ФИО учителя Зырянова Ирина Петровна
4 класс "Школа России".
Тема раздела: "Имя существительное"
Тема: "Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе"
Цель.Совершенствование навыка правописания безударных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Задачи:
- формировать практические умения проверять и правильно писать безударные падежные окончания имён существительных единственного и множественного числа;
- развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, внимание, мышление;
-активизировать познавательную деятельность учащихся;
-воспитывать нравственные качества личности, бережное отношение к природе.
Тип урока: урок закрепления
Вид урока: комбинированный
Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Технология: системно-деятельностный подход
Оборудование: карточки, презентация, конверты с заданиями.
Планируемый результат: совершенствовать практическое умение проверять и правильно писать безударные падежные окончания имён существительных единственного и множественного числа;
Этапы | Ход урока | Примечания |
Орг.м. | -Ровно встали, настроились на рабочий лад. Проверяем готовность к уроку... Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работою нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех, И каждый из нас ощутит свой успех. -Тихо сели, стулья пододвинули, расстояние кулачком проверили. | |
Мин.чист. | - Сегодня вспомним написание сочетания ПЛ. -В чём особенность этого написания? (птичка) - Данное сочетание будет являтся слогом ? -Почему? -Написали. -Подберите существительные, которые начинаются на это сочетание.(...) - Подберите прилагательные, которые начинаются на это сочетание.(...) ПЛОВ ПЛАЩ - Что общего? (сущ., муж.род, ед.число, 2 скл.) - Орфограммы? -Написали, подчеркивая орфограммы. | |
Словарн. раб. | - Слова на карточках. -Подберите синонимы. -Подберите антонимы. | Карточки |
Самоопред. к деятельности. Сообщен. темы цели урока. | -Посмотрите на доску СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛО ПАДЕЖ ВРЕМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ОКОНЧАНИЕ -Прочитайте. -Назовите опорные слова, понятия темы, которую изучали на последних уроках. -Лишние слова? (прилагательное, время) убрать -Тема сегодняшнего урока? (Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе) -Что будем закреплять на сегодняшнем уроке(..) -Сегодня будем закреплять умение писать безударные падежные окончания имен существительных в единственном и множественном числе. | боковая часть карточки Слайд 1 Тема |
Актуализ. знаний | - Что такое имя существительное? (...) - Сколько склонений у имени существительного? (3) -Отличительные признаки существительных, которые относятся к 1 склонению? (Какие существительные относятся к 1 склонению) - Примеры (...) -Отличительные признаки существительных, которые относятся ко 2 склонению? (Какие существительные относятся к 2 склонению) - Примеры (...) -Отличительные признаки существительных, которые относятся к 3 склонению? (Какие существительные относятся к 3 склонению) - Примеры (...) -Прочитайте запись на доске НА ДИВАН. - В какой части слова пропущена буква? (окончании) - Какое будет окончание, ударное или безударное? -Докажите, поставьте ударение. -Как правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, назовите алгоритм, порядок действий.(называют алгоритм) -Еще раз закрепим, прочитайте алгоритм - Вставьте пропущенное окончание, к доске... | повешать карточку Слайд 2 маркер |
Работа над темой урока. Индивид, фронтальная работа. | - Два ученика с обратной стороны, получите карточки (...) Запиши слова, разделяя на группы: 1скл. 2скл. 3скл. В юности, ветках, зёрнами, копеек, дверям, городу. Запиши словосочетания, вставь пропущенные окончания. У имён существительных определи склонение, падеж. Подошли к собак..., летит над озер..., хранить в памят... . - А мы с вами поработаем учителями. Посмотрите на доску. Задание: найти ошибки, исправить и объяснить. (выходят по одному ученику, находят, объясняют). ЛИЖИТ НА СТАЛЕ, ПАДХАДИТЬ К МАШИНИ, НАПЕСАЛ В ТИТРАДЕ, НА ЗВЁЗНОМ НЕБИ.НА СТИКЛЯНОЙ КРУШКИ -Проверяем работу. Читайте задание, объясняйте. -Как определить склонение у существительных в форме множественного числа? | открыть доску Слайд 3 Слайд 4 |
Ф/М | -Я буду называть существительное. Если оно относится к 1-ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3-ему – прыгаете на месте. У сирени, на берегу, на тумбочке, молодостью, к старикам, о помощи, к ученику, книгу, к старости, в степи, над астрами, на велосипедах, с радостью, об осени, посудой. | |
Работа по рядам сам-но Работа у доски | - Сели на места. -Следующее задание по рядам. - Прочитай задание (...) -Что будем делать?(...) Поставить слова в скобках в нужную форму, определить склонение, падеж, выделить окончание. 1й ряд - верхняя строчка Кружатся в(воздух),в морозной (тишина), 2й ряд - средняя строчка в серебристом (наряд), на белой (скатерть), 3 ряд - нижняя строчка упала с (ёлка), по снежной (тропинка) - Прочитай задание (...) -Что будем делать?(...) самостоятельная работа. - Проверяем. 1й ряд. 2й ряд 3й ряд - Какой темой можно объединить все словосочетания? (зима в лесу) - Совершим путешествие в зимний лес. Посмотрите, как красива природа зимой. Все деревья стоят в пушистых снеговых шубах. Но погода очень изменчива: то выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится ясное небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья, ударит мороз. Диким животным очень трудно приходится зимой, особенно в лютые морозы, несмотря на их теплую шерсть. -Как люди могут помочь диким зверям?(охотники, лесники заготавливают сено, ставят кормушки в лесах; а когда много снега, прочищают звериные тропы, дороги, чтобы животные не сбивали ноги) - А как вы, дети, можете помочь птицам? (делать кормушки). - В наших силах помочь животным пережить такое трудное время как зима. - Следующее задание. Из данных словосочетаний составить предложения.(...) Медленно кружатся в воздухе пушистые снежинки. В морозной тишине громко стучит по дереву дятел. В серебристом наряде стоят зимние деревья. На белой скатерти снега петляют следы диких зверей. Вдруг упала с елки большая шишка. По снежной тропинке быстро бежит рыжая лисица. (По снежной тропинке быстро скачет трусливый заяц.) -Какая тема текста? (...) -Озаглавьте текст. (...) - Записать последнее предложение на доске, объяснить все орфограммы. (безударные падежные окончания) (1 уч. у доски) - Найти все существительные, окончание, склонение, падеж. -Главные, второстепенные члены предложения. | Слайд 5 Слайды 6 Слайд |
Итог | - Наш урок подходит к концу. Подведем итог. - Сколько склонений у имени существительного? -Как отличить существительные 1го склонения? -Как отличить существительные 2го склонения? -Как отличить существительные 3го склонения? -Как написать безударное падежное окончание имени существительного, алгоритм? | |
Самооценка | -Теперь оцените свою работу на уроке. Возьмите синие конверты, вытащите снежинки. Они 3х цветов: синяя, фиолетовая, белая. Если вам все понятно, в работе не было ошибок - поднимите синюю снежинку Если где-то были затруднения, 1-2 ошибки - фиолетовая снежинка Если совсем ничего не понятно - белая снежинка. (оценивают свою работу) - Молодцы. Убрали снежинки в конверт. | Карточка самооценка |
Д/З | Домашнее задание. На столе у вас ещё один конверт - фиолетовый. В нем 2карточки: синяя и фиолетовая. На фиолетовой карточке задание: в словосочетаниях вставить пропущенные окончания, определить склонение, падеж имён существительных. Насинейкарточке задание посложнее: Поставить слова в скобках в нужную форму, определить склонение, падеж, выделить окончание; с любым словосочетанием составить и записать предложение, найти все орфограммы, подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. - Дома выполните задание стой карточки, которое вам более интересно и по силам. - Спасибо за урок. | Слайд Слайд |