Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы : " Значение частей речи в нашей жизни"

Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы : " Значение частей речи в нашей жизни"

Разработка урока русского языка в 7 классе коррекционной школы. Проводился , как обобщающий урок после изучения существительных, прилагательных и глаголов. Урок прошел активно, задания разнообразные, детям было интересно выполнять задания.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

ТЕМА УРОКА:

«Значение имён существительных, имён прилагательных и глаголов в нашей речи»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе), определить их значение в речи.

Задачи урока:

Образовательная:

1) Продолжить обучать учащихся различать части речи;

2) Учить школьников применять теоретический материал на практике.

Коррекционно-развивающая:

1)Продолжить развивать и коррегировать орфографическую зоркость учащихся, память, мышление, внимание, устную и письменную речь, мелкую моторику кистей рук.

2)    Расширять лексический и словарный запас детей

Воспитательная:

1)Воспитывать интерес к учёбе, к родному языку.

2) Воспитывать коммуникативные отношения: ученик-учитель; ученик-

ученик; выражать свои мысли вслух; уметь слушать друг друга

Планируемые результаты

Метапредметные:

  • Регулятивные: развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений;

  • Коммуникативные: развивать уменияустанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной работе;

  • Познавательные: повторить, систематизировать части речи в русском языке, происхождение их названий, познакомиться с великими учёными-лингвистами, их трудами;

Предметные: умение правильно и красиво составлять предложения и использовать в жизни при общении.

Личностные: воспитание интереса и уважения к родному языку, его истории; уважительного отношения к трудам великих ученых-лингвистов; воспитание ценностного отношения к слову.

Виды деятельности: индивидуальная, групповая, в паре.

Формы и методы обучения: словесный, иллюстративный, практический, словесно- поисковый.

Оборудование:  мультимедийная доска, компьютерная презентация, , шапочки с названием частей речи, листы с заданиями, светодиодные свечи.

Раздаточный материал: листы с заданиями

Тип урока (по целям): урок обобщения и систематизации знаний

Основные термины и понятия: части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, значение и роль в общении и использование в речи.

План урока (с указанием заданий по формированию функциональной грамотности):

ХОД УРОКА

 1. Мотивирование к учебной деятельности   

Слово учителя:

- У тебя на парте свеча. Она излучает свет, тепло, радость сегодняшнего дня, несмотря на то, что за окном морозно и холодно. У меня на столе тоже горит свеча, две свечи излучают в два раза больше радости, тепла, счастья и объединяют нас в единое целое. А теперь потушим свечи: выдохнем из себя всю неуверенность на них, оставим в себе желание успеха на этом уроке.

       А теперь покажите мне с каким настроением вы пришли сегодня на урок. (если настроение отличное покажи ладошку с 5 пальцами).     

     Итак, у тебя прекрасное настроение и ты готов работать на «5». А это мое настроение (показываю свою ладошку) и я готова продуктивно сотрудничать с тобой. Удачи!

2. Организационный этап:

Древняя пословица права.

Да, язык – великое богатство.

Только надо записать слова,

А не то бесследно разлетятся.

- Русский язык! Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат. Русский язык изучают во многих странах мира, поскольку он очень красив и мелодичен. К.Г.Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет».

- Что нужно знать и уметь, чтобы овладеть русским языком в совершенстве?

(Любить русский язык, знать правила грамматики и орфографии)

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим знакомство с тайнами родного языка, повторим изученные части речи и попытаемся выяснить какие из них самые важные и нужные, их значение в речи, будем изучать особенности каждой части речи, учиться грамотно писать и правильно выражать свои мысли.
- Девиз нашего урока прочитайте на доске. (Грамотную речь приятно слушать).Слайд

- Согласны ли вы с этим высказыванием или нет? Почему?

Обозначьте знакомые вам части речи.

- Проверим, как вы дружите с правилами.

3. Повторение изученного материала. Экспресс – опрос (карточки «да», «нет»):

    1. Имя существительное, имя прилагательное, глагол– части речи. ДА

    2. Имя существительное и имя прилагательное бывает женского, мужского и среднего рода. ДА

    3. Корень, суффикс, приставка, окончание – части слова. ДА

    4. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе, падеже, что и существительное, с которым оно согласуется. ДА

    5. Подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения. НЕТ

    6. Глагол обозначает признак предмета. НЕТ

    7. Спорт, спортивный, спортсмен – родственные слова. ДА

4. Словарная работа:

трен.Ер

трен.И.ровать СЛАЙД

- Что объединяет эти слова? (однокоренные, родственные слова).

- В чём разница? (разные части речи – существительное и глагол).

- Какой части речи не хватает? (прилагательное ).

- Придумайте имя прилагательное (тренировочный)

5. Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы)

- Скажите, как отличить одну часть речи от другой? (Надо поставить вопрос и определить, что обозначает слово: предмет, признак предмета, действие предмета).

- Какие части речи мы знаем?

- Сейчас мы заполним карточки о частях речи.

Часть речи

Значение

Вопросы

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Часть речи

Значение

Вопросы

Имя существительное

Называет предмет

кто? что?

Имя прилагательное

Называет признак предмета

какой? какая? какое? какие?

Глагол

Называет действие предмета

что делать?

что сделать?

- Какую часть речи, мы называем именем существительным? ( Часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?, что?)

- Приведите примеры имён существительных.

- Дайте определение имени прилагательному.(Часть речи, обозначает признаки предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?)

- Приведите примеры.

- Какая часть речи называется глаголом? ( Часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать?, что сделать? и др. вопросы)

- Приведите примеры. ПРОВЕРКА Слайды

Толкование терминов, называющих части речи

Своими корнями учение о частях речи уходит в античность. Но мы сейчас не будем проводить исторические древние раскопки, обратимся к "Российской грамматики», изданной М.В. Ломоносовым в 1755 году, где указано следующее:

"Слово человеческое имеет осьмь частей знаменательных:

1) имя для названия вещей;

2) глагол для названия деяний;

Именно в этой книге Ломоносов не только определил основы и нормы русского языка, но и разработал понятия о частях речи. Как видим, частей речи Ломоносов выделял 8.

А сейчас их в русском языке насчитывается 10, из которых мы изучили с вами 3 Слайд

1.Имя существительное; 2.Имя прилагательное; 3. Глагол

Закрепляется как термин с "Грамматики" М. Смотрицкого (1619 год).

Глагол– «глаголить» - говорить важное (речь, слово).

Существительное – «сущий» - быть.

Прилагательное - буквально "присоединяться", "прилагаться".

6.Совместное открытие знаний (обобщение единичных знаний в систему самими учащимися).

- С давних пор существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя. Однажды жители этих частей заспорили, кто из них нужнее и важнее. Первым вступило в спор имя существительное.
Ученик(ца) (на голове шапочка с названием части речи): Имя существительное – самая главная часть речи. По наблюдениям ученых, именно имя существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Человек с самого рождения смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает.
- Я предлагаю вам провести исследование и сделать вывод о значении имен существительных в нашей речи. Внимательно послушайте отрывок из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.


-Сосчитайте все слова в стихотворении (22 слова).
-Сосчитайте имена существительные (14 слов).
- Давайте сравним количество имен существительных в стихотворении и всех слов в нем и сделаем вывод о значении имен существительных в нашей речи.
- Итак, мы выяснили, что имена существительные важны и нужны в нашей речи.

- Выпиши из предложений все имена существительные: Слайд

Индия, Китай, Вьетнам – это страны, в которых основным транспортным средством является велосипед. У него много поклонников и в России. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья.

Индия, Китай, Вьетнам, страны, средство, велосипед, поклонники, Россия, укрепление, здоровье.

- Назовите одушевлённое имя существительное.

- Назовите собственные имена существительные.

- Назовите имя существительное, которое стоит во мн.ч.

- Определите род и склонение имён существительных.

- Проверим и оценим самостоятельную работу…

- Вы показали умение давать характеристику имени существительного и сделали вывод о значимости его в речи.

Немного отдохнём, сделаем гимнастику для глаз.

  1. Сядь прямо, расслабься. Посмотри сначала влево и вверх, затем вправо и вниз. Опиши круг глазами в обратном направлении.

Повтори это упражнение с открытыми глазами, а потом с закрытыми.

2.Посмотри вверх, потом перед собой и вниз.

Повтори с открытыми глазами, а потом с закрытыми глазами.

3.Смотри вперед, быстро моргая до 20 раз. Затем столько же, не моргая.

Повтори несколько раз.

4.Сильно зажмурься, затем быстро поморгай 10-12 раз.

Но в спор вступила другая часть речи – имя прилагательное.

Ученица (на голове шапочка с названием части речи): Имя прилагательное – самая важная и нужная часть речи. Чтобы вы не делали, где бы вы ни были, вы постоянно стремитесь не только назвать предмет, но и оценить его. Когда вы научитесь пользоваться именами прилагательными, тогда ваша речь станет ярче и красивее.

-Прочитайте высказывание А.Н. Толстого и вы сами в этом убедитесь. Слайд
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего дождя, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
- Найдите в тексте имена прилагательные, которые использовал автор для оценки русского языка.
- Сделайте вывод о роли имени прилагательного в нашей речи.
- Давайте учиться делать нашу речь яркой и красивой, используя имена прилагательные. Составьте высказывание так, преобразовав его в предложение с прямой речью. Слова автора поставим впереди. Вспомним схему полученного предложения.

Задание: вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, выделить окончания прилагательных. Слайд

Плавание – вид спорта очень __________ и ___________ . К тому же это __________ и одновременно __________ вид спорта.

Слова для справок: красивый, увлекательный, полезный, приятный.

Плавание – вид спорта очень красивый и увлекательный. К тому же это полезный и одновременно приятный вид спорта.

- С чем согласуется имя прилагательное в речи? (с сущ. в роде, числе, падеже)

- В каком роде стоят данные прилагательные? Поставьте данные прилагательные в ж.р., ср.р.

- Итак, мы сделали вывод о важности имени прилагательного в нашей речи. Но в спор вступила еще одна часть речи – глагол.
Ученик(ца) (на голове шапочка с названием части речи): Глагол – самая важная и нужная часть речи.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
- Чтобы выяснить, прав ли глагол, я предлагаю вам провести грамматический опыт. Прочитаем высказывание А.М. Горького: Слайд
Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, человеку.
- Какой полезный совет дает автор? Выскажите свое мнение.
- Назовите глаголы, которые встретились в тексте.
- Прочитайте текст, убрав глаголы. Что вы заметили?
- Какой вывод можно сделать из проделанного грамматического опыта?

- Рассмотрите картинки. Подберите к ним подходящие слова-действия. Запишите словосочетания, через запятую. Слайд

- Обменяйтесь листами в парах и проверьте правильность выполнения задания.
- Мы сделали вывод о важности глагола в нашей речи.

- А теперь немного отдохнём, встаньте и выйдите из-за парт.

Физминутка: Называю слова разных частей речи. Если это имя существительное - руки верх, имя прилагательное – руки в сторону, глагол- хлопок.

(Весна, идёт, осень, жёлтые, зелёные, поднять, опустить, новый, школа,

учатся, дружные, цирк, прыгать).

7.Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися)И ПОДВЕДЕНИЕ итогов урока.

Из отдельных слов составь предложения, изменяя, если нужно окончания. Слайды

  1. Конец, прекрасной, пришел, встреча.

  2. Мы, части, речь, запомним, все.

  3. Нам, все, знать, правила, помогут.

  4. Всём, обо, смогут, поведать.

  5. Вокруг, что, существует, нас,

  6. и, как, рассказ, закончился.

Пришел конец прекрасной встречи.     

Запомним мы все части речи.

Все знать нам правила помогут.

Обо всём поведать смогут.

Что существует вокруг нас,

И как закончился рассказ.

Сделаем вывод, какая же часть речи важнее и нужнее»?

- Сегодня мы повторяем части речи и изучаем их особенности, доказываем, что все они важны и нужны в нашей речи.

-Вы справились со всеми заданиями и показали, что умеете учиться, добывать знания, применять их в жизни.

- Что было интересным?

- Что показалось трудным?

Выставление отметок за урок.

Д/з. повторить определения изученных частей речи.

- Впереди у нас еще много нераскрытых тайн родного языка. Я желаю вам успехов, потому что грамоте учиться – всегда пригодится. Я благодарю вас за работу на уроке.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. Определите и докажите, к какой части речи относятся выделенные в предложениях слова:

1) На то и печь, чтобы хлеб в ней печь.

2) Снежное покрывало все поле покрывало.

3) Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

4) В углу раздался детский плач, и кто-то вдруг сказал: «Не плачь».

5) Медведь в лесу, не зная правил, однажды мотоциклом правил.

- Посмотрите, какой интересный русский язык! Одно и то же слово имеет разное значение.

2. Образовать от корней существительное, прилагательное, глагол:

сад зим

3. «Найди лишнее слово» (Ответ обосновать)

-Берёза, дом, малина, поезд, смуглый.

-Рисует, рисунок, рысь.

-Светить, светлый, светит.

-Нос, носильщик, носик, носатый.

-Плакать, плач, рыдать.

Карточка к уроку

----Ф.И. ----------------------------------------------------------------------------------

Грамотную речь приятно слушать.

1.

Часть речи

Значение

Вопросы

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

2.Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.


3.Выпиши из предложений все имена существительные:

Индия, Китай, Вьетнам – это страны, в которых основным транспортным средством является велосипед. У него много поклонников и в России. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего дождя, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.


5. Вставь подходящие по смыслу имена прилагательные, выделить окончания прилагательных.

Плавание – вид спорта очень __________ и ___________ . К тому же это __________ и одновременно __________ вид спорта.

Слова для справок: красивый, увлекательный, полезный, приятный.

6. Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, человеку.

____________________________________________________________________________________________________________________________________


7.Рассмотрите картинки. Подберите к ним подходящие слова-действия. Запишите словосочетания, через запятую.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из отдельных слов составь предложения, изменяя, если нужно окончания:

1.Конец, прекрасной, пришел, встреча.

2.Мы, части, речь, запомним, все.

3.Нам, все, знать, правила, помогут.

4.Всём, обо, смогут, поведать.

5.Вокруг, что, существует, нас,

6.И, как, рассказ, закончился.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Разработка урока русского языка в 7 классе коррекционной школы. Проводился , как обобщающий урок после изучения существительных, прилагательных и глаголов. Урок прошел активно, задания разнообразные, детям было интересно выполнять задания.
0 ₽