Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Воспитание
  3. Внеклассное занятие по литературе на 1 курсе СПО. «Одиночество подростков, их заброшенность, равнодушие окружающих людей и разрушительное воздействие наркотиков. Проблематика рассказа Людмилы Петрушевской «Глюк»

Внеклассное занятие по литературе на 1 курсе СПО. «Одиночество подростков, их заброшенность, равнодушие окружающих людей и разрушительное воздействие наркотиков. Проблематика рассказа Людмилы Петрушевской «Глюк»

Рассказ Людмилы Петрушевской «Глюк» мне понравился тем, что в нем жизнь показана натурально – во всех ее проявлениях. Главная героиня рассказа – Таня, девушка 16–17 лет, представляет довольно большую часть молодежи сегодняшнего дня. Ее прототип можно найти на любой дискотеке и тому подобных мероприятиях. Рассказ Л.Петрушевской - это жестокая проза жизни. В нем удивительным образом переплетаются фантастика, сюрреализм, действительность. Это составляет такую композицию, что произведение притягивает с первого абзаца, с первой строки.

Предметы

Воспитание

Категория

Воспитание
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Внеклассное занятие по литературе на 1 курсе СПО. «Одиночество подростков, их заброшенность, равнодушие окружающих людей и разрушительное воздействие наркотиков. Проблематика рассказа Людмилы Петрушевской «Глюк»

Цель занятия: знакомство обучающихся с литературой постмодернизма на примере творчества Л.С. Петрушевской.

Задачи:

- обучить пониманию замысла писателя;

- раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа;

- определить круг проблем, поднимаемых в рассказе,

- формировать у обучающихся высокие нравственные качества: доброту, ответственность за свои поступки, желание духовных потребностей.

Оборудование: текст рассказа «Глюк», портрет

Людмилы Петрушевской на доске.

Эпиграф к занятию.

Лишь в разуме счастье, беда без него,
Лишь разум – богатство, нужда без него...
Коль разум вожатым не станет тебе,
Дела твои сердце изранят тебе...

Фирдоуси

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово преподавателя.

Эпиграф к занятию.

Лишь в разуме счастье, беда без него,
Лишь разум – богатство, нужда без него...
Коль разум вожатым не станет тебе,
Дела твои сердце изранят тебе...

Фирдоуси

Наше занятие мы начнём словами Роберта Рождественского: «У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьезности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Как жить? Что делать? Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы-океаны и вопросы-капли...»

Множество подобных вопросов встаёт перед вами, современными подростками. Р. Рождественский говорит, что свобода выбора есть у каждого человека. А есть ли выбор у современного подростка? Всегда ли вы самостоятельно можете отличить добро от зла, хорошего человека от плохого, выбрать правильные ориентиры в жизни, когда на каждом шагу подстерегают соблазны. Одиночество подростков, их заброшенность, равнодушие окружающих людей и разрушительное воздействие наркотиков, наркомания… вот примерный перечень проблем, поднимаемых Л. Петрушевской в рассказе «Глюк». Этому рассказу мы посвятим сегодняшнее внеклассное занятие.

  1. Знакомство с биографией писательницы.

Л. С. Петрушевская – современная писательница.

(Рассказывает подготовленный студент)

Родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье служащего. В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой.

После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 года — редактором на Центральной студии телевидения.

Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности.

Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.

Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» — редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни».

Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. В 1990 году был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 — роман «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» — «Сказки, рассказанные детям» (1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996).

Людмила Петрушевская живёт и работает в Москве.

Преподаватель: Людмила Петрушевская определяет лицо современной литературы постмодернизма.

Один из главных принципов литературы постмодернизма – интерсексуальность (соотнесённость текста с другими литературными источниками). Постмодернистский текст формирует новый тип взаимоотношений между литературой и читателем. Читатель становится соавтором текста. Восприятие художественных ценностей становится многозначным. Литература рассматривается как интеллектуальная игра.

Для прозы Людмилы Петрушевской характерен жесткий натурализм в изображении темных сторон внутреннего мира и общественной жизни человека. Однако Петрушевская не считает, что цель её творчества- показать неприглядные черты современника. Она полагает, что задача писателя – честно ставить вопросы, даже не самые приятные, чтобы побудить людей задуматься о себе, о своей нравственности, человеческой состоятельности.

Сама Людмила Петрушевская так говорит о своем творчестве: «…я прямо и просто, не смешно, без эпитетов, образов, остроумных портретов, без живых диалогов, скупо, как человек на остановке автобуса, расскажу другому человеку историю третьего человека. Расскажу так, что он вздрогнет, а я – я уйду, оставив его догадываться, кто ему рассказал эту историю и зачем. И свои загадочные, мистические истории я расскажу, ни единым словом не раскрывая их тайны… Пусть догадываются сами…».

И нам с вами предстоит догадаться, что хотела сказать своим рассказом «Глюк» Л. Петрушевская.

Рассказ «Глюк» был опубликован в журнале «Октябрь» №3 /2000 вместе с другими её рассказами под общим заголовком «В садах других возможностей».  Это рассказы-притчи. Вспомним определение: что такое «притча»?

Притча – небольшой рассказ нравоучительного характера часто религиозного содержания. Рассказ — «Глюк»- это история из жизни девочки-подростка в жанре притчи.

Итак, перед нами рассказ-притча.

  1. Чтение рассказа.

Однажды, когда настроение было как всегда по утрам, девочка Таня лежала и читала красивый журнал.



Было воскресенье.
И тут в комнату вошел Глюк. Красивый как киноартист (сами знаете кто), одет как модель, взял и запросто сел на Танину тахту.— Привет,—
воскликнул он,— привет, Таня!— Ой,— сказала Таня (она была в ночной рубашке).— Ой, это что.

— Как дела,— спросил Глюк.— Ты не стесняйся, это ведь волшебство.— Прям,— возразила Таня.— Это глюки у меня. Мало сплю, вот и все. Вот и вы.
Вчера они с Анькой и Ольгой на дискотеке попробовали таблетки, которые принес Никола от своего знакомого. Одна таблетка теперь лежала про запас в косметичке, Никола сказал, что деньги можно отдать потом.— Это неважно, пусть глюки,— согласился Глюк.— Но ты можешь высказать любое желание.— И что?

— Ну ты сначала выскажи,— улыбнулся Глюк.— Ну… Я хочу школу кончить…— нерешительно сказала Таня.— Чтобы Марья двойки не ставила… Математичка.

— Знаю, знаю,— кивнул Глюк.

— Знаете?

— Я все про тебя знаю. Конечно! Это ведь волшебство.
Таня растерялась. Он все про нее знает!

— Да не надо мне ничего, и вали отсюда,— смущенно пробормотала она.— Таблетку я нашла на балконе в бумажке кто-то кинул.
Глюк сказал:

— Я уйду, но не будешь ли ты жалеть всю жизнь, что прогнала меня, а ведь я могу исполнить твои три желания! И не трать их на ерунду. Математику всегда можно подогнать. Ты ведь способная. Просто не занимаешься, и все. Марья поэтому поставила тебе парашу.
Таня подумала: действительно, этот глюк прав. И мать так говорила.

— Ну что,— сказала она.— Хочу быть красивой?

— Ну не говори глупостей. Ты ведь красивая. Если тебе вымыть голову, если погулять недельку по часу в день просто на воздухе, а не по рынку, ты будешь красивей чем она (сама знаешь кто).
Мамины слова, точно!

— А если я толстая?— не сдавалась Таня.— Катя вон худая.

— Ты толстых не видела? Чтобы сбросить лишние три килограмма, надо просто не есть без конца сладкое. Это ты можешь! Ну, думай!

— Сережка чтобы… ну, это самое.

— Сережка! Зачем он нам! Сережка уже сейчас пьет. Охота тебе выходить замуж за алкаша! Ты посмотри на тетю Олю.
Да, Глюк знал все. И мать о том же самом говорила. У тети Оли была кошмарная жизнь, пустая квартира и ненормальный ребенок. А Сережка действительно любит выпить, а на Таню даже и не глядит. Он, как говорится, «лазит» с Катей. Когда их класс ездил в Питер, Сережка так нахрюкался на обратном пути в поезде, что утром его не могли разбудить. Катя даже его била по щекам и плакала.

— Ну вы прям как моя мама,— сказала, помолчав, Таня.— Мать тоже базарит так же. Они с отцом кричат на меня, как больные.

— Я же хочу тебе добра!— мягко сказал Глюк.— Итак, внимание. У тебя три желания и четыре минуты остается.

— Ну… Много денег, большой дом на море… и жить за границей!— выпалила Таня.
Чпок! В ту же секунду Таня лежала в розовой, странно знакомой спальне. В широкое окно веял легкий приятный морской ветерок, хотя было жарко. На столике лежал раскрытый чемодан, полный денег.
«У меня спальня как у Барби!» — подумала Таня. Она видела такую спальню на витрине магазина «Детский мир».

Она поднялась, ничего не понимая, где тут что. В доме оказалось два этажа, везде розовая мебель как в кукольном доме. Мечта! Таня ахала, изумлялась, попрыгала на диване, посмотрела, что в шкафах (ничего). На кухне стоял холодильник, но пустой. Таня выпила водички из-под крана. Жалко, что не подумала сказать «чтобы всегда была еда». Надо было добавить «и пиво» (Таня любила пиво, они с ребятами постоянно покупали баночки. Денег только не было, но Таня их брала иногда у папы из кармана. Мамина заначка тоже была хорошо известна. От детей ничего не спрячешь!). Нет, надо было вообще сказать Глюку так: «И все что нужно для жизни». Нет, «для богатой жизни!» В ванной находилась какая-то машина, видимо, стиральная. Таня умела пользоваться стиралкой, но дома была другая. Тут не знаешь ничего, где какие кнопки нажимать.
Телевизор в доме был, однако Таня не смогла его включить, тоже были непонятные кнопки.
Затем надо было посмотреть что снаружи. Дом, как оказалось, стоял на краю тротуара, не во дворе. Надо было сказать: «с садом и бассейном». Ключи висели на медном крючке в прихожей, у двери. Все предусмотрено!
Таня поднялась на второй этаж, взяла чемоданчик денег и пошла было с ним на улицу, но обнаружила себя все еще в ночной рубашке.
Правда, это была рубашка типа сарафанчика, на лямочках.
На ногах у Тани красовались старые шлепки, еще не хватало!

Но приходилось идти в таком виде.
Дверь удалось запереть, ключи девать было некуда, не в чемодан же с деньгами, и пришлось оставить их под ковриком, как иногда делала мама. Затем, напевая от радости, Таня побежала куда глаза глядят. Глаза глядели на море.
Улица кончалась песчаной дорогой, по сторонам виднелись маленькие летние домики, затем развернулся большой пустырь. Сильно запахло рыбным магазином, и Таня увидела море.
На берегу сидели и лежали, прогуливались люди. Некоторые плавали, но немногие, поскольку были высокие волны.
Таня захотела немедленно окунуться, однако купальника на ней не было, только белые трусики под ночной рубашкой, в таком виде Таня красоваться не стала и просто побродила по прибою, уворачиваясь от больших волн и держа в одной руке тапки, в другой чемоданчик.
До вечера голодная Таня шла и шла по берегу, а когда повернула обратно, надеясь найти какой-нибудь магазин, то перепутала местность и не смогла найти тот пустырь, откуда вела прямая улица до ее дома.
Чемодан с деньгами оттянул ей руки. Тапки намокли от брызг прибоя.
Она села на сыроватый песок, на свой чемоданчик. Солнце заходило. Страшно хотелось есть и особенно пить. Таня ругала себя последними словами, что не подумала о возвращении, вообще ни о чем не подумала — надо было найти сначала хоть какой-нибудь магазин, что-то купить. Еду, тапочки, штук десять платьев, купальник, очки, пляжное полотенце. Обо всем у них дома заботились мама и папа, Таня не привыкла планировать, что есть, что пить завтра, что надеть, как постирать грязное и что постелить на кровать.
В ночной рубашке было холодно. Мокрые шлепки отяжелели от песка.
Надо было что-то делать. Берег уже почти опустел.
Сидела только пара старушек да вдали вопили, собираясь уходить с пляжа, какие-то школьники во главе с тремя учителями.
Таня побрела в ту сторону. Нерешительно она остановилась около кричащих, как стая ворон, детей. Все эти ребята были одеты в кроссовки, шорты, майки и кепки, и у каждого имелся рюкзак. Кричали они по-английски, но Таня не поняла ни слова. Она учила в школе английский, да не такой.
Детки пили воду из бутылочек. Кое-кто, не допив драгоценную водичку, бросал бутылки с размахом подальше. Некоторые, дураки, кидали их в море.
Таня стала ждать, пока галдящих детей уведут.
Сборы были долгие, солнце почти село, и наконец этих воронят построили и повели под тройным конвоем куда-то вон. На пляже осталось несколько бутылочек, и Таня бросилась их собирать и с жадностью допила из них воду. Потом побрела дальше по песку, все-таки вглядываясь в прибрежные холмы, надеясь увидеть в них дорогу к своему дому.
Внезапно опустилась ночь. Таня, ничего не различая в темноте, села на холодный песок, подумала, что лучше сесть на чемоданчик, но тут вспомнила, что оставила его там, где сидела перед тем!

Она даже не испугалась. Ее просто придавило это новое несчастье. Она побрела, ничего не видя, обратно.
Она помнила, что на берегу оставались еще две старушки.
Если они еще сидят там, то можно будет найти рядом с ними чемоданчик.
Но кто же будет сидеть холодной ночью на сыром песке!
За песчаными холмами давно горели фонари, и из-за этого на пляже было совсем уже ничего не видно. Тьма, холодный ветер, ледяные шлепки, тяжелые от мокрого песка.
Раньше Тане приходилось терять многое — самые лучшие мамины туфли на школьной дискотеке, шапки и шарфы, перчатки бессчетно, зонтики уже раз десять, а деньги вообще считать и тратить не умела. Она теряла книги из библиотеки, учебники, тетрадки, сумки.
Еще недавно у нее было все — дом и деньги. И она все потеряла.
Таня ругала себя. Если бы можно было начать все сначала, она бы, конечно, крепко подумала. Во-первых, надо было сказать: «Пусть все, что я захочу, всегда сбывается!» Тогда бы сейчас она могла бы велеть: «Пусть я буду сидеть в своем доме, с полным холодильником (чипсы, пиво, горячая пицца,
гамбургеры, сосиски, жареная курица). Пусть по телику будут мультики. Пусть будет телефон, чтобы можно было пригласить всех ребят из класса, Аньку, Ольгу, да и Сережку!» Потом надо было бы позвонить папе и маме. Объяснить, что выиграла большой приз, поездку за границу. Чтобы они не беспокоились. Они сейчас бегают по всем дворам и всех уже обзвонили. Наверное, и в милицию подали заявление, как месяц назад родители хиппи Ленки по прозвищу Бумажка, когда она уехала в Питер автостопом.
А вот теперь в одной ночной рубашке и в сырых шлепках приходится в полной тьме блуждать по берегу моря, когда дует холодный ветер.
Но уходить с пляжа нельзя, может быть, утром повезет первой увидеть свой чемоданчик.
Таня чувствовала, что стала гораздо умней, чем была утром, при разговоре с Глюком. Если бы она оставалась такой же дурой, то давно бы уже покинула это проклятое побережье и побежала бы туда где теплей. Но тогда бы не оставалось надежды найти чемоданчик и улицу, где стоял родной дом…
Таня была полной дурой еще три часа назад, когда даже не посмотрела ни номер своего дома, ни названия улицы!
Она стремительно умнела, но есть хотелось до обморока, а холод пронизывал всю ее до костей.
В этот момент она увидела фонарик. Он быстро приближался, как будто это была фара мотоцикла — но без шума.
Опять глюки. Да что же это такое!
Таня замерла на месте. Она знала, что находится в совершенно чужой стране и не сможет найти защиты, а тут этот страшный бесшумный фонарик.
Она свернула и потрюхала в своих тяжелых, как утюги, шлепках по кучам песка к холмам.

Но фонарик оказался рядом, слева. Голос Глюка сказал:

— Вот тебе еще три желания, Танечка. Говори!
Таня, теперь уже умная, хрипло выпалила:

— Хочу, чтобы всегда мои желания исполнялись!

— Всегда?— спросил голос как-то загадочно.

— Всегда!— ответила, вся дрожа, Таня.
Откуда-то очень сильно воняло гнилью.

— Только есть один момент,— произнес Невидимый с фонариком.— Если ты захочешь кого-нибудь спасти, то на этом твое могущество кончится. Тебе уже ничего никогда не достанется. И тебе самой придется худо.

— Да никого я не захочу спасти,— сказала, трясясь от холода и страха, Таня.— Не такая я добренькая.

— Ну говори свое желание,— произнес голос, и запахло еще и отвратительным дымом. Гниль и дым, как на помойке.

— Хочу оказаться в своем доме с полным холодильником, и чтобы все ребята из класса были, и телефон позвонить маме.
И тут же она в чем была — в мокрых тапочках и ночной рубашке оказалась, как во сне, у себя в новом доме в розовой спальне, а на кровати, на ковре и на диване сидели ее одноклассники, причем Катя с Сережей на одном кресле.
На полу стоял телефон, но Таня не спешила по нему звонить. Ей было весело! Все видели ее новую жизнь!

— Это твой дом?— галдели ребята.— Круто! Класс!

— И прошу всех на кухню!— сказала Таня.
Там ребята открыли холодильник и стали играть в саранчу, то есть уничтожать все припасы в холодном виде. Таня пыталась подогреть что-то, какие-то пиццы, но плита не зажигалась, какие-то кнопки не срабатывали. Потребовалось еще мороженое, пиво, Сережка попросил водки, мальчики сигарет.
Таня потихоньку, отвернувшись, пожелала себе быть самой красивой и все то, что заказали ребята. Тут же за дверью кто-то нашел второй холодильник, тоже полный.
Таня сбегала в ванную и посмотрела на себя в зеркало. Волосы стали кудрявыми от морского воздуха, щеки были как розы, рот пухлый и красный без помады. Глаза сияли не хуже фонариков. Даже ночная рубашка выглядела как кружевное вечернее платьице! Класс!
Но Сережка как сидел с Катей, так и сидел. Катя тихо ругалась с ним, когда он открыл бутылку и стал отпивать из горлышка.

— Ой, ну что ты его воспитываешь, воспитываешь!— воскликнула Таня.— Он же тебя бросит! Я все всем разрешаю! Просите, чего хотите, ребята! Слышишь, Сережка? Проси у меня что хочешь, я тебе все разрешаю!
Все ребята были в восторге от Тани. Антон подошел, поцеловал Таню долгим поцелуем, как ее еще никто в жизни не целовал.
Таня торжествующе посмотрела на Катю. Они все еще сидели на одном кресле, но уже отвернулись друг от друга.

Антон спросил на ухо, нет ли травки покурить, Таня принесла папироски с травой, потом Сережка заплетающимся языком сказал, что есть такая страна, где свободно можно купить любой наркотик, и Таня ответила, что именно здесь такая страна, и принесла полно шприцов. Сережка с лукавым видом сразу схватил себе три, Катя пыталась вырвать их у него, но Таня постановила — пусть Сережка делает, что хочет.
Катя замерла с протянутой рукой, не понимая, что происходит.
Таня чувствовала себя не хуже королевы, она могла все.
Если бы они попросили корабль или полететь на Марс, она бы все устроила. Она чувствовала себя доброй, веселой, красивой.
Она не умела колоться, ей помогли Антон и Никола. Было очень больно, но Таня только смеялась. Наконец у нее было множество друзей, все ее любили! И наконец она была не хуже других, то есть попробовала уколоться и не испугалась ничего!
Закружилась голова.
Сережка странно водил глазами по потолку, а неподвижная Катя злым взглядом смотрела на Таню и вдруг сказала:

— Я хочу домой. Мы с Сережей должны идти.

— А что ты за Сережу выступаешь? Иди одна!— еле ворочая языком, сказала Таня.

— Нет, я должна вернуться вместе с ним, я обещала его маме!— крикнула Катя.
Таня проговорила:

— Тут я распоряжаюсь. Поняла, гнида? Иди отсюда!

— Одна я не уйду!— пискнула Катя и стала смотреть, не в силах шевельнуться, на совершенно бесчувственного Сережку, но быстро растаяла, как ее писк. Никто ничего не заметил, все валялись по углам, на ковре, на Таниной кровати как тряпичные куклы. У Сережки закатились глаза, были видны белки.
Таня залезла на кровать, где лежали и курили Ольга, Никола и Антон, они ее обняли и укрыли одеялом. Таня была все еще в своей ночной рубашке, в кружевах, как невеста.
Антон стал говорить что-то, лепетать типа «не бойсь, не бойсь», зачем-то непослушной рукой заткнул Тане рот, позвал Николу помочь. Подполз и навалился пьяный Никола. Стало нечем дышать, Таня начала рваться, но тяжелая рука расплющила ее лицо, пальцы стали давить на глаза… Таня извивалась, как могла, и Никола прыгнул на нее коленями, повторяя, что сейчас возьмет бритву… Это было как страшный сон. Таня хотела попросить свободы, но не могла составить слова, они ускользали. Совсем не было воздуха и трещали ребра.
И тут все вскочили с мест и обступили Таню, кривляясь и хохоча. Все открыто радовались, разевали рты. Вдруг у Аньки позеленела кожа, выкатились и побелели глаза. Распадающиеся зеленые трупы окружили кровать, у Николы из открытого рта выпал язык прямо на Танино лицо. Сережа лежал в гробу и давился змеей, которая ползла из его же груди. И со всем этим ничего нельзя было поделать. Потом Таня пошла по черной горячей земле, из которой выпрыгивали языки пламени. Она шла прямо в раскрытый рот огромного, как заходящее солнце, лица Глюка. Было нестерпимо больно, душно, дым разъедал глаза. Она сказала, теряя сознание: «Свободы».
Когда Таня очнулась, дым все еще ел глаза. Над ней было небо со звездами. Можно было дышать.
Вокруг нее толпились какие-то взрослые люди, сама она лежала на носилках в разорванной рубашке. Над ней склонился врач, что-то ее спросил на иностранном языке. Она ничего не поняла, села. Ее дом почти уже сгорел, остались одни стены. На земле вокруг лежали какие-то кучки, накрытые одеялами, из-под одного одеяла высовывалась черная кость с обугленным мясом.

— Хочу понимать их язык,— сказала Таня.
Кто-то рядом говорил:

— Тут двадцать пять трупов. Соседи сообщили, что это недавно построенный дом, здесь никто не жил. Врач утверждает, что это были дети. По остаткам несгоревших костей. Найдены шприцы. Единственная оставшаяся в живых девочка ничего не говорит. Мы ее допросим.

— Спасибо, шеф. Вам не кажется, что это какая-то секта новой религии, которая хотела массово покончить с собой? Куда завлекли детей?

— Пока я не могу ответить на ваш вопрос, мы должны снять показания с девочки.

— А кто владелец этого дома?

— Мы все будем выяснять.
Кто-то энергично сказал:

— Какие негодяи! Загубить двадцать пять детей!



Таня, трясясь от холода, произнесла на чужом языке:

— Хочу, чтобы все спаслись. Чтобы все было как раньше.
Тут же раскололась земля, завоняло немыслимой дрянью, кто-то взвыл как собака, которой наступили на лапу.
Потом стало тепло и тихо, но очень болела голова.
Таня лежала у себя в кровати и никак не могла проснуться.
Рядом валялся красивый журнал.
Вошел отец и сказал:

— Как ты? Глаза открыты.
Он потрогал ее лоб и вдруг открыл занавески, а Таня закричала, как всегда по воскресеньям: «Ой-ой, дайте поспать раз в жизни!»

— Лежи, лежи, пожалуйста,— мирно согласился отец.— Вчера еще температура сорок, а сегодня кричишь как здоровая!
Таня вдруг пробормотала:

— Какой страшный сон мне приснился!
А отец сказал:

— Да у тебя был бред целую неделю. Мама тебе уколы делала. Ты на каком-то языке даже говорила. Эпидемия гриппа, у вас целый класс валяется, Сережка вообще в больницу попал. Катя тоже без сознания неделю, но она раньше всех заболела. Говорила про вас, что все в каком-то розовом доме… Бред несла. Просила спасти Сережу.

— Но все живы?— спросила Таня.

— Кто именно?

— Ну весь наш класс?

— А как же,— ответил отец.— Ты что!

— Какой страшный сон,— повторила Таня.
Она лежала и думала, что в косметичке, которая была спрятана в рюкзаке, находится таблетка с дискотеки, за которую надо отдать Николе деньги…

Ничего не кончилось. Но все были живы.

Словарь

Чипсы (англ.) – картофель, зажаренный в масле в виде хрустящих ломтиков.

Гамбургер (англ.) – мягкая теплая булочка, проложенная посередине бифштексом и овощами.

Хиппи (англ.) – 1) группы молодежи в западных странах, отвергающие многие ценности и нормы общества на основе и в духе «контркультуры»; 2) человек экстравагантного поведения, нарочито небрежно и претенциозно одетый.

Саранча – насекомое, вредитель сельского хозяйства. Наброситься на что-н., как саранча (с жадностью, опустошая все).

Эгоизм (эго – я) – себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других людей.

Альтруизм (фр.) – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами (противопол. эгоизм).

  1. Анализ рассказа.

- Каково ваше первое впечатление от рассказа? Как вы его поняли? Какие вопросы у вас возникли? В начале, вы помните, чтение рассказа вызвало у вас веселье, к концу чтения настроение резко поменялось. Рассказ произвел эффект шоковой терапии. (По ходу анализа рассказа обучающиеся отмечают композиционные части произведения: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку).

Какие ассоциации возникают у вас при слове «глюк»?

Глюк: сумасшедший человек; привидения; галлюцинация; иллюзия; наркомания; больное воображение; видение; наркотик; бред; сумасшествие; болезнь; непорядок в голове; сейчас многие так говорят: «глюк», «глючит», - это означает галлюцинацию, что-то нереальное, слово вызывает ассоциации, связанные с наркоманией, бредом, с ненормальным состоянием человека. Попробуйте дать определение.

-Определение из словаря Даля: “Галлюцинация – (лат. бред) непроизвольно возникающее ложное (мнимое) восприятие (зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое) несуществующих объектов, которые для больного носят характер действительно существующих, реальных”. Каким предстает Глюк в рассказе в первом и втором появлении?

Работа в группах.

- Как вы оцениваете героиню рассказа Таню? А Глюка? Дайте их характеристику. Из чего складывается характеристика героя? Характеристика героини складывается из ее речи, портрета, поступков, интересов. (Идёт работа в группах. Первая группа ищет описание внешности, составляет речевой портрет героини. Вторая группа характеризует поведение, поступки, окружение.Третья группа характеризует Глюка).

1 группа.  Прототип Тани можно найти в любой школе, в любом классе (от 8 класса и старше), на любой дискотеке. У Тани нет настоящих друзей, её не принимают в свой круг одноклассники, и поэтому она пытается подружиться с ребятами, исполняя все их прихоти и желания. Таня мало спит, много гуляет, вечера проводит на дискотеке, она не учит уроки, не стремится к совершенству, не занимается спортом, её не увлекает художественная литература. Петрушевская пишет, что Таня читает «красивый журнал». (Кто же читает журнал только потому, что он красивый?) Наша героиня ленива и неопрятна. Она редко моет голову, не следит за собой, любит ходить по рынку.  Ей нравится Сережка, который уже пьёт водку. Сама Таня уже пьет пиво («Таня любила пиво, они с ребятами постоянно покупали баночки. Денег только не было, но Таня их брала иногда у папы из кармана. Мамина заначка тоже была хорошо известна. От детей ничего не спрячешь», - пишет Людмила Петрушевская). Таня уже попробовала наркотические таблетки. Её жизнь скучна, пуста, поэтому, возможно, она пытается её украсить алкоголем и наркотиками. Да, на первый взгляд, кажется, что Таня одержима только одной мыслью: стать самой красивой, крутой, чтобы на нее наконец-то одноклассники обратили внимание, приняли ее в свой круг. А у кого из нас нет таких желаний?

- Стали бы вы дружить с такой девочкой, интересна ли она вам?

Что можете сказать про её речь?

- Речь ее грубая, лексикон бедный. Употребляет просторечные и жаргонные слова и выражения (примеры).

-Какие отношения сложились у Тани и ее родителей?

-С родителями у нее нет духовной близости. Нигде не звучит теплых слов «мама» или «папа», только обобщенное - «родители».

- Почему ей нравится такой мальчик, как Серёжа?

-Она не уважает, не ценит себя. У неё низкая самооценка. У Тани нет другого круга общения. И Сережа ей нравится только потому, что, во-первых, он дружит с другой девочкой, Катей, а во-вторых, в наше время, если мальчик пьет, то он считается крутым, взрослым на фоне обычных некурящих и непьющих ребят. И это нравится таким девочкам, как Таня. Она очень старается стать «как все».

Таня не ценит жизнь, в произведении прослеживаются мотивы утраты (какой?), причем в болезненной форме; мотив жажды (какой?).
В Тане просматривается бездуховность, отсутствие представления о важном и неважном. Писательница уводит читателя в мир жестокости, грязи. Это эпатаж, с помощью которого хотят достичь шоковой терапии. Как сказал кто-то: «Проза должна врачевать, несмотря на черноту жизни».
У Тани приземленные желания, это от опустошенности, духовного упадка.

– Выпишите в тетради имена существительные, называющие то, чего желает Таня. (Запись получится примерно такая.)

Еда:

пиво, курица, мороженое, сладкое; чипсы, гамбургеры, пиццы, сигареты.

Одежда:

купальник, полотенце; зонтики, платья (штук 10), шапки, шарфы.

Аксессуары:

очки, перчатки.

Электробытовые приборы:

стиральная машина, холодильник (одного мало – два надо), плита.

Обувь:

тапочки, туфли.

Мебель:

диван, зеркало, ковер; шкафы.

- Как вы поняли сущность Глюка?

Глюк – темная, страшная сила, в любом обличье может прийти. Он искуситель, дьявол, сатана, зло.
Глюк – это кошмарная жизнь, пустая квартира.
По религиозным представлениям – дьявол (глюк) все знает о человеке, он искушает его.

На уроках мы занимаемся нестандартным заданием – переводом с русского языка на русский слова глюк.

– Как по-разному можно его понимать?
«Глюк – герой рассказа», «композитор Глюк», «“Глюк”» – название». А еще есть слово Das Gluck по-немецки – «счастье».
В тексте Глюк – бред – страшный сон – t 40° – невидимый с фонариком – чудовище с огромным ртом, как заходящее солнце, всех и вся пожирает, он – жерло ненасытное, жернов, перемалывающий судьбы, Молох.

Когда холодильник полный, друзья Тани играют в саранчу, а саранча прожорлива, все уничтожает на своем пути, ее несметные полчища.

-Давайте вспомним сюжет рассказа. К девочке Тане - а она накануне приняла на дискотеке не очень хорошие таблетки - приходит Глюк и предлагает исполнить три ее желания.

Экспозиция. Глюк в комнате у Тани. Глюк. - Какой он?

-Красивый, как киноартист, как модель. Смелый, бесцеремонный, все знает о Тане, говорит её языком («поставит парашу»).

- «Я хочу тебе добра», - говорит он. Так ли это?

 На первый взгляд кажется, что нет. Но ведь он же и говорит Тане, чтобы она «не тратила желания на ерунду». Её жизнь неинтересна, поэтому она пытается её украсить наркотиками.

-Давайте, посмотрим, как разговаривает Таня с Глюком. Когда он только появляется в ее комнате, красивый как киноартист, она теряется и обращается к нему на «вы»: «Это глюки у меня. Мало сплю, вот и все. Вот и вы», когда же она чуть пришла в себя, говорит ему грубо «ты: «Да не надо мне ничего, и вали отсюда». Таня разная. Она может быть и вежливой, и грубой. Глюк знает, как расположить ее к себе, заставить поверить в его слова.

-Глюк предлагает героине исполнить три ее желания. Какие желания высказала Таня? Она стоит перед выбором.

- Дом, деньги, жить за границей. Что такое духовные потребности? (Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными).

– А материальные? (Вещественные, реальные в противопоставление духовному). – Какие желания преобладают у вас: духовные или материальные?

А когда Таня загадывает желание хорошо учиться по математике, стать красивой, нравиться Сереже, он говорит ей, что это не те желания, которые нужно исполнять магическим путем. Здесь дьявол ее не обманывает, она и сама может всего этого достичь.

-Какие другие желания есть у Тани? Те самые, о которых говорится во всех голливудских фильмах. Выбор невелик: дом, деньги, пиво, мальчики, жить за границей - вот чем теперь ограничивается героиня.

- Представьте, что к вам пришёл маг и предложил исполнить три ваши желания. Какие это желания? Давайте прочитаем некоторые из них и сравним их с желаниями Тани.

- Чтобы не было конца света

- Чтобы все были здоровы

- Чтобы поскорее настал Новый год

Вывод: Желания Тани материальные. Можно было ей загадать дьяволу какие-то хорошие, добрые желания, но, видимо, в ее окружении идеалы другие. Таня - обычная девочка, такая, как все. Да и понятно, что Глюк не стал бы выполнять какие-то добрые пожелания. На то он и дьявол, воплощение зла.

Определяем завязку, развитие действия. 

«Чпок!» Таня за границей).

- Как Таня чувствовала себя в новом доме?

-«Класс! Мечта!» Людмила Петрушевская показывает, что героиня довольна новым домом, как у Барби.  Но ведь Барби – кукла.   Она не живая.  Одно уже это сравнение дома мечты с кукольным домиком вызывает тревогу. Получается, что Тане хочется быть куклой.  Она уже и так почти кукла.

-Довольна ли она волшебством?

-Нет. Мало, не всё легко. Когда ее желание оказаться за границей было исполнено Глюком, оно не принесло ожидаемого счастья.

-С какими трудностями она встретилась?

-Есть, пить, одеться – она сама не могла! Таня не может обеспечить себя едой, одеждой, распорядиться деньгами, потому что все это дома в настоящей жизни делают родители.

- Как меняется настроение Тани?

-У неё появляются усталость, раздражение, зависть, злость, отчаяние.

-Что означают эти слова с точки зрения нравственности, религии?

-Эти слова - перечень тяжких грехов.

-Далее мы читаем: «И она всё потеряла».

-Что подразумевает автор под этими словами?

-Таня теряет душу. Но она и умнеет. У героини меняется настроение, появляются усталость, раздражение, злость, отчаяние, оттого что она потеряла все, что ей дал Глюк. Она не думает, что теряет большее: теряет душу.

-Поняла ли Таня, что это испытание у неё было не случайно? Раскаялась ли?

-Она на самом деле подозревает, понимает, что Глюк ее не оставит, что-то ведь должен он потребовать взамен. Всем известно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Однако Тане не хочется, по-видимому, даже думать об этом. Ведь вновь появляется «щедрый» Глюк, готовый выполнить ее следующее желание.  «Хочу, чтобы всегда мои желания исполнялись!»- вот о чем теперь мечтает Таня. Почти как старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Таня со своими одноклассниками вновь в кукольном доме, наполненном едой, выпивкой, наркотиками, у нее теперь есть телефон, но звонить родителям Таня не спешит. Родителей ей не жаль, им нет места в ее красивом кукольном доме.  Ей никто не нужен. Теперь у нее есть компания, о которой так мечтала. Героиня опускается все ниже и ниже.

Анализ сцены «Второе появление Глюка».

-Какой он теперь- Глюк?

-У него был «страшный бесшумный фонарик». «Откуда-то сильно воняло гнилью». Писательница подсказывает: Таня на краю гибели, у преисподней.

-Может быть, он действительно желает ей добра?

Ответ: И да, и нет. Ведь она могла подумать не только о материальных потребностях. Человек в трудную минуту молит о терпении, твердости духа, силе воли. А Таня опять «заказывает»: полный холодильник, всех ребят из класса. Еда и веселье - вот смысл жизни героини.

-Зачем Тане нужно было это?

-Чтобы все видели! Она торжествовала. «Наконец она была не хуже других».

- Определим кульминацию рассказа. «Это было как страшный сон». Как описывает картину «страшного сна» автор?

-Это описание напоминает картину ада: «Таня извивалась, как могла…слова ускользали», «Все обступили Таню, кривляясь и хохоча», «зеленые трупы окружили кровать», «было нестерпимо больно». Глюк отравил сознание людей.

-Как показывает автор, что Таня отдала свою душу дьяволу?

-«Глаза сияли не хуже фонариков», «Таня чувствовала себя не хуже королевы», «Тут я распоряжаюсь». Таня возвысила себя над всеми, над всем миром.

-Знала ли Таня о последствиях творимого ею зла? Почему она с радостью предложила друзьям наркотик?   Назовите ключевые слова, передающие состояние подростков после приёма наркотика.

«Заплетающийся язык», «с лукавым видом», «злым взглядом», «совершенно бесчувственный Серёжка» и, наконец, «все валялись по углам, как тряпичные куклы», «у Серёжки закатились глаза, были видны белки».

-Таня не понимала, что после приёма наркотика человек теряет волю, а это как раз и нужно тем, кто подстрекает людей на это страшное и опасное действие.

-Почему Глюк-дьявол пришел именно к Тане?    

-В её жизни нет дружбы и любви! Ей только кажется, что теперь после приема наркотиков у нее это есть, и она счастлива. Таня ошибается, она не знает настоящей дружбы.  Просто ее главная мечта -  быть не хуже других - наконец-то воплощена в жизнь.  Как только Таня отдает свою душу дьяволу, она преображается, ведет себя высокомерно. Наконец-то у нее есть власть над людьми! Теперь пусть ей все угождают, как делала раньше она сама. Героиня еще сущий ребенок: любит мультики, очень доверчива и наивна. Дьявол потому выбрал её, что увидел, как она нравственно слаба, одинока,  совсем не знает жизни, доверчива, и в голове её путаница.  Видимо, никто не привил Тане того, что мы называем «вечными ценностями», никто не показал, как может быть интересна и разнообразна жизнь.

Анализ финальной сцены.

-Найдите в тексте финальную сцену рассказа… «Она только что пришла в себя после недельного бреда…». Рядом с ней отец.  Оказывается, Таня была без сознания и вот пришла в себя.  Мы понимаем, что Таня любит своих одноклассников, их жизнь ей небезразлична, она не конченый человек. На первый взгляд автор никак не оценивает поступок Тани. Однако мы «догадываемся», что последнее желание Тани – своеобразное мерило нравственности, гуманности.

-Как вы понимаете финал рассказа? Развязка. «Когда Таня очнулась…». Что произошло с Таней? Почему Л. Петрушевская пишет «Ничего не кончилось»?

-Таблетка-искушение лежала в косметичке.

Итог: 

- У нас остается много вопросов после прочтения рассказа, автор оставляет нас наедине с нашим удивлением, с нашим и только нашим отношением к героине, с нашими ответами на вопросы.  

-Навсегда ли эти изменения?   Все ли Таня поняла?   Надолго ли ей хватит понимания, куда могут привести наркотики?

Высказывания студентов:

Людмила Петрушевская оставляет Тане право самой сделать дальнейший выбор, ведь у нее в сумочке лежит еще одна таблетка, за которую она еще не отдала деньги.  Изменится ли Таня, откажется ли она от таблетки -  писательница нам не говорит.  Получается, человека нельзя понять до конца, даже если это только литературный персонаж, но писательница показывает, что именно мешает моему современнику жить счастливо.

       Наверное, Людмила Петрушевская права, считая, что каждый человек сам должен сделать выбор в своей жизни. Но все же хорошо, если есть из чего выбирать, хорошо, когда рядом есть люди, которые помогут в трудную минуту.  Очень страшно за Таню, а вдруг она так и останется всеми брошенной, одинокой. Сможет ли она одна противостоять дьявольским искушениям? Ведь не все знают, что наркотики и алкоголь не дают счастья, независимости, дружбы, любви, что они, как и дьявол, только забирают здоровье, жизнь, душу?  Хочется верить, что Таня навсегда запомнит, как, она, теряя сознание в наркотическом угаре, просила свободы, поймёт, что наркотики лишают человека воли, заставляют его быть зависимым.  Надо, чтобы об этом знали все подростки.

Они, как и во все времена, нуждаются в любви и понимании, в дружеском участии, но им трудно противостоять такому злу, как наркотик, которого не знали герои произведений, изучаемых в школе.

Хорошо, что писательница поднимает эти проблемы, нужно говорить правду о том зле, которое нас окружает. Книги должны открывать нам глаза на мир, исцелять, врачевать раны, возвращать надежду. А мы должны прислушиваться к писателям и делать правильные выводы.

Рассказ Людмилы Петрушевской – рассказ-предупреждение: приём наркотиков часто заканчивается преступлениями и смертью. Книга учит понимать, к чему может привести равнодушие окружающих людей.  

Я думаю, что в жизни важно прежде всего взаимопонимание между людьми, наверное, об этом недоговорила, но заставила нас задуматься Людмила Петрушевская. Важно, чтобы, читая книгу, каждый задумался о себе, о своей жизни, и ответы на возникающие вопросы у каждого будут свои, а не авторские. Своей книгой писательница напоминает, что надо любить людей, быть внимательными к своим же одноклассникам, товарищам, близким, не дать им остаться одинокими, чтобы к ним не пришел Глюк, чтобы алкоголь и наркотики не лишили нас свободы, не лишили нас жизни.

- Как вы думаете, этот рассказ для взрослых или для детей? (Обучающиеся говорят об ответственности родителей, школы, общества не только за материальное благосостояние детей, но и за их нравственное воспитание.) Поэтому этот рассказ адресован и взрослым, и подросткам.

-Какие советы вы могли бы дать Тане?

-Какие вопросы бы вы задали автору, если бы встретились с ним?

А теперь постарайтесь представить рассказ в целом и ответьте на вопрос: какие проблемы подняты автором в рассказе?

Проблема наркомании, проблема досуга, проблема курения и алкоголизма, проблема религиозных сект, проблема отцов и детей (Все проблемы записываются в тетрадь).

  1.  Рефлексия. Составление синквейна.

1.Глюк.

2.Яркий, манящий.

3.Зовёт, обещает, обманывает

4.Может безвозвратно изменить.

5.Опасность!

  1. Домашнее задание: обучающимся предлагаются на выбор две цитаты.

  1. «…Рассказ «Глюк» помогает каждому подростку взглянуть на себя со стороны и, может быть, измениться…» (ученица 10 класса.)

  2. «Рассказ – исследование бездны человеческой души. Чего в ней больше? Гуманизм Петрушевской в том, что сквозь пелену наркотического бреда Таня просит спасти тех, кто пытался лишить её свободы» (мнение взрослого читателя).

Задание – написать сочинение-эссе или сочинение-рассуждение по одной из цитат.

  1. Напутственное слово.  

В заключение хотелось бы вспомнить слова эпиграфа:

Лишь в разуме счастье, беда без него,
Лишь разум – богатство, нужда без него...
Коль разум вожатым не станет тебе,
Дела твои сердце изранят тебе...

Фирдоуси

Будьте благоразумны, не теряйте рассудок, цените и берегите себя и близких.

Использованная литература:

  1. Лукина Е.Н. Уроки внеклассного чтения по рассказу Л. С. Петрушевской «Глюк». РЯШ.2002. №29.

  2. Петрушевская Л.С. «Глюк». «АиФ».1999. №99.

  3. Рождественский Р.. Выбор. РЯШ.2000. №4.

  4. http://pedsovet.org

  5. http://ru.wikipedia.org

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Рассказ Людмилы Петрушевской «Глюк» мне понравился тем, что в нем жизнь показана натурально – во всех ее проявлениях. Главная героиня рассказа – Таня, девушка 16–17 лет, представляет довольно большую часть молодежи сегодняшнего дня. Ее прототип можно найти на любой дискотеке и тому подобных мероприятиях. Рассказ Л.Петрушевской - это жестокая проза жизни. В нем удивительным образом переплетаются фантастика, сюрреализм, действительность. Это составляет такую композицию, что произведение притягивает с первого абзаца, с первой строки.
0 ₽