Хасанова Альфия Фаридовна
учитель начальных классов
высшей категорий
МАОУ СОШ № 12,
г. Тобольск
В классе ребенок с особыми образовательными потребностями. Как выстраивать работу.
В моем классе - дети ОВЗ, опыт работы с которыми уже имелся, но с каждым ребенком получаешь новый опыт, находишь другие пути решения обучению.
Специфика деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику, отражается в каждодневной работе, на каждом ее этапе:
Несколько рекомендаций учителям, работающим с особенными детьми
1. На первом этапе происходит знакомство и формирование основ сотрудничества всех участников образовательного процесса – детей, родителей, учителя, администрации школы, специалистов. Чтобы заранее знать, какие дети придут в класс, лучше всего познакомиться с ними до начала учебного года. ОБЯЗАТЕЛЬНО ВНИМАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ ДОКУМЕНТЫ, ОСОБЕННО ВЫПИСКУ С ПМПК.
2.Поговорить с семьей ребёнка. Если в ваш класс приходит ученик с ОВЗ, нужно понять, насколько он готов к обучению. Важно поговорить с родителями о критериях готовности ребёнка ко входу в класс. Если он не готов, то рассказать, сколько времени займёт подготовительный период, как он выглядит, что для этого нужно. Выяснить, занимался ли ученик со специалистами, есть ли у него тьютор, или его должна предоставить школа.
ВАЖНО. Демонстрировать доброжелательность. Проявлять искреннюю заинтересованность.Постарайтесь поддержать родителей — будьте добродушны, не нападайте, не обвиняйте и не давайте советов. Дружелюбная атмосфера помогает вместе решать сложные задачи. Родитель – союзник.
3.Опираться на ценности конкретной семьи. Родители будут более искренними и открытыми, когда учитель при общении опирается на их нормы и ценности (например, религиозные), а не на общесоциальные
4. Делать комплименты. Замечайте даже маленькие успехи ребенка, рассказывайте о них родителям. Им тяжело, и наша обратная связь поможет не только понять, что вам не безразличен ребенок, но и самим по-новому взглянуть на него. При этом будьте искренни: если вы просто говорите приятные слова, но при этом устали от постоянных претензий и не знаете, как дальше быть, то родитель это почувствует.
Перед приходом в школу ребёнка с ОВЗ нужно подготовить класс к этому.
5.Подготовить родителей других детей в классе. «Просвещать» других родителей. Родители детей с ОВЗ могут вступать в конфликты как с учителями, так и с другими родителями. Чтобы предупредить ссоры и споры, учителю важно рассказывать о том, как обычным детям помогает обучение в классе с детьми с ОВЗ. Рассказать об учебном процессе, о том, сколько внимания уделяется ученикам, как они могут помогать друг другу и учиться общаться, несмотря на разницу в развитии.
6.Поговорить с другими учениками. У других детей в классе тоже есть переживания: они не понимают, кто к ним придёт, как себя с ним вести. Чтобы они не испугались отличающегося от них человека, с ними обязательно нужно обсудить ситуацию: рассказать про нового ученика, кто он, откуда, чем отличается, а в чём похож. Если у ребёнка будет сопровождающий, объяснить, для чего взрослый человек будет сидеть в классе за партой. Учителю нужно продумать, как провести первое знакомство детей с ребёнком с ОВЗ и тьютором – на перемене или на уроке. Транслировать детям, что люди бывают разные, нужно принимать всех и относиться с пониманием ких особенностям.
7. Учесть все требования в заключении ПМПК и обсудить их с родителями ученика.
Быть готовым взять на себя ответственность, когда тьютор станет ненужным.
8.Поддерживать отношения родителей ребёнка с ОВЗ с родителями других детей.
Часто родителям особенных детей страшно входить в социум, они привыкли к критическим взглядам и непониманию. Чтобы родители такого ученика не чувствовали себя отдельно от коллектива, можно организовывать совместные поездки, встречи и праздники. Если нужно, подключать к общению психолога.
9.Следить за соблюдением всех специальных условий в процессе обучения ученика с ОВЗ.
Задача образовательной организации – сделать так, чтобы все необходимые ученику условия обучения, прописанные в заключении ПМПК, соблюдались.
10. Учитель - основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок с ОВЗ, не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее условие - наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу: учитель-дефектолог, психолог, логопед и другие специалисты. Именно эта единая команда и осуществляет модификацию организации образовательной среды ребенка в соответствии с реальными возможностями ребенка, то есть создание индивидуального учебного плана и разработку индивидуальной образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями.
Тройственный союз» — ребенок-семья-педагоги — будет действовать единым блоком, то адаптация ребенка с ОВЗ будет проходить безболезненно и гладко.