Урок русского языка
2 класс
Тема: Обобщение знаний по орфографии. Обобщаем и стараемся писать без ошибок
Цель: решать главные орфографические задачи в корне слова.
Задачи:
1) образовательные: обобщить изученный материал по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне»; закреплять умения подбирать проверочные слова и обосновывать написание буквы безударного гласного и парного согласного в корнях слов;
2) развивающие: развивать орфографическую зоркость, навык самоконтроля и взаимоконтроля, внимание, устную и письменную речь.
3) воспитывательная: воспитывать культуру поведения на уроке, соблюдение гигиенических норм; воспитывать умение слушать и уважать другое мнение.
Представления о результате:
Личностные:
- проявлять устойчивый познавательный интерес к изучаемому материалу при определении темы урока
- определять цель учебного задания;
- контролировать свои действия в процессе его выполнения;
- обнаруживать и исправлять ошибки;
- проявлять положительное отношение к процессу учения, пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения;
- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности выполнения работы в паре и в группе.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать и выполнять учебные действия;
- уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
- осуществлять анализ языкового материала;
- проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку языкового материала;
- обобщать полученные сведения;
- осознавать общий способ решениязадач;
- переносить имеющиеся знания и умения в новые условия, действовать по аналогии;
- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при ответах на вопросы учителя.
Коммуникативные:
-участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе;
- отвечать на вопросы, слушать ответы других;
- договариваться и принимать общее решение;
- оказывать поддержку и помощь.
Тип урока: обобщение изученного
Методическое обеспечение: карточки, таблицы, м/м презентация.
.
Мы будем исследовать, будем писать
И знания наши, как клад добывать.
Желаю успехов, желаю удачи,
Чтоб вместе смогли мы решить все задачи!
2.Постановка цели урока.Сообщение цели и темы урока. Постановка задач.Приём «Яркое пятно».
- Послушайте стихотворения, дополните их по смыслу:
На траве лежит роса,
А рядом с нею ……….(росы).
По траве спешит коса,
А рядом с нею ………(косы).
Если слышишь этот звук,
Будь внимателен, мой друг,
Его сразу проверяй,
Смело слово изменяй:
Зуб – на…….(зубы),
Лёд– на льды,
Будешь грамотным и ты!
- Почему мы начали урок с таких стихов?
- Что вы о них можете сказать?
(В них говорится о безударных гласных и парных согласных. Это главные орфограммы корня)
- Мы заканчиваем работу над разделом «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова.
(На доске записаны действия)
-Как думаете, какое действие нам нужно выбрать для урока?
- познакомиться
- закрепить
- повторить
- обобщить V
-Значит, какая темасегодняшнего урока? (Обобщение. Правильно,
Тема: Обобщение изученного по орфографии)
Цельнашего урока:
- решать главные орфографические задачи в корне»
- Что мы будем делать? (Обобщать)
-Что значит «обобщать»? (Ответы детей)
- Правильно, способов подбора проверочных слов много. А нам нужно вывести общее правило подбора проверочных слов.
- Какие учебные задачи поставим на урок?
Задачи:
1.Обобщить известные способы подбора проверочных слов.
2.Учиться писать без ошибок.
3. Актуализация опорных знаний.
А) - Давайте повторим буквы, на месте которых могут быть главные орфографические задачи.
а/о и/е/я
б/п в/ф ж/ш в/ф д/т з/с
- Что можете о них сказать? (1 строка – буквы гласных звуков)
- Когда им нельзя доверять? (Если они безударные)
(2 строка – буквы парных по глухости-звонкости согласных)
- Когда им нельзя доверять? (Если они стоят перед другими парными согласными или в конце слова)
Б) Повторяют правила посадки при письме.
В)Орфографическая минутка.
Запись. На доске: Ст.ит, б.регу, ду., на, р.ки.
- Догадайтесь, какую работу вам предстоит выполнить? (Составить предложение, решить орфографические задачи в корне слова, доказывая устно выбор букв и выделить корень)
- Запись предложения учеником у доски с комментированием: Стоит дуб на берегу реки.
4.Физминутка для глаз
4. Блиц-опрос. Вопросы по теме раздела задают учащиеся. (1 ряд-2, 2 ряд-3, 3 ряд-1.
1. Какие орфограммы называют главными?
2. Какие слова называются родственными?
3. Что такое корень?
4.Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с безударным гласным или парным согласным в корне слова? (Изменить слово или подобрать проверочное)
5. Как называются слова-подсказки для орфограмм корня?
6.Что нужно сделать, если нельзя проверить безударный гласный или парный согласный в корне слова? (Посмотрим в словарь или оставим «окошки»)
- Сделайте вывод по проведению блиц-опроса. Покажите мне сигнал самооценки. (Красная звездочка-не уверены, слабо знаете материал; зеленая – почти на все вопросы знал ответ; желтая – на все вопросы знал ответ)
5.Распределительный диктант.
- Проверим, умеете ли вы распознавать и проверять эти орфограммы, напишем слова в 2 столбика: безударные гласные и парные согласные.
2 ученика у доски (на обратной стороне доски). Остальные в тетради.
Грибной, бег, шагнул, звезда, крышка, сад, узкий, бегут.
Проверяют свою работу. Ученики у доски устно называют проверочные слова и способ проверки.
Проверь себя:
грибной бег
шагнул крышка
звезда узкий
бегут сад
- Какие слова вы проверяли изменением слова?
- Для каких слов подбирали родственные слова?
- Есть ли тут слова, которые взаимно помогают друг другу?
- Кому было трудно выполнять это задание?
- Почему возникли трудности? (Незнание правил и неумение подбирать проверочное слово)
6. Физминутка
Мы писали, повторяли,
а теперь мы дружно встали.
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Чуть покружимся бочком,
Сядем и снова работать начнём.
7.Работа в группах.(6 групп)
- Посмотрите, кто нас встречает. Это же Витя Перестукин из «Страны невыученных уроков»! Давайте ему поможем исправить ошибки, иначе он не сможет вернуться из сказки к себе домой. Слайд
1.В марях жевѐт много разных жывотных.
2.По голубой ваде плывѐт кид.
3.Вот промилькнула стайка разноцветных рып.
4.Не торопитесь, не спишите, рибята.
5.Спешите упражнение чисто и кросиво.
Проверка. Слайд
7. Повторение и сравнение правил. (Рассказывают как ученый, одевают шляпкуученого)
-Повторим и сравним правила.
1 ученик (Какое слово называют проверочным?) с.39
1. Для орфограмм корня проверочным будет такое слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным.
2 ученик (Как выбрать правильную букву?) с.40
2. Чтобы выбрать букву гласного или согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное слово. Для этого можно:
- подобрать однокоренное слово
или
- изменить проверяемое
-Вывод:Способы выбора правильной буквы для безударного гласного и парного согласного одинаковые.
- Что объединяет правило для б/г и для п/с? (Опасное место д.стать безопасным)
- Чем они отличаются?Слайд (Буква б/г становится безопасной под ударением, а буква парного согласного становится безопасной, когда после нее стоит гласный или непарный или [в в])
8.Постановка проблемного вопроса
- Откройте учебник с.68 №425.
- Записаны 2 слова или одно? Сп.шите Сп.шите
- Ваши предположения?
- Сколько мнений в классе? (Высказывают предположения)
- Кто прав?
- Какой вопрос возникает?
- Какое задание надо выполнить с этими словами? (Доказать выбор букв в этих похожих словах)
- Докажите. Самостоятельная работа
Задание выполняем в карточке. Взаимопроверка.
Проверь себя: (Слайд 6)
1.Все! Все! Спешите на представление.
2.Ребята, спишите предложение.
- Как правильно оформить предложения?
- Всё ли верно?
- С чем не согласны? Почему?
- В 3 предложении нужно поставить восклицательный знак, потому что это предложение побудительное, восклицательное.
- Откройте стр.38 учебника и давайте вспомним, как называлась тема, над которой мы работаем уже много уроков. (Слайд 1. Учимся решать главные орфографические задачи в корне.)
- Удалось ли нам справиться с поставленной задачей? Давайте заменим первое слово в названии раздела, чтобы показать, что с задачей мы справились.
- Какое предложение получится?
Умеем (научились) решать главные орфографические задачи в корне слова!
9.Итог урока. Рефлексия.
-Какая была тема? Какие задачи решили?
- Какие задачи поставим на следующие уроки? (Закреплять умения подбирать проверочные слова для главных орфограмм корня)
- Оцените как обычно свою работу на уроке и поставьте звездочку на ступеньки Лесенки знаний (1,2,3 место)