Конспект урока русского языка во 2 классе УМК «Школа России»
Члены предложения. Главные члены предложения.
Цель: познакомить с терминами главные члены предложения и основа предложения; формировать умение находить и выделять в предложении главные члены.
Задачи:
- научить устанавливать смысловую связь между словами в предложении;
- научить находить в предложении его основу.
Ход урока.
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний.
(Запись на доске)
Наступила золотая осень деревья пожелтели птицы улетели в тёплые края.
- Вспомните, как мы при чтении отделяем одно предложение от другого. Прочтите запись на доске и определите количество предложений.
- Спишите предложения, правильно обозначьте его границы.
(Взаимопроверка)
Самоопределение к деятельности.
- Вспомните ребята, на одном из уроков окружающего мира мА с вами говорили о том, как называют людей которые живут в одном доме и связанных между собой родственными связями? (Семья)
- Из скольких человек состоит ваша семья? ( Ответы детей: папа, мама, брат сестра и т.д.)
- Как еще называют каждого человека в семье (Члены семьи)
- Давайте представим, что предложение это тоже семья, а каждое слово в предложении это член семьи. Давайте сравним. Все члены семьи связаны между собой родственными связями, а в предложении все слова связаны между собой по смыслу. Есть схожесть?
- Скажите, кто является главным в вашей семье? (Ответы детей: папа, мама) В каждой семье есть главные члены. А как же в предложении? (Предположения учащихся)
4. Работа по теме урока.
- Давайте откроем учебник на с. 29 и определим тему урока. ( Учащиеся читают тему и определяют задачу урока).
Самостоятельно читают задание к упр. 29.
- Давайте попробуем составить предложение. Сколько слов в этом предложении? (4). А теперь представим, что наше предложение это семья, это значит, что семья состоит из 4-х членов, т.е. здесь 4 члена предложения.
- Прочтите правило в учебнике.
- Как же определить, какие слова в данном предложении главные? ( Предположения детей).
- Давайте с вами научимся определять главные члены предложения. В этом нам поможет разобраться упр. 30 учебника.
Учащиеся самостоятельно читают задание к упражнению, предложения и определяют их сходство.
Устная работа по вопросам к упр. 30. (предположения и рассуждения детей)
- Для того, чтобы убедится в правильности наших рассуждений давайте прочтем правило в учебнике на стр.30.
- Так что же такое главные члены предложения?
Физминутка.
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
Потянули…
Покрутили…
Постучали…
И открыли!
Закрепление.
Учащиеся выходят к доске, им раздаются по одной карточке со словами. Из данных слов дети составляют предложение и выстраиваются в порядке написания слов в предложении. Остальные учащиеся определяют правильность составления предложения и находят основу. (Игра проводится 2-3 раза)
Карточки
в, пришли, дети, школу.
уроке, на, ребята, сказку, прочитали.
рисуют, осенние, ученики, листья.
Работа по учебнику упр. 31.
Рефленсия.
На доске записаны предложения. Определите и запишите в тетрадь только основу.
Дует легкий осенний ветерок. С деревьев облетает листва. Птицы улетают в теплые края.
Проводится самопроверка.
Подведение итогов урока.
- О чем мы поговорили сегодня на уроке?
- Что такое главные члены предложения?
-