Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Урок русского языка "Причастие. Морфологические признаки. Стилистическая роль.

Урок русского языка "Причастие. Морфологические признаки. Стилистическая роль.

0 подписчиков
Разработка урока русского языка "Причастие. Морфологические признаки. Стилистическая роль" для студентов , обучающихся по программам среднего профессионального образования по профессии "Портной". Урок разработан с учетом требований ФГОС среднего профессионального образования.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Причастие. Морфологические признаки. Стилистическая роль.

Цель урока: повторить основные сведения о причастии как о части речи.

Задачи урока:

образовательные: сформировать умение опознавать причастие с опорой на его формальные показатели – суффиксы; уметь находить в тексте, отличать их от прилагательных; проверить степень усвоения умения определять причастный оборот и ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом;

Ход урока.Подведение учащихся к изучению темы. На экране проектора указаны признаки причастия.

-имеют глагольные признаки,

-можно заменить синонимичным сочетанием который + глагол,

-можно подставить зависимые слова

О какой части речи пойдет сегодня речь?

Какова же цель нашего занятия?

Повторим и обобщим все полученные знания на уроках русского языка по теме "Причастие". Работаем в режиме "тройного дневника"

Что мы знаем о причастии

Вопрос

Ответ

1. Причастие- это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию

Почему особая форма глагола?

Образуется от глагола, имеет признаки глагола:

совершенный и несовершенный вид;

настоящее и прошедшее время;

 

2) Почему обозначает признак предмета по действию?

Имеет признак прилагательного:

отвечает на вопрос какой?

изменяется по родам, числам и падежам;

в предложении является определением.

2. Бывают действительные и страдательные причастия.

Какие причастия называются действительными?

Обозначает признак того предмета, который сам совершает действие.

 

Какие причастия называются страдательными?

Испытывают действие со стороны другого предмета.

3. Имеют суффиксы -ущ (-ющ), -ащ(-ящ), -ем, -ом, -им, -вш,-ш,-вши,-нн,-енн (-ённ), -т.

От чего зависит выбор этих суффиксов?

Выбор суффиксов зависит от времени причастия и спряжения глагола, от которого образовано причастие

  1. Работа с текстом.  

(распечатанные тексты до урока раздаются уч-ся). 

Текст проецируется на доску

В сфере потребления мода является и формой рекламы новых товаров. Одним из самых эффективных видов рекламы являющимся основным источником информации о моде для женщин является журнал мод. Предшественниками журнала мод были иллюстрированные рукописи (с (XIII в.), модные гравюры (с XVI в.), с помощью которых передавали информацию о моде в разных странах. В 1672г. Во Франции в Лионе в газете «Галантный Меркурий» появилась первая иллюстрированная рубрика посвященная моде в костюме. В России в 1779 г. вышло «Модное ежемесячное издание». В XIX-XX вв. в мире издается множество журналов мод рассчитанных на самые разные группы читателей. Это и журналы с выкройками, женские журналы, а также «элитарные» журналы созданные в расчете на читательниц из высшего общества. Выпускались и специализированные журналы предназначенные прежде всего специалистам работающим в индустрии моды.

Самостоятельная работа.      

-Из текста выпишите все причастия, обозначьте суффиксы, определите постоянные морфологические признаки: время, действительное оно или страдательное. В случае затруднений пользуемся учебником: таблица 34, с.216

Самопроверка выполненного задания, заполнение листа контроля.

Задания

Моя оценка

Мои затруднения

Поиск причастий в тексте

Составление кластера

Лингвистический эксперимент

Причастный оборот

- По каким признакам вы узнали причастие?  

Учащиеся называют способы, которыми они оперируют, определяя принадлежность слова к части речи (выделяют суффиксы, можно заменить сочетанием который + глагол, наличие зависимого слова).

Учитель читает высказывание В.И.Даля о причастии: «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».

Такое емкое и интересное определение дал причастию В.И. Даль, автор знаменитого словаря. Раскройте суть данного высказывания с помощью кластера.

Работа в группах. Учащиеся структурируют сведения о морфологических признаках причастия, оформляют их кластером.

Признаки глагола

Признаки прилагательного

Взаимопроверка групповой работы с последующей взаимооценкой

9-10 баллов – 5; 7-8 баллов – 4; 5-6 баллов – 3; менее 5 баллов - 2.

Признаки глагола

Признаки прилагательного

1. Вид (несовершенный и совершенный): бегущий (несов. в.) (от бежать) — прибежавший(сов. в.) (прибежать)

1. Общее значение (как и прилагательное, причастие называет признак предмета и отвечает на вопрос «Какой?» — смеющийся, открытый)

2. Переходность/непереходность: поющий(Кого?/Что?) песню — (неперех.);  бегущий — не сочетается с существительным в В. п. без предлога (неперех.)

2. Род, число, падеж (как и прилагательное, причастие согласуется с существительным): созревший колос, созревшая ягода, созревшее яблоко, созревшие плоды

3. Возвратность/невозвратность: поднимавший груз — поднимавшийся дым

3. Склонение (причастия склоняются так же, как и прилагательные), ср.: вечерний — горящий , вечернего — горящего , вечерним — горящим и т. д.

4. Действительное и страдательное значение (залог): атакующий противника батальон — атакуемый противником батальон.

4. Синтаксическая функция (и причастия, и прилагательные в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого)

5. Время (настоящее и прошедшее): читающий (настоящее время) — читавший (прошедшее время)

5. Краткие формы (причастие, как и прилагательное, может иметь краткие формы): построенный — построен, закрытый — закрыт

«Морфемный конструктор».

Приставка слова ЗАКРОЙЩИК

Корень слова ПРИДУМАТЬ

Суффикс слова РАБОТАТЬ

Суффикс и постфикс слова ОДЕВАВШИЙСЯ

Окончание слова РУССКИЙ

Ответ:ЗАДУМАВШИЙСЯ

Отличие причастий от прилагательных. Проблемная ситуация.  

Посмотрите на данные словосочетания с выделенными словами

Блестящий ответ

Открытый характер

Сокровенные мысли

Можно ли назвать выделенные слова причастиями?

Учащиеся работают в парах, определяют принадлежность слова к прилагательным.

Способы определения принадлежности слова к части речи записывают в тетрадь.

У данных слов отсутствуют глагольные признаки, их нельзя заменить синонимичным сочетанием который + глагол, невозможно подставить зависимые слова, употреблены в переносном значении.

Вывод: причастия могут переходить в прилагательные. Этот процесс называется адъективацией.

Физкультминутка

Стилистическая роль причастий.  

Учитель: Совмещение в одном слове признаков разных частей речи делает причастия более богатыми содержательно, а поэтому и более экономными, на что обратил внимание М.В. Ломоносов.

а) Учащиеся читают слова М.В. Ломоносова:

Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу 

б) Лингвистический эксперимент.

Книга – это собеседник, который имеет мозг, который покрыт кожей, который о тайных делах вещает молча.

Перед вами предложение о книге, произведите замену придаточных предложений на причастные обороты, и вы получите высказывание Алишера Навои.

 Книга - это собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей, о тайных делах вещающий молча.

Вывод: причастия позволяют избегать повторов, делают речь яркой и убедительной, предложение стало короче, что подтверждает слова Ломоносова.

5.Причастный оборот.

Всегда ли причастный оборот обособляется, то есть выделяется запятыми? В каких случаях обособляется, в каких нет? Расставьте знаки препинания в следующих предложениях, объясните их расстановку:

Березыокружавшие площадку сразу выдвинулись вперед.

Окружавшие площадку березы сразу выдвинулись вперед.

Ответы обучающихся. Действительно, причастный оборот обособляется при условии, если он стоит после определяемого слова.

Вернемся к нашему тексту, найдите все причастные обороты, подчеркните их как члены предложения, расставьте недостающие знаки препинания.

В сфере потребления мода является и формой рекламы новых товаров. Одним из самых эффективных видов рекламы являющимся основным источником информации о моде для женщин является журнал мод. Предшественниками журнала мод были иллюстрированные рукописи (с (XIII в.), модные гравюры ( с XVI в.), с помощью которых передавали информацию о моде в разных странах. В 1672г. Во Франции в Лионе в газете «Галантный Меркурий» появилась первая иллюстрированная рубрика посвященная моде в костюме. В России в 1779 г. вышло «Модное ежемесячное издание». В XIX-XX вв. в мире издается множество журналов мод рассчитанных на самые разные группы читателей. Это и журналы с выкройками, женские журналы, а также «элитарные» журналы созданные в расчете на читательниц из высшего общества. Выпускались и специализированные журналы предназначенные прежде всего специалистам работающим в индустрии моды.

Самопроверка, заполнение листа самоконтроля

В сфере потребления мода является и формой рекламы новых товаров. Одним из самых эффективных видов рекламы,являющимся основным источником информации о моде для женщин, является журнал мод. Предшественниками журнала мод были иллюстрированныерукописи (с (XIII в.), модные гравюры ( с XVI в.), с помощью которых передавали информацию о моде в разных странах. В 1672г. Во Франции в Лионе в газете «Галантный Меркурий» появилась первая иллюстрированная рубрика,посвященная моде в костюме. В России в 1779 г. Вышло «Модное ежемесячное издание». В XIX-XX вв. в мире издается множество журналов мод,рассчитанных на самые разные группы читателей. Это и журналы с выкройками, женские журналы, а также «элитарные» журналы,созданные в расчете на читательниц из высшего общества. Выпускались и специализированные журналы,предназначенные прежде всего специалистам, работающим в индустрии моды.

6. Итог занятия. Рефлексия.  

Закончите предложения:

Сегодня на уроке

  1. Я научился…

  2. Мне понравилось…

  3. Мне было трудно…

  4. Мне было интересно…

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Что меня привлекает в будущей профессии?». Текст сочинения должен содержать не менее 3 предложений с причастными оборотами.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Разработка урока русского языка "Причастие. Морфологические признаки. Стилистическая роль" для студентов , обучающихся по программам среднего профессионального образования по профессии "Портной". Урок разработан с учетом требований ФГОС среднего профессионального образования.
0 ₽