Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Урок развития речи по стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Воробей» в 6 класса

Урок развития речи по стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Воробей» в 6 класса

На уроке учащиеся знакомятся с новым жанром - стихотворение в прозе. Учатся проводить лингвистический анализ текста, используя некоторые приемы. Проводят образный, проблемный и композиционный анализ с использованием смыслового значения различных языковых явлений.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Урок развития речи по стихотворению в прозе

И. С. Тургенева «Воробей» в 6 класса

Цели:

1. Знакомство с новым жанром в литературе – стихотворение в прозе;

2. Обучение анализу текста;

3. Формирование любви к слову, русскому языку;

4. Продолжать формировать навыки работы со словарем.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, исследование)

Оборудование:портрет писателя;

тексты со стихотворением И. С. Тургенева на каждой парте;

«Толковый словарь русского языка» (С. И. Ожегов)

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

3. Актуализация знаний:

- Имя писателя Ивана Сергеевича Тургенева вам уже знакомо. Давайте вспомним, что вы знаете о жизни и судьбе писателя.

В:Какие произведения писателя вы читали?

-Выразительное чтение стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Воробей» (специально подготовленные ученики)

4. Композиционный анализ текста.

В:К какому функционально- смысловому типу относится текст? От чьего лица ведется повествование?

(Повествование ведется от 1 лица. Рассказчик выступает как действующее лицо, как наблюдатель и как размышляющий автор (финал рассказа). Рассказ строится по типу речи – повествование с элементами описания и рассуждения)

В:Как строится текст в соответствии с типом речи?

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня»

Первое предложение – экспозиция текста: здесь конкретно обозначена ситуация, место и приблизительное время действия, выделены герои рассказа, в том числе и автор-повествователь.

«Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь»

Второе предложение – завязка: начало движения собаки. Особое значение происходящего подчеркнуто словом «вдруг». В одном предложении глаголы несовершенного вида сменяются глаголами совершенного.

«Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея».

3-8 абзацы – развитие основного действия.

В:Какова основная тема этой части?

(Противостояние воробья и собаки)

З:Составьте план этой части, чтобы увидеть, как развивается сюжет и тема:

2 абзац. «Что там?» (завязка)

3 абзац. «Птенец на дороге»

4 абзац. «Неожиданный защитник»

(развитие действие)

5-6 абзацы. «Смятение и отвага старого воробья» (кульминация)

7 абзац. «Смущение собаки»

8 абзац. «Я поспешил отогнать смущенного пса…» (развязка)

«Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»

Последняя часть (9-10 абзацы) – выражение чувств автора-повествователя.

В:Какие чувства испытывает автор?

(Благоговение. Автор размышляет о том, что вызвало это чувство.)

Итак, композиция текста строится таким образом, что повествование о произошедшем на аллее конкретизируется описанием птиц и собаки и выводит к размышлению о сути любви, сопоставлению понятий «любовь» и «жизнь». Соединение рассуждения с непосредственным впечатлением и образным представлением художественной идеи как раз и свойственны поэзии. Поэтому автор определяет свое произведение жанром «стихотворение в прозе».

5. Анализ главных образов текста.

В: Как изображаются главные персонажи рассказа? Как они соотносятся между собой и с какой целью?

А) (Птенец описывается в 3 абзаце. Автор обращает внимание на его юность и беспомощность: «с желтизной около клюва и пухом на голове», сидел, «беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки».

В:Какую роль играет слово «солнышко»?

Уменьшительно-ласкательный суффикс усиливает впечатление детского, наивного.

В:Где выражается оценка автора к птенцу?

Слово «беспомощный»)

Б) Старый воробей

Это персонаж описывается более подробною.

В:Какие типы речи использует автор, изображая старого воробья?

(Описание – «старый черногрудый воробей»

Повествование – причем, именно в движении старого воробья больше всего проявляется контраст между ним и двумя другими персонажами – птенцом («сидел неподвижно») и собакой («медленно приближалась»)

В:Какими языковыми единицами показано то, что старый воробей мгновенно бросился на защиту птенца:

- наречием «вдруг»;

- сравнением, выраженным существительным в творительном падеже – «камнем упал»;

- деепричастием «сорвавшись»;

- Предложением «Прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти»)

В:Какой троп используется для представления собаки?

(Метонимия – «зубастая раскрытая пасть»)

В:Почему?

(Пес намного больше маленького воробья, для него он огромное чудовище, и все представление о нем выражается только в его самой страшной части – зубастой пасти.

В:Найдите в тексте примеры, выражающие контраст между собакой и воробьем.

(«маленькое тело трепетало от ужаса», «с отчаянным и жалким писком», «голосок одичал и охрип»:

огромное - малое

страшное - слабое

опасное - беззащитное).

В:Почему же старый воробей в этой ситуации не выглядит жалким и беспомощным)

(Он не убегает, спасаясь от собаки, а нападает на нее)

В:Какие эпитеты использует автор, показывая смелость и бесстрашие воробья?

(«взъерошенный, искаженный»)

В:Почему так поступает воробей? Что им движет?

(Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище)

В:Какое слово использует автор, подчеркивая благородные порывы старого воробья?

(«детище» - слово высокого книжного стиля. Птенец для него – любимое «детище»)

Таким образом, весь пятый абзац построен на внутреннем контрасте при описании старого воробья: с одной стороны - «ринулся спасать», «заслонил собой», не раздумывая, с отчаянной храбростью, с другой – «всё его маленькое тело трепетало от ужаса», «он замирал»).

6. Позиция автора.

В:Как рассуждает о действиях воробья автор? Как он называет эти действия?

(Воробей жертвовал собой)

В:Что это означает?

(шел на смерть ради спасения другого)

В:Какой языковой прием передает это настроение автора?

(Два восклицательных знака, передающих эмоциональный подъем, изумление, потрясение от увиденного)

В:Какой еще языковой прием использует повествователь, предполагающий, что автора побудило устремиться воробья к собаке, почему он «не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке»?

(Использование однокоренных слов – «сила, сильнее воли…Трезор признал силу»)

В:Что означает слово «благоговел»? (преклонение, трепетное уважение)

(Это сила любви - Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»

В:С каким понятием связывает автор слово «любовь»? (любовь – жизнь)

7. Рефлексия. Подведение итогов.

В:В чем заключается художественный смысл текста?

(Все типы речи, используемы в тексте, направлены на общий смысл – идею произведения: сила любви управляет жизнью)

8. Домашнее задание:

Творческий пересказ о 1 лица (одного героя)

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

На уроке учащиеся знакомятся с новым жанром - стихотворение в прозе. Учатся проводить лингвистический анализ текста, используя некоторые приемы. Проводят образный, проблемный и композиционный анализ с использованием смыслового значения различных языковых явлений.
0 ₽
Задачей классного часа является желание создать в классе добрую эмоциональную атмосферу, предполагающую немного грустное осознание выпускниками того, что это их последнее 1 сентября в школе. Все должны чувствовать себя уютно и комфортно в этой атмосфере, чтобы эта встреча осталась надолго в памяти 11-классников.
0 ₽