Пояснительная записка
Дидактический материал по теме ««Виды подчинительной связи в словосочетаниях»» создан учителем Людвик Е.Н. в соответствии с программой по русскому языку под УМК Рыбченковой М.А. и является пособием для учителя к учебнику русского языка для 8 класса (авторы Рыбченкова М.А.). Однако данные материалы могут быть успешно использованы учителями, применяющими в своей деятельности учебники других авторов, так как знания по теме «Виды подчинительной связи в словосочетаниях», представлены в контрольно-измерительных материалах итоговой аттестации (ОГЭ).
Цель данного дидактического материала: представленный материал направлен на активизацию навыков самостоятельной познавательной деятельности старшеклассников, совершенствование орфографических навыков при подготовке к итоговой аттестации, к ОГЭ по русскому языку.
Задачи
- формировать навыки по определению функционального значения словосочетания в речи;
- развивать способность уместного использования словосочетаний в разных стилях речи;
- совершенствовать способность образного восприятия словосочетания как синтаксическую единицу, делающую текст более выразительным, позволяющую устранять однообразное повторение одних и тех же слов
Актуальность создания материалов по теме «Виды подчинительной связи в словосочетаниях»заключается в том, что формирование грамматической зоркости является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивающей точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Новизна материала заключается в подаче содержания проблемно-поисковым методом, ориентации на развитие ключевых компетенций учащихся, повышении мотивации к учебной деятельности и познавательной активности.
Краткое описание ожидаемого результата от использования данного материала: при условии систематического использования на уроках русского языка в старших классах дидактических материалов, систематизированных в данном пакете, повысится мотивация к изучению русского языка, активизируется самостоятельная и познавательная деятельность школьников, возрастёт их интерес к изучению данной темы и повысится уровень грамотности.
Материал, представленный в дидактическом пособии, дает возможность учителю использовать весь представленный дидактический материал по теме «Виды подчинительной связи в словосочетаниях» на разных стадиях работы по подготовке к ГИА. Следует заметить, что содержание заданий носит не только тренировочный, но и развивающий характер. В них предусмотрены задания на развитие самостоятельной работы учащихся по определению видов подчинительной связи в словосочетаниях, в каждом из которых - свой набор словосочетаний. Представлены упражнения разной степени сложности, продуманаиндивидуальная работа.
Данные дидактические материалы – один из возможных вариантов использования дополнительных средств обучения
Раздел 1.Виды подчинительной связи в словосочетаниях. Правописание слов с чередующейся гласной в корне
Упражнение 1. Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы.
В словосочетаниях выделите главные слова.
Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях.
Подчеркните слова с чередующейся гласной в корне слова. Выделите в них корень. Графически объясните правописание гласной в корне.
Высокий камыш_( ), интересный для нас ( ),
отмерьте ткань( ), восхищаться картиной ( ), подходить ближе ( ), вдруг разомкнулись( ) ,
выг__ревший пиджак ( ), горный ключ( ), выр_сти на солнце( ), подружиться сразу ( ), разг__реться докрасна( ),нежное р_стение( ), письмо матери
( ), тихие з_ри ( ), изл_гать неполно( ),
разл_жить коллекцию ( ) защищаться неувере_но ( )
отр_стить волосы ( ) , ч_рная рябина( ) , подошли к землянк_ ( ) , легкое прик__сновение ( ),
идя прямо ( ), гул машин ( ) , обычный день ( ), к__сательная прямая ( ),
вкусная земляника ( ), говорит о жизни ( ), сл_гать былины( )пол_жить (не)далеко ( )
зазубрины на лезви_ ( ).
Упражнение 2.Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы.
В словосочетаниях выделите главные слова. Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях.
Подчеркните слова с чередующейся гласной в корне слова. Выделите в них корень. Графически объясните правописание гласной в корне.
Шум моря( ), интересный рассказ( ),очерк о герое( ), ходить быстро( ) , прибывать в город( ) , маленькая картина( ), тонна цемента( ), хвойный лес( ), жужжание пчелы( ), идти навстречу( ),
стакан воды( ),запах травы( ), вошел в комнату( ), такая мама( ) , к этому дому( ), по той стороне( ), бежит быстро( ), режет ножом( ), горяч__ обсуждали( ), обещая договориться( ) , бурно радоваться( ), делает зарядку( ), пахнет сосною( ), дым над крышей( ), заб_рается в лодку( ), вчерашний день( ), отчетливо
слышит( ) , к чужому дому( ), говорил о чувстве( ), скоро выедем( ), ), тихие з_ри ( ), изл_гать неполно( ),
разл_жить коллекцию ( ), разг__реться докрасна( ), нежное р_стение().
Раздел 2. Типы связи слов в словосочетаниях.
Упражнение 1. Определите тип связи в словосочетаниях
Моя идея Из всего сказанного Ласковый с детьми Этой новости Ищет что-нибудь Фонтаны брызг Льётся через край В рыночном павильоне Через всю реку Собачье сердце
Упражнение 2. Определите тип связи в словосочетаниях В новой шапке Чувство ненависти Окружённый забором Кое-какие вещи Гораздо меньше По светлым коридорам Серебристой шерстью Внезапно замолчал Улыбающегося лица Пятый элемент
Упражнение 3. Определите тип связи в словосочетаниях Постоянно недосыпал Его ответ Хлынул потоками Стоял на крыльце Долго молчал Поражён красотой В этот час Не замечал этого Шёлковый пояс В какую-то сторону
Упражнение 3. Определите тип связи в словосочетаниях
Шаг вперёд Вёдро с рыбой Жужжание пчелы Весь класс Третья парта Велосипед соседа Поворот налево Городской парк Время обеда Обедать рано
Упражнение 4. Определите тип связи в словосочетаниях
Определите тип связи в словосочетаниях Ответ президенту Наш край Родина журавлей Способность рисовать Радость встречи Вязать шапочку Окружённый дубами Закрытое голосование Спросить у соседа Скакать наперегонки
Упражнение 5. Определите тип связи в словосочетаниях
Прогулка зимой Чувствовать уважение Третьего июля Чёрный с проседью Стричь наголо Деньги на ремонт Твои ошибки Стирка белья Радоваться встрече Уехать учиться
Упражнение 6. Определите тип связи в словосочетаниях
В этом доме Намерение поговорить Гнездо глухаря Усилить звук Мамино платье Книги брата Беличья шубка Ответить на вопрос Бежать наперерез Чересчур сытый
Упражнение 7. Определите тип связи в словосочетаниях
Торговать оптом В нашей крепости Клетка для хомяка Деревянные качели Двери из фанеры Время обедать Часовой механизм Читать стоя Едва слышный Шестой этаж
Упражнение 8. Определите тип связи в словосочетаниях
Страсть к картам Пожалеть ребёнка Мой ребёнок Переправа через реку Переправить быстро Чуть левее Его отец Наполнить сеном Вторая обувь Тоска по родине
Упражнение 9. Определите тип связи в словосочетаниях
Пойти направо Заседание кафедры Составить план Контрольная работа Работать круглосуточно Своя игра Попрежнему интересно Сложнейшая задача Готовый помочь Часы с кукушкой Упражнение 10. Определите тип связи в словосочетаниях
Рисунок на стене Весьма удачно Брюки клёш Глядеть улыбаясь Шестидесятые годы Подетски простодушный Похожий на мать Коекакие вещи Позеленел от злости Улыбается всем
Раздел 3. Комплексный анализ текста.
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
(1) Это был городок, каких на нашей земле осталось (всего)(на)(всего) (не)сколько десятков. (2) За свою историю он пережил (н…)одно бедствие.
(3) Первая имп..риалистическая как буря унесла из городка всех мужчин и вернула их (на)половину к..леками, кого(то) бе..рукими, кого(то) бе..ногими. (4) Свобода была дороже им собстве(н,нн)ой жизни. (5) Они-то, движ..мые революцио(н,нн)ой идеей, и пр..несли р..волюцию в этот тихий, маленький городок.
(6) Потом, много лет спустя, пришли фашисты — и прокатилась волна пожаров, виселиц, ра..стрелов и ж..стокого опустошения.
(7) Но прошло время, окончилась война, и городок вновь во..родился. (8) Он стоял теперь, как и прежде, размашисто и вольно на (не)скольких холмах, которые крутыми обрывами по(д,т)ступали к широкой излучин.. реки.
(По В. Железникову)
1. Выпишите слова и словосочетания (где это необходимо) с пропущенными буквами, раскройте, где необходимо, скобки, обозначьте орфограммы.
2. Выпишите из предложения 1 все словосочетания со связью согласование.
3. Выпишите из предложения 5 все словосочетания со связью управление.
4. Выпишите из предложения 3 все словосочетания со связью примыкание.
5. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОДСТУПАЛИ К ИЗЛУЧИНЕ из предложения 8.
6. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ВСЕХ МУЖЧИН из предложения 3.
7. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПРИШЛИ ПОТОМ из предложения 6.
8. Найдите неверное утверждение, запишите в исправленном виде:
а) РАЗМАШИСТО И ВОЛЬНО из предложения 8 не является словосочетанием, это сочинительное сочетание равноправных слов;
б) СТОЯЛ РАЗМАШИСТО из предложения 8 - это словосочетание со связью примыкание;
в) КОТОРЫЕ ПОДСТУПАЛИ из предложения 8 - это словосочетание со связью согласование;
г) ДОРОЖЕ ИМ из предложения 4 - это словосочетание со связью управление.
Раздел 4. Задания по теме «Словосочетание»
Упражнение 1. Продолжите предложения
1.Связь в словосочетаниях осуществляется … или … .
2.В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на … .
3.Основные виды синтаксической связи – сочинительная и подчинительная. В словосочетаниях используется … .
4.Примыкание – это … .
Упражнение 2. Продолжите предложения
1.Словосочетание – это … .
2.Словосочетаниями не могут быть … .
3.Именное словосочетание – это …. .
4.Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже - …
Упражнение 3. Продолжите предложения
1.Словосочетание состоит из … .
2.Глагольное словосочетание - … .
3.Если главное слово в словосочетаниях выражено наречием … .
4.Согласование – это … .
Упражнение 4. Укажите, какой из перечисленных ниже примеров не является словосочетанием:
а) быстро бежать г) письмо получено
б) певучий голос д) сломан ветром
Упражнение 5. Укажите словосочетание, в котором главное слово является наречием:
а) отчаянно храбрый б) высоко летел
г) близко к оврагу д) менее удобный
Упражнение 6. В каком варианте ответа правильно перечислены все словосочетания, в которых главное слово обозначает признак:
а) серебряные серёжки в) потерянный ключ
б) очень увлекательный г) знакомый ученикам
1) аб 2) бв 3) вг 4) бг
Упражнение 7. В каком словосочетании зависимое слово выступает в роли эпитета:
а) лесная ягода б) весенний день
в) угрюмое небо г) дневной свет
Упражнение 8. Укажите предложение, в котором выделенное слова не являются словосочетаниями:
а) После затяжных дождей небо начало проясняться.
б) У дороги из стороны в сторону метался на ветру колокольчик.
в) Я надвинул кепку, а руки засунул в карманы.
г) И тут мы увидели высоко в небе журавлей.
Упражнение 10.Укажите глагольное словосочетание:
а) открыть книгу б) наедине с друзьями
в) путешествие по стране г) очень интересно
Упражнение 11. В каком варианте ответа правильно перечислены все словосочетания, которые выражают обстоятельственные значения:
а) находиться на берегу г) доносится из лесу
б) решать задачу д) спросить у брата
1) аб 2) ав 3) бг 4) аг
Упражнение 12. В каком словосочетании зависимое слово выступает в роли метафоры:
а) безбрежное море б) зимний день
в) золотое слово д) яркий свет
Упражнение 13. Укажите предложение, в котором выделенное слова не являются словосочетаниями:
а) Хорошо пахнет ландышами, ночной фиалкой.
б) У самой канавы, наполненной вешней водою, пышно цветёт крошечное деревце.
в) Здесь мы слушали пение соловья и тихое журчание ручейка.
г) Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце, с золотистыми лепестками-лучами.
Упражнение 14.В каком словосочетании главное слово выражено местоимением.
а) к своему дому б) сильнее всех
в) каждый из нас г) говорить о себе.
Упражнение 15. В каком варианте ответа правильно перечислены все словосочетания, которые выражают определительное значение:
а) писать быстро в) покраснеть от смущения
б) снежная лавина г) первые листья
1) аб 2) ав 3) вг 4) бг
Упражнение 16. В каком предложении имеется устойчивое словосочетание (фразеологизм):
а) Мы выкинули за борт невод.
б) Автор сделал всё, чтобы выжить у читателей слезу.
в) Из гнезда вылетел первый птенец и уселся на ветку сосны.
г) Рыба выскользнула из рук и упала в воду.
Упражнение 17..Замените словосочетание деревянная ложка («прилаг + существ) синонимичным словосочетанием «существ + существ».
2.Из приведенного предложения выпишите все словосочетания со связью примыкание.
Я быстро опустился вниз, подошёл к утке, наклонился, чтобы взять её, но она выпорхнула из-под рук и легко полетела вдоль просеки.
3. Из приведенного предложения выпишите все словосочетания со связью согласование.
Взрослые птички долго и беспокойно кружились над вылетевшими птенцами, как бы стараясь научить их летать.
4.В приведённом предложении найдите словосочетание с главным словом существительным и определите вид его связи:
Солнце ещё не выкатилось из-за леса, но уже протянуло в вышине лучи над посёлком.
Упражнение 18..Замените словосочетание воздух гор («существ + существ») синонимичным словосочетанием «прилагат + существ».
2.Из приведенного предложения выпишите все словосочетания со связью примыкание.
Молодёжь сильно похудела и пошла в гимназию не отдохнувшей, а, наоборот, страшно утомившейся за лето.
3.Из приведенного предложения выпишите все словосочетания со связью управление.
Первый снег выманил на улицу ребятишек.
4.В приведенном предложении найдите словосочетание, которое выражает дополнительное значение и определите вид его связи.
Безграничное доверие может стать угнетающим, превратиться в обузу.
Упражнение 19..Замените словосочетание жизнь в городе («существ + существ») синонимичным словосочетанием «прилагат + существ».
2. Из приведенного предложения выпишите все словосочетания со связью согласование.
Чехов добивался такой краткости и выразительности, чтобы иная фраза могла заменить целую страницу.
3. В приведенном предложении найдите словосочетание, которое выражает обстоятельственное значение.
Над уснувшей землёй медленно летает липкая паутина.
4. В приведённом предложении найдите словосочетание с главным словом глаголом и определите вид связи этого словосочетания:
По узким улицам города угрюмо шагали отряды солдат, истомлённых боями.
Раздел 5 Задания по теме « Простое предложение»
Упражнение 1. Вставить пропуски.
1.Предложение – это … .
2.По структуре предложения могут быть … .
3.По цели высказывания предложения делятся на … .
4.Типы предложений по наличию второстепенных членов … .
Упражнение 2. Вставить пропуски.
1.Главные признаки предложения … .
2.Простое предложение может быть … .
3.По эмоциональной окраске предложения бывают … .
4.Типы предложений по строению грамматической основы … .
Упражнение 3. Вставить пропуски.
1.Сложное предложение – это … .
2.Грамматическая основа предложения – это … .
3.В каком случае о вопросительных предложениях можно говорить как о риторических?
4.Каким может быть порядок слов в предложении? Что такое инверсия?
Упражнение 4. Вставить пропуски.
1.Определите вид предложения по наличию грамматических основ:
Охотник взвёл курок и прицелился в голову маленькому
животному.
2.Определите вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске:
Голова у неё была тяжёлая, и глаза, воспаленные бессонной ночью, сухи
3.Определите тип предложения по строению грамматической основы и по наличию второстепенных членов:
В воздухе было свежо и сыро.
4.Определите порядок слов в предложении:
Я нёсся по тропинке во весь дух.
Упражнение 5. Вставить пропуски.
1.Определите вид предложения по наличию грамматических основ:
Когда солнце поднималось над лугами я невольно улыбаюсь от радости.
2.Определите вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске:
Если юность нельзя воротить, то зачем же она вспоминается
3.Определите тип предложения по строению грамматической основы и по наличию второстепенных членов:
Приближалась осень.
4.Определите порядок слов в предложении:
Дождик прошёл по садовой дорожке,
Капли на ветках висят, как серёжки.
Упражнение 6.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Подчеркните
главные члены предложения. Определите, чем они выражены. Укажите
вид сказуемого.
1) Летний вечер тих и ясен. 2) Золотой метелью мчит…ся ж…лтый лист. 3)
Мес…ность равни(н,нн)а, и река (с,з)десь широка и дли(н,нн)а. 4) Мы
медле(н,нн)о стали пр…ближат…ся к вершине горы. 5) По Северному
морскому пути в это лето сновал(о,и) великое множество судов.
Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Подчеркните
главные члены предложения. Определите, чем они выражены. Укажите
вид сказуемого.
1) Ещѐ и холоден и сыр февральский воздух, но над садом уж… смотр…т небо
ясным взглядом. 2) Трое в солдатских бушлатах летел(и,о) укр…шать
Ангару. 3) В этом году осень тѐплая. 4) Девочка была огорче(н,нн)а
происшедшим. 5) Всѐ население посѐлка вышл(о,и) встречать рыбаков.
Упражнение 8. Определите тип односоставных предложений
1) Брожу по набережной снова. 2) Изба лесничего. Медвежье царство. 3)
Последние шутки. Объятья. 4) Повеет полем, первой бороздой. 5) Загляну в
глаза волжанки. 6) Забыли о свете вечерних окон, задули тѐплый рыжий
очаг. 7) В Сибири не любят горячку и спешку. 8) Весны без грозы не бывает.
Упражнение 9. Определите тип односоставных предложений
1) Всѐ грущу о шинели. 2) Десять суток нам дают на отдых! 3) Вхожу в родную
квартиру по лестнице ледяной. 4) Еѐ (черѐмуху) ломают ветками
огромными. 5) Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелѐт. 6)
Тянет холодом зимних дней. 7) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. 8) И
вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днѐм.
Упражнение 10. Определите тип односоставных предложений
1) Вижу высоко над головой сосны, облака. 2) Его везли из крепости, из Бреста.
3) Хлестало в окна дождиком косым. 4) Не зря меня сюда манило,
притягивало и влекло. 5) Лес. Палатка. Плеск речной воды. 6) От далѐких и
близких почты жду новогодней. 7) Багровые горизонты. Оборванные
провода. 8) У одержимых нет дороги вспять.
Раздел 6. Задания по теме «Главные члены предложения»
Упражнение 1. Вставить пропуски.
1.Подлежащее – это … .
2.Сказуемое может быть … .
3. Если сказуемое состоит из вспомогательного глагола и неопределённой формы глагола , то … .
4. Тире между подлежащим и сказуемым обычно ставится, если …
Упражнение 2. Вставить пропуски.
1.Сказуемое – это … .
2.Подлежащее может выражаться … .
3.Простое глагольное сказуемое может выражаться … .
4.Если сказуемое состоит из глагола-связки и именной части, то …
Раздел 7. Задания по теме «Словосочетание»
Упражнение 1. Замените словосочетание, построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление.
Куриный бульон, скифские курганы, книжный переплѐт, иллюстрированный
журнал, каменный истукан, деревянный шкаф, садовые цветы, глиняный
кувшин, картонная папка, папин дом, арбузная корка, клюквенный кисель.
Упражнение 2. Замените словосочетание, построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление.
Фарфоровая чашка, телефонный звонок, каучуковое изделие, егерский костюм,
картофельное пюре, пионерский галстук, плавательный бассейн, краеведческий
музей, книжный стенд, стеклянный шкаф, аквариумная рыбка, черноморский берег.
Упражнение 3.
Замените словосочетание, построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление.
Кофейный напиток, хлебная крошка, земляничное варенье, сливовый джем,
стиральный порошок, квасное сусло, компьютерный диск, цветочная рассада,
мраморная лестница, солнечное затмение, мельничный жернов, героический
поступок
Упражнение 4. Замените словосочетание, построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Куча земли, книжка для записей, щѐтка для одежды, бассейн для плавания,
крем для увлажнения, халат для дома, цветы из сада, листок бумаги, дом из
бревѐн, кувшин из глины, волшебство ночи, капли дождя, куст возле дороги,
зелень лугов, слѐзы радости.
Упражнение 5. Замените словосочетание, построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Преданья старины, по тропинкам леса, время после обеда, туман перед
рассветом, разбить вазу, лучи солнца, лай собаки, ухаживать за садом, дом из
камня, шапка отца, повадки лисы, книга из библиотеки, листья дуба, жители
села, улыбка ребѐнка.
Упражнение 6. Замените словосочетание, построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Колье с бриллиантами, ошейник для собаки, тетрадь ученика, замок для двери,
следы зверя, писк комара, лапы гуся, день торжества, обязанности по
хозяйству, укус муравья, платье из шерсти, работы под землѐй, день с ветром,
изделия из кожи.
Упражнение 7 Составьте словосочетания типа «прилагательное + существительное»,
включив в них такие слова: рояль, мышь, мозоль, тюль, шоссе, путь,
впечатление, толь.
Упражнение 8 Ответьте на вопросы, записав ответы словосочетаниями. Определите в
получившихся словосочетаниях главные и зависимые слова.
– Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.
Пушкина?
– Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои
решения?
– Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?
– О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением
«очень похожи, одинаковые»?
– Сколько коробов можно наврать?
– Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не
догнать?
– Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать?
Упражнение 9. Вставьте в данные предложения слова автора, используя разные
глаголы.
1. Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков (в
начале предложения).
2. Тише! Слышите, как заливается соловей? (в конце предложения).
3. Поезд подошел к станции вовремя. Начинайте погрузку! (в середине
предложения).
4. Составьте и запишите небольшой диалог на тему «В библиотеке».
5. Замените прямую речь косвенной.
1. «Узнаю, - говорил, волнуясь, капитан. – Все узнаю. Оказывается, ничего не
забыл».
2. «Кто это?» - спросил я мальчишек.
3. Летчик спросил «Маша Климова здесь работает?»
4. «Ох, и крутой же здесь подъем!» - со вздохом спросил старик.
6. Найдите ошибки в предложениях с прямой и косвенной речью.
1. «Как ты со мной разговариваешь?» - сказала мама.
2. Ребята высказывали, что якобы кот рыжий и ворует все подряд.
3. Учительница спросила у ученика, что ты любишь читать книги.
4. Мальчик спросил маму, что я очень прошу тебя отпустить погулять.
Упражнение 10
На месте скобок вставьте подходящие по смыслу слова или сочетания
«предлог + существительное».
1. (Обстоятельство времени) ехала (обстоятельство места).
2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места).
3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали.
4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство) куковала.
5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов.
6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобожден от занятий физкультурой.
7. Мы пойдем (обстоятельство места) (обстоятельство цели).
Исправьте.