3 абзаце. Автор обращает внимание на его юность и беспомощность: «с желтизной около клюва и пухом на голове», сидел, «беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки».

В:Какую роль играет слово «солнышко»?

Уменьшительно-ласкательный суффикс усиливает впечатление детского, наивного.

В:Где выражается оценка автора к птенцу?

Слово «беспомощный»)

Б) Старый воробей

Это персонаж описывается более подробною.

В:Какие типы речи использует автор, изображая старого воробья?

(Описание – «старый черногрудый воробей»

Повествование – причем, именно в движении старого воробья больше всего проявляется контраст между ним и двумя другими персонажами – птенцом («сидел неподвижно») и собакой («медленно приближалась»)

В:Какими языковыми единицами показано то, что старый воробей мгновенно бросился на защиту птенца:

- наречием «вдруг»;

- сравнением, выраженным существительным в творительном падеже – «камнем упал»;

- деепричастием «сорвавшись»;

- Предложением «Прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти»)

В:Какой троп используется для представления собаки?

(Метонимия – «зубастая раскрытая пасть»)

В:Почему?

(Пес намного больше маленького воробья, для него он огромное чудовище, и все представление о нем выражается только в его самой страшной части – зубастой пасти.

В:Найдите в тексте примеры, выражающие контраст между собакой и воробьем.

(«маленькое тело трепетало от ужаса», «с отчаянным и жалким писком», «голосок одичал и охрип»:

огромное - малое

страшное - слабое

опасное - беззащитное).

В:Почему же старый воробей в этой ситуации не выглядит жалким и беспомощным)

(Он не убегает, спасаясь от собаки, а нападает на нее)

В:Какие эпитеты использует автор, показывая смелость и бесстрашие воробья?

(«взъерошенный, искаженный»)

В:Почему так поступает воробей? Что им движет?

(Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище)

В:Какое слово использует автор, подчеркивая благородные порывы старого воробья?

(«детище» - слово высокого книжного стиля. Птенец для него – любимое «детище»)

Таким образом, весь пятый абзац построен на внутреннем контрасте при описании старого воробья: с одной стороны - «ринулся спасать», «заслонил собой», не раздумывая, с отчаянной храбростью, с другой – «всё его маленькое тело трепетало от ужаса», «он замирал»).

6. Позиция автора.

В:Как рассуждает о действиях воробья автор? Как он называет эти действия?

(Воробей жертвовал собой)

В:Что это означает?

(шел на смерть ради спасения другого)

В:Какой языковой прием передает это настроение автора?

(Два восклицательных знака, передающих эмоциональный подъем, изумление, потрясение от увиденного)

В:Какой еще языковой прием использует повествователь, предполагающий, что автора побудило устремиться воробья к собаке, почему он «не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке»?

(Использование однокоренных слов – «сила, сильнее воли…Трезор признал силу»)

В:Что означает слово «благоговел»? (преклонение, трепетное уважение)

(Это сила любви - Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»

В:С каким понятием связывает автор слово «любовь»? (любовь – жизнь)

7. Рефлексия. Подведение итогов.

В:В чем заключается художественный смысл текста?

(Все типы речи, используемы в тексте, направлены на общий смысл – идею произведения: сила любви управляет жизнью)

8. Домашнее задание:

Творческий пересказ о 1 лица (одного героя)

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

На уроке учащиеся знакомятся с новым жанром - стихотворение в прозе. Учатся проводить лингвистический анализ текста, используя некоторые приемы. Проводят образный, проблемный и композиционный анализ с использованием смыслового значения различных языковых явлений.
0 ₽
Задачей классного часа является желание создать в классе добрую эмоциональную атмосферу, предполагающую немного грустное осознание выпускниками того, что это их последнее 1 сентября в школе. Все должны чувствовать себя уютно и комфортно в этой атмосфере, чтобы эта встреча осталась надолго в памяти 11-классников.
0 ₽