Внеклассное мероприятие
Тема: «Международный день родного языка»
Цель:
познакомить ребят с малоизвестным праздником — Международным днём родного языка;
формировать бережное отношение как к родному, так и к другим языкам;
воспитывать гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре;
воспитывать патриотизм, толерантность;
развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство;
раскрывать таланты ребят.
Задачи:
развитие познавательности во внеурочное время;
умение работать с различной литературой;
развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Много языков на свете разных —
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть «изюминка» своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое он всё вбирал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Ход мероприятия:
Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят в систему, а писатели только творят на нем сообразно с сими законами. - В. Белинский
Международный день родного языка отмечается с 2000 года по инициативе 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1999) с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистического многообразия и многоязычного образования, а также повышения осведомленности о языковых и культурных традициях. На земном шаре существует около шести тысяч языков. Генеральная конференция ЮНЕСКО в ноябре 1999 года провозгласила Международный день родного языка, который впервые отмечался 21 февраля 2000 года. По мнению специалистов, родной язык находится под угрозой исчезновения, если в том или ином сообществе его перестают изучать более 30 процентов детей. Под угрозой исчезновения находятся около пятидесяти языков. Некоторые из них, например, лапландские, на которых говорят в скандинавских странах и на севере России, считаются умирающими. В главе «Сибирь» сообщается, что большинству местных языков западной и южной Сибири грозит исчезновение. Речь в частности идет о финно-угорских (языки ханты, манси, коми, мари и др.), самоедском (ненцы), тюркских (якуты, тувинцы, хакасы, долганы, алтайцы и др.) и тунгусско-маньчжурских (нанайский, негидальский, орокский, орочский, удэгейский, ульчский, эвенкийский и эвенкий). На Кавказе, в частности в Дагестане и Грузии, под угрозой исчезновения находятся местные языки.
Для выживания языка необходимо, чтобы на нем говорило, по меньшей мере, 100 000 человек. Во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее они не исчезали настолько быстро. Объединение «племен» в государство достигалось в ущерб языкам. Для единства страны было необходимо заставить людей говорить на одном языке.
Учитель:
В Российской Федерации русский язык является родным для 130 млн. человек и служит основным средством общения людей в много этническом государстве, а также основным государственным языком, на котором осуществляются все функции государственного управления. Кроме того, он также является средством для сохранения и передачи последующим поколениям истории и культуры России.
Русский язык - важнейшая часть национального богатства России, и поэтому должен находится под особой защитой со стороны государства в качестве одного из объектов системы обеспечения национальной безопасности страны. В связи с этим 2007 год был объявлен в России Годом русского языка, но этого мало. Необходим новый закон Российской Федерации о русском языке, и каждый человек должен оценить и более приобщиться, и полюбить свой родной русский язык.
Развитие и сохранение русского языка и продвижение в мире русской словесности – задача замечательная. У нас великая культура – это, что мы должны представить миру, одновременно зарабатывая и формируя имидж страны с великой историей.
Тем не менее, в связи с тем, что на территории России проживает большое количество разных национальностей, помимо русского языка они должны изучать родной язык в связи с тем, что им нужно сохранять свои традиции, обычаи. Также необходимо знать языки других национальностей, так как мы живем на одной территории, и должны уважительно относиться к другим народам, уважать их быт и культуру.
1 – ый чтец:
Сегодня все наречия планеты
Идут единой поступью под марш,
Неся в себе культуру милой речи,
И уникальность среди равных масс.
Родной язык - богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.
Ты создаешь из букв стихотворенья.
Храня в запасах сотни тысяч слов.
Спустившееся к нам благословенье –
Родной язык, проникший в нашу кровь.
2-ой чтец:
Родной язык
Все увлекаются арабским,
всех потянуло на восток,
испанским, польским, итальянским,
на запад поезд всех увлек
Как просто – бросить все и скрыться,
и рассказать нам всем потом,
о том что счастье за границей,
и рассмеяться на своем
теперь родном уже наречьи,
теперь в другой совсем стране,
я рад за них, но жизнь не вечна,
и лишь родной язык – в душе
Конкурс “Шарада ”.
Эту игру знают все народы мира, и многие очень любят в нее играть. Мы предлагаем вам поиграть в «Шарады» на русском языке, так как этот язык в нашей стране знают все.
Шарады - слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.
Предлагается разгадать всем вместе шараду:
Первый слог - занятие рыбака,
слог второй спроси у мясника.
Целое спортсмена отличает,
но и нам с тобой не помешает.
(Лов-кость)
Подготовить на карточках слова, которые являются частью шарады. Каждому игроку раздать по карточке.
Задание: игроки должны найти вторую половину шарады среди остальных игроков, чтобы получилось новое слово.
3-ий чтец:
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной…
Конкурс “Из слова - слово, но другое”.
В данном задании представлены слова не только исконно русские, но и заимствованные, поэтому вам придется вспомнить названия не только русские, но и других языков.
Анаграмма - это новое слово, составленное из одних и тех же всех букв данного слова. Может получаться из одного слова и несколько слов.
Для каждой команды на ватмане написать отдельно одинаковый вариант слов. Закрепить на стенд, один лист на одну сторону стенда для одной команды, второй лист - на другую.
Учитель: В языке любого народа отразиласьего богатая и славная история нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд писателей, и созидательный труд всего народа. А современник А.С.Пушкина русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа. Его душа и быт родной...»
Конкурс “Наборщик”.
Командам предложить составить из букв одного слова, как можно больше разных слов. Это должны быть имена существительные нарицательные в именительном падеже, в единственном числе. Та команда, которая больше составит слов, выигрывает.
Собери пословицу.
Семь раз отмерь- а речь коротка.
Без грамоты хоть плач- а корень свеж.
Веревка хороша длинная – а один раз отрежь.
Старый дуб – а с грамотой хоть вскачь.
Бояться несчастья – в лес не ходить.
Подведение итогов.
Награждение победителей.
«Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык».( Н. Заболоцкий)
Учитель:Сегодняшнее выступление хочется закончить словами английского лексикографа и эссеиста 18 века:«Мне всегда очень жаль, когда еще один язык исчезает с лица земли, ведь язык –это родословная народа» и от себя добавлю: «Берегите родной язык, не засоряйте его».