КОНКУРСНАЯ РАБОТА |
Номинация:«Разработка внеклассного мероприятия».
Форма проведения: Устный журнал по теме:
«Люблю тебя, село моё родное»
Возрастной адресат: 9-10 лет
Автор-составитель:
Макарова Наталья Николаевна, учитель начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ромашкинская средняя общеобразовательная школа»
с. Ромашкино Курманаевского района Оренбургской области
Пояснительная записка
Цель мероприятия: показать значение малой родины в жизни каждого человека.
Задачи: способствовать формированию у детей понимания значения выражения «малая родина» обобщить понятия: Родина, малая родина; способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой родине, желание больше узнавать о своем крае; вовлечь в работу каждого ученика через посильную деятельность; развитие и совершенствование навыков общения, сравнения и обобщения; развивать творческие способности учащихся при оформлении групповой работы, воспитывать интерес к истории села.
Оформление:
1. Презентация о родном крае .
2. Выставка рисунков “ Любимый уголок родного села ”.
Форма проведения мероприятия: устный журнал «Люблю тебя, село моё родное»
Предварительная работа:
Оформление выставки «Моя малая Родина»
Написание разработки мероприятия;
Подборка видео и фотоматериалов;
Создание презентаций, слайд-шоу;
Приглашение родителей, гостей.
Оборудование: компьютер, проектор, презентации, видео и фотоматериалы, выставка «Моя малая Родина», музыкальные заставки, слайд – шоу к песням.
Межпредметные связи: литература, история, музыка.
Форма проведения: Устный журнал
Место проведения: МБОУ «Ромашкинская СОШ»
Ход мероприятия.
Мотивация учебной деятельности (слайды 1, 2)
Чтение стихов учащимися /Владимир Орлов — Дом под крышей голубой/
1 ученик
Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Реки, горы и леса.
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы,
Страны все, и все народы,
И, конечно, я и ты.
2 ученик
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одною голубою,
Общей крышей мы живём.
Дом под крышей голубой
И просторный и большой.
В этом доме мы соседи
И хозяева с тобой.
3 ученик
Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жильё.
Потому, что на планете
Всё твоё и всё моё:
И пушистые снежинки,
И река, и облака,
И тропинки, и травинки,
И вода из родника.
4 ученик
Дом кружится возле солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.
- О каком доме, о какой планете идёт речь?
- Верно. Земля – наша планета, наш общий дом.
2. Разминка. Игра «Собери слово» (работа в группах)
Учащиеся работают в группах. В середине каждого стола лежат разрезанные части картинок (1группа - дом, 2 группа – сердце, 3 группа-планета Земля)
Учитель: молодцы, ребята, потрудились вы на славу. Отдохните от своих хлопот! Протяните мне свою ладонь и закройте глаза (Учитель под звуки спокойной музыки кладет каждому из них на ладонь по горошине, просит детей ее внимательно рассмотреть)
-Внимательно рассмотрите и скажите, на что похожа горошина?
(Учащиеся предлагают свои варианты ответов.)
-Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. Поразмышляем о том, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой «копии» планеты Земля.
Дети рассматривают глобус (модель Земли)
-Скажите, на каком материке мы живём? (Евразия)
- Как называется наша страна? (Российская Федерация)
- В какой области мы живём? (Оренбургская область)
- Как называется наш район? (Курманаевский район)
- А в каком селе мы с вами живём? (село Ромашкино)
Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем сегодня разговаривать? (Ответы детей)
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, а точнее, о нашей малой Родине.
- Мы с вами сегодня прочитаем
Устный журнал о нашем родном селеРомашкино.
3.Основная часть.
- Ребята, выполняя 1 задание, где нужно было собрать картинку из частей, вы собрали дом, планету Земля и сердце. Как вы думаете, эти картинки подходят к нашему уроку? (Ответы детей)
Учитель: кто же мне скажет, что такое Родина? Малая Родина?
- Сегодня мы будем говорить о родном крае, о родной земле, о малой Родине.
- Мы перелистаем страницы устного журнала, которые поведают нам о том, каков наш край, что нам здесь дорого и близко. Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Наш устный журнал - о прошлом и настоящем нашей малой Родины – родном селе. Сегодня наша с вами задача – поближе познакомиться с историей родного края. Она ведь красивая, загадочная, щедрая! И в то же время – иногда грустная и тяжелая. Научимся быть заботливыми хозяевами родной земли.
- Мы отправляемся путешествовать по страницам нашего журнала.
И вместе с вами мы узнаем
О селе своем родном,
Его прошлом, настоящем
Стихи расскажем, песнь споем.
Первая страница нашего журнала – Лингвистическая.
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
- Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. (слайд 4) Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).
Проводится игра «Родня».
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной.
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
- Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.
Игра составь пословицу
Родина – мать, Родине служить.
Жить - умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.
Дети составляют пословицы из двух частей и объясняют их.
- Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие?
Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?
- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?
«Родина» - когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия, «родина» - когда мы говорим о нашем селе, где мы родились и живем.
2 страницанашего журнала посвящена нашей стране – России, послушаем, что расскажут нам ребята.
1 ученик
Россия – самая большая по площади страна в мире. Её площадь составляет 17, 1 млн.кв км. Находится она на материке Евразия. Имеет морские и сухопутные границы, граничит с 14 соседями, омывается 13 морями. В России много замечательных городов, которые славятся своим историческим прошлым: Санкт – Петербург, Волгоград, Новороссийск, Новгород и многие- многие другие.
2 ученик
У каждой страны есть свои официальные символы, означающие независимость. Это флаг, герб и гимн.
Государственный флаг России имеет три горизонтальные полосы: белую, синюю, красную. Белый цвет обозначает благородство и чистоту, это цвет свободы и независимости. Синий – верность и честность, стремление к миру. Красный – отвагу, героизм и готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Герб - это знак государства, в который вкладывается большой смысл. На гербе России изображен двуглавый орёл. Он символизирует силу, мудрость и мужество. На груди орла – герб Москвы. Гимн – торжественная песня, славящая страну. Гимн прославляет могущество и величие государства. Звучит он в особых случаях, например при открытии нового учебного года. При исполнении гимна все встают. Слова гимна отражают историю страны.
3 страница «История села»
Представление учащимися проекта «Моё родное село Ромашкино» по слайдам презентации.
Село Ромашкино существует с 224 года. Жителями села Ромашкино были, в основном, переселенцы из Чувашии, а также из Рязанской, Орловской губерний. Переселенцы из каждой губернии селились обособленно: рязанцы - к западу от центра, по ту и другую сторону реки Бобровка, орловцы - на восток по реке. Чуваши обосновались на правом берегу реки, по соседству с орловцами. Новые плодородные степи щедро награждали переселенцев высокими урожаями. На вольных пастбищах и богатых сенокосах рос скот. Появились излишки сельхоз продуктов. Но "вольная" земля, к которой стремились крестьяне с западных губерний, оставалась "вольной" не долго. И сюда, в заволжские степи стали проникать помещики и купцы. Царское правительство отрезало у крестьянских общин лучшие участки земли, и продавало помещикам и купцам. Существует две версии возникновения названия села. По одной из версий переселенцев поразило большое количество ромашек - отсюда и название. По другой, более вероятной версии, одним из первых переселенцев был Роман, ласково - Ромашка. Есть названия у отдельных частей села. Орловка и Рязань - названы так, потому что здесь селились переселенцы из соответствующих губерний. Старожилы - та часть села, где было положено начало селу. Поповка - часть села вокруг дома попа. Терентьевка и Орефьевка - названы по именам первых поселенцев на этих местах. Заплановка - в весеннее время это место заполнялось водой (Заплыновка). Зелёный клин - много деревьев, зелени. Часть села на правом берегу реки называется Чуваши - это компактное место проживание чувашей. В Чувашах есть улица Устьерам. На ней жили те, кто переехал в село из поселения в Устье реки Тананык. Рам по-чувашски - улица. На востоке села находился посёлок МТС. Теперь это посёлок Лесной. В трёх километрах на восток от села был посёлок Красная Долина (теперь этого посёлка уже нет). Самая большая гора в округе - Шихан. Так называют холмы вообще, но поскольку в округе наш холм единственный, то слово Шихан стало именем собственным. Мельничья гора названа потому так, что там стояла мельница. Обвальная - часть горы обвалилась. Холм, на котором находится кладбище, называли Лысой горой. Есть горы Дудриха и Зигилиха, но уже никто не может объяснить эти названия. Река Бобровка, по-видимому, названа так потому, что водились в ней бобры. Река Тананык (правильнее Таналык) произошло от кочевников, кот орые в наших степях пасли скот. Таналык - телячья река. Алдакушкино озеро - на его берегу жил чувашин Алдаркин, по-деревенски, Алдакушкин. Карасёво озеро - водилось много карасей. Пашечкино озеро - это озеро принадлежало братьям Якуниным. Деревенское прозвище - Пашечкины. В настоящее время на месте здания церкви стоит школа, а о церкви напоминает знак в виде креста, поставленный на средства спонсора, бывшего жителя села Ромашкино.
4 страница называется «Где родился – там и пригодился».
— Ребята, скажите, кто красит село своими поступками, делами?
В нашем селе много замечательных трудолюбивых людей, которые внесли свой личный вклад в развитие нашего села. Эти люди отмечены наградами: Орден герой социалистического труда, Орден Ленина, отличник образования, признаны почетными гражданами села, занесены на Доску почета. Каждый из названных людей много сил и труда вложил в процветание нашей страны в послевоенное время, в мирное время.
- Посмотрите как красиво наше село! Со всех сторон его окружают леса и лесные полосы, которые посажены под руководством заслуженного лесовода России, жителя села Ромашкино Пудовкина Михаила Васильевича:
В 1984 году организовал межхозяйственный лесхоз «Курманаевский».
В 1994 году Пудовкину М.В. присвоено звание «Заслуженный лесовод России». С 1954 по 1983 под его руководством заложено 2413 га лесов.
С 1984 по 1997 годы было заложено ещё 3725 га лесов. Общая площадь посаженных и выращенных им лесных культур 6138 га. Написал множество стихов. М.В.Пудовкин был действительным членом Географического общества АН СССР.
Слайды с изображением села (фотограф Пудовкин Р.М.)
5 страница устного журнала «Моя малая родина в стихах и песнях»
Оренбургская область…
Мое село на краешке Земли!
Здесь все, до каждой мелочи знакомо...
Куда б меня пути не завели,
Я вспоминаю с нежностью о доме…
-Ребята, о нашем селе написано много прекрасных стихотворений, в которых показана вся красота нашего края. Пудовкин Роман Михайлович (сын Пудовкина М.В.) выпустил сборник стихов о красоте родного края.
Чтение обучающимися стихов о малой родине автора Р.М. Пудовкина
Побывать бы в детстве
Облака ли в небе, ясно или тучи,
При любой погоде, в дождь или в туман,
Поднимусь я снова странником летучим
В небо без предела, в светлый океан.
Дали, расстоянья разом я миную,
По прозрачной глади стёжку протяну
В дорогую сердцу родину степную,
К золотому полю, в милую страну.
По утрам в лощинах там туманы тают,
Одевая землю белой пеленой.
Оказаться б дома, враз перелетая
Из чужого края в уголок родной.
Полевые травы, спелую пшеницу
Покачает лёгкий ветерок чуть-чуть.
Эх, какое счастье оказаться птицей
И подняться в небо, чтобы вниз взглянуть!
Побывать бы в детстве, встретиться с братьями,
Отдохнуть спокойно от забот, тревог.
Бабушка живая вновь была бы с нами,
Вечером чтоб тихо я заснуть бы мог.
На заре на красной пусть разбудят птицы,
Чтобы утром свежесть бодрую вдохнуть.
Жаль, что день прошедший вновь не повторится
И не сможет снова радости вернуть.
Не замедлишь время. Слишком быстрым стало.
Сколько дней и вёсен – всё ушло в века.
Все мы, словно капли: в роднике начало,
Ну а жизнь у капли – горная река.
* * *
Зовёт меня мечта
Высокогополёта
В прозрачной синеве
Над степью золотой.
Вокруг, со всех сторон,
Бескрайнее далёко,
Волнующее тайной,
Влекущее мечтой.
Там где-то на холмах,
Среди полей и рощиц,
Непостижимость нив
И тайну трав храня,
Там где-то есть в степи,
Среди холмов поросших,
Я знаю, что-то есть,
Зовущее меня.
И пусть потом края
Увижу я другие,
Пусть много лет пройдёт,
Своих равнин красу,
Просторы близкие,
Родные, дорогие,
Через всю жизнь свою
Я в сердце пронесу.
Берёзовая роща.
Степь моя! Ты как вольная птица!
Я, как в море, среди ковылей.
Что берёзовой рощице снится,
Что одна среди нив и полей?
Что-то в зимние вспомнил морозы
Я тот летний сияющий день,
Как я шёл, улыбаясь берёзам
По степи в их спокойную тень.
Этот лес описать – слов не хватит,
Но его я запомнил портрет.
Силуэтом на алом закате
Слал мне ласковый, чистый привет.
В день осенний листва облетает,
В день весны распускается вновь.
Лесом «Кругленьким» все называют
Эту рощу берёзовых снов.
Небольшой этот лес, но скучаю
По нему в стороне я чужой.
Он последним всегда провожает,
И встречает он первым домой.
Жизнь моя и сложнее, и проще.
И, как в море, среди ковылей
Пусть всегда будет жить эта роща,
Роща родины малой моей.
Даль степная.
Даль степная, ты приходишь,
Лишь я только отвлекусь.
На меня всегда наводишь
То ли радость, то ли грусть!
Отчего? И сам не знаю.
Но, когда смотрю я вдаль -
И о будущем мечтаю,
И прошедшее мне жаль.
И красивей нет картины:
Всё равнина и ковыль.
Знаю: там, в неясно-синем
И грядущее, и быль.
Думы снова в степь умчали,
И меня в простор гоня,
Словно вы, степные дали, -
Смысл жизни для меня.
Просмотр видеоролика (приложение 1) с песней «Оренбургская степь» музыка В. Афанасьева на стихи Романа Пудовкина исполняет Елена Полянская
6 страница «В памяти останутся навечно»
- Выступления детей по слайдам презентации.
22 июня 1941 года мирную жизнь селян прервало известие о войне.
В селе Ромашкино не было ни одной семьи, из которой бы не ушли на фронт мужья, братья, сыновья, отцы. Мужчины уходили на фронт, защищать Родину, а на их место к рычагам тракторов и комбайнов, на фермы и в мастерские шли женщины, пожилые люди, подростки. Четыре года шла кровопролитная война. Тысячи наших земляков с оружием в руках защищали нашу землю от врагов и тысячи тружеников – ромашкинцев ковали победу над фашизмом в тылу. Не вернулись домой с полей сражений много наших земляков, ценой собственной жизни защитивших нашу страну, нашу свободу. К сожалению всё меньше остается ветеранов Великой Отечественной и тружеников тыла. Многие из них ушли из жизни, но мы помним их. В нашей школе учатся внуки и правнуки ветеранов войны и труда, которые не дожили до наших дней.
Давайте вспомним их имена. Всмотритесь в их фамилии и лица, подумайте, какой же ценой досталась нам мирная жизнь.
(Экскурсия на сельский памятник «Мы помним. Мы гордимся»).
Минута молчания.
7 страница. «Итоговая»
Учитель:
- О красоте, о людях нашего села можно рассказывать много. Наш край — это частица большой и прекрасной страны. Забота о родном крае - это значит забота о Родине. Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озерах будет много рыбы. Все это – наше с вами богатство. Любить свою природу — это, значит, и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с нею!Наши предки в далёком прошлом поселились на наших землях. Обосновали селения, выращивали хлеб, скот, продолжали свой род.
Мы должны продолжать их начатое дело. Беречь свою малую Родину так, чтобы наши сёла жили не на карте, а на Земле.
Мама, дом, семья, отец, небо, солнышко, скворец –
Это главное наследство, что должны беречь мы с детства.
Ребята, мне так хочется верить, что наша встреча не прошла даром.
Я надеюсь, что вы не потеряете интерес к истории своего родного края.
Будете его любить и беречь.
4.Подведение итогов занятия. Рефлексия.
У каждого из вас лежит сердечко. Давайте напишем пожелания и признания в любви своему селу Ромашкино. Пусть на всю жизнь эти сердечки будут согревать нашу малую родину вашей любовью и заботой.
(Дети пишут на сердечках слова признания под песню о родном селе)
Макарова Наталья Николаевна учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ромашкинская средняя общеобразовательная школа»